Эволюция школьной программы по информатике. Учебные материалы по информатике


Одним из самых результативным, полезным с моей точки зрения является Портал "Клякс@.net". «Информационно-образовательный портал для учителей информатики и ИКТ». В портале для учителя информатики в средней школе представлен ряд рекомендаций по методическим материалам, программы, инструкции, справочники доступные для свободного копирования.

В разделе «Копилка» имеются планы, конспекты, презентации, методические находки, дидактический материал к уроку.

Для учеников в разделе «Конспекты школьника» - краткий теоретический материал, который можно применять на уроке, примерные экзаменационные билеты и ответы (см Приложение 4).

Имеются тесты по информатике (см Приложение 5), действующие в реальном времени, дающие оценку в результате тестирования и анализ ошибок (см Приложение 6), полезные программы, форум учителей.

w.w.w.infoschool.narod.ru - "Информатика в школе". Первоначально этот сайт предназначался исключительно для учителей информатики, но в настоящее время на нем располагается информация, полезная как ученикам, так и всем желающим повысить уровень своих знаний в области компьютерных технологий. На нём можно найти всё об информатике, информационных технологиях, Интернет - технологиях, web-дизайне, основах теории баз данных, программировании, алгоритмизации, офисных технологиях, создании сайтов, подготовке к олимпиадам по информатике, уроки FrontPage, уроки Word 2003, лекции Си. (см Приложение 6)

w.w.w.edu.h1.ru - сайт "Блокнот учителя информатики". На сайте представлены учебники, методички, справочники, нормативные документы, энциклопедии, словари. (см Приложение 7) Предлагаются методические материалы для учителя, разработки уроков, различное планирование. Сайт располагает богатой коллекцией тематических ссылок по всем вопросам темы "Информатика", например на персональные страницы, а в частности, на персональный сайт О. Трушина (см Приложение 8), где можно найти учебники и статьи различных авторов по информатике.

Сайт «Методическая копилка учителя информатики». (см Приложение 9) На сайте дано много рекомендаций по методическим материалам, программы, инструкции, справочники, планы, конспекты, презентации, методические находки, дидактический материал к урокам.

w.w.w. syrtsovasv.narod.ru - раздел "Информатика" - материалы в помощь учителю, на персональном сайте Сырцовой С.В. Предлагаются методические материалы по темам: информация, Windows, Word, Power Point, Front Page (лабораторные, проверочные, тесты и др.).

w.w.w.Uroki.net. В этом сайте, собрано множество материалов для учителя информатики в школе: поурочные, тематические, календарные планы по информатике; планирование занятий, разработки открытых уроков; экзаменационные билеты; практические, лабораторные, контрольные работы для проведения в 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классах средней школы. Кроме этого, на этом сайте, Вы найдёте сборники лекций, программы курсов информатики, инструкции для кабинета информатики, а также конспекты лекций, санитарно-гигиенические требования к кабинету информатики, экзаменационные билеты и ответы на билеты по курсу информатики в школе. (см Приложение 10)

w.w.w.Som.fio.ru сайт "Сетевое объединение методистов" функционирует в рамках договора ELSP/B1/Gr004/013-06 "Интернет-поддержка профессионального развития педагогов" между Национальным фондом подготовки кадров (НФПК) и Фондом содействия информатизации образования в рамках реализации Проекта "Информатизация системы образования" (ИСО). «Сетевое объединение методистов» - это сайт, предназначенный для методической поддержки учителей-предметников. На нем размещаются различные материалы по курсам общеобразовательной школы: английскому языку, астрономии, биологии, географии, информатике, истории, литературе, математике, обществоведению, русскому языку, физике, химии и по предметам начальной школы.

На страницах каждого предмета указывается количество материалов в рубрике.

Кроме навигационной структуры внутри каждого предмета, существует тематический каталог. Если Вы щелкнете по соответствующей кнопке на странице, то сможете найти интересующие Вас ресурсы в соответствии с темами учебного плана.

Материалы, размещенные за последнюю неделю, отмечаются специальным значком. Кроме этого, все последние поступления размещаются на титульной странице каждого предмета справа. На титульной странице «Сетевое объединение методистов», Вы сможете увидеть 20 материалов, размещенных последними, вне зависимости от их предметной области.

