Визуальные элементы управления графического пользовательского интерфейса. Основные элементы графического интерфейса


ГРАФИЧЕСКИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРФЕЙС

Графический пользовательский интерфейс предназначен для создания пользователю комфортных условий при работе с операционной системой Windows NT. Интерфейс Windows NT интуитивно понятный, простой и удобный. Он удобен при запуске программ, открытии и сохранении файлов, работе с файлами, дисками и сетевыми серверами. Графический многооконный пользовательский интерфейс GUI (Graphics User Interface ) в Windows NT основан на реализации объектно-ориентированного подхода, при котором работа пользователя ориентирована в первую очередь на документы, а не на программы. Загрузку любого имеющегося документа можно осуществить путем открытия файла, содержащего этот документ, одновременно автоматически загрузится программа, с помощью которой открываемый файл был создан.

Пользовательский интерфейс Windows NT включает следующие элементы: Рабочий стол, Панель задач, Стартовое меню, Контекстное меню, Систему меню приложений, ярлыки: Мой компьютер, Сетевое окружение, Корзина, Проводник Интернета, Входящие, Портфель, Окно, Шрифты, Справочная система Windows NT .

В пользовательском интерфейсе Windows NT заложена концепция ярлыков. Ярлыки ( Shortcuts ) представляют собой маленькие (менее 1 Кбайта) файлы с расширением Ink (от слова link - связь), связанные с соответствующими объектами. Они могут храниться в любой Папке, включая Рабочий стол. Ярлык - это указатель на объект. Это значит, что можно создавать и удалять ярлыки, и это не будет влиять на сами объекты.

Ярлыки обеспечивают быстрый доступ к таким объектам, как программы, папки, документы, устройства компьютера или сети. Для этого следует дважды щелкнуть на соответствующем ярлыке.

Ярлыки представляются в виде специального значка (пиктограммы). В отличие от системных ярлыков, в создаваемых пользователем ярлыках в левом нижнем углу располагается черная стрелка.

Внешний облик Windows NT, отображаемый на экране, представлен в виде Рабочего стола ( Desktop ), все элементы которого - ярлыки, изображающие программы, документы, устройства, - расположены в удобном для пользователя порядке.

Все элементы, расположенные на Рабочем столе Windows NT, являются объектами, обладающими определенными свойствами, и ими можно манипулировать.

Рабочий стол является хранилищем, папкой, в которой могут содержаться компьютеры, диски, файлы и другие папки.

Папка ( folder ) - место для хранения программ, документов и дополнительных папок. Папка в Windows NT представляет аналог каталога, директории в MS DOS.

Рабочий стол - это тоже папка, находящаяся на вершине иерархии папок Windows NT. Но эта папка не закрывается и не открывается, она всегда присутствует на экране.

В нижней части Рабочего стола расположена Панель задач ( Taskbar ) , являющаяся основным средством взаимодействия пользователя с системой.

Слева, на Панели задач, находится кнопка Пуск ( Start ), за которой следует панель быстрого запуска ( Quick Launch ), кнопки с именами открытых приложений, а справа расположен системный лоток ( System Tray ).

При нажатии кнопки Пуск открывается Стартовое меню, Main Menu (Главное меню, меню Пуск). Активизация кнопок с именами работающих приложений позволяет быстро переключаться в нужное приложение. При необходимости Панель задач можно переместить в другое место экрана или сделать её исчезающей, если щелкнуть кнопкой мыши на пустом месте Панели задач и, удерживая её в нажатом состоянии, перетащить на новое место.

Стартовое меню открывается в левой нижней части Рабочего стола непосредственно над кнопкой Пуск. Стартовое меню обеспечивает пользователю доступ почти ко всем функциям Windows NT: открытие документа, запуск приложения, быстрый поиск документов, находящихся на локальных и сетевых дисках (по имени, типу, размеру, дате, содержанию), выполнение настройки компьютера, получение справочной информации, завершение работы в Windows NT.

Стартовое меню состоит из нескольких пунктов:

Строка Завершение работы ( Shut Down ) позволит выключить компьютер или перезагрузиться.

Спящий режим - состояние, в котором компьютер при простое потребляет меньше электроэнергии, но остается доступным для немедленного применения. Обычно этот режим используется для экономии электроэнергии при длительном простое. В ждущем режиме данные из памяти компьютера не записываются на жесткий диск. При потере питания данные из памяти будут потеряны.

Выключение Сохранение всех измененных параметров Windows, запись всех несохраненных данных из памяти на жесткий диск. Это подготовит компьютер к выключению.

Сохранение всех измененных параметров Windows, запись всех несохраненных данных из памяти на жесткий диск и перезапуск компьютера.

MS - DOS Сохранение всех измененных параметров Windows, запись всех несохраненных данных из памяти на жесткий диск и перезапуск компьютера в режиме MS-DOS.

Строка Завершение сеанса имя_пользовател позволит быстро завершить сеанс Windows для смены пользователя

Строка Выполнить ( Run ) позволяет однократно запускать программы.

Строка Справка ( Help ) главного меню, а также нажатие клавиши F1 позволяют обратиться к справочной системе.

Строка Поиск ( Find ) содержит инструменты, помогающие искать объекты в компьютере. Позволяет найти на диске файл по полному имени или его части, по размещению, по содержащейся в файле фразе или определенному слову, если имя файла неизвестно, а также файлы, созданные или измененные в конкретном диапазоне дат и определенного типа или размера. После завершения поиска можно сохранить результаты и/или условия поиска на рабочем столе.

