Принцип MVC в web - программировании. Использование строго типизированных вспомогательных методов для создания элементов управления вводом


Что такое MVC?

Итак, MVC - это про пользовательский интерфейс (UI). Не обязательно графический, голосовое управление тоже годится. Не забудем, что программа может не иметь пользовательского интерфейса, может иметь программный интерфейс (API) или вообще никакого не иметь и всё ещё быть полезной.

Но если у нас есть пользователь, значит должен быть пользовательский интерфейс. Что же такое интерфейс? Это смежная граница между двумя системами. В нашем случае: с одной стороны - программа, с другой - пользователь. Вот они.

Программа совершенно абстрактная, любой предметный код. Она умеет делать что-то полезное, и у пользователя есть нужды, которые можно удовлетворить с помощью этой программы. Тогда появляются кусочки логики, которые «знают», как, используя эту программу, сделать непосредственно то, что хочет пользователь. Кусочки - не предметные, предметная логика в программе. Они больше относятся к пользователю с его конкретными потребностями, и представляют собой комбинации вызовов и обращений к программе.

Юзкейсы

В качестве примера представьте терминал для торговли на бирже. Пользователь терминала выставляет заявку, в которой указывает, что он хочет купить акции компании «Светлый путь» в количестве 20 штук по цене 1500 рублей за акцию. Также указывает, что заявка действительна в течение четырёх часов, и с какого из его счетов списать деньги, в случае успешной сделки.

Ощутимое количество атрибутов. Проходит некоторое время, и он понимает, что по такой цене купить не удастся и готов поднять цену до 1550 рублей, оставив все остальные значения. Тогда он выбирает эту заявку, нажимает кнопку «изменить», указывает новую цену, да. Это удобно.

Но на бирже нельзя изменить заявку, в предметной области нет такого понятия. Заявку можно только выставить и отменить. Чтобы дать пользователю возможность в один клик менять заявку, надо запоминать старые значения, снимать заявку, давать редактировать то, что запомнили, и выставлять новую заявку. Такая комбинация. Но для пользователя она выглядит как одно простое действие: изменение заявки. Это называется - use case.

Дополним нашу диаграмму местом под юзкейсы.

Ещё пользователю надо дать возможность дёргать эти юзкейсы и получать результат. Это могут быть кнопки и другие графические элементы ввода-вывода, жесты, распознавание и синтез речи. Любой вариант обмена данными и командами. Вуаля:

Пользователь дёргает какой-то из юзкейсов, который, в свою очередь, производит манипуляции над программой. Программа публикует результат или изменения в её состоянии.

Так где же тут все-таки MVC?

Все, что осталось - это только раздать знакомые имена образовавшимся компонентам.

Когда модель публикует изменения, её не волнует для кого, она ничего не знает про View. Вместо или вместе со View на том конце может быть другая подсистема.

Теперь немного частностей.

Это был классический вариант MVC - Active Model. Бывает и так, что модель не оповещает об изменениях. Тогда эту обязанность берёт на себя контроллер. Он знает, какие манипуляции производит над моделью, и, очевидно, знает, какие изменения в состоянии модели могут последовать. Это Passive Model.

И ещё один момент. Деление кода на предметный и не предметный - условное и зависит от того, насколько педантично мы хотим смоделировать предметную область. Иногда это рациональное решение - включить какой-то юзкейс в модель. Возможно, это уменьшит количество кода в целом и упростит его.

За материал благодарим нашего подписчика Станислава Ильичева

Принцип MVC у веб-программировании (Model - View - Controller, Модель - Представление(Вид) - Контроллер) - одна из наиболее удачных идей на сегодняшний день. Принцип MVC интуитивно понятен на первый взгляд, но не очень простой при углублении. Сначала рассмотрим, для чего он предназначен.

Принцип MVC , позволяет разделить реализацию логики приложения, внешний вид (графический интерфейс, GUI) и взаимодействие с пользователем.

Это приводит к более структурированном коде, позволяет работать над проектом более специализированным людям, упрощает поддержку кода, делает его более логичным и понятным. Изменение в одном из компонентов минимально влияет на остальные. Можно к одной модели подключать разные виды, разные контроллеры.