На страницах, посвященных любому учебному предмету, Вы найдете:

Минимумы или стандарты образования;

Примерные поурочные планы;

Аннотации CD-ROM образовательного назначения и методики работы с ними;

Интересные научные факты и открытия;

Варианты контрольных, тестовых и лабораторных работ;

Учебную и методическую литературу по предметам, интересную букинистическую литературу, а также аннотации новых публикаций (как электронных, так и традиционной печатной продукции);

Биографии ученых;

Интересные исследовательские работы учащихся;

Информацию, размещённую на конференциях, форумах, новости сети.

Координируют работу сетевых сообществ Заслуженные учителя РФ, кандидаты наук, Соросовские учителя и преподаватели Вузов. Пользователь сайта может задать им любые интересующие вопросы в Форумах или написав им лично на электронный адрес, указанный на титульной странице предмета. (см Приложение 11)

Сайт Орловского регионального компьютерного центра "Помощь образованию".

На сайте размещены методические материалы для проведения занятий по информатике, учебники и тесты для самообразования. Все материалы можно заказать на диске. Часть учебников и тестов размещены на сайте в свободном доступе.

w.w.w.orakul.spb.ru «Персональный компьютер» или "Азбука PC" для начинающих. Дм. Белоусов. Информация размещённая на сайте адресована:

Школьникам средней школы (для уроков информатики и ИКТ);

Студентам ВУЗов (помощь к самостоятельной подготовке);

Людям любого возраста (делающим первые шаги в освоении ПК);

Преподавателям информатики.

w.w.w. markbook.chat.ru - «Методическое пособие по информатике для учащихся 9-11 классов» (в виде 30 уроков). Рассмотрены следующие разделы:

Устройство IBM PC,

Norton Commander,

Windows Commander,

Microsoft Word,

Интернет - технологии,

Программирование на QBasic,

Язык HTML.

w.w.w.mckryak.chat.ru - "Информатика в школе". На сайте размещены:

Программа курса информатики и информационных технологий для школы;

Материалы к урокам;

Учебное пособие "Информатика и информационные технологии".

w.w.w.phis.org.ru - "Информатика и информация" сайт-пособие для учителей и учащихся 10 - 11кл. (последнее обновление сайта 11.2002г.).

w.w.w.problems.ru - "Задачи по информатике" На сайте собраны упражнения и задачи, призванные помочь в освоении основ языка программирования: задачи на работу с переменными базовых типов, на использование условного оператора, циклов, массивов, процедур и функций. Представлены задачи как требующие использования стандартных алгоритмов и структур данных, так и собственных. Большинство задач приводится вместе с решениями.

w.w.w.center.fio.ru - Сайт располагает информацией по устройству компьютера и основам программирования. Учебное пособие для старших классов с углубленным изучением информатики.

w.w.w.schools.keldysh.ru - предмет "Информатика" на сайте физико-математической общеобразовательной школы №444. В "Материалах к урокам" (8 - 11кл.) можно познакомиться с лабораторными работами, задачами, билетами к зачету, лекциями и др. В разделе "Олимпиады" - представлены олимпиадные задачи с 1998 по 2005. На страницах раздела "Виртуальный музей истории информатики" - имеется достаточно интересная и познавательная информация, например "Графика для Web-страниц с помощью Photoshop".

w.w.w.ugatu.ac.ru (= trushinov.chat.ru) "Информация для информатиков" Сайт О.В. Трушина (г Уфа). Авторские программы, методические разработки. Предоставлены задачи тестов по информатике (с ответами) и экзаменационные задачи по информатике (с решениями).

w.w.w.potential.org.ru - журнал "Потенциал" (для старшеклассников и учителей).

w.w.w.informatics.wallst.ru - проект "Информатика" все о программировании.

w.w.w.comp-science.narod.ru - "Дидактические материалы по информатике и математике." Сайт адресован учителям информатики и математики, а также любознательным ученикам. В разделах сайта предоставлена информация по следующим направлениям:

Олимпиады школьников по программированию;

Подготовка к олимпиадам по программированию;

Дидактические материалы по алгебре и геометрии (6-9 кл.) в формате LaTeX.

w.w.w.gmcit.murmansk.ru - сайт Мурманского городского центра информационных технологий. Содержит методические и учебные материалы для учителей средней школы. Материалы сайта изложены доступным языком, рассчитанным не только на учителей, но и на учащихся, основные темы расписаны очень подробно, например, "Базовый курс". Особый интерес для учителя представляет информация разделов решение задач, экзамены, олимпиады, сценарии уроков.

w.w.w. cipds.al.ru - "Как устроен Интернет". На сайте в доступной форме изложена информация:

Компьютерные сети;

Интернет, взаимодействие клиентов и серверов;

Web и электронная почта;

Принцип работы и настройка программ.

w.w.w.globator.com - «Уроки Photoshop - как научиться рисовать». Приведём тематику некоторых уроков: «Загар», «Устраняем эффект красного глаза», «Улучшаем форму груди», «Перекрашиваем волосы», «Убираем морщинки», «Фотомонтаж», «Фотокарикатура», «Меняем цвет глаз», «Логотип», «Обложка для диска» и мн. др.