С помощью меню Настройка ( Setting ) можно изменить характеристики системы по желанию пользователя.

Панель управления ( Control Panel ) позволяет выполнить общую настройку системы (Языки и стандарты, Экран, Шрифты, Установка оборудования, Установка и удаление программ, Управление электропитанием, Темы рабочего стола, Телефонные соединения, Система, Свойства обозревателя, Сеть, Принтеры, Почта, Пользователи, Поиск файлов, Пароли, Мышь, Мультимедиа, Модемы, Клавиатура, Игровые устройства, Звук, Дата и время).

Принтеры ( Printers ) позволяет установить принтер, назначить в качестве используемого по умолчанию, изменить интервалы ожидания при выводе на печать, настроить параметры работы со шрифтами.

Настройка панели задач или главного меню позволяет изменить нужные параметры на вкладках Параметры панели задач и Настройка меню.

Свойства папки позволяет быстро открыть диалоговое окно Свойства папки, где можно изменить настройки, такие как использование двойных щелчков мышью, использование одинаковых настроек просмотра для всех папок, отобразить папку в виде Web-страницы, изменение типа файлов.

Рабочий стол Active Desktop позволяет настраивать, а также включать и выключать интерфейс рабочего стола Active Desktop. Интерфейс рабочего стола Active Desktop позволяет размещать на рабочем столе «активное» содержимое Web-страниц. Можно расположить в подходящем месте постоянно меняющуюся строку новостей или использовать в качестве фонового рисунка какую-либо электронную газету. Можно превратить рабочий стол в «личный уголок», поместив на нем активные элементы: последние известия, сводки погоды, новости спорта, биржевые новости и т. д.

Windows update обновляет систему через Интернет.

В меню Документы ( Documents ) хранится список последних пятнадцати документов, с которыми работал пользователь в текстовом, графическом, табличном или ином редакторе. При выборе документа из этой папки запускается соответствующая программа и автоматически загружается документ.

Строка Избранное ( Favorites ) позволяет быстро перейти к нужной интернетовской странице, к любому файлу или папке.

Строка Программы ( Programs ) содержит сложное иерархическое подменю, состоящее из групп программ и самих программ. Предназначено для запуска приложений, проинсталлированных в системе. В ходе установки Windows создается также папка Программы, попавшие в меню автоматически запускаются при каждом запуске системы.

В ходе установки создается также папка Стандартные.

Справа от некоторых элементов стартового меню отображается черный треугольник, показывающий, что этот элемент тоже является меню (папкой). Каждая из помеченных треугольником папок имеет свое каскадное подменю, которое раскрывается сразу же при установке курсора указателя на соответствующем пункте. При необходимости можно добавлять или удалять пункты Стартового меню.

Иногда имена наиболее часто используемых приложений или документов размещаются в верхней части Стартового меню над стандартными пунктами.

Системный лоток - прямоугольная область, отведенная для некоторых программ, которые запущены постоянно (их называют резидентными). Сюда же попадают значки программы которые по мере необходимости запускает система. Каждый из значков в лотке выдает о себе всплывающую подсказку.

Контекстное (контекстно-зависимое) меню вызывается щелчком правой кнопки мыши на значке файла, папки или пустом месте на Панели задач или на Рабочем столе.

Оно содержит некоторый список свойств, или набор команд (или то и другое), доступных в данный момент для работы с выбранным объектом. Список команд зависит от конкретного объекта. С помощью этого меню осуществляется быстрый доступ к свойствам объекта, нужным командам. Чтобы открыть контекстное меню, содержащее все доступные команды для файла или папки, выберите файл или папку, а затем щелкните объект правой кнопкой, удерживая клавишу SHIFT.

https://pandia.ru/text/79/101/images/image003_103.jpg" width="170" height="348">

Контекстные меню широко используются в Windows NT. Они доступны в любом месте интерфейса.

В левой верхней части Рабочего стола расположена группа ярлыков с названиями, соответствующими их бытовым аналогам.

Мой компьютер вызывает соответствующую универсальную программу, обеспечивающую быстрый доступ ко всем элементам системы - локальным и сетевым дискам, принтерам, контрольной панели и т. д. Активизация ярлыка вызывает открытие окна с ярлыками, соответствующими сетевым ресурсам.

Сетевое окружение ( Network Neighborhood ) - папка, содержащая ярлыки всех компонентов рабочей группы или домена, а также ярлык Вся сеть, предоставляющий доступ к другим доменам и рабочим группам.

Входящие - ярлык папки входящей корреспонденции появляется на Рабочем столе лишь при поддержке электронной почты, обеспечивает реализацию средств управления входящими и выходящими документами, являющимися объектами функционирования электронной почты или факса.

Корзина ( Recycle Bin ) - ограниченная область памяти на жестком диске компьютера, служит местом хранения удаленных файлов. Корзина запоминает имя, исходное местоположение, дату удаления, тип и размер всех удаленных файлов. Удаленные файлы могут быть восстановлены. Активизация Корзины вызывает открытие окна папки со списком последних удаленных файлов. При переполнении Корзины файлы, хранящиеся в ней дольше всех, удаляются безвозвратно.