С другой стороны, это требует большей производительности исполняющих машин, но в последнее время это не есть большой проблемой - все более сложные программистские решения требуют поддержки, и затраты на поддержку намного превысят затраты на более мощное современное оборудование.

Принцип MVC используют практически все современные фреймворки.

Рассмотрим подробнее компоненты.

Model (Модель) - содержит т.н. "бизнес-логику" - обработку и верификацию данных, обращения к базам данных, представляет внутреннее устройство системы. Модель не должна напрямую взаимодействовать с пользователем.

View (Вид, Представление) описывает внешний вид приложения.

Controller (Контроллер) - связующее звено между моделлю и видом, получает данные от пользователя, передает их модели, получает обработанный результат и передает его в представление.

Взаимосвязь можно посмотреть на диаграмме:

Источник изображения: http://www.wikipedia.org Требования к компонентам:

Модели:

  • должны содержать свойства, представляющие конкретные данные;
  • должны включать в себя бизнес-логику (например, правила валидации), чтобы убедиться в том, что данные соответствуют предъявленным требованиям;
  • могут содержать код для работы с данными.
Представления:
  • должны, главным образом, содержать разметку, такую как HTML, и простой PHP код, используемый для обхода, форматирования и отображения данных;
  • не должны напрямую обращаться к базе данных. Этим должны заниматься модели;
  • не должны напрямую обращаться к $_GET , $_POST и другим переменным, получаемым из запроса пользователя. Эту задачу должен выполнять контроллер. Представления должны использоваться только для оформления данных, полученных от контроллера и модели;
  • могут напрямую обращаться к свойствам и методам контроллера или моделей. Однако это должно делаться только в целях отображения данных.
Контроллеры:
  • могут обращаться к $_GET , $_POST и другим переменным PHP, получаемым из запроса пользователя;
  • могут создавать экземпляры моделей и управлять ими. К примеру, в типичном действии обновления модели контроллер может сначала создать экземпляр модели, затем заполнить его данными из $_POST и, в случае успешного сохранения модели, перенаправить браузер пользователя на страницу созданной модели. Стоит отметить, что само сохранение модели должно быть реализовано в классе модели, а не в контроллере;
  • не должны содержать SQL-запросы. Их лучше держать в моделях;
  • не должны содержать HTML и другую разметку. Её стоит вынести в представления.
(Требования позаимствованы отсюда: http://yiiframework.ru/doc/guide/ru/basics.best-practices)

Кроме концепции MVC существуют и многие другие, например MOVE ( M odels, O perations, V iews и E vents) - вроде, как эволюция MVC (взято отсюда: http://habrahabr.ru/post/147038/), но эти концепции менее распространенные.

В данной статье мы разберемся с понятием MVC, и как, на примере, можно применить это в PHP.

Понятие MVC

MVC (Model-view-controller, «Модель-представление-поведение », «Модель-представление-контроллер ») — это шаблон проектирования приложений, при котором управляющая логика поделена на три отдельных компонента таким образом, что модифицирование одного из них дает минимальное влияние на остальные.

Шаблон MVC хорошо применять при создании сложных проектов, где необходимо отделить работу php программиста (или разделить группу программистов на отделы), дизайнера, верстальщика, и т.д.

Шаблон MVC разделяет представление, данные, и обработку действий пользователя на три отдельных компонента:

MVC Модель (Model). Модель предоставляет данные (обычно для View), а также реагирует на запросы (обычно от контроллера), изменяя своё состояние.

MVC Представление (View). Отвечает за отображение информации (пользовательский интерфейс).

MVC Поведение (Controller). Интерпретирует данные, введённые пользователем, и информирует модель и представление о необходимости соответствующей реакции.

Для наглядности схемы действия шаблона MVC, ниже предоставлена иллюстрация.

Такие компоненты как представление и поведение зависят от модели, но никак не влияют на нее. Модель может иметь несколько представлений. Может быть, концепция MVCсложная для понимания, но если ее осмыслить, она становиться незаменимой при разработке приложений на PHP.