И вот уже в который раз опять наступил сентябрь, и тысячи учащихся с противоречивыми ощущениями отправились в школу – кто-то в первый класс, а кто-то уже в одиннадцатый. Когда-то среди них были и мы; вот почему вид белых бантов и букетов в руках первоклашек вызывает у нас ностальгию по беззаботному детству, любимым учителям и предметам – уверен, что для многих на Хабре таковым определенно была информатика. Воспользуемся моментом и вспомним, что мы на ней изучали – десять, двадцать, а кто-то и больше лет назад.

Первые эксперименты

Наверное, кому-то это покажется неожиданным, но первые опыты преподавания информатики в советской школе начались почти за тридцать лет до выведшей данный предмет в массы реформы образования. Действительно, трудно поверить, что уже в 1959 году в ряде школ Москвы и Новосибирска старшеклассников обучали программированию, теории информации и мат. части тогдашних компьютеров. Между тем, ни в появлении такого предмета, как информатика, ни в географическом расположении первых экспериментальных зон нет ничего удивительного. Буквально с самого начала опыт эксплуатации советских электронно-вычислительных машин выявил острую необходимость в квалифицированном обслуживающем персонале, понимающем принципы работы ЭВМ и способного с ней взаимодействовать. Именно по этой причине в двух «кибернетических столицах» Союза, обладавших максимальным парком вычислительной техники, под руководством известных ученых Андрея Петровича Ершова (в Новосибирске) и Семена Исааковича Шварцбурда (в Москве) были оперативно разработаны школьные учебные планы для решения текущих задач. Кстати, впоследствии именно Ершов станет автором первого всеобщего курса информатики.


«Дореформенный» учебник Демидовича для факультативов (слева) и канонiчный учебник Ершова - первое экспериментальное пособие под новую программу

С течением времени охват информатикой школьного населения расширялся, прежде всего за счет специализированных математических классов и школ, а также учебно-производственных комбинатов (УПК). Методология курса непрерывно совершенствовалась, но неизменным оставалось одно: «безмашинный» способ обучения. Иначе говоря, будущие операторы ЭВМ сами ЭВМ видели крайне редко, разве что какой-нибудь заводской или институтский вычислительный центр пустит в порядке гуманитарной помощи на часик. Много машинного времени получить было нереально, его хронически не хватало самому ВЦ.
Что же изучали школьники в те годы? Вот план курса информатики конца 50-х годов.

  • Электронные цифровые ВМ - 4 часа;
  • Арифметические основы программирования - 10 часов;
  • Основные сведения о программировании - 36 часов;
  • Перевод программ на язык машин - 26 часов;
  • Организация процесса программирования - 12 часов;
  • Стандартные программы. Автоматизация программирования - 26 часов;
  • Методы контроля - 26 часов;
  • Общая характеристика математических машин - 24 часа.


Школьный вычислительный центр - ученики 60-х о таком даже не мечтали

Как видим, тогдашние дети изучали многое из того, о чем сейчас не догадываются даже взрослые программисты. Ничего не поделаешь, ведь процесс программирования и отладки в то время был весьма низкоуровневым и трудоемким.

Процесс пошел

С 1 сентября 1985 года информатика (а точнее – «Основы информатики и вычислительной техники», ОИВТ) стала обязательным предметом во всех общеобразовательных школах Советского Союза. Как ни удивительно, проблема с кадрами, по крайней мере в больших городах, решилась довольно быстро: учительский корпус формировался не только из преподавателей естественнонаучных предметов, но и из инженеров-математиков и программистов профильных НИИ, чувствовавших в себе педагогические способности.
Информатика как учебная дисциплина прошла к тому времени большой путь развития, поэтому новая программа стала как бы логическим продолжением предыдущих. В рамках курса изучались:
  • Теория информации;
  • Элементы математической логики;
  • Основные возможности ЭВМ и варианты их применения;
  • Архитектура и компоненты ЭВМ;
  • Основы алгоритмизации, построение блок-схем;
  • Основы программирования и написания программ.


