Технические средства обработки информации информатизации. Средства информатизации образования


В процессе своего развития человеческое общество прошло этапы проникновения в тайны материи, научилось управлять различными видами энергии и, наконец, вступило в эпоху информатизации. До середины XIX в., когда доминирующими были процессы сбора и накопления информации, средства информатизации представляли собой перо, чернильницу и бумагу. На смену примитивным средствам информационной техники в конце XIX в. пришли механические: пишущая машинка, телефон, телеграф, что послужило базой для принципиальных изменений в технологии обработки информации. Лишь спустя много лет информационные процессы запоминания и передачи информации были дополнены процессами ее обработки. Это стало возможным с появлением во второй половине XX в. такой информационной техники, как электронные вычислительные машины (ЭВМ), положившие начало информационным технологиям.

Информационные технологии базируются на следующих технических достижениях:

Новые средства накопления информации на машиночитаемых носителях (магнитные ленты, кинофильмы, магнитные и лазерные диски и т.п.);

Системы дистанционной передачи информации (локальные вычислительные сети, сети передачи данных, телефонная сеть, радиосвязь, спутниковая связь и др.);

Автоматизированная обработка информации с помощью компьютера по заданным алгоритмам.

Естественно, что информационные технологии строятся на сочетании аппаратных средств, программных средств и творческой мысли создателей как этих средств, так и компьютерных технологий.

Специалисты называют аппаратные средства компьютерной техники Hardware (скобяные товары или жесткая проволока), а программное обеспечение - Software (мягкая проволока). Сочетание «Hardware&Software», переводимое как «твердый и мягкий», - профессиональный термин. В России программы на профессиональном сленге иногда называют новым словом «софтвер», а компьютер и периферию - «железом». Приоритетность роли программных или аппаратных средств в информационных технологиях не подлежит обсуждению, поскольку без программного обеспечения любой самый совершенный компьютер представляет собой набор электронных плат.

Технические средства информатизации представляют собой совокупность компьютерной техники и ее периферийных устройств - Hardware, обеспечивающих сбор, хранение и переработку информации, и коммуникационной техники (телефон, телеграф, радио, телевидение, спутниковая связь, сети ЭВМ), осуществляющей дистанционную передачу информации.

Создание электронно-вычислительных машин в середине XXв. является одним из самых выдающихся достижений в истории человечества. Постоянное развитие индустрии компьютерной техники и других технических средств информатизации за короткий срок превратилось в один из определяющих факторов научно-технического прогресса. Многие крупные научно-технические проекты современности в области космических исследований, атомной энергетики, экологии не могли бы претворяться в жизнь без применения технических средств информатизации. На протяжении последних десятилетий информационные технологии, базирующиеся на современных технических средствах информатизации, все активней вторгаются в различные сферы человеческой деятельности. Несомненна тесная взаимосвязь совершенствования программного обеспечения, технических средств информатизации и наукоемких технологий, на базе которых они производятся. Разработка нового программного обеспечения требует создания все более совершенных технических средств, что, в свою очередь, стимулирует разработку новых высокопроизводительных и экономичных технологических процессов для производства технических средств информатизации.

Развитие технологий повлекло за собой информатизацию общества. Сегодня трудно представить себе дом, в котором не было бы телевизора и компьютера, человека, который не умеет пользоваться интернетом. прочно и уверенно проникают во все сферы нашей жизни. Не стала исключением и система образования. Сегодня проблемами внедрения занимается не только министерство, но и центр информатизации и оценки качества образования, расположенный в городе Иваново.

Определение проблемы

Информатизация образования - это довольно сложная современная тенденция, связанная с внедрением в учебно-образовательный процесс различного рода информационных средств, работающих на основе микропроцессоров, а также электронной продукции и новых педагогических технологий, базирующихся на использовании ИКТ для обучения.

Информатизация образования, в первую очередь, направлена на разработку методов и средств, ориентированных на реализацию основных воспитательных и образовательных педагогических целей с помощью использования новейших достижений компьютерной техники. Сюда относится компьютерное обучение школьников, овладение ими современными достижениями ИКТ, модернизация методов, и форм обучения, его содержания.

Цели

Процесс информатизации образования имеет свои цели. К ним относится:

1. Создание благоприятных условий для доступа к учебной, научной и культурной информации.

2. Интенсификации взаимодействия участников педагогического процесса с помощью применения средств информатизации.

3. Изменение модели управления образованием.

4. Повышение качества образования за счет использования ИКТ.

Основные причины

Развитие информатизации образования имеет следующие предпосылки:

Стремительный процесс информатизации общества в целом. Так, на сегодняшний день все больше и больше людей имеют персональные компьютеры, подключаются к всемирной сети, в том числе школьники, студенты.

Рост технических возможностей средств информатики и снижение их стоимости, что делает их более доступными. Практически в каждой школе есть свой компьютерный класс, а большинство и университетов устанавливают компьютеры, мультимедийные проекторы и доски в каждой аудитории.

Курс на формирование новой информационной среды общества, инфосферы. Естественно, что при таких перспективах важно научить школьников и студентов правильно и с пользой использовать ИКТ.