Портфель ( My Briefcase ) - специальная папка для пользователей, работающих с настольными и портативными компьютерами, - область памяти, в которую помещены документы, с которыми осуществляется работа в разных местах: дома, на работе и т. д. Файлы, копируемые в Портфель и из него, автоматически обновляются на портативных компьютерах (т. е. последняя версия заменяет предыдущую).

Проводник Интернета ( Internet Explorer ) - Web -броузер от Internet - вызывает работу программы Проводник Интернета для просмотра всех доступных данных и отправки новых сообщений и вызывает её на экран.

Папка Мои документы ( My Documents ) содержит рабочие материалы: тексты, рисунки, таблицы и т. д.

В пользовательском интерфейсе Windows NT реализован принцип WYSIWYG ( What You See Is What You Get - что видишь, то и получаешь). Такая возможность появляется в связи с тем, что Windows NT встроена поддержка контурных шрифтов формата True Type, Не зависящих от типа принтера.

Интерфейс администратора сети не отличается от интерфейса пользователя. Графический интерфейс значительно облегчает работу администратора сети Windows NT. Так, информация о новых пользователях вводится администратором в графические формы, отображаемые на экране. Определение организационных групп и представление прав доступа осуществляются несколькими операциями с помощью технологии буксировки и освобождения ( Drag and Drop - перетащить и бросить). Изменение группы, в которую помещается учетная запись пользователя, и соответственно автоматическое изменение его прав осуществляются путем перетаскивания идентификатора пользователя из одной группы в другую и т. д.

Одним из основных понятий пользовательского интерфейса Windows NT является окно, как ограниченная прямоугольной рамкой часть поверхности экрйна, имеющая ряд общих элементов. В окне Windows NT отображаются папки и файлы, выполняемые программы и документы.

Окно представляет собой прямоугольник, размер которого может изменяться пользователем. Окно может быть нормальным (2/3 экрана), полноэкранным, произвольным и свернутым, представленным в виде кнопки с подписью (в свернутом окне программа продолжает выполняться).

ДИАЛОГОВЫЕ ОКНА

Диалоговое окно - окно с неизменяемыми размерами, содержащее различные элементы управления. Диалоговые окна широко применяются для настройки системы Windows. Набор разных видов элементов управления диалоговых окон не очень обширен, но в отдельных ситуациях могут использоваться и нестандартные элементы управления.

DIV_ADBLOCK292">

Счетчик представляет собой специальное поле для ввода числового значения. Выглядит как текстовое поле с двумя кнопками справа. Щелчок на кнопках увеличивает или уменьшает значение на единицу. Нужное значение можно ввести в поле с помощью клавиатуры.

Вкладка - отдельная страница диалогового окна. Диалоговое окно может содержать несколько вкладок. Вкладка состоит из корешка, на котором написано название вкладки, и страницы, на которой располагаются элементы управления. Чтобы выбрать определенную вкладку, достаточно щелкнуть на её корешке. Если название вкладки выбрано (обведено пунктирной рамкой), то для перехода к другим вкладкам можно использовать клавиши “←” и “→”.

DIV_ADBLOCK293">

Регулятор используется для установки параметров от минимального до максимального с помощью движка.

Группа элементов. Несколько элементов управления диалогового окна, тематически связанные между собой, могут быть объединены в группу и заключены в рамку, которая может быть снабжена подписью. Это делается исключительно для наглядности.

Область предварительного просмотра. При проведении сложных многосторонних настроек иногда трудно оценить, что же получится в итоге. В таких случаях диалоговые окна могут содержать область предварительного просмотра, в которой в уменьшенном и упрощенном виде отображаются результаты настройки. В некоторых случаях эту область можно использовать для отбора настраиваемых параметров.

Специальные элементы управления. В некоторых диалоговых окнах могут использоваться специальные элементы управления, не вписывающиеся в приведенную классификацию. Так как диалоговые окна служат для настройки самых разнообразных параметров, некоторые из этих параметров удобнее задавать особым образом. В таких случаях в программах появляются специальные элементы управления, подходящие для конкретной ситуации. Например, календарь для выбора текущего числа относится к нестандартным элементам управления. Такое представление намного нагляднее, чем использование счетчика или раскрывающегося списка.

Палитра. Разновидность раскрывающегося списка. Здесь вместо текстовых пунктов применяются цветовые обозначения, значки или другие объекты. Используется в тех случаях, когда текстовое описание пункта недостаточно или, наоборот, излишне, например при выборе цвета. Выбираемый пункт обычно помечается темной рамкой.

С помощью мыши можно перемещать окна по экрану, менять их размер, цветовую гамму окон и составляющих элементов, раскрывать и закрывать их.

Некоторые приложения используют окна, разделенные на части в горизонтальном и вертикальном или в обоих направлениях. Эти части называются областями. С помощью разделителя можно изменять их относительные размеры.

Большинство окон в WINDOWS - прикладные окна, в которых выполняются конкретные приложения. Распознать прикладное окно легко по двум отличительным признакам:

В заголовке указывается имя приложения, которому принадлежит это окно;

Под заголовком располагается управляющее меню.

ЭЛЕМЕНТЫ ПРИКЛАДНОГО ОКНА.

Рамка окна, Window border - это внешняя граница окна. Рамка используется для изменения размеров окна, которое не влияет на содержащуюся в нем информацию. В зависимости от используемых программ размеры некоторых окон имеют ограничения на максимальную и минимальную величину. Для изменения размеров окна необходимо установить курсор мыши на рамке окна, которая будет сдвигаться.