Три учебника, рекомендованных школам Министерством образования СССР по курсу информатики. Слева направо: Гейн/Житомирский, Кушниренко, Каймин

Что касается собственно программирования, то в начальном варианте курса отсутствовала привязка к какому-либо конкретному языку. Вместо этого предлагалось использовать абстрактный русскоязычный алгоритмический язык (РАЯ), представлявший собой по сути символьную развертку блок-схем - школьные шутники называли его «если не то - то всё».


Пример программы на школьном алгоритмическом языке

В качестве следующего шага основоположник советской информатики А.П. Ершов в своем учебнике рекомендовал использовать язык Рапира – машинно исполняемую адаптацию алгоритмического языка. Были и другие предложения – так, «московская школа» преподавателей активно продвигала популярный в то время язык Алгол. Однако уже через 2-3 года основным школьным языком программирования де-факто стал Бэйсик – достаточно простой для детей, но при этом имеющий необходимый функционал и, самое главное, адаптированный под весь зоопарк вычислительной техники, появившейся в кабинетах информатики. К слову сказать, Бэйсик не сдал свои позиции в школе и поныне.


Алгоритм нахождения точки пересечения графика функции с прямой y=x методом итераций, язык Рапира

Прежняя «безмашинная» методика преподавания информатики постепенно уступала место «машинной», у детей появился доступ к технике и возможность писать свои собственные программы. Историю оснащения школ компьютерной техникой я , сейчас просто хочу отметить, что именно знакомство с компьютерами, а не предмет как таковой, стал для многих из нас поворотной точкой в нашей жизни. Лучшие учителя прекрасно это понимали, и активно подогревали интерес к творчеству, преодолевая методические преграды – учебники «не под тот язык», различия в диалектах и так далее.

Курс информатики образца 1985 года оставался практически неизменным в течение почти 15 лет. Между тем мир вокруг нас за это время стал совсем другим – и школьной информатике также необходимы были перемены.

Новейшая история

Примерно с двухтысячных годов информатика стала расширять свое присутствие в школьной программе, изучать ее стали с 7 класса, начиная с одного часа в неделю, а в девятом уже по два. Таким образом общее количество часов значительно увеличилось, при этом программа существенным образом не изменилась. У учителей появилась возможность углубиться в преподаваемый материал и уделить больше внимания практике.

Одним из главных нововведений в предмете (который к тому времени стал называться по-другому – «Информационно-коммуникационные технологии», ИКТ) стали как раз эти самые коммуникации, то есть локальные и глобальные средства передачи данных. К сожалению, этот очень важный, на мой взгляд, раздел, куда, в принципе, могут войти и основы веб-программирования, и теоретические аспекты построения компьютерных сетей, по настоящий день с трудом находит себе место в программе, главным образом, вследствие отсутствия должных знаний у самих преподавателей.


Современные учебники по ИКТ

По-прежнему не менее четверти учебного времени отводилось под изучение языков программирования. К тому моменту переход на современную платформу х86 в школах уже в целом завершился (хотя, как мы выяснили в прошлый раз, в сельских школах он растянулся еще на многие годы), что дало возможность унифицировать учебную среду. Учителя в своей массе ради обеспечения совместимости с уже имеющимся кодом тянулись к древним, как помет мамонта, версиям Бейсика – до тех пор, пока они работали под текущими операционными системами. Продвинутые учебные заведения получили возможность уместить в курс дополнительные языки программирования, такие как С или Java, которые ранее преподавались отдельно. Однако обязательными базовыми языками, как уже говорилось, остались Бейсик и Паскаль.


Microsoft Quick Basic - непреходящее «наше всё» для школяров

Изучение прикладного программного обеспечения, входившее в курс информатики изначально, в какой-то момент стало опасно крениться в сторону стандартных и офисных средств Microsoft Windows. Тенденцию, однако, сбила непоследовательность властей от образования в вопросе выбора школьной программной платформы. О перипетиях этого процесса и, в частности, о многострадальной программе «Первая помощь», я также уже рассказывал . Сейчас, в принципе, все вернулось на круги своя – изучается функционал, а не продукт (например, текстовый, табличный, графический редактор и т.д.), хотя перечень утвержденных конкретных реализаций функционала все равно ограничен.


