Ассоциативная память. Ассоциативная организация памяти Ассоциативная память человека


Однако зонтик, конечно же, остается на полке, потому что сознание человека, стоящего на пороге своей квартиры, заполнено совсем иными проблемами...

В попытках как-то объяснить этот обескураживающий феномен нейробиологи из Института биологических исследований Солка (Salk Institute for Biological Studies) в пригороде Сан-Диего (США, штат Калифорния) провели серию интересных экспериментов. Институт Солка - это независимая некоммерческая организация, занимающаяся фундаментальными исследованиями, лечением людей и обучением будущих специалистов, а назван этот институт по имени его основателя (1965) - иммунолога Джонаса Эдвардса Солка (Jonas Edward Salk (1914-1995), в свое время одержавшего победу над полиомиелитом). О полученных результатах сообщается в выпуске журнала Neuron ("Нейрон") от 20 октября. Грубо говоря, удалось впервые показать, что мозг помнит про грозовую угрозу, даже если мы ее игнорируем и оставляем зонтик дома.

"Впервые при взгляде на мозговую активность обезьяны резус мы научились отгадывать, что в действительности знает животное", - говорит Томас Д. Олбрайт (Thomas D. Albright), что руководит Vision Center Laboratory. А основной автор исследования, Адам Мессинджер (Adam Messinger), бывший аспирант Олбрайта, который ныне трудится в американском Национальном институте психического здоровья (National Institute of Mental Health - NIMH), сравнивает предмет своего изучения с подсознательным знанием. Это знание остается у нас даже в том случае, если оно недоступно непосредственно сознанию. Он приводит такой пример: "Вы знаете, что встретили жену вашего коллеги по работе, хотя и не способны вспомнить ее лицо".

Человеческая память полагается главным образом на ассоциации ; когда мы пытаемся восстановить какую-либо информацию, один предмет напоминает нам о каком-то другом, который в свою очередь напоминает нам о третьем, и так далее... Как раз на учете этого обстоятельства и основаны, например, феноменальные успехи рекордсменов по запоминанию цифровых рядов, увязывающих с каждой цифрой какие-то более привычные предметы из окружающего мира - это так называемые мнемонические приемы. Разумеется, нейробиологи уже давно и весьма активно пытаются разобрать устройство всей этой ассоциативной памяти "по винтикам". Некоторые специалисты вообще утверждают, что внутри нас запрятано по меньшей мере два типа памяти (а кто-то насчитывает их до десяти разновидностей, но это уже скорее из области курьезов). Первая - основная память - функционально связана с работой фронтальной коры головного мозга, а вторая, гораздо более емкая, - ютится в специфической области мозга, получившей название нижней височной коры (inferior temporal cortex - ITC). Именно там хранится информация едва ли не обо всех событиях нашей жизни. Правда, памятные следы в височной коре окружены неработающими участками мозга, они как бы замурованы. И активизировать, пробудить эту память можно, например, в состоянии гипнотического транса с помощью особых наводящих вопросов.

Еще один способ изучения ассоциативной памяти (реализованный исследователями из Института Солка) состоит в том, чтобы обучать подключенных к приборам макак-резусов (обезьян из рода макак) запоминанию пар каких-нибудь символов. При показе первого из запоминаемых парных символов (например, картинки с изображением хмурых облаков) обезьянам предлагаются на выбор два варианта, правильным из которых считается лишь один - тот, что связан с начальным стимулом (в данном случае это будет зонтик). Награда за правильный выбор - глоток обожаемого обезьянами фруктового сока.

"Мы старались, чтобы обезьяны не ошибались в ходе этих тестов, однако случались и серии ошибок, - поясняет Олбрайт. - И нам стало интересно, что же происходит в их мозгу, когда обезьяны делают явно неверный выбор, несмотря на то, что они наверняка должны были бы помнить правильную связь пары символов". И вот в то время как обезьяны пробовали вспомнить - то есть восстановить правильные ассоциативные связи - и делали-таки свой ошибочный выбор, ученые стали наблюдать сигналы от невроцитов (нервных клеток, нейронов) в этой самой нижней височной коре головного мозга. А теперь уже точно известно, что эта область критически важна для процессов визуального распознавания различных структур и к тому же отвечает за работу именно этого типа памяти.