Заголовок окна, Title bar - это выделенный прямоугольник в верхней части окна, содержащий название окна, используется для перемещения окна по экрану. Если открыто несколько окон, то заголовок активного окна выделяется подсветкой. Название окна в зависимости от типа окна может представлять собой название: программы, документа, группы, директории, файла данных.

В верхней части окна размещено несколько кнопок. Три кнопки, расположенные справа от заголовка окна, имеют следующее назначение:

Свернуть, Minimize - свернуть окно в значок, который будет размещен в панели задач;

Развернуть, Maximize или Восстановить, Restore - развернуть окно на весь экран. Можно переключить окно из оконного в полноэкранный и наоборот и другим способом - двойной щелчок левой кнопкой мыши на заголовке окна;

Закрыть, Close - закрыть окно. Если это окно приложения, то при этом завершится его работа.

https://pandia.ru/text/79/101/images/image009_38.jpg" width="199" height="202">

Строка управляющего меню расположена под строкой заголовка окна и включает ряд позиций. Их легко активизировать, установив на надпись позиции курсор мыши и дважды щелкнув левой кнопкой. Активная позиция управляющего меню порождает выпадающее подменю с рядом команд или опций.

Панель инструментов - включение/выключение инструментальной строки.

Панель обозревателя - подключение панелей поискав Интернет, списка избранных ссылок на Интернете - ресурсы, журнал посещений Web-узлов, каналов.

Строка состояния -содержит краткую информацию о выбранном объекте, в том числе о свободном месте на диске (если выбран диск). Возможно включение/выключение строки состояния (статуса).

Скроллинг, Scroll bar (линейка прокрутки). Если в окне отображается не вся содержащаяся в нем информация, то в правой и нижней частях окна отображается скроллинг, который позволяет перемещать и просматривать отдельные части документа. Скроллинг проводится в направлении, указанном стрелками.

Кнопка перемещения по страницам, Slider box . Эта кнопка используется для перемещения информации в окне на целую страницу.

Окно папки отражает содержимое папки. Оно напоминает окно небольшого приложения. Окно папки может быть просмотрено в одном из четырех режимов: Крупные значки, Мелкие значки, Списки, Таблица.

Определение 1

Графический интерфейс пользователя (Graphical User Interface, GUI) – разновидность пользовательского интерфейса, в котором элементы интерфейса представлены пользователю на дисплее в виде графических изображений.

Графический интерфейс дает пользователю возможность с помощью манипуляторов (клавиатура, мышь, джойстик и т.п.) управлять всеми элементами интерфейса. Элементы графического интерфейса оформлены таким образом, чтобы отображать их назначение и свойства для облегчения понимания и освоения программ пользователями любого уровня.

Классификация

Выделяют следующие виды графического интерфейса:

  • простой: имеет типовые экранные формы и стандартные элементы интерфейса, которые обеспечивает сама подсистема графического интерфейса;
  • истинно-графический , двумерный : имеет нестандартные элементы интерфейса и оригинальные метафоры, которые реализуются собственными средствами приложения или сторонней библиотекой;
  • трёхмерный.

Замечание 1

Одним из требований к хорошему графическому интерфейсу программной системы является концепция DWIM (Do What I Mean – делай то, что я имею в виду). Данная концепция требует, чтобы система работала предсказуемо для интуитивного понимания пользователем действий , которые выполнит программа после получения его команды.

Достоинства

Графический интерфейс является интуитивно понятным, «дружелюбным» для пользователей любого уровня; для работы с программами обработки графики графический интерфейс является единственно возможным.

Недостатки

Графический интерфейс использует больше потребление памяти по сравнению с текстовым интерфейсом; сравнительная сложность организации удаленной работы; невозможна автоматизация работы при условии, если она не была заложена разработчиком программы; к графическому интерфейсу трудно привыкнуть пользователям, которые работали с интерфейсом командной строки.

Основные элементы графического интерфейса

Элемент интерфейса, элемент управления, виджет – примитив графического интерфейса пользователя, который имеет стандартный внешний вид и выполняет стандартные действия.

Рисунок 1.

Окно является одним из основных элементов интерфейса операционной системы Windows. Рабочий стол , на котором расположены программы и инструменты в виде значков или иконок. Окна папок Windows имеют одинаковый вид или интерфейс, что облегчает работу на ПК.

Рисунок 2. Вид окна папки и его элементы

Диалоговое окно – в графическом интерфейсе является специальным элементом интерфейса, предназначенным для вывода информации и (или) получения ответа от пользователя. Осуществляет двусторонний «диалог» между пользователем и ПК.

Рисунок 3. Пример диалогового окна

Диалоговые окна бывают модальными и немодальными , в зависимости от блокировки или возможности взаимодействия пользователя с приложением (или системой в целом) до получения ответа от него.

Простейшим типом диалогового окна является окно сообщения, которое предназначено для выведения сообщения и запрашивает у пользователя подтверждение того, что он прочитал сообщение, нажатием кнопки OK. Окно сообщения информирует пользователя о завершении действия, которое выполнялось, об ошибке или подобном случае, который не требует от пользователя никакого выбора.

В диалоговых окнах, которые посвящены настройкам параметров, встречаются особые значки – выключатели и переключатели:

Выключатель – значок (флажок) в виде «галочки» в квадратном окошечке, который показывает, что установленный элемент включен.