MVC в PHP

Особенностью при использовании MVC в PHP, является то, что существует одна точка входа в php приложение, которая, например, достигается следующим образом. Создается index.php через который будут обрабатываться все запросы, для этого создаем в папке с индексом файл.htaccess и помещаем в него такой код:

RewriteEngine on RewriteCond %{REQUEST_FILENAME} !-f RewriteCond %{REQUEST_FILENAME} !-d RewriteRule ^(.*)$ index.php?route=$1

В предоставленном коде, первой строкой, проверяется существование запрашиваемого файла, и если его нет, то идет перенаправление на index.php, иначе даже запросы картинок сайта будут перенаправляться на индекс. Последняя строка кода преобразовывает запросы вида index.php?route=chat/index у вид index.php/chat/index. Если у вас нет возможности использовать ModRewrite в своем приложении, то вам придется делать переадресацию вручную.

PHP Модель

Данные о PHP модели содержаться в ее атрибутах и могут быть изменены только через специальные функции. Модель может содержать в себе несколько представлений. Как правило, phpмодель это класс работающий с БД, конкретнее: запись, чтение, удаление. Естественно чтение информации с БД может быть реализовано несколькими представлениями (функциями). Как пример модель статей на сайте: можно получить конкретную статью из БД, список последних, популярных, какой-то категории… это все представления модели. Для наглядности ниже предоставлен пример php модели.

PHP контролер (Поведение)

PHP контролеры получают запросы пользователей, которые мы направляли через index.php, и в соответствии с ними, корректируют работу модели. Правильнее сказать контролируют работу php приложения.

PHP Представление

Представление отслеживает изменение в модели и создает или меняет интерфейс php приложения.

List of Datas

firstname ?>

lastname?>

Как работает данный PHP MVC шаблон?

При обращении пользователем по нужному url выбирается соответственный контролер, который обращается к представлению и модели, и выводится информация. Другими словами контролер в mvc есть связующим звеном модели и представления.

Преимущества MVC шаблона при создании PHP приложения

Как упоминалось выше это, прежде всего дифференциация разработчиков php сайта на отделы. Также увеличивается скорость работы php приложения, если создается крупный проект. Ну и то, что касается непосредственно самого php разработчика, это правильная структуризация php кода (все на своих местах, так легче для понимания).

MVC пример

Особо не будем зацикливаться на примере работы MVC, так как уже имеется Добавлю лишь еще пару схем для более глубокого понимания.

Еще одна схема работы MVC шаблона на PHP, она более чем доступна для понимания.

Концепция MVC (Model-View-Controller: модель-вид-контроллер) очень часто упоминается в мире веб программирования в последние годы. Каждый, кто хоть как-то связан с разработкой веб приложений, так или иначе сталкивался с данным акронимом. Сегодня мы разберёмся, что такое - концепция MVC, и почему она стала популярной.

Древнейшая история

MVC — это не шаблон проекта, это конструкционный шаблон, который описывает способ построения структуры нашего приложения, сферы ответственности и взаимодействие каждой из частей в данной структуре.

Впервые она была описана в 1979 году, конечно же, для другого окружения. Тогда не существовало концепции веб приложения. Tim Berners Lee (Тим Бернерс Ли) посеял семена World Wide Web (WWW) в начале девяностых и навсегда изменил мир. Шаблон, который мы используем сегодня, является адаптацией оригинального шаблона к веб разработке.

Бешеная популярность данной структуры в веб приложениях сложилась благодаря её включению в две среды разработки, которые стали очень популярными: Struts и Ruby on Rails. Эти две среды разработки наметили пути развития для сотен рабочих сред, созданных позже.

MVC для веб приложений

Идея, которая лежит в основе конструкционного шаблона MVC, очень проста: нужно чётко разделять ответственность за различное функционирование в наших приложениях:

Приложение разделяется на три основных компонента, каждый из которых отвечает за различные задачи. Давайте подробно разберём компоненты на примере.