После того, как Олбрайт и его группа проанализировали картины активности мозговых клеток в нижней височной коре, они сделать вывод о том, что более 50 процентов тамошних активных невроцитов можно смело отнести к особому новому классу нейронов, в которых, как считают исследователи, и закодирована память о правильных соединениях "стимула" и связанного с ним символа.

А самым удивительным во всей этой истории кажется то, что эти специализированные мозговые клетки продолжали посылать свои "правильные" импульсы даже тогда, когда обезьяны выбирали символы неверные. "В этом смысле мозговые клетки "знают" больше, чем обезьяны обнаруживают своим поведением", - говорит Олбрайт. Ведь в реальном мире обезьян (как и людей) все время что-нибудь отвлекает, то есть не дает как следует сосредоточиться и сбивает с правильных мыслей, не позволяет обратиться к истинной памяти...

Главная роль ассоциаций при запоминании заключается в том, что мы привязываем новые знания к уже известной нам информации. Чтобы построить хорошую ассоциацию нужно знать некоторые полезные критерии нахождения связи между вещами, а также развивать свое ассоциативное мышление и творческое воображение. Не менее важно научиться строить ассоциативные ряды и связи для стимулирования образной памяти. В данном уроке будет показано, как использовать метод построения ассоциаций для .

Что такое ассоциации?

Ассоциация - это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление человека приводят к тому, что появление одного элемента в определенных условиях вызывает образ другого, связанного с ним.

Кроме того, расширения круга ассоциаций можно добиться при помощи целенаправленной тренировки. Ниже мы предлагаем вам несколько несложных упражнений:

Упражнения

Упражнение 2. Составление цепочки ассоциаций. Выберите любое слово и начинайте с него строить цепочку ассоциаций, записывая их на бумагу.. Старайтесь записывать ассоциации как можно быстрее, а связи делать как можно более необычными.

Упражнение 3. Поиск недостающих ассоциаций. Выберите два любых слова или словосочетания, которые должны иметь как можно меньше общего. Постарайтесь построить ассоциацию, которая бы соединяла эти два слова. Например, для слов «утро» и «еда» элементом, дополняющим ассоциативный ряд, будет слово «завтрак». Попробуйте найти недостающее звено для слов: фильм и сон, лифт и автомобиль, цветок и небоскреб.

Упражнение 4. Подходящие ассоциации. Выберите два слова, и постарайтесь назвать ассоциации, подходящие одновременно для каждого из этих слов. Например, для слов «белый» и «легкий» можно назвать такие ассоциации: снег, пух, перо и т.д. Для усложнения упражнения можете выбрать не два, а три или даже больше слов.

Упражнение 5. Необычные ассоциации. Для развития ассоциативного мышления в целях наилучшего запоминания полезно уметь искать наиболее яркие и нестандартные ассоциации. В этом случае образ будет лучше закреплен в памяти. Большинство людей для этих слов и словосочетаний назовут следующие ассоциации:

  • Русский поэт - Пушкин
  • Домашняя птица - курица
  • Фрукт - яблоко
  • Часть лица - нос

Постарайтесь с этими же словами придумать другие, менее популярные ассоциации.

Упражнение 6. Составление ментальных карт. Полезным упражнением для развития ассоциативной памяти являются ментальные карты. Один из создателей идеи составления таких карт Тони Бьюзен в своей книге «Суперпамять» написал, что «…если вы хотите запомнить что-то новое, вам нужно всего лишь соотнести это с каким-то уже известным фактом, призвав на помощь свое воображение». Прочитать подробнее о приеме составления ментальных карт, состоящих из ассоциативных рядов, вы сможете в следующем уроке по развитию памяти.