Основы процесса

Информатизация сферы образования основывается на достижении педагогических и компьютерных наук, таких как:

Информатика;

Кибернетика;

Теория систем;

Дидактика.

Благодаря им в образование внедряются не только новые компьютерные технологии, с помощью которых учащиеся могут более эффективно овладевать знаниями, но и разрабатываются методы и подходы к обучению, его контролю. Создаются электронные учебники, тесты, образовательные программы, которые используют как новейшие достижения информатики, так и основополагающие принципы дидактики.

Основные направления информатизации образования

Для реализации основных целей центр информатизации качества образования предлагает проводить работы по следующим направлениям:

1. Компьютеризация образовательных учреждений, в которую входит не только обеспечение школ и университетов компьютерами, но и периферийным оборудованием, таким как мультимедийные проекторы и доски, принтеры, сканеры, модемы и прочее.

2. Подключение образовательных учреждений к сети интернет. В дальнейшем это позволит ученикам пользоваться непосредственно во время урока, а учителя смогут проводить уроки удаленно либо же посещать дистанционные курсы повышения квалификации на рабочем месте.

3. Создание и реализация технологий дистанционного обучения. На сегодняшний день данная форма обучения считается одной из наиболее перспективных. Но в тоже время дистанционное образование имеет ряд недостатков, среди которых можно выделить высокую стоимость курсов и несколько непроработанную систему контроля знаний. В дальнейшем планируется тщательно проработать методику обучения и снизить его стоимость, что позволит сделать его доступным каждому.

4. Создание единой информационной системы мониторинга обучения, что поможет проводить своевременные срезы знаний, определять недостатки и преимущества того или иного способа обучения. Это одна из главных задач, которую преследует информатизация. при этом должно значительно вырасти, считают эксперты.

5. Обеспечение образовательных учреждений электронными учебными пособиями, соответствующими образовательным программам. В последнее время популярной стала и проблема разработки электронных учебников, которые позволят значительно повысить эффективность обучения. В тоже время, на сегодняшний день отсутствуют единые, составленные согласно учебной программе, учебники. В большинстве случаев учителя самостоятельно разрабатывают электронные пособия для своих учеников.

6. Открытие информационных образовательных центров, в которых не только ученики, но и учителя смогут повысить свою компьютерную грамотность, ознакомиться с новейшими информационными технологиями и методами их применения в образовательной сфере.

7. Информатизация образования - это и создание нормативно-правовой базы по внедрению в учебный процесс информационных коммуникационных технологий. Естественно, что для внедрения новых технологий необходима законодательная база, которая не только зафиксирует права и обязанности, порядок внедрения ИКТ, но и учтет вопрос авторских прав на электронные пособия.

Преимущества информатизации

Отметим основные преимущества данного процесса.

1. Совершенствование методов и технологий отбора учебных материалов.

2. Введение новых специализированных дисциплин, связанных с изучением информатики и информационных технологий как в университетах, так и в школах.

3. Изменение в методике преподавания традиционных школьных дисциплин, не связанных с информатикой. К примеру, использование компьютеров на уроках биологии или химии позволит проводить опыты путем моделирования их с помощью специальных программ.

4. Дополнительная мотивация обучающихся, которая приводит к повышению эффективности обучения. Замечено, что уроки с более интересны детям, чем традиционные.

5. Информатизация системы образования также позволит создать новые формы взаимодействия в ходе обучения: ученик - компьютер.

6. Совершенствование системы управления образованием.

7. Развитие альтернативного и логического мышления.

8. Формирование стратегий поиска решения учебных и практических задач с помощью ИКТ.

9. Индивидуализация обучения.

Недостатки использования ИКТ в обучении

Несмотря на свою привлекательность и массу преимуществ, информатизация современного образования имеет и ряд существенных недостатков:

1. Ограничение живого общения между учителем и учениками. При использовании ИКТ основная роль в обучении постепенно отходит техническим средствам, учитель же, по большей части, занимается отбором необходимого материала и последующей его презентацией.

2. Снижение коммуникативных навыков из-за наличия диалога: ученик - компьютер. Чем больше времени учащийся общается с техническими средствами обучения, тем меньше времени остается на беседы с учителем и другими учениками. В такой ситуации существенно снижаются навыки коммуникации, что в дальнейшем негативно влияет и на социализацию.

3. Снижение социальных контактов, что напрямую связано с предыдущим пунктом. Общение с компьютером снижает уровень социальной активности не только на уроке, но и в жизни в целом.

4. Использование готовой информации. Используя современные ИКТ, дети все меньше времени уделяют поиску и обработке информации. Они берут из интернета уже готовые доклады и рефераты и зачитывают их. При этом они не проводят детального подбора и анализа материала, а берут уже готовые образцы. В дальнейшем таким детям будет довольно сложно самостоятельно писать курсовые и дипломные работы с высоким уровнем уникальности.

5. Постоянная работа за компьютером может стать причиной зависимости. Это серьезная проблема, которая может привести не только к проблемам с учебой, но и психическим, физиологическим отклонениям.

6. Снижение здоровья. Постоянная работа за компьютером отрицательно влияет на формирование осанки ребенка, его зрение.