Контроллер (Controller)

Контроллер управляет запросами пользователя (получаемые в виде запросов HTTP GET или POST, когда пользователь нажимает на элементы интерфейса для выполнения различных действий). Его основная функция — вызывать и координировать действие необходимых ресурсов и объектов, нужных для выполнения действий, задаваемых пользователем. Обычно контроллер вызывает соответствующую модель для задачи и выбирает подходящий вид.

Модель (Model)

Модель - это данные и правила, которые используются для работы с данными, которые представляют концепцию управления приложением. В любом приложении вся структура моделируется как данные, которые обрабатываются определённым образом. Что такое пользователь для приложения — сообщение или книга? Только данные, которые должны быть обработаны в соответствии с правилами (дата не может указывать в будущее, e-mail должен быть в определённом формате, имя не может быть длиннее Х символов, и так далее).

Модель даёт контроллеру представление данных, которые запросил пользователь (сообщение, страницу книги, фотоальбом, и тому подобное). Модель данных будет одинаковой, вне зависимости от того, как мы хотим представлять их пользователю. Поэтому мы выбираем любой доступный вид для отображения данных.

Модель содержит наиболее важную часть логики нашего приложения, логики, которая решает задачу, с которой мы имеем дело (форум, магазин, банк, и тому подобное). Контроллер содержит в основном организационную логику для самого приложения (очень похоже на ведение домашнего хозяйства).

Вид (View)

Вид обеспечивает различные способы представления данных, которые получены из модели. Он может быть шаблоном, который заполняется данными. Может быть несколько различных видов, и контроллер выбирает, какой подходит наилучшим образом для текущей ситуации.

Веб приложение обычно состоит из набора контроллеров, моделей и видов. Контроллер может быть устроен как основной, который получает все запросы и вызывает другие контроллеры для выполнения действий в зависимости от ситуации.

Разберём пример

Предположим, нам надо разработать онлайновый книжный магазин. Пользователь может выполнять следующие действия: просматривать книги, регистрироваться, покупать, добавлять пункты к текущему заказу, создавать или удалять книги (если он администратор). Давайте посмотрим, что произойдёт, когда пользователь нажмёт на категорию фэнтези для просмотра названий книг, которые имеются в нашем магазине.

У нас есть определённый контроллер для обработки всех действий, связанных с книгами (просматривать, редактировать, создавать и так далее). Давайте назовем его books_controller.php в нашем примере. Также нам нужна модель, например, book_model.php , которая обрабатывает данные и логику, связанные с позицией в магазине. В заключение, нам нужно несколько видов для представления данных, например, список книг, страница для редактирования и так далее.

Следующий рисунок показывает, как обрабатывается запрос пользователя для просмотра списка книг по теме фэнтези :

Контроллер (books_controller.php) получает запрос пользователя (запрос HTTP GET или POST). Мы можем организовать центральный контроллер, например, index.php, который получает запрос и вызывает books_controller.php.

Контроллер проверяет запрос и параметры, а затем вызывает модель(book_model.php), запрашивая у неё список доступных книг по теме фэнтези .

Модель получает данные из базы (или из другого источника, в котором хранится информация) , применяет фильтры и необходимую логику, а затем возвращает данные, которые представляют список книг .

Контроллер использует подходящий вид для представления данных пользователю . Если запрос приходит с мобильного телефона, используется вид для мобильного телефона; если пользователь использует определённое оформление интерфейса, то выбирается соответствующий вид, и так далее.

В чем преимущества?

Самое очевидное преимущество, которое мы получаем от использования концепции MVC — это чёткое разделение логики представления (интерфейса пользователя) и логики приложения.

Поддержка различных типов пользователей, которые используют различные типы устройств является общей проблемой наших дней. Предоставляемый интерфейс должен различаться, если запрос приходит с персонального компьютера или с мобильного телефона. Модель возвращает одинаковые данные, единственное различие заключается в том, что контроллер выбирает различные виды для вывода данных.

Помимо изолирования видов от логики приложения, концепция MVC существенно уменьшает сложность больших приложений. Код получается гораздо более структурированным, и, тем самым, облегчается поддержка, тестирование и повторное использование решений.