Если вы будете по 10-15 минут в день выполнять хотя бы часть этих упражнений, то уже через несколько дней тренировка будет становиться все легче и увлекательнее, и главное - вы сможете запоминать любой новый материал быстрее.

Для развития ассоциативного мышления в целях улучшения запоминания материала также полезно использовать следующе рекомендации. Ассоциативная связь должна:

  1. вызывать у вас подлинный интерес (как этого добиться, было написано в предыдущем уроке);
  2. затрагивать различные органы чувств;
  3. быть необычной, но осмысленной вами;
  4. содержать максимально детализированную картинку (размер, цвет и т.п.).

А главное - чтобы ассоциация была яркой и легко запоминающейся.

Итак, второе правило запоминания:

Чтобы хорошо запомнить определенную информацию, найдите подходящие яркие ассоциации, которые будут незаменимым помощником в процессе репрезентации (воспроизведения информации).

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

В ассоциативных опытах особенно следует подчеркнуть один момент, а именно то, что необходимым условием выявления достоверного ассоциативного процесса является полная пассивность субъекта, максимальная отключенность его воли и мышления от спонтанного протекания представлений. В противном случае вместо ассоциативного процесса получим активно детерминированный процесс. Это обстоятельство следует особо подчеркнуть по той причине, что настоящий ассоциативный процесс является, по сути, спонтанным процессом, протекающим вне активности человека; именно в этом качестве он представляет собой одну из ступеней развития памяти и одну из форм ее проявления. В случае ассоциативной памяти мы имеем дело со спонтанной памятью, спонтанным мнемическим процессом, не имеющим ничего общего с произвольной памятью. В этом смысле ассоциативная память, разумеется, более близка к вышеописанным примитивным формам проявления памяти, нежели специфически человеческим ее формам.

Спонтанность равно характеризует ассоциативную память как в момент запоминания, то есть фиксации или ретенции, так и воспоминания, то есть репродукции.

Субъект всегда находится под влиянием многообразных впечатлений, причем зачастую эти впечатления возникают или исчезают независимо от его намерения. Однако обычно бесследно они все-таки не исчезают. Правда, в психике в качестве сознательных переживаний эти впечатления долго не остаются, но в самом субъекте вызывают определенные личностные изменения. И вот, на основе этих изменений, при возникновении надлежащих условий, когда, например, одно из этих впечатлений вновь начинает действовать на субъекта, этот последний реагирует в соответствии с происшедшими в нем изменениями, то есть в его сознании вновь возникают переживания, соответствующие этому изменению. Так происходит репродукция представлений, переживаемая субъектом в качестве продукта воздействия спонтанных впечатлений. Как видим, репродукция этих последних также происходит вне активного, намеренного вмешательства субъекта.

В пользу того, что ассоциативную память следует четко разграничить от произвольной памяти, свидетельствует и то обстоятельство, что репродукция ассоциативных представлений всегда возникает лишь под воздействием какого-либо второго переживания - перцептивного представления. Для возникновения ассоциативного представления необходимо раздражающее представление или восприятие. Указанное обстоятельство достаточно хорошо характеризует ассоциативную память как все еще низкую, зависимую форму действия памяти. В данном смысле она довольно близка к узнаванию.

Протекание узнавания, как мы уже знаем, происходит следующим образом: восприятие N. всегда сопровождается чувством знакомости. Я узнал N., я его видел. Однако если к этому добавится еще какое-то представление, например, я видел N. там-то и там-то (образ места) или он был в такой-то шапке (образ шапки), то тогда мы имеем дело уже с ассоциативной памятью, то есть восприятие N. вызывает репродукцию представлений. В данном смысле различие между узнаванием и ассоциативной памятью состоит лишь в том, что в случае узнавания прошлое оживает в самом восприятии, не выходя за его пределы, тогда как в ассоциативной памяти это прошлое дается не в виде какого-либо прежнего восприятия, а появляется его образ, который дан повторно, но уже в виде представления. Ниже мы убедимся, что на более высокой ступени развития для репродукции представлений памяти раздражитель нужен далеко не всегда. Существует не только непроизвольное запоминание, но и произвольное припоминание.