Попытки приобщить к информатике младшеклассников предпринимались еще в Советском Союзе, однако там они носили, скорее, образцово-показательный характер

Трендом сегодняшнего дня является дальнейшее омоложение курса информатики. Два года назад была одобрена экспериментальная программа, предусматривающая изучение предмета, начиная со второго класса. Не могу сказать, насколько широко она распространилась за это время, однако точно знаю, что ряд школ Нижнего Новгорода по ней точно работают.

В течение всего поста я старался воздерживаться от каких-либо оценок, поскольку не считаю себя большим специалистом в данном предмете, однако закончить его хочу сугубо личным мнением. Оно таково: овладение компьютерными знаниями в наше время является одним из основ успешности будущей профессиональной жизни ученика – чем бы он не решил заняться. Перед школьной информатикой следует поставить задачу вырастить всесторонне развитого в плане IT человека. Человека, который не потеряется в нашем высокоскоростном цифровом мире.

Благодарю свою учительницу по информатике Надежду Валентиновну Соличеву за все рассказанное для этого поста.

Теги: Добавить метки

Воронежский институт высоких технологий

Российский Новый Университет (Воронежский филиал)

И.Я. Львович, Ю.П. Преображенский,

В.В. Ермолова

ИНФОРМАТИКИ

Учебное пособие

Воронеж 2014

Основы информатики: Учеб. пособие /И.Я. Львович, Ю.П. Преображенский, В.В. Ермолова. ВИВТ, Воронеж, 2014, 253 с.

В учебном пособии в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов рассматриваются понятия информатики, информационных процессов систем и технологий. Подробно рассмотрены математические основы цифровых автоматов, кодирования; алгоритмические основы программирования и управления. Большое внимание уделено прикладным вопросам информатики, сетевым информационным технологиям.

Предназначено для студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Информационные системы и технологии» и «Информатика и вычислительная техника», а также для магистров и аспирантов.

Табл. 19, Ил. 87., Библиогр. 20 назв.

Печатается по решению Учебно-методического совета Воронежского института высоких технологий.

Научный редактор:

Заслуженный деятель науки РФ, д-р техн. наук, профессор, академик РАЕН Я.Е. Львович

Рецензенты:

д-р техн. наук, проф. каф. САПРИС ВГТУ Юрочкин А.Г. д-р техн. наук, проф., зав.каф. ТАСЭМ ВГТУ Чопоров О.Н.

© Львович И.Я., Преображенский Ю.П., Ермолова В.В., 2014

© Воронежский институт высоких технологий, 2014

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ И ПОДХОДЫ К ЕЕ

КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКЕ

Понятие и виды информации

Структурная мера информации

Статистическая мера информации

Семантическая мера информации

Преобразование информации

Формы представления информации

Передача информации

Общая характеристика фаз преобразования информации

Контрольные вопросы

2. АЛГОРИТМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ

Свойства алгоритмов

Виды алгоритмов и их реализация

Методы представления алгоритмов

Порядок разработки иерархической схемы реализации

алгоритмов

Нормальный алгоритм Маркова

Языки программирования

Жизненный цикл программного обеспечения

Основы технологии разработки программ

Контрольные вопросы

3. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ

Понятие дискретного автомата

Машина Тьюринга

Кодирование информации

Системы счисления

Представление данных в компьютере

Контрольные вопросы

4. ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА

Автоматизация деятельности на основе алгоритмизации

Методы автоматизации бизнес-процессов

Базовые понятия и технологии управления данными

Базовые сведения о компьютерной графике и геометрии

Введение в информационную безопасность

Контрольные вопросы

5. ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Операционные системы

Файловые системы

Принципы организации ЭВМ

Сетевые технологии обработки данных

IPv4-адресация

Сеть Internet

Протокол IPv6. Проблемы и перспективы развития Internet-

адресации

Контрольные вопросы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В учебных планах подготовки бакалавров по направлениям «Информатика и вычислительная техника» и "Информационные системы и технологии" дисциплина «Информатика» входит в состав базовой части математического и естественнонаучного цикла дисциплин. Она создает теоретическую основу для изложения и понимания таких курсов, как «Теория информационных процессов и систем», "Информационные технологии", "Архитектура информационных систем", «Управление данными», «Технологии программирования» и других фундаментальных дисциплин технического профиля.