Возможности

Центр информатизации образования отмечает, что внедрение ИКТ в образовательный процесс позволит:

Создать открытую систему образования, обеспечивающую возможность получения качественного самообразования. Процесс обучения станет дифференцированным и индивидуальным.

Внести изменения в организацию процесса познания и его смещение в сторону системного мышления.

Предоставить новые возможности для ускорения интеллектуального развития личности.

Разработать новые педагогические практики.

Организовать мгновенную обратную связь между учениками и средствами ИКТ.

Визуализировать учебную информацию.

Создать новую высокоэффективную систему управления образованием.

Трудности в реализации

Информатизация системы образования имеет две основные проблемы, которые существенно влияют на скорость внедрения ИКТ в учебный процесс.

1. Формирование постоянной потребности педагогов применять компьютеры. Переход на новую систему требует постоянного и непрерывного применения ИКТ в ходе обучения. На сегодняшний день далеко не все педагоги понимают значимость данного процесса и стремятся проводить занятия по старым стандартам, без использования технологий.

2. Необходимость непрерывного повышения педагога. При работе с ИКТ учитель должен постоянно совершенствоваться, узнавать новые методы и приемы работы, осваивать все новые и новые программы. Далеко не всех устраивает такое положение дел. Кроме того, как это ни прискорбно, далеко не все педагоги умеют пользоваться компьютером.

Средства информатизации

Еще один вопрос, который необходимо рассмотреть - средства информатизации образования. Это компьютерное аппаратное и программное обеспечение, которое используется для достижения образовательных целей.

К основным средствам информатизации относятся:

Средства для записи и воспроизведение звука и видео;

Радио и телетехника;

Проекционное и оптическое кинооборудование;

Компьютерные средства обучения - программы, учебники;

Телекоммуникационные средства обучения.

Ниже мы рассмотрим особенности применения компьютеров и электронных учебников в сфере образования.

Использование компьютеров в образовательном процессе

Как уже упоминалось, информатизация образования - это также и использование компьютеров в образовательном процессе. Данное направление получило название компьютеризации и подразумевает активное применение компьютерных технологий в процессе обучения.

Как можно разнообразить урок при помощи персонального компьютера?

  1. Ознакомить учеников с той или иной темой, подкрепив ее красочной презентацией. С ее помощью будет задействовано сразу два канала, отвечающих за прием информации - слух и зрение. В презентации могут быть не только картинки и таблицы, основные определения, но и видео, аудиоматериалы.
  2. Использование видеоматериалов - фильмов, видеороликов. Особенно удачно использование таких материалов при изучении истории, литературы, биологии и географии, химии, астрономии.
  3. Использование специальных компьютерных программ-модуляторов. С их помощью можно проводить различные опыты - физические или химические, моделировать галактики и системы в астрономии. Все, что для этого нужно - задать компьютеру данные.
  4. Использование программ-тренажеров. Наиболее известны программы для изучения языков, которые предлагают не только выбрать правильный вариант ответа, но и ввести перевод слова, оставить фразы из определенного набора букв.
  5. Введение компьютерного тестирования. Использование компьютеров для поверки знаний не только облегчит жизнь преподавателям, но и позволит добиться более точно оценивания. Компьютер сам в произвольном порядке задает ученикам вопросы из заложенной в него базы знаний и предлагает варианты ответов. В зависимости от того, сколько правильных даст ученик, выставляется итоговая оценка.
  6. Использование специальных справочных программ, словарей и переводчиков. Ведется работа и над электронными словарями и справочниками. Благодаря им ученики смогут найти нужную информацию в считанные минуты, всего лишь открыв нужную программу и введя ключевое слово для поиска.

Электронный учебник как одно из основных средств информатизации

Когда мы разбирали технологии информатизации образования, то упоминали и электронные учебники и пособия. Считается, что с их помощью учащиеся смогут намного лучше усвоить учебный материал. В чем же причины? В использовании не только текстового, но и мультимедийного материала.

Классический электронный учебник содержит в себе:

  1. Текстовую информацию. Это могут быть правила, факты, тексты для чтения.
  2. Графику. Сюда относят не только иллюстрации и фотографии, но и таблицы, схемы, графики.
  3. Аудио и видеоматериалы. Сюда относят аудиозаписи произведений, тексты для аудирований и пересказов и т. д., научно-документальные фильмы, благодаря которым учащиеся смогут лучше усвоить ту или иную тему.
  4. Блок проверочных заданий. Сюда относятся тесты и задания открытой формы. При этом важно, чтобы электронный учебник содержал поля для ввода ответов, мог проверять и анализировать их, указывая на допущенные ошибки.
  5. Блок справочной информации. Тут должны быть ссылки на дополнительные материалы, онлайн-библиотеки и другие информационные ресурсы.

Однако проблема состоит в том, что нет единого электронного учебника для преподавания того или иного предмета. Центр информатизации образования в дальнейшем обязан провести работу по созданию единых для всех учебников по предметам для дальнейшего их использования в школах.

Ивановский центр информатизации

На сегодняшний день наиболее заинтересован в решении данных проблем Ивановский центр информатизации и оценки качества образования.

Специалисты центра проводят работы в следующих направлениях:

1. Информатизация образовательных учреждений Ивановской области.