Поиск номера кадра, соответствующего нужной странице, в многоуровневой таблице страниц требует нескольких обращений к основной памяти, поэтому занимает много времени. В некоторых случаях такая задержка недопустима. Проблема ускорения поиска решается на уровне архитектуры компьютера.

В соответствии со свойством локальности большинство программ в течение некоторого промежутка времени обращаются к небольшому количеству страниц, поэтому активно используется только небольшая часть таблицы страниц.

Естественное решение проблемы ускорения - снабдить компьютер аппаратным устройством для отображения виртуальных страниц в физические без обращения к таблице страниц, то есть иметь небольшую, быструю кэш-память, хранящую необходимую на данный момент часть таблицы страниц. Это устройство называется ассоциативной памятью, иногда также употребляют термин буфер поиска трансляции (translation lookaside buffer - TLB).

Одна запись таблицы в ассоциативной памяти (один вход) содержит информацию об одной виртуальной странице: ее атрибуты и кадр, в котором она находится. Эти поля в точности соответствуют полям в таблице страниц.

Так как ассоциативная память содержит только некоторые из записей таблицы страниц, каждая запись в TLB должна включать поле с номером виртуальной страницы. Память называется ассоциативной, потому что в ней происходит одновременное сравнение номера отображаемой виртуальной страницы с соответствующим полем во всех строках этой небольшой таблицы. Поэтому данный вид памяти достаточно дорого стоит. В строке, поле виртуальной страницы которой совпало с искомым значением, находится номер страничного кадра. Обычное число записей в TLB от 8 до 4096. Рост количества записей в ассоциативной памяти должен осуществляться с учетом таких факторов, как размер кэша основной памяти и количества обращений к памяти при выполнении одной команды.

Рассмотрим функционирование менеджера памяти при наличии ассоциативной памяти.

Вначале информация об отображении виртуальной страницы в физическую отыскивается в ассоциативной памяти. Если нужная запись найдена - все нормально, за исключением случаев нарушения привилегий, когда запрос на обращение к памяти отклоняется.

Если нужная запись в ассоциативной памяти отсутствует, отображение осуществляется через таблицу страниц. Происходит замена одной из записей в ассоциативной памяти найденной записью из таблицы страниц. Здесь мы сталкиваемся с традиционной для любого кэша проблемой замещения (а именно - какую из записей в кэше необходимо изменить). Конструкция ассоциативной памяти должна организовывать записи таким образом, чтобы можно было принять решение о том, какая из старых записей должна быть удалена при внесении новых.

Число удачных поисков номера страницы в ассоциативной памяти по отношению к общему числу поисков называется hit (совпадение) ratio (пропорция, отношение). Иногда также используется термин «процент попаданий в кэш». Таким образом, hit ratio - часть ссылок, которая может быть сделана с использованием ассоциативной памяти. Обращение к одним и тем же страницам повышает hit ratio. Чем больше hit ratio, тем меньше среднее время доступа к данным, находящимся в оперативной памяти.

Предположим, например, что для определения адреса в случае кэш-промаха через таблицу страниц необходимо 100 не, а для определения адреса в случае кэш-попадания через ассоциативную память - 20 не. С 90% hit ratio среднее время определения адреса - 0,9x20 + 0,1x100 = 28 не.

Вполне приемлемая производительность современных ОС доказывает эффективность использования ассоциативной памяти. Высокое значение вероятности нахождения данных в ассоциативной памяти связано с наличием у данных объективных свойств: пространственной и временной локальности.

Необходимо обратить внимание на следующий факт. При переключении контекста процессов нужно добиться того, чтобы новый процесс «не видел» в ассоциативной памяти информацию, относящуюся к предыдущему процессу, например очищать ее. Таким образом, использование ассоциативной памяти увеличивает время переключения контекста.

Рассмотренная двухуровневая (ассоциативная память + таблица страниц) схема преобразования адреса является ярким примером иерархии памяти, основанной на использовании принципа локальности, о чем говорилось во введении к предыдущей лекции.