Целями данного учебного пособия являются:

1) осуществить четкое изложение основных понятий и современных подходов к информатике как самостоятельной науке естественнонаучного направления;

2) на основании анализа объекта и предметной области информатики изложить фундаментальные категории и аксиомы, которые служат стержнем информатики как науки;

3) дать математические основы информатики как основу, инструмент для решения прикладных задач;

4) показать студенту возможность построения «дерева» информатики, базируясь на триадах «информация – информационные технологии – информационный ресурс» и «модель – алгоритм – программа»;

5) заложить первоначальные основы знаний студентам первого курса по структуре и функциям блоков ЭВМ, алгоритмизации и программированию.

1. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ И ПОДХОДЫ К ЕЕ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКЕ

1.1 Понятие и виды информации

Термин "информация" происходит от латинского слова "Informatio" – разъяснение, изложение, осведомленность. Можно считать, что этот термин в начальном представлении является общим понятием, означающим некоторые сведения, совокупность данных, знаний и т.д. Понятие информации должно быть связано с определенным объектом, свойства которого она отражает. Кроме того, наблюдается относительная независимость информации от ее носителя, поскольку возможны ее преобразование и передача по различным физическим средам с помощью разнообразных физических сигналов безотносительно к ее содержанию, т.е. к семантике, что и явилось центральным вопросом многих исследований, в том числе и в философской науке. Информация о любом материальном объекте может быть получена путем наблюдения, натурного либо вычислительного эксперимента, а также на основе логического вывода. Поэтому говорят о доопытной (или априорной) информации и послеопытной (т.е. апостериорной), полученной в итоге эксперимента.

Для человека любое восприятие реальных объектов окружающей действительности происходит через ощущения. Органы чувств человека и высшая нервная система позволяют ему воспринимать объекты. При обмене информацией существуют источник в виде объекта материального мира и приемник - человек либо какой-то материальный объект. Информация возникает за счет отражения, которое является свойством всей материи, любой материальной системы. Свойство отражения совершенствуется по мере развития материи от элементарного отражения до высшей его формы – сознания. Процесс отражения означает взаимодействие объектов материального мира. Этот процесс наиболее прост в неорганической природе. Здесь преобладают механические, химические и физические взаимодействия. При таком отражении объекты пассивны. Новые формы отражения (физиологическое и психологическое) возникают в органической природе. В живом организме на основе отражения формируется способность приспосабливаться к изменяющимся окружающим условиям. У человека получают развитие более сложные формы отражения: познавательная и творческая. Эти формы носят сознательный характер и позволяют человеку активно воздействовать на окружающий мир.

Рассмотрим некоторую классификацию информации. Для того, чтобы она была полезной, она должна быть основана на некоторой системе. Обычно при классификации объектов одной природы в качестве базы для классификации используется то или иное свойство (или их набор) объектов.

Как правило, свойства объектов можно разделить на два больших класса: внешние и внутренние свойства.

Внутренние свойства - это свойства, органически присущие объекту.

Они обычно «скрыты» от изучающего объект и проявляют себя косвенным образом при взаимодействии данного объекта с другими.

Внешние свойства - это свойства, характеризующие поведение объекта при взаимодействии с другими объектами.

Поясним сказанное на примере. Масса является внутренним свойством вещества (материи). Проявляет же она себя во взаимодействии или в ходе некоторого процесса. Отсюда появляются такие понятия физики, как гравитационная масса и инерциальная масса, которые можно было бы назвать внешними свойствами вещества.

Подобное разделение свойств можно привести и для информации. Для любой информации можно указать три объекта взаимодействия: источник информации, приемник информации (ее потребитель) и объект или явление, которые данная информация отражает. Поэтому можно выделить три группы внешних свойств, важнейшими из которых являются свойства информации с точки зрения потребителя.

Качество информации - обобщенная положительная характеристика информации, отражающая степень ее полезности для пользователя.

Показатель качества - одно из важных положительных свойств информации (с позиции потребителя). Любое отрицательное свойство может быть заменено обратным ему, положительным.

Чаще всего рассматривают показатели качества, которые можно выразить числом, и такие показатели являются количественными характеристиками положительных свойств информации.

Обзор приведенных ситуаций позволяет сформулировать следующие определения свойств информации.

Релевантность - способность информации соответствовать нуждам (запросам) потребителя.