Соответственно отсутствие «галочки» означает, что данный элемент выключен. Включение/отключение выключателя осуществляется щелчком мыши по названию соответствующей команды. Выключатель может быть установлен сразу у нескольких команд.

Переключатель – значок в виде черного кружка в круглом окошке, установленный слева от команды. Включение/отключение, как и у выключателя, происходит щелчком мыши, но в отличие от выключателя, может быть включен только у одной команды из списка.

Окно приложения. Приложениями принято называть прикладные программы. Каждое приложение имеет главное окно. В ходе работы с приложением могут открываться дополнительные подчиненные окна.

Рисунок 4. Окно приложения – графического редактора Paint

Окно документа не может существовать самостоятельно, оно управляется каким-либо приложением. Такие окна называются дочерними. Они размещаются только внутри главного окна приложения и исчезают при закрытии главного окна.

Рисунок 5. Окно документа, управляемое приложением MS Word

Меню является важным элементом графического интерфейса пользователя, с помощью которого можно выбрать одну из нескольких перечисленных опций программы.

Выбор пунктов меню может осуществляться пользователем любым из указательных устройств ввода, которые предоставляет электронное устройство (с помощью мыши, клавиатуры, тачпада и т.п.).

Контекстное меню – элемент графического интерфейса операционной системы в виде списка команд, который вызывается пользователем для выбора необходимого действия над выбранным объектом. Команды контекстного меню относятся лишь к тому объекту, для которого это меню вызвано.

Элементами графического интерфейса операционной системы Windows также являются:

  • Значки, которыми обозначаются программы и документы. Для запуска выполняется двойной щелчок кнопки мыши по значку.
  • Ярлыки, которые используются для быстрого доступа к программе, которая может храниться не на Рабочем столе и даже на другом диске.
  • Панель задач располагается в нижней части экрана. На ней располагаются кнопка Пуск, кнопки открытых окон, индикаторы и время.

Взаимодействие человека и современного ПК осуществляется с помощью объектно-ориентированного графического интерфейса, в котором:

Определение 1

Графический интерфейс пользователя (Graphical User Interface, GUI) – разновидность пользовательского интерфейса, в котором элементы интерфейса представлены пользователю на дисплее в виде графических изображений.

Графический интерфейс дает пользователю возможность с помощью манипуляторов (клавиатура, мышь, джойстик и т.п.) управлять всеми элементами интерфейса. Элементы графического интерфейса оформлены таким образом, чтобы отображать их назначение и свойства для облегчения понимания и освоения программ пользователями любого уровня.

Классификация

Выделяют следующие виды графического интерфейса:

  • простой: имеет типовые экранные формы и стандартные элементы интерфейса, которые обеспечивает сама подсистема графического интерфейса;
  • истинно-графический , двумерный : имеет нестандартные элементы интерфейса и оригинальные метафоры, которые реализуются собственными средствами приложения или сторонней библиотекой;
  • трёхмерный.

Замечание 1

Одним из требований к хорошему графическому интерфейсу программной системы является концепция DWIM (Do What I Mean – делай то, что я имею в виду). Данная концепция требует, чтобы система работала предсказуемо для интуитивного понимания пользователем действий , которые выполнит программа после получения его команды.

Достоинства

Графический интерфейс является интуитивно понятным, «дружелюбным» для пользователей любого уровня; для работы с программами обработки графики графический интерфейс является единственно возможным.

Недостатки

Графический интерфейс использует больше потребление памяти по сравнению с текстовым интерфейсом; сравнительная сложность организации удаленной работы; невозможна автоматизация работы при условии, если она не была заложена разработчиком программы; к графическому интерфейсу трудно привыкнуть пользователям, которые работали с интерфейсом командной строки.

Основные элементы графического интерфейса

Элемент интерфейса, элемент управления, виджет – примитив графического интерфейса пользователя, который имеет стандартный внешний вид и выполняет стандартные действия.

Рисунок 1.

Окно является одним из основных элементов интерфейса операционной системы Windows. Рабочий стол , на котором расположены программы и инструменты в виде значков или иконок. Окна папок Windows имеют одинаковый вид или интерфейс, что облегчает работу на ПК.

Рисунок 2. Вид окна папки и его элементы

Диалоговое окно – в графическом интерфейсе является специальным элементом интерфейса, предназначенным для вывода информации и (или) получения ответа от пользователя. Осуществляет двусторонний «диалог» между пользователем и ПК.

Рисунок 3. Пример диалогового окна

Диалоговые окна бывают модальными и немодальными , в зависимости от блокировки или возможности взаимодействия пользователя с приложением (или системой в целом) до получения ответа от него.

Простейшим типом диалогового окна является окно сообщения, которое предназначено для выведения сообщения и запрашивает у пользователя подтверждение того, что он прочитал сообщение, нажатием кнопки OK. Окно сообщения информирует пользователя о завершении действия, которое выполнялось, об ошибке или подобном случае, который не требует от пользователя никакого выбора.

В диалоговых окнах, которые посвящены настройкам параметров, встречаются особые значки – выключатели и переключатели:

Выключатель – значок (флажок) в виде «галочки» в квадратном окошечке, который показывает, что установленный элемент включен.

Соответственно отсутствие «галочки» означает, что данный элемент выключен. Включение/отключение выключателя осуществляется щелчком мыши по названию соответствующей команды. Выключатель может быть установлен сразу у нескольких команд.