Ассоциативная память

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Ассоциативная память
Рубрика (тематическая категория) Компьютеры

Таблица страниц

Организация таблицы страниц один из ключевых элементов механизмов страничного и сегментно-страничного преобразований. Рассмотрим структуру таблицы страниц более детально.

Итак, виртуальный адрес состоит из виртуального номера страницы (high-order bits) и смещения (low-order bits). Номер виртуальной страницы используется как индекс в таблице страниц для нахождения записи (entry) о виртуальной странице. Из этой записи в таблице страниц находится номер кадра (page frame number), затем прибавляется смещение и формируется физический адрес. Помимо этого запись в таблице страниц содержит информацию об атрибутах страницы, в частности биты защиты.

Основную проблему для эффективной реализации таблицы страниц создают большие размеры виртуальных адресных пространств современных компьютеров, которые обычно определяются разрядностью архитектуры процессора. Самыми распространенными на сегодняшний день являются 32-разрядные процессоры, позволяющие создавать виртуальные адресные пространства такого размером 4 Гб (для 64-разрядных компьютеров эта величина равна 2**64б).

Подсчитаем примерный размер таблицы страниц. В 32-битном адресном пространстве при размере страницы 4К (Intel) получаем 1М страниц, а в 64-битном и того более. Т.о. таблица должна иметь 1М строк (entry), причем запись в строке состоит из нескольких байт. Заметим, что каждый процесс, нуждается в своей таблице страниц (а в случае сегментно-страничной схемы по одной на каждый сегмент). Итак, в данном случае таблица страниц должна быть чересчур большой.

Вместе с тем, отображение должно быть быстрым. Отображение должно быть быстрым, так как оно делается при каждом обращении к памяти, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ происходит практически в каждой машинной инструкции. Эта проблема решается главным образом за счёт реализации ассоциативной памяти.

Для того чтобы избежать крайне важно сти иметь огромную таблицу в памяти всœе время, а хранить лишь несколько ее фрагментов (это возможно опять же на основании свойства локальности), многие компьютеры используют многоуровневую таблицу страниц.

Рассмотрим модельный пример (рис.10.4). Предположим, что 32-разрядный адрес делится на 10-разрядное поле Рtr1, 10-разрядное поле Рtr2 и 12-разрядное смещение Offset. 12 разрядов смещения позволяют локализовать байт внутри страницы размером 4К (2**12), а всœего имеем 2**20 страниц. Как видно из рис. 9.4 1024 строки в таблице верхнего уровня при помощи поля Ptr1 ссылаются на 1024 таблицы второго уровня, каждая из которых содержит также 1024 строки. При помощи поля Ptr2 каждая строка таблицы второго уровня указывает на конкретную страницу. Смысл такой организации в том, чтобы избежать поддержки всœех таблиц второго уровня (а их 1024) в памяти постоянно. Рассмотрим пример с круглыми цифрами. Допустим, что процессу нужны 12М памяти: 4М в нижней части памяти для кода, 4М в нижней части для данных и 4М в верхней части памяти для стека. Между дном стека и верхом данных гигантское пространство размером 4Gb-12Mb, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не используется. Для этого случая необходимы лишь 1 таблица верхнего уровня и 3 таблицы второго уровня. Такой подход естественным образом обобщается на три и более уровней таблицы.

Рассмотрим одну из записей таблицы страниц. Ее размер колеблется от системы к системе, но 32 бита - наиболее общий случай. Самое важное поле - номер кадра. Цель страничного отображения - локализовать эту величину. Далее бит присутствия, биты защиты (к примеру, 0 - read/write, 1 - read only ...), биты модификации (если на нее писали) и биты ссылки, которые помогают выделить мало используемые страницы, биты разрешающие кэширование. Заметим, что адреса страниц на диске не являются частью таблицы страниц.

Рисунок 10.4 - Пример двухуровневой таблицы страниц.

Как наличие нескольких уровней сказывается на производительности менеджера памяти? В случае если предположить, что каждый уровень - отдельная таблица в памяти, преобразование адреса может потребовать нескольких обращений к памяти.