Полнота - свойство информации исчерпывающе (для данного потребителя) характеризовать отображаемый объект и / или процесс.

Своевременность (актуальность) - способность информации соответствовать нуждам потребителя в нужный момент времени.

Достоверность - свойство информации не иметь скрытых ошибок.Доступность - свойство информации, характеризующее возможность

ее получения данным потребителем.

Защищенность - свойство, характеризующее невозможность несанкционированного использования или изменения.

Эргономичность - свойство, характеризующее удобство формы или объема информации с точки зрения данного потребителя.

Адекватность - свойство информации однозначно соответствовать отображаемому объекту или явлению. Адекватность оказывается для потребителя внутренним свойством информации, проявляющем себя через релевантность и достоверность.

Выделяют следующие аспекты информации:

прагматический,

семантический,

синтаксический.

Прагматический аспект связан с возможностью достижения поставленной цели с использованием получаемой информации. Этот аспект информации влияет на поведение потребителя. Если информация была эффективной, то поведение потребителя меняется в желаемом направлении, т. е. информация имеет прагматическое содержание. Таким образом, этот аспект характеризует поведенческую сторону проблемы.

Семантический аспект позволяет оценить смысл передаваемой информации, соотнося ее с информацией, хранящейся до появления данной. Семантические связи между словами или другими смысловыми элементами языка отражают словарь –тезаурус . Он состоит из двух частей: списка слов и устойчивых словосочетаний, которые сгруппированы по смыслу, и некоторого ключа, т е. алфавитного словаря, позволяющего расположить слова и словосочетания в определенном порядке. Тезаурус имеет особое значение в системах хранения информации, в которые могут вводиться семантические отношения, в основном подчинения, что позволяет на логическом уровне осуществлять организацию информации в виде отдельных записей, массивов и их комплексов. Существуют развитые тезаурусы, в которые включаются сложные высказывания и семантические связи между ними. Это позволяет хранить более сложную информацию и детально оценивать семантическое содержание вновь поступающей информации. Наличие тезауруса позволяет переводить поступающую семантическую информацию на некоторый стандартизированный семантический язык в соответствии с выбранным тезаурусом. Таким образом, при возникновении информации можно изменить исходный тезаурус. Степень изменения тезауруса может быть принята как характеристика количества информации.

Пример тезауруса

Приведем пример русско-английского тезауруса предметной области «Автоматический оптический контроль печатных плат». Особенность данной предметной области состоит в том, что она находится на стыке двух дисциплин: технологии производства печатных плат и машинного зрения, соответственно – термины «происходят» из разных терминосистем. Основным методом составления словаря была интроспекция, в качестве вспомогательного материала были использованы статьи, отечественные стандарты, словари по машинному зрению и компьютерной графике, словарь по технологии изготовления печатных плат.

В тезаурус вошло около 200 концепций, 800 английских и русских терминов и 700 однонаправленных связей между концепциями. В тезаурусе использованы следующие типы связей: род – вид ,часть – целое ,следует – предшествует ,используется для –использует ,носитель свойства – свойство (асимметричные связи), а такжеассоциация ,коррелят

(симметричные связи). «Концентраторами» (hubs ) тезаурусной сети являются

концепции дефект (26 смежных концепций),печатная плата (23 смежные концепции),автоматический оптический контроль (17 смежных концепций). На рисунке 1.1 представлен фрагмент тезаурусной сети (чтобы не перегружать рисунок, для каждой пары отображена только одна связь).

plated through hole

металлизированное

контактная площадка

ассоциация

отверстие

посадочное место

непроводящий рисунок

коррелят

non-conductive pattern

conductor layout

гарантийный

conductor pattern

проводящий рисунок

Рисунок 1.1 – Фрагмент тезаурусной сети

Синтаксический аспект информации связан со способом ее представления. В зависимости от реального процесса, в котором участвует информация, т.е. осуществляется ее сбор, передача, преобразование, отображение, представление, ввод или вывод, она представляется в виде специальных знаков, символов. Характерным носителем информации является сообщение, под которым обычно понимают все то, что подлежит передаче. Сообщения представляют в виде электрического сигнала, передаваемого по выбранной физической среде. Для этого сообщение подвергают преобразованию, т. е. придают ему электрический характер, далее кодированию, при котором сообщение превращается в некоторую, последовательность символов, однозначно его отображающих, и модуляции, при которой каждый элемент кода (либо код в целом) переводится в электрический сигнал, способный передаваться на заданное расстояние по выбранному каналу связи. Процессы преобразования, кодирования и модуляции исключительно многообразны, а синтаксический аспект информации при ее передаче в настоящее время хорошо развит. Иной характер синтаксический аспект имеет, например, при хранении информации. В этом случае могут быть предложены такие формы, при которых удается осуществить быстрый поиск, введение новой информации, вывод требуемой информации из информационной базы и в целом обновления базы данных. Требуемому представлению информации при ее