А зачем использовать рабочую среду?

Когда вы используете рабочую среду, базовая структура MVC уже подготовлена, и вам остаётся только расширить структуру, размещая ваши файлы в соответствующих директориях для соответствия шаблону MVC. Кроме того, у вас будет набор функций, которые уже написаны и хорошо протестированы.

Рассмотрим cakePHP в качестве примера рабочей среды MVC. После установки у вас будет три основных директории:

  • cake/
  • vendors/

Папка app является местом размещения ваших файлов. Это место для разработки вашей части приложения.

В папке cake размещаются файлы cakePHP (функциональность рабочей среды).

Папка vendors служит для хранения библиотек PHP сторонних разработчиков.

Ваше рабочее пространство (директория app) имеет следующую структуру:

  • app/
    • config/
    • controllers/
    • locale/
    • models/
    • plugins/
    • tests/
    • vendors/
    • views/
    • webroot/

Вам нужно размещать ваши контроллеры в директории controllers , модели в директории models и виды в директории views !

Как только вы начнёте использовать рабочую среду, то сразу станет ясно, где размещается практически любая часть вашего приложения, которую надо создать или модифицировать. Такая организация сама по себе значительно упрощает процесс разработки и поддержки приложения.

Использование рабочей среды для нашего примера

Так как данный урок не имеет целью показать процесс создания приложения с помощью cakePHP, то мы покажем только код для модели, контроллера и вида с комментариями о преимуществах использования рабочей среды MVC. Код специально упрощён и непригоден для использования в реальном приложении.

Помните, мы рассматривали книжный магазин и любопытного пользователя, который хотел увидеть полный список книг по теме фэнтези . Контроллер получал запрос пользователя и координировал необходимые действия.

Итак, как только пользователь нажимает кнопку, браузер запрашивает данный url:

Www.ourstore.com/books/list/fantasy

CakePHP форматирует URL по шаблону /controller/action/param1/param2 , где action - это функция, которая вызывается контроллером. В старом классическом виде url будет выглядеть так:

Www.ourstore.com/books_controller.php?action=list&category=fantasy

Контроллер

В рабочей среде cakePHP, наш контроллер будет выглядеть так:

class BooksController extends AppController {

Function list($category) {

$this->set("books", $this->Book->findAllByCategory($category));

Function add() { ... ... }

Function delete() { ... ... }

... ... } ?>

Просто, не так ли?. Данный контроллер будет сохранен как books_controller.php и размещён в /app/controllers . Он содержит список функций, которые выполняют действия для нашего примера, а также другие функции для выполнения связанных с книгами операций (добавить новую книгу, удалить книгу, и так далее).

Рабочая среда предоставляет нам множество готовых решений и нужно только сформировать список книг. Есть базовый класс, в котором уже определено базовое функционирование контроллера, таким образом, надо унаследовать свойства и функции этого класса (AppController является наследником Controller ).

Все что нужно сделать в списке действий — вызвать модель для получения данных и затем выбрать вид для представления их пользователю. Вот как это делается.

this->Book - это наша модель, и часть кода:

$this->Book->findAllByCategory($category)

сообщает модели, что нужно вернуть список книг по выбранной теме (мы рассмотрим модель позже).

Метод set в строке:

$this->set("books", $this->Book->findAllByCategory($category));

Контроллер передаёт данные виду. Переменная books принимает данные, возвращённые моделью, и они становятся доступными для вида.

Теперь остаётся только вывести на экран вид, но эта функция выполняется автоматически в cakePHP, если мы используем вид по умолчанию. Если мы хотим использовать другой вид, то надо явно вызвать метод render .

Модель

Модель даже ещё проще:

class Book extends AppModel {

Почему она пустая? Потому что она является наследником базового класса, который обеспечивает необходимую функциональность и нам нужно использовать соглашение об именах в CakePHP для того, чтобы рабочая среда выполняла все другие задачи автоматически. Например, cakePHP известно на основании имени, что данная модель используется в BooksController , и что она имеет доступ к таблице базы данных с именем books.