2. Обучение педагогов в области применения ИКТ.

3. Оценка качества образования в области.

4. Работа со школьниками в области ИКТ.

5. Проведение ежегодных курсов повышения квалификации для учителей ИКТ и информатики.

6. Презентация и содействие в приобретении новых учебников по ИКТ и информатике.

7. Создание банка программного обеспечения по курсу информатики и ИКТ.

8. Проведение семинаров и курсов по новым компьютерным технологиям.

9. Создание банка учителей информатики и ИКТ.

10. Работа лагеря "Юный информатик".

11. Дистанционная школа заочного обучения "Творите и общайтесь".

Выводы

Информатизация образования - это сложный и длительный процесс, направленный на внедрение в обучение средств ИКТ и новых методик обучения. Он имеет как преимущества, так и недостатки. Его основная цель состоит в повышении качества образования на всех уровнях.

Все технические средства информатизации в зависимости от выполняемых функций можно разделить на шесть групп:

  • 1. Устройства ввода информации :
    • - Текста
    • - Местоуказания (мышь, световое перо, трекбол, графический планшет, джойстик)
    • - Мультимедиа (графика (сканер и цифровая фотокамера), звук (магнитофон, микрофон), видео (веб-камера, видеокамера))
  • 2. Устройства вывода информации :
    • - Текста (монитор);
    • - Мультимедиа (графика (принтер, плоттер), звук (наушники, акустические системы), видео (видеомагнитофон, видеокамера))
  • 3. Устройства обработки информации :
    • - Микропроцессор
    • - Сопроцессор
  • 4. Устройства передачи и приема информации :
    • - Модем
    • - Сетевая карта
  • 5. Многофункциональные устройства :
    • - Устройства копирования
    • - Устройства размножения
    • - Издательские системы
  • 6. Устройства хранения информации

Как следует из приведенной выше классификации, большая часть современных технических средств информатизации в той или иной мере связана с ЭВМ - персональными компьютерами (ПК).

Устройства ввода и вывода являются непременным и обязательным элементом любой ЭВМ, начиная с самой первой и заканчивая современными ПК, поскольку именно эти устройства обеспечивают взаимодействие пользователя с вычислительной системой.

Все устройства ввода/вывода персонального компьютера относятся к периферийным устройствам , т.е. подключаемым к микропроцессору через системную шину и соответствующие контроллеры . На сегодняшний день существуют целые группы устройств (например, устройства местоуказания, мультимедиа), которые обеспечивают эффективную и удобную работу пользователя.

Главным устройством вычислительной машины является микропроцессор , обеспечивающий в наиболее общем случае управление всеми устройствами и обработку информации. Для решения специфических задач, например, математических вычислений современные персональные компьютеры оснащаются сопроцессорами. Эти устройства относятся к устройствам обработки информации .

Устройства передачи и приема информации (или устройства связи) являются непременными атрибутами современных информационных систем, которые все больше приобретают черты распределенных информационных систем, в которых информация хранится не в одном месте, а распределена в пределах некоторой сети.

Модем (модулятор-демодулятор) - устройство, преобразующее информацию в такой вид, в котором ее можно передавать по телефонным линиям связи. Внутренние модемы имеют PCI-интерфейс и подключаются непосредственно к системной плате. Внешние модемы подключаются через порты COM или USB.

Сетевой адаптер (сетевая плата) - электронное устройство, выполненное в виде платы расширения (может быть интегрирован в системную плату) с разъемом для подключения к линии связи.

Устройства хранения информации занимают не последнее место среди всех технических средств информатизации, поскольку используются для временного (непродолжительного) или длительного хранения обрабатываемой и накапливаемой информации.

Многофункциональные устройства стали появляться сравнительно недавно. Отличительная особенность этих устройств заключается в сочетании целого ряда функций (например, сканирование и печать или печать и брошюровка печатных копий, и т.д.) по автоматизации действий пользователя.

ТСИ в общем случае можно представить в виде информационно-вычислительного комплекса, содержащего собственно компьютер с его основными устройствами, а также дополнительные, или периферийные устройства.

К числу основных устройств персонального компьютера, располагающихся в его системном блоке, относят материнскую плату , процессор , видеоадаптер (видеокарту), звуковую карту , средства обработки видеосигнала , оперативную память , TV-тюнер . В системном блоке располагаются также приводы и дисководы для накопителей информации различных типов: на гибких и жестких дисках, компакт-дисках типа CD-ROM, CD-R, CD-RW, DVD.

Все разнообразие функций, выполняемых периферийными устройствами при решении различных задач, можно разделить на несколько групп, как показано на рис. 1.1 .

Устройства отображения информации служат для обработки видеоинформации и ее представления для визуального восприятия. Это прежде всего мониторы, изготовленные на базе широкого спектра современных технологий. Формирование объемных изображений осуществляется с помощью шлемов виртуальной реальности, 3D-очков и 3D-мониторов различного принципа действия. Для решения задач, связанных с демонстрацией информации на экране для большой аудитории, применяют оверхед-проекторы , жидкокристаллические панели и мультимедийные проекторы.