Переключатель – значок в виде черного кружка в круглом окошке, установленный слева от команды. Включение/отключение, как и у выключателя, происходит щелчком мыши, но в отличие от выключателя, может быть включен только у одной команды из списка.

Окно приложения. Приложениями принято называть прикладные программы. Каждое приложение имеет главное окно. В ходе работы с приложением могут открываться дополнительные подчиненные окна.

Рисунок 4. Окно приложения – графического редактора Paint

Окно документа не может существовать самостоятельно, оно управляется каким-либо приложением. Такие окна называются дочерними. Они размещаются только внутри главного окна приложения и исчезают при закрытии главного окна.

Рисунок 5. Окно документа, управляемое приложением MS Word

Меню является важным элементом графического интерфейса пользователя, с помощью которого можно выбрать одну из нескольких перечисленных опций программы.

Выбор пунктов меню может осуществляться пользователем любым из указательных устройств ввода, которые предоставляет электронное устройство (с помощью мыши, клавиатуры, тачпада и т.п.).

Контекстное меню – элемент графического интерфейса операционной системы в виде списка команд, который вызывается пользователем для выбора необходимого действия над выбранным объектом. Команды контекстного меню относятся лишь к тому объекту, для которого это меню вызвано.

Элементами графического интерфейса операционной системы Windows также являются:

  • Значки, которыми обозначаются программы и документы. Для запуска выполняется двойной щелчок кнопки мыши по значку.
  • Ярлыки, которые используются для быстрого доступа к программе, которая может храниться не на Рабочем столе и даже на другом диске.
  • Панель задач располагается в нижней части экрана. На ней располагаются кнопка Пуск, кнопки открытых окон, индикаторы и время.

Взаимодействие человека и современного ПК осуществляется с помощью объектно-ориентированного графического интерфейса, в котором:

  • все объекты представлены в виде значков;
  • операции над объектами осуществляются в окнах;
  • основным элементом программного управления является меню;
  • основным элементом аппаратного управления являются различные манипуляторы.

Основанная на представлении всех доступных пользователю системных объектов и функций в виде графических компонентов экрана (окон, значков, меню, кнопок, списков и т. п.). При этом, в отличие от интерфейса командной строки , пользователь имеет произвольный доступ (с помощью клавиатуры или указательного устройства ввода) ко всем видимым экранным объектам - элементам интерфейса , а на экране реализуется модель мира в соответствии с некоторой метафорой и осуществляется прямое манипулирование.

История

Впервые концепция ГИП была предложена учеными из исследовательской лаборатории Xerox PARC в 1970-х .

В 1973 году в лаборатории Xerox PARC собрали молодых людей, недовольных политикой США (войной во Вьетнаме) и дали свободу исследований. В результате на свет появляется концепция графического интерфейса WIMP (Windows, Icons, Menus, Point-n-Click). В рамках этой концепции создаётся компьютер Alto.

В 1979 году Three Rivers Computer Company выпускает рабочую станцию PERQ, похожую по принципам построения на Alto. В 1981 Xerox выпускает продолжение Alto - Star.

Коммерческое воплощение концепция ГИП получила в продуктах корпорации Apple Computer . В операционной системе 1985 году. В настоящее время ГИП является стандартной составляющей большинства доступных на рынке операционных систем и приложений.

Примеры систем, использующих ГИП: Mac OS , Solaris , GNU/Linux , Microsoft Windows , OS/2,

Классификация

Можно выделить следующие виды ГИП:

  • простой: типовые экранные формы и стандартные элементы интерфейса, обеспечиваемые самой подсистемой ГИП;
  • истинно-графический, двумерный: нестандартные элементы интерфейса и оригинальные метафоры, реализованные собственными средствами приложения или сторонней библиотекой;
  • трёхмерный: на данный момент слабо классифицирован.

DWIM

Одним из требований к хорошему графическому интерфейсу программной системы является концепция «делай то, что я имею ввиду» или DWIM (англ. Do What I Mean ). DWIM требует, чтобы система работала предсказуемо, чтобы пользователь заранее интуитивно понимал, какое действие выполнит программа после получения его команды.

Примечания

См. также

Ссылки

  • Guidebook - галерея графических интерфейсов
  • Хроники юзабилити - блог-лента о пользовательских интерфейсах
  • Графический интерфейс пользователя - приёмы описания GUI в руководствах пользователя

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Графический пользовательский интерфейс" в других словарях:

    графический пользовательский интерфейс - Метод взаимодействия между пользователем и компьютером, при котором пользователь может вызывать различные функции, указывая на графические элементы (кнопки) вместо ввода команд с клавиатуры. Тематики… … Справочник технического переводчика

    См. ГРАФИЧЕСКИЙ ИНТЕРФЕЙС ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Интерфейс пользователя (UI англ. user interface) совокупность средств, при помощи которых пользователь общается с различными устройствами, чаще всего с компьютером или бытовой техникой, либо иным сложным инструментарием (системой). Интерфейс… … Википедия

    Для улучшения этой статьи желательно?: Проставив сноски, внести более точные указания на источники. У этого термина существуют и другие значения … Википедия

    Графическая среда организации взаимодействия пользователя с вычислительной системой. Графический интерфейс позволяет управлять поведением вычислительной системы через визуальные элементы управления: окна, списки, кнопки, гиперссылки и т.д. По… … Финансовый словарь

    Видеокарта семейства GeForce 4, с кулером Видеокарта (известна также как графическая плата, графическая карта, видеоадаптер) (англ. videocard) устройство, преобразующее изображение, находящееся в памяти компьютера, в видеосигнал для монитора.… … Википедия