С таким определением у нас будет модель, которая может только читать, удалять или сохранять данные в базе данных.

Код сохраняем как book.php в папке /app/models .

Вид

Все, что нам нужно теперь сделать — это создать вид (по крайней мере, один) для списка действий. Вид будет иметь код HTML и несколько (как можно меньше) строк кода PHP для организации цикла по массиву книг, которые предоставляется моделью.












Название Автор Цена

Как можно заметить, вид создаёт не полноценную страницу, а лишь фрагмент HTML (таблицу в данном случае). Потому, что CakePHP обеспечивает другой способ для определения шаблона страницы, и вид вставляется в данный шаблон. Рабочая среда также обеспечивает нас некоторыми вспомогательными объектами для выполнения общих задач во время создания частей HTML страницы (вставка форм, ссылок, Ajax или JavaScript).

Сохраняем вид как list.ctp (list — это имя действия, а ctp означает шаблон CakePHP) в папке /app/views/books (потому, что это вид для действия контроллера).

Вот так выполняются все три компонента с помощью рабочей среды CakePHP!

Разработка приложения в соответствии с шаблоном проектирования MVC (модель-представление-контроллёр) характерна для Java и применительно к DroidScript кажется непонятной и ненужной. Для чего всё усложнять? Ореол сложности и "магичности" MVC приобрёл по причине использования при его рассмотрении красивых, но непонятных слов (концепция, модель, бизнес-логика, паттерн) и сложных демонстраций в контексте Java. Всё намного проще: MVC - это один из шаблонов проектирования, при котором производится дополнительное разделении кода в объектно-ориентированной среде .

Центральным элементом MVC-модели является контроллёр - обычное приложение DroidScript, из которого вынесен код, относящийся к визуальной разметке и внешнему оформлению виджетов, а также данные и методы доступа к ним. Под данными мы привыкли понимать информацию, хранящуюся в массивах, файлах, базах данных. Но в концепции MVC данные понимаются в широком смысле слова - это всё, что не является кодом приложения:

  • внешние данные из файлов и баз данных - метаданные, текст, графика, звуки, музыка и др.
  • внутренние данные приложения - строки с надписями на кнопках и других элементах управления, текст в диалоговых окнах, описание стилей, константы, программно генерируемая графика и др.

С точки зрения пользователя его работа с приложением при использовании MVC не изменилась: он также нажимает на кнопки, выбирает данные и способ их отображения. Изменения могут касаться удобства этой работы. А на стороне разработки изменения ощутимы: взаимодействие между данными и их отобржением в концепции MVC происходит через контроллёр и под его управлением .

Рассмотрим для начала простой пример использования MVC в однофайловом приложении.

Однофайловая реализация MVC-модели

Возьмём простое приложение.

Function OnStart(){ var _lay = app.CreateLayout("linear", "VCenter,FillXY"); var _btnShowVersion = app.CreateButton("Показать версию", 0.3, 0.1); _btnShowVersion.SetBackColor("#66778976"); _btnShowVersion.SetMargins(0, 0.05, 0, 0); _btnShowVersion.SetOnTouch(function(){ _btnShowVersion.SetText("Версия приложения 1.0"); }); _lay.AddChild(_btnShowVersion); app.AddLayout(_lay); }

На первый взгляд всё кажется неплохо, но предположим, что необходимо изменить цветовую схему приложения и выводить надписи на нескольких языках. Это приведёт к сложностям, так как все данные в показанном примере являются фиксированными значениями (литералами). Это заметно снижает гибкость кода и усложняет его отладку и поддержку.

Другой недостаток состоит в том, что данные - надписи на кнопке, разметка - методы отображения виджетов и действие - блок кода, изменяющий надпись на кнопке при нажатии на неё находятся в одном блоке и в одном файле. То есть, для изменения надписи нужно открыть этот файл и получить доступ ко всему коду приложения. Это похоже на то, как если бы для замены колеса автомобиля нужно было разбирать корпус автомобиля для получения доступа ко всему содержимому. Для чего? В процессе разборки корпуса автомобиля можно что-то случайно зацепить и привести его в нерабочее состояние. Также возможно и в коде: хотел заменить название строки в одном месте, но замена произошла во всём файле, что привело к появлению россыпи ошибок. Или хотел только изменить цвет кнопки, но случайно зацепил находящийся рядом код и перестало работать всё приложение.