Для обеспечения взаимосвязи между компьютером и устройством отображения информации служит видеоадаптер , выполняющий преобразование цифрового сигнала, циркулирующего внутри ПК, в аналоговые электрические сигналы, подаваемые на монитор. Для компьютерной обработки сигналов таких устройств, как телевизионный тюнер, видеомагнитофон, видеокамера, т.е. преобразования их из аналоговой в цифровую форму, применяют специальные средства обработки видеосигнала, например, видеобластер .

Звуковая и акустическая системы компьютера обеспечивают обработку и воспроизведение аудиоинформации.

Устройства ввода информации представляют собой совокупность устройств управления и ввода данных. Эти функции выполняют клавиатура, мышь, джойстик. Для ввода информации в ПК все более широко применяются световое перо, сканер, цифровая камера, дигитайзер. Особым разнообразием конструктивных решений отличаются сканеры. Они бывают планшетные , роликовые , барабанные, проекционные, ручные и многофункциональные.

Печатающие устройства (принтеры) служат для вывода на твердые, как правило, бумажные носители текстовой информации. По принципу действия принтеры весьма разнообразны: ударные , струйные , лазерные , светодиодные , термические . Для вывода графической информации в виде чертежей используют плоттеры . Функционирование пишущих блоков плоттеров основано на тех же принципах, что и принтеров, а по конструкции они подразделяются на планшетные и рулонные.

Средства телекоммуникаций предназначены для дистанционной передачи информации. К ним относятся пейджеры , радиотелефоны , персональные терминалы для спутниковой связи, обеспечивающие передачу звуковой и текстовой информации. Факсимильные аппараты , осуществляющие процесс дистанционной передачи изображения и текста, подразделяются на термографические, электрографические, струйные, лазерные, фотографические, электрохимические и электромеханические. Модемы в основном используются для обмена информацией между компьютерами через телефонную линию и конструктивно выполняются как внешними, функционирующими автономно, так и внутренними, встраиваемыми в аппаратуру.

Широко распространенными средствами работы с информацией на твердых носителях являются многочисленные устройства копировальной техники : электрографические, термографические, диазографические, фотографические, электронно-графические. Для уничтожения конфиденциальной информации на твердых носителях используются специальные устройства -- шреддеры .

Контрольные вопросы:

  • 1. Что принято за единицу измерения количества информации?
  • 2. Какие единицы измерения информации вам известны, их соотношение?
  • 3. Каким образом можно измерить количество информации? Привести формулы, связывающие между собой количество возможных исходов N и количество информации I
  • 4. Как кодируются символы текста?
  • 5. Какие существуют кодировки русских букв?
  • 6. Чем различаются существующие кодировки русских букв?
  • 7. В чем разница между традиционными 8-битными кодировками и новой кодировкой Unicode?
  • 8. От каких параметров зависит качество двоичного кодирования звука?
  • 9. Каким образом производится двоичное кодирование графической информации?
  • 10. Что входит в состав технических средств информатизации?
  • 11. Привести классификацию ТСИ.

Слайд 2

Технические средства информатизации (ТСИ)- это совокупность систем, машин, приборов, механизмов, устройств и прочих видов оборудования, предназначенных для автоматизации различных технологических процессов информатики, выходным продуктом которых является информация (данные), используемая для удовлетворения информационных потребностей в разных областях деятельности общества. Практически любые технические средства, в том числе и ком­пьютерные, по назначению можно разделить на универсальные, используемые в различных областях, и специальные, созданные для эксплуатации в специфических условиях или сферах деятельности.

Слайд 3

По принципу действия различают: ■ механические - приводятся в движение мускульной силой человека (тележки, пишущие машинки, раздвижные стеллажи и т.д.); ■ электромеханические -источник движения - электродвигатель (лифты и конвейеры для транспортировки носителей информации и др.) ■ электрические - применяют сигналы постоянного или перемен-ного тока (телефонная и радиосвязь, табло, датчики электрических сигналов) ■ электронные -вычислительная техника, телевизоры, электронные датчики сигналов, звуковые колонки, модемы и т.п. ■ электронно-механические - проигрыватели и плееры, видеомагнитофоны и видеоплееры, CD-проигрыватели и др. ■ фотооптические - на фотоэффекте (фото- и киноаппараты, проек-торы. Лазерные устройства: копиры, принтеры, сканеры, CD-драйвы и др.) ■ пневматические - например стеллажи и подъемники.

Слайд 4

В зависимости от выполняемых функций все ТСИ можно разделить на 6 групп: 1. Устройства ввода информации: ■ текста (клавиатура) ■ местоуказания (мышь, световое перо, трекбол, планшет, джойстик) ■ мультимедиа (графика - сканер и цифровая фотокамера; звук -микрофон, видео - видео­камера). 2. Устройства вывода информации: ■ текста (монитор); ■ мультимедиа (графика - принтер, плоттер; звук - наушники, акустические системы; видео - видеомагнитофон, видеокамера) . 3. Устройства обработки информации: ■ микропроцессор; ■ сопроцессор.