    Видеокарта семейства GeForce 4, с кулером Видеокарта (известна также как графическая плата, графическая карта, видеоадаптер) (англ. videocard) устройство, преобразующее изображение, находящееся в памяти компьютера, в видеосигнал для монитора.… … Википедия

    - (ГИП), графический пользовательский интерфейс (ГПИ) (англ. Graphical user interface, GUI; сленг. ГУИ) разновидность пользовательского интерфейса, в котором элементы интерфейса (меню, кнопки, значки, списки и т. п.),… … Википедия

    Пользователя (ГИП), графический пользовательский интерфейс (ГПИ) (англ. Graphical user interface, GUI; сленг. ГУИ, ГУЙ) система средств для взаимодействия пользователя с компьютером, основанная на представлении всех доступных пользователю… … Википедия


20.09.16 7.1K

Интерфейс пользователя (user interface или сокращенно UI ) – это интерфейс, с помощью которого человек может управлять программным обеспечением или аппаратным оснащением. UI должны быть удобными в использовании, чтобы взаимодействие с ними происходило на максимально интуитивном уровне. Интерфейсы программного обеспечения также называют графическими пользовательскими интерфейсами (graphical user interface или GUI ).

Этапы развития и типы пользовательских интерфейсов

В отличие от современных реалий, первые компьютеры были слишком слабыми для графических пользовательских интерфейсов. Поэтому, в самом начале люди могли пользоваться только командной строкой (CLI или command line interface ), в которой команды задавались с помощью запросов. Позже это переросло в TUI – интерфейсы, которые сегодня используются в процессе инсталляции операционных систем. Доступность компьютеров привела необходимости разработки удобного пользовательского интерфейса.

Графический интерфейс пользователя – тип интерфейсов, который прочно закрепился наряду с постоянно увеличивающейся производительностью ПК. В ближайшем будущем могут появиться пользовательские аудио-интерфейсы (VUI или voice user interface ), которые позволят людям взаимодействовать с компьютером с помощью речи.

В различных компьютерных играх применяется натуральный пользовательский интерфейс (NUI или natural user interface ). Его система анализирует движения человека, и преобразует их в движения в игре. На данный момент в стадии разработки находится перцептивный пользовательский интерфейс (PUI ), а также интерфейс мозг-компьютер (BCI или brain-computer interface ). Последняя разработка направлена на то, чтобы обеспечить людям возможность управлять компьютерами силой мысли.

Интерфейс командной строки (Command Line Interface или CLI)

Среди областей применения интерфейса командной строки можно выделить DOS-компьютеры . Взаимодействие происходит с помощью ввода команд. Компьютер обрабатывает эти команды и выводит на экран очередную строку. Данный тип UI давно устарел. Большинство CLI заменены графическими интерфейсами.

Текстовый интерфейс пользователя (Text User Interface или TUI)

Этот тип интерфейса пользователя предназначен для работы с символами. Исполнение происходит в режиме аппаратного текста, однако часто используется и дисплей. В данном случае на каждый источник у программиста имеется 256 символов. Навигация производится клавиатурой, а не мышью. В качестве примера можно привести Norton Commander или Turbo Pascal . Этот интерфейс также используется в загрузчиках ОС и BIOS-программах . Данный тип интерфейса также используется для установки операционных систем.

Графический пользовательский интерфейс (Graphical User Interface или GUI)

Графический пользовательский интерфейс является наиболее популярным UI . Он представляет собой окно, в котором содержатся различные элементы управления. Взаимодействие пользователя с программой при помощи мыши и при помощи клавиатуры.

Также есть возможность использовать кнопки и разделы меню, расположенные внутри самого приложения. Это окно представляет собой нечто вроде шлюза между пользователем и программным обеспечением. В графическом интерфейсе пользователя распространены типичные элементы управления. Они позволяют стандартизировать процесс взаимодействия с различными программами в разных операционных системах.

Реальный мир как модель

При разработке первого графического пользовательского интерфейса за основу были взяты элементы реального мира: мусорная корзина, папка, изображение дискеты в качестве кнопки сохранения. Сегодня многие иконки считаются устаревшими, но все равно используются.

Даже при использовании современных изображений и иконок дизайнеры стараются хотя бы минимально отразить их предназначение. Это позволяет облегчить интуитивное взаимодействие с интерфейсом. Цель GUI заключается в том, что люди могли легко определить предназначение каждой кнопки. Благодаря этому нам не приходится запоминать все команды, как это было в случае с командной строкой.

Инструкции и правила

При разработке GUI применяются определенные своды правил, которые помогают сделать программы удобнее в использовании. В качестве примера можно привести 8 золотых правил от Бена Шнайдермана . Ниже приведем несколько сносок из этих правил:

  • Согласованность: взаимодействие должно происходить всегда похожим образом. То есть, следует избегать использования панелей управления с опциями типа “скопировать выделенную область ”, “удалить выделенную область ”, “добавить выделенную область ”. Данный пример показывает отсутствие согласованности в GUI , чего следует избегать;
  • Информативная обратная связь: все действия, производимые пользователем, должны быть подкреплены обратной связью. Например, если двойной клик открывает программу, то человеку приходится подождать пару секунд, прежде чем он сможет пользоваться этой программой. Чтобы пользователь знал, что его действия принесли результат, нужно проинформировать его об этом. Это можно реализовать сменой курсора. Один из старейших и привычных примеров – это курсор с песочными часами в Windows ;
  • Не перегружайте память пользователей: пользователи не в силах запомнить все и сразу. В длинных сегментах взаимодействия, где пользователь вынужден переходить по нескольким окнам, информация всегда должна отображаться в одной и той же области. Менее востребованная информация, которая отображалась в самом начале, должна быть скрыта.