Количество уровней в таблице страниц зависит от конкретных особенностей архитектуры. Можно привести примеры реализации одноуровневого (DEC PDP-11), двухуровневого (Intel, DEC VAX), трехуровневого (Sun SPARC, DEC Alpha) paging"а, а также paging"а с задаваемым количеством уровней (Motorola). Функционирование RISC процессора MIPS R2000 осуществляется вообще без таблицы страниц. Здесь поиск нужной страницы, в случае если эта страница отсутствует в ассоциативной памяти, должна взять на себя ОС (так называемый zero level paging).

Поиск нужной страницы в многоуровневой таблице страниц, требующий несколько обращений к основной памяти на пути преобразования виртуального адреса к физическому занимает много времени. В ряде обстоятельств такая задержка недопустима. Эта проблема также находит решение на уровне архитектуры компьютера.

В соответствии со свойством локальности большинство программ в течение некоторого промежутка времени делают ссылки к небольшому числу страниц, таким образом, только небольшая часть таблицы страниц работает напряженно.

Естественное решение - снабдить компьютер аппаратным устройством для отображения виртуальных страниц в физические без обращения к таблице страниц, то есть иметь небольшую, быструю кэш-память, хранящую необходимую на данный момент часть таблицы страниц. Это устройство принято называть ассоциативная память, иногда также употребляют термин ассоциативные регистры (иногда translation lookaside buffer (TLB)).

Одна запись в таблице в ассоциативной памяти содержит информацию про одну виртуальную страницу, ее атрибуты и кадр, в котором она находится. Эти поля в точности соответствуют полям в таблице страниц.

Отображение виртуальных страниц, хранимых в ассоциативной памяти, осуществляется быстро, однако кэш память является дорогостоящей и имеет ограниченный размер.
Размещено на реф.рф
Число записей в TLB от 8 до 2048

Память принято называть ассоциативной, потому что в отличие от таблицы страниц, которая проиндексирована по номерам виртуальных страниц, здесь происходит одновременное сравнение номера виртуальной страницы с соответствующим полем во всœех строках этой небольшой таблицы. По этой причине эта память является дорогостоящей. В строке, поле виртуальной страницы которой совпало с искомым значением, находится номер страничного кадра.

Рассмотрим функционирование менеджера памяти при наличии ассоциативной памяти. Вначале он ищет виртуальную страницу в ассоциативной памяти. В случае если страница найдена - всœе нормально за исключением случаев нарушения привилегий, когда запрос на обращение к памяти отклоняется.

В случае если страницы нет в ассоциативной памяти, то она ищется через таблицу страниц. Происходит замена одной из страниц в ассоциативной памяти найденной страницей. В таблице такая загруженная страница помечается битом модификации, что будет учтено при следующей загрузке ассоциативной памяти из таблицы страниц.

Процент раз, когда номер страницы находится в ассоциативной памяти, принято называть hit (совпадение) ratio (пропорция, отношение). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, hit ratio - часть ссылок, которая должна быть сделана с использованием ассоциативной памяти. Обращение к одним и тем же страницам повышает hit ratio.

К примеру, предположим, что для доступа к таблице страниц крайне важно 100 нс, а для доступа к ассоциативной памяти 20 нс. С 90% hit ratio среднее время доступа - 0.9*20+0.1*100 = 28 нс.

Вполне приемлемая производительность современных ОС доказывает эффективность использования ассоциативной памяти. Высокое значение вероятности нахождения данных в ассоциативной памяти связано с наличием у данных объективных свойств: пространственной и временной локальности.

Необходимо обратить внимание на следующий факт. При переключении процессов нужно добиться того, чтобы новый процесс не видел в ассоциативной памяти информацию, относящуюся к предыдущему процессу, к примеру, очищать ее. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, использование ассоциативной памяти увеличивает время переключения контекстов.

Ассоциативная память - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Ассоциативная память" 2017, 2018.







2024 © gtavrl.ru.