Слайд 5

В зависимости от выполняемых функций все ТСИ можно разделить на 6 групп: 4. Устройства передачи и приема информации: ■ модем (модулятор-демодулятор) ■ роутер, маршрутизатор ■ сетевой адаптер (сетевая плата) 5. Многофункциональные устройства: ■ устройства копирования ■ устройства тиражирования ■ издательские системы 6. Устройства хранения информации.

Слайд 6

Все устройства ввода/вывода компьютера относятся к периферийным устройствам, т. е. подключаемым к микропроцессору через системную шину и соответствующие контроллеры. Эти устройства относятся к устройствам обработки информации. Главным устройством вычислительной машины является микропроцессор, обеспечивающий в наиболее общем случае управление всеми устройствами и обработку информации. Для решения специфических задач, например математических вычислений, современные ПК оснащаются сопроцес- сорами.

Слайд 7

Пять формальных признаков для определения, является ли данный компьютер персональным или нет. 1. Способ управления простой, наглядный, удобный, не требую­щий глубоких знаний в области вычислительной техники. Все тех­нические, обеспечивающие взаимодействие человека и ЭВМ, сделаны так, чтобы на них безбоязненно мог работать даже ребенок. Общение человека и компьютера организовано в диало­говом режиме. 2. Разработано большое количество программных средств для различных областей применения. Это избавляет пользователя от не­обходимости самому составлять программу на машинном языке. 3. Малогабаритные устройства внешней памяти большой емкости допускают замену одного накопителя другим (накопители на жестких магнитныхи оптических дисках, флэш-накопители). 4. Благодаря малым габаритным размерам и массе для установки не требуются специальные приспособления. 5. Конструкция компьютера, его внешнее оформление удовлетворяют эргономическим показателям.

Слайд 8

Бытовые компьютеры используют в домашних условиях. Их основное назначение: обеспечение несложных расчетов, выполнение функции записной книжки, ведение личной картотеки, средство обучения различным дисциплинам, инструмент доступа по каналам связи к общественным информационным фондам и т.д. Широкое распространение бытовой компьютер получил как средство развлечения - организатор и партнер в различных играх и персональный мульти-медийныйцентр. Сегодня многие предпочитают виртуальное общение реальному.

Слайд 9

Персонально-профессиональные компьютеры используют в конкретной про­фессиональной сфере, все программные и технические средства ориентированы на конкретную профессию. Однако независимо от профессиональной направленности ЭВМ их основное назначение - выполнение рутинной работы: они осуществляют поиск информации в справочно-нормативной документации и архивах, составляют типовые формы документации, ведут дневник или ла­бораторный журнал, фиксируют результаты исследований, запоминают и выдают по запросу пользователя информацию по данной профессиональной деятельности и т. д.

Слайд 10

Средства информатизации

  • Слайд 11

    Информа́ция - сведения, воспринимаемые человеком или специальными устройствами как отражение в процессе коммуникации фактов материального мира. Это знания о предметах, фактах, идеях и т. д., которыми могут обмениваться люди в рамках конкретного контекста.

    Слайд 12

    Слайд 13

    Свойства информации

    Слайд 14

    Классификация данных по форме представления

    Слайд 15

    Информационные процессы– процесс получения, создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения, использования информации. В результате исполнения информационных процессов осуществляются информационные права и свободы, выполняются обязанности соответствующими структурами производить и вводить в обращение информацию, затрагивающую права и интересы граждан, а также решаются вопросы защиты личности, общества, государства от ложной информации и дезинформации, защиты информации и информационных ресурсов ограниченного доступа от несанкционированного доступа.

    Слайд 16

    Слайд 17

    Слайд 18

    Числовая информациидвоичный код (система счисления) Текстовая информация – таблицы символов, в которых знак заменяется на число Графическая информация (пиксельная) – код цвета и положение пикселя Звуковая информация – оцифровка и дискредитация Видео – набор графических кадров и скорость их смены Кодирование информации в ЭВМ

    Слайд 19

    Кодирование чисел 5 = 1012 75 = = 100 1 0112= 1138 = 4B16

    Слайд 20

    Кодирование чисел Лекция 8 п⌡п╣п╨я├п╦я▐ 8 Нарушение кодировки

    Слайд 21

    Кодирование текста Национальные кодировки 1 знак = 1 байт; всего 256 знаков латиница + дополнительные знаки + национальный алфавит

    Слайд 22

    Кодирование (оцифровка) аудиоинформации

    Слайд 23

    Передачаинформации Источник Кодирующее устройство Декодирующее устройство Приемник Канал связи Помехи Защита от помех

    Слайд 24

    Процесс накопления данных

    Слайд 25

    Типы файлов и расширений

  • Слайд 26

    Иерархическая файловая система

    Корневой каталог Каталог_1 Каталог_2 Файл_1 Каталог_1.1 Каталог_1.2 Файл_1.1

    Слайд 27

    Иерархическая структура папок

    Рабочий стол Сетевое окружение Мой компьютер Корзина Е: А: С: D: Comp 1 Comp 2 Comp 3 Comp 4