Пользовательский аудио-интерфейс (VUI или voice user interface)

В этом типе интерфейсов пользователя взаимодействие между пользователем и компьютером происходит с помощью голоса. Например, пользователь может вербально выбрать человека из ранее составленного списка контактов и совершить звонок. Программы для интерпретации речи в текст и для распознавания речи также используют аудио-интерфейсы.

Преимущество данной формы взаимодействия заключается в том, что пользователям не нужно ничего, кроме голоса. Текстовый ввод на устройствах обычно усложняется маленькой клавиатурой (на смартфонах с маленьким экраном ), и многим зачастую проще продиктовать текст сообщения.

Среди примеров можно отметить голосового помощника Apple , Siri , S-Voice у Samsung или голосовой поиск Google . Одна из главных задач при проектировании этого интерфейса пользователя (аудио-интерфейсов ) заключается в том, чтобы предоставить аудитории комфортные условия для взаимодействия. То есть, при использовании голосовых синтезаторов в техподдержке, важно не обременять клиентов длинными сообщениями.

Тактильные интерфейсы пользователя (TUI или tangible user interface)

В них взаимодействие происходит за счет применения мячей или других физических объектов. Сегодня данный тип интерфейсов редко используется в повседневной жизни. Если рабочий компьютер постоянно стоит на одном столе, применение тактильных интерфейсов приобретает новый смысл, однако чаще всего они просто неприменимы в повседневной жизни. Музеи и выставки – отличный пример сферы применения TUI .

Физическое взаимодействие запоминается лучше любого другого. Кроме этого тактильные интерфейсы дают простор реализации объектов: форма, фактура, цвет. От песочницы с деревянными кубиками до увеличительного стекла для изображений – возможно практически все.

Натуральный пользовательский интерфейс (NUI или natural user interface)

Натуральный пользовательский интерфейс призван предоставить пользователю естественный и интуитивный опыт взаимодействия с устройством или программным обеспечением. В то же время, сам интерфейс будет видимым, например, на сенсорном экране. При помощи NUI команды пользователя вносятся с помощью жестов и прикосновений.

Данный тип интерфейса пользователя также можно комбинировать с VUI . Благодаря прямому отклику устройства взаимодействие происходит естественней, нежели при вводе мышью или клавиатуры. Кроме сенсорных устройств NUI также можно использовать в игровых приставках.

К примеру, Nintendo Wii позволяет воспроизводить действия на экране за счет перемещения контроллера рукой. Среди других примеров – дополнение Kinect к Xbox , которое позволяет управлять игровым персонажем на экране движениями собственного тела. Что делает взаимодействие более натуральным.

Перцептивный пользовательский интерфейс (PUI или perceptual user interface)

Перцептивный пользовательский интерфейс – интерфейс, управление которым происходит за счет восприятия человека. На сегодняшний день он до сих пор находится на стадии разработки. PUI , в теории, должен совмещать в себе возможности GUI и VUI , а также уметь распознавать жесты для взаимодействия с компьютером. Интеграция визуального и слухового восприятия жестов и звуков должно позволить PUI предоставить пользователям максимальный уровень восприятия и естественности.

Интерфейс мозг-компьютер (BCI и brain-computer interface)

Этот интерфейс пользователя в качестве источника команды использует человеческий мозг. На сегодняшний день эта технология достигла высокого уровня развития. Для измерения мозговых волн используются электроды, после чего полученная информация расшифровывается различными алгоритмами. Это и позволяет управлять роботизированными конечностями. Такой тип взаимодействия – большое преимущество для людей с ограниченными физическими возможностями.

Ценность оптимизации под поисковые системы

В разработке графического интерфейса пользователя GUI и сайта есть как схожие моменты, так и различия. Например, посетитель пользуется навигацией по сайту. Он выбирает определенный путь сквозь структуру страниц. В графическом интерфейсе разработчик может контролировать, какие пункты будут доступны пользователю в тот или иной момент. Если функция недоступна, разработчик может скрыть эту опцию.

В случае с сайтом у пользователя всегда есть возможность вернуться назад на страницу. Следовательно, навигацию также необходимо учитывать при создании сайта. Иерархия страниц должна быть максимально прозрачной и продуманной. Если ваш сайт состоит из нескольких уровней, то логично использовать навигацию типа “хлебные крошки ”.

Люди используют программы уже достаточно долгое время. Следовательно, мы уже привыкли к большинству стандартных элементов любого графического интерфейса. Сайты же появились относительно недавно.

Веб-дизайнеры должны стараться продумать опыт взаимодействия с пользователем на максимальном уровне, и руководствоваться при этом проверенными практиками. Например, меню навигации лучше всего располагать в левом верхнем углу. Как вебмастер вы должны убедиться, что все элементы легко доступны любому посетителю. Это сделает ваш сайт удобным для использования.

Данная публикация представляет собой перевод статьи «User Interface » , подготовленной дружной командой проекта

Хорошо Плохо







2024 © gtavrl.ru.