хранении отвечают разработанные к настоящему времени типовые структуры баз и банков данных, которые позволяют наилучшим образом реализовать информационное обслуживание пользователей в системе управления. Таким образом, развитие общества привело к тому, что оказалось необходимым хранить, обрабатывать, передавать, преобразовывать огромные объемы данных.

Виды информации

Все виды деятельности человека по преобразованию природы и общества сопровождались получением новой информации. Логическая, адекватно отображающая объективные закономерности природы, общества и мышления получила название научной информации . Ее делят по областям получения или пользования на следующие виды:политическую ,

техническую, биологическую, химическую, физическуюи т.д.; по назначению

– на массовую испециальную . Часть информации, которая занесена на бумажный носитель, получила названиедокументальной информации . Любое производство при функционировании требует перемещения документов, т.е. возникаетдокументооборот . Для автоматизированных систем управления информация в документах составляетвнешнее информационное обеспечение . В то же время большая часть информации хранится в памяти ЭВМ на магнитных и оптических дисках и т.д. Она определяется каквнутримашинное информационное обеспечение .

Наряду с научной информацией в сфере техники при решении производственных задач используется техническая информация . Она сопровождает разработку новых изделий, материалов, конструкций агрегатов, технологических процессов. Научную и техническую информацию объединяют термином научно-техническая информация ; в сфере материального производства может циркулироватьтехнологическая информация , закрепленная в конструкторско-технологической документации. В плановых расчетах существует планово-экономическая информация , которая содержит интегральные сведения о ходе производства, значения различных экономических показателей.

Информация с точки зрения ее возникновения и совершенствования проходит следующий путь: человек наблюдает некоторый факт окружающей действительности, это факт отражается в виде совокупности данных, при последующем структурировании в соответствии с конкретной предметной областью данные превращаются в знания. Таким образом, верхним уровнем информации как результата отражения окружающей действительности (результата мышления) являются знания . Знания возникают как итог теоретической и практической деятельности. Информация в виде знаний отличается высокой структуризацией. Это позволяет выделить полезную информацию при анализе окружающих нас физических, химических и прочих процессов и явлений. На основе структуризации информации формируется информационная модель объекта. По мере развития общества

1.3.4.4.4.1 10 ДРОФА http://www.drofa.ru/77/ 1.3.4.4.4.2 Фиошин М.Е., Рессин А.А., Юнусов С.М./Под ред. Кузнецова А.А. Информатика. Углубленный уровень 11 ДРОФА http://www.drofa.ru/77/

2.1. Начальное общее образование

Порядковый номер учебника Автор/авторский коллектив Наименование учебника Класс Наименование издателя(ей) учебника Адрес страницы об учебнике на официальном сайте издателя (издательства)
2.1.2.2.6.1 Информатика: учебник для 2 класса: в 2 ч. 2 БИНОМ. Лаборатория знаний 1 часть: http://lbz.ru/books/227/6553/
2 часть: http://lbz.ru/books/227/6554/
2.1.2.2.6.2 Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Нурова Н.А. 3 БИНОМ. Лаборатория знаний 1 часть: http://lbz.ru/books/227/6691/
2 часть: http://lbz.ru/books/227/6692/
2.1.2.2.6.3 Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Нурова Н.А. 4 БИНОМ. Лаборатория знаний 1 часть: http://lbz.ru/books/227/6693/
2 часть: http://lbz.ru/books/227/6697/
2.1.2.2.5.1 Информатика: учебник для 3 класса: в 2 ч. 3 БИНОМ. Лаборатория знаний 1 часть: http://lbz.ru/books/227/5843/
2 часть: http://lbz.ru/books/227/8048/
2.1.2.2.5.2 Могилев А.В., Могилева В.Н., Цветкова М.С. Информатика: учебник для 4 класса: в 2 ч. 4 БИНОМ. Лаборатория знаний 1 часть:






2024 © gtavrl.ru.