    Слайд 28

    Вопрос: «Хорошо или плохо интернет влияет на подростка и молодежь» 28

    Слайд 29

    БОРОТЬСЯ С ИНТЕРНЕТ – ЗАВИСИМОСТЬЮ САМОСТОЯТЕЛЬНО Что для этого нужно делать? – Не надо дожидаться пока зависимость овладеет Вами, и Вы окажетесь в ловушке. Начните контролировать свое поведение, строго регламентируйте время, которое Вы планируете провести в интернете. Это может быть 10 минут, полчаса, час, но после этого решительно отключайтесь от сети. Поймите, что пока Вы в зависимости, не Вы управляете своей жизнью, а интернет. - вернитесь к тем формам активности, которые интересовали Вас ранее или найдите новые интересные занятия. - найдите силы и средства для преодоления возникших социальных страхов и негативных привычек, сложившихся за то время, на которое вы попались в сеть. - Помните русскую поговорку «Увяз коготок – всей птичке пропасть». И действуйте, – вырывайтесь из сети! 29

    Слайд 30

    Специальная программа (поисковый робот) непрерывно просматривает страницы WEB-сайтов, выбирает ключевые слова и адреса документов, в которых эти слова обнаружены и записывает их в таблицы адресов на Web-сервере. Web-сервер через поисковую систему принимает от пользователя запрос на поиск, преобразует его и передает специальной программе - поисковой машине. Поисковая машина просматривает базу данных индексов, составляет список страниц, удовлетворяющим условиям запроса (точнее список ссылок на эти страницы) и возвращает его Web–серверу. Web-сервер оформляет результаты выполнения запроса в удобном для пользователя виде и передает их на машину клиента. ПРИНЦИП ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ В СЕТИ 30

    Слайд 31

    31 Существуют три основных способа поиска информации1: Указание адреса страницыЭто самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ.2: Передвижение по гиперссылкамЭто наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы только близкие по смыслу текущему документу. Но этот способ очень простой и подходит для начинающего пользователя.3: Обращение к поисковой системеНа помощь приходят специальные поисковые системы (их еще называют поисковыми машинами). Результатом выполнения запроса является перечень ссылок на Web-страницы, рядом с которыми присутствуют заданные текстовые фрагменты. Наиболее популярные поисковые серверы: Яндекс(yandex.ru), Гугл (google.ru) и Рамблер (rambler.ru). В настоящее на почтовых серверах также работают поисковики. Языки запросов различных поисковиков несколько отличаются друг от друга.

    Слайд 32

    32 Правила задания условий поиска информации Все популярные поисковые системы располагают специальными возможностями для поиска ресурсов в простом и расширенном поисковом режиме. Простой поиск - поиск по одному или нескольким ключевым словам, введенным в строку запроса. Перед тем как начинать вводить в строку поиска поисковой системы запрос, тщательно его сформулируйте. Чем более четкой будет выбранная формулировка, тем меньше ненужных вам сайтов предложит в результатах поиска поисковая система.

    Слайд 33

    33 Правила задания условий поиска информации Расширенный поиск Чтобы попасть на веб-страницу, предоставляющую такие возможности, необходимо воспользоваться ссылкой типа «Расширенный поиск».Перейдя по этой ссылке, мы увидим большую поисковую форму, в которой можно указать множество параметров. Поисковая система Яндекс позволяет, например, настраивать параметры поиска слов в зависимости от их расположения (рядом, в одном предложении, на одной странице) и формы.Кроме того, она может искать веб-страницы по их языку (русский, украинский, белорусский и т.д.), по дате последнего изменения и даже по формату файла веб-страницы.С помощью Яндекса информацию можно искать на каком-то конкретном сайте. Это бывает полезно в том случае, если на нужном вам сайте нет встроенной поисковой системы.

    Слайд 34

    34 Правила задания условий поиска информации Для каждой поисковой системы существуют свои языки запросов. Логический язык запросов для Яндексапозволяет в режиме обычного поиска вводить в строку поиска дополнительные служебные команды, уточняющие требования. Используйте знаки "+" и "-". Чтобы исключить документы, где встречается определенное слово, поставьте перед ним знак минуса (-). И наоборот, чтобы определенное слово обязательно присутствовало в документе, поставьте перед ним плюс (+). Слово и знак плюс-минус должны быть написаны слитно.Например, если вы хотите узнать про аквариумных рыбок, но без продажи и разведения, то набираем в поисковой строке:«аквариумные рыбки -разведение -продажа».

    Слайд 35

    35 Поиск точного соответствия - знак "!". Искать по точной словоформе. Вы можете дать команду Яндексу не учитывать формы слов из запроса при поиске. Например, запрос!иванов найдет только страницы с упоминанием этой фамилии, а не города "Иваново". Поиск точной фразы – кавычки «». Помещать поисковый запрос в кавычки (например, «кто виноват и что делать») нужно только в том случае, если мы хотим найти фразу, на 100% совпадающую с текстом нашего запроса. Кавычки заставляют поисковый механизм отбирать лишь документы, в которых слова из запроса стоят в точно таком же порядке, в котором мы указали их в поисковом запросе. Если же кавычек нет, то по запросу «кто виноват и что делать» поисковая система может предложить нам страницу, содержащую фразу «кто виноват - тому и делать, что скажут» или же «ну и кто виноват, что Петр Петрович не умеет делать пельмени». Формально при этом поисковая система справится со своей работой, ведь в указанных отрывках есть все слова из введенной фразы. А то, что они стоят совсем не в том порядке, в котором нам нужно, - это уже другой вопрос, который и уточняется использованием кавычек.