Одна из задач шаблона MVC как раз и состоит в разграничении доступа: сначала определяется модуль (или блок кода), являющийся источником ошибки, а затем даётся доступ только к нему. Для чего давать доступ к электронике и мотору автомобиля, если нужно заменить колесо?

Если разработка ведётся в одном файле, то это нередко происходит так: новые функции размещаются по месту, в самом начале или конце кода, что со временем приводит к их перемешиванию. Добавим сюда перемешивание кода в самих функциях и через месяц даже с комментариями будет непросто разобраться во всём этом.

Реализуем показанный выше пример в контексте MVC. Для этого весь код нужно разделить и сгруппировать в соответствующих блоках. Порядок следования блоков в коде не важен, но лучше придерживаться логики: для работы контроллёра необходимы и данные, и элементы для их отображения, поэтому он ставится последним. В момент отображения данных они должны существовать. Значит, блок модели идёт первым:

  1. Модель
  2. Представление
  3. Контроллёр
//+++ модель (function(){ var _obj = ; //+++ данные var _version = "Версия приложения 1.0"; var _titleShowVersion = "Показать версию"; //--- данные
//+++ открытые методы для доступа к данным _obj.getVersion = function(){ return _version; } _obj.btnGetTitle = function(){ return _titleShowVersion; } //--- открытые методы для доступа к данным window.model = _obj; // открываем доступ к локальному объекту })(); //--- модель //+++ представление (function (){ var _lay = app.CreateLayout("linear", "VCenter,FillXY"); var _btnShowVersion = app.CreateButton(window.model.btnGetTitle(), 0.3, 0.1); _btnShowVersion.name = "_btnShowVersion"; _btnShowVersion.SetBackColor("#66778976"); _btnShowVersion.SetMargins(0, 0.05, 0, 0); _lay.AddChild(_btnShowVersion); app.AddLayout(_lay);

})(); //--- представление //+++ контроллёр (function(p_object){ var _obj = ; // открытый метод поиска объекта _obj.findObjectById = function(p_name){ var _objectList = app.GetObjects(); for (var _i in _objectList){ if(_objectList[_i].name == p_name){ return _objectList[ _i]; } } return null; } window.control = _obj; })(); function OnStart(){ var _buttonShowVersion = window.control.findObjectById("_btnShowVersion"); //+++ действие _buttonShowVersion.SetOnTouch(function(){ this.SetText(window.model.getVersion()); }); // --- действие } //--- контроллёр

Из-за разделения функций код приложения увеличился в несколько раз.

Изначально все переменные сделаны закрытыми и только в конце при необходимости открывается доступ к ним через глобальный объект window, что позволяет обойтись без глобальных переменных.

В примере реализован поиск виджета, как в Java, но можно поступить проще и сделать код более эффективным, открыв доступ к объекту через глобальный ассоциативный массив:

Window.controls = ;
window.controls.buttonShowVersion = _btnShowVersion;

Данные, их отображение и реакция на действия находятся в разных блоках, не перемешиваясь друг с другом, что позволяет разработчику проще работать с ними. Чем проще работать с данными и кодом, тем меньше в них будет ошибок, проще отладка, поддержка и масштабирование.

Не обязательно отделять друг от друга все эти три составляющие. Существует несколько вариаций MVC, а также неполные реализации этой модели. Например, можно отделить данные, а код действий объединить с элементами управления при помощи анонимных функций обратного вызова.

При работе в объектно-ориентированном среде разделение кода и данных уже присутствует изначально: данные и действия группируются в классах, объекты взаимодействуют друг с другом посредством открытых методов и тд. Благодаря MVC осуществляется более тонкое и явное разделение кода и данных по их основным функциям.