    Слайд 36

    36 Условия отображения результата поиска информации Релевантность - это степень соответствия найденных документов нашему запросу. Например, в Яндексе его можно обнаружить внизу каждой веб-страницы, содержащей результаты поиска, сразу под набором цифр-ссылок. Оно используется в качестве параметра для функции «Отсортировано». Если страницы в результатах поиска сортируются по релевантности, это значит, что в самом начале указываются сайты с наибольшим уровнем соответствия вашему запросу, после них располагаются ресурсы с меньшим уровнем релевантности и т.д. Помимо параметра по релевантности, доступен также вариант по дате.

    Слайд 37

    37 ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА Электронной переписке свойственны особенности: общение носит межличностный или групповой характер; общение всегда опосредовано и дистантно (в роли посредников выступает компьютер и почтовая служба); по способу взаимодействия виртуальное общение может быть монологом либо диалогом; форма общения может быть письменная и устная (если общение идет с помощью звуковых речевых файлов, прикрепленных к письмам); стиль речи может быть как официально-деловой, так и любой другой, вплоть до разговорной речи и использования ненормативной лексики. Электронная почта по сравнению с бумажной почтой имеет некоторые преимущества: - мизерные затраты времени и денег на пересылку; - меньшее количество требуемых данных для успешной доставки; - возможность отправки вместе с письмом звуковых материалов; - возможность отправки одного письма сразу нескольким адресатам; - возможность переадресации писем и т.д.

    Слайд 38

    Слайд 39

    Посмотреть все слайды

    Технические средства информатизации - это совокупность систем, машин, приборов, механизмов, устройств и прочих видов оборудования, предназначенных для автоматизации различных технологических процессов информатики, причем таких, выходным продуктом которых является информация (данные), используемые для удовлетворения информационных потребностей в разных областях деятельности общества.

    Все технические средства информатизации в зависимости от выполняемых функций можно разделить на пять групп:

    • 1. Устройства ввода информации являются непременным и обязательным элементом любой ЭВМ, начиная с самой первой и заканчивая современными ПК, поскольку именно эти устройства обеспечивают взаимодействие пользователя с вычислительной системой.
    • 2. Устройства передачи и приема информации (или устройства связи) являются непременными атрибутами современных информационных систем, которые все больше приобретают черты распределенных информационных систем, в которых информация хранится не в одном месте, а распределена в пределах некоторой сети.
    • 3. Устройства хранения информации занимают не последнее место среди всех технических средств информатизации, поскольку используются для временного (непродолжительного) или длительного хранения обрабатываемой и накапливаемой информации.
    • 4. Многофункциональные устройства стали появляться сравнительно недавно. Отличительная особенность этих устройств заключается в сочетании целого ряда функций (например, сканирование и печать или печать и брошюровка печатных копий, и т.д.) по автоматизации действий пользователя.
    • 5. Устройства обработки информации. Главным устройством вычислительной машины является микропроцессор, обеспечивающий в наиболее общем случае управление всеми устройствами и обработку информации. Для решения специфических задач, например, математических вычислений современные персональные компьютеры оснащаются сопроцессорами.

    Программное обеспечение(ПО) - совокупность программ, позволяющая организовать решение задач на компьютере ПО и архитектура машины образуют комплекс взаимосвязанных и разнообразных функциональных средств, определяющих способность решения того или иного класса задач. Важнейшими классами ПО являются системное и специальное (прикладное), представленное пакетами прикладных программ (ППП).

    Программы автоматизации управленческой деятельности организаций. Но любая программная система, претендующая на комплексное решение задачи управления предприятием, независимо от полноты реализованной функциональности, нуждается в связи с внешним миром - другими программами и программными системами. Функции, специфичные для отдельных предприятий, взаимодействие с унаследованными программами, специфические способы представления информации - вот области, где может потребоваться взаимодействие различных программ.

    Программы используемые на предприятии: ППО "Территория", АРМ "Территория"

    ППО "Территория".Данная программа в значительной степени позволяет увеличить темпы и качество обработки заявлений при оказании государственных электронных услуг. В 2010 году принято 1,5 тысячи заявлений, из которых было отклонено 40%. В то время как в 2011 году обработано порядка 5,5 тысяч электронных заявлений, из которых отклонено менее 5%. Данные цифры свидетельствуют об увеличении электронной грамотности граждан, а также об эффективности программы "Территория". Данная программа позволит ФМС России и региональным УФМС полностью перейти на автоматизированный процесс оказания услуг по оформлению миграционной документации.

    АРМ "Территория".Программа АРМ "Территория" предназначена для составления документации. Территория предназначена для введения баз, ввода информации о людях (даты рождения, места проживания, фамилию, имя, отчество и многое другое) для переезда в город.

    Требования к автоматизированным рабочим местам (АРМ) для работы с ППО "Территория".

    Минимальные требования к ПК для работы с ППО "Территория"

    При использовании версий Windows работа с ППО возможна в полном объеме.