Для более глубокого понимания преимуществ использования модели MVC рассмотрим разделение кода по отдельным файлам.

Трёхфайловая реализация MVC-модели

Разделение кода по разным файлам используется для более удобной работы с ним. Огромное количество мелких файлов, которые можно видеть в MVC проектах, может поставить под сомнение это утверждение, но видеть файлы - это одно, а работать с ними - совсем другое. В каждый момент времени разработчик взаимодействует с одним файлом из какого-то небольшого их множества. Для этого необходимо хорошо понимать структуру организации проекта и постоянно отслеживать тройку файлов - модель, представление и контроллёр, чтобы случайно не отредактировать сторонний код. Из-за ограничений редактора DroidScript такая группировка возможна только по именам файлов в корневой директории, например:

myproject_model.js - модель
myproject_view.js - представление
myproject_control.js - контроллёр

Ниже показан пример разделения кода предыдущего примера по файлам.

myproject_model.js - модель (function(){ var _obj = ; //+++ данные var _version = "Версия приложения 1.0"; //--- данные //+++ строковый ресурс var _titleShowVersion = "Показать версию"; //+++ строковый ресурс _obj.getVersion = function(){ return _version; } _obj.btnGetTitle = function(){ return _titleShowVersion; } window.model = _obj; })(); myproject_view.js - представление (function (){ var _lay = app.CreateLayout("linear", "VCenter,FillXY"); var _btnShowVersion = app.CreateButton(window.model.btnGetTitle(), 0.3, 0.1); _btnShowVersion.name = "_btnShowVersion"; _btnShowVersion.SetBackColor("#66778976"); _btnShowVersion.SetMargins(0, 0.05, 0, 0); _lay.AddChild(_btnShowVersion); app.AddLayout(_lay); })(); myproject_control.js - контроллёр app.LoadScript("myproject_model.js"); app.LoadScript("myproject_view.js"); (function(p_object){ var _obj = ; // метод поиска объекта _obj.findObjectById = function(p_name){ var _objectList = app.GetObjects(); for (var _i in _objectList){ if(_objectList[_i].name == p_name){ return _objectList[ _i]; } } return null; } window.control = _obj; })(); function OnStart(){ var _buttonShowVersion = window.control.findObjectById("_btnShowVersion"); //+++ действие _buttonShowVersion.SetOnTouch(function(){ this.SetText(window.model.getVersion()); }); // --- действие }

Такое простое разделение кода по файлам получилось не спроста. Для этого заранее была установлена связь с моделью через открытое свойство глобального корневого объекта - window.model , а связь с представлением через глобальный массив _map посредством метода app.GetObjects .

Преимущество разделениея кода по файлам состоит в том, что теперь можно производить замену кода целым блоком, например, для быстрого запуска проекта реализовать простую модель, а затем заменить файл на другой более функциональный, но с тем же с тем же названием и интерфейсом. Такой подход используется, например, при ремонте аппаратуры. Если раньше ремонт заключался в медленном и кропотливом поиске и замене вышедших из строя радиодеталей, то сейчас производится замена типовых блоков. Стоимость ремонта сложной платы ощутимо выше её быстрой замены.

Из сказанного следует то, что качественно спроектированный интерфейс позволяет заметно упростить последующую интеграцию модулей.

В JavaScript объекты передаются по ссылке. Изменение свойств виджета в контроллёре изменит свойства самого виджета. Теоретически, можно отделить объекты представлений от объектов кода, как это сделано в Java, где в качестве первых используются xml-структуры, но большого смысла в этом нет по двум причинам - отсутствия в DroidScript визуального редактора интерфейса и ограниченного набора доступных свойств API-объектов.

Многофайловая реализация MVC-модели

В зависимости от поставленных задач и сложности проекта детализаци разделения кода и данных, в общем случае, может быть различной. Можно дополнительно отделить пользовательские данные от ресурсов, можно произвести детализацию ресурсов по типам, группировать действия и др. Но, редактор DroidScript не позволяет полнофункционально работать по MVC.







2024 © gtavrl.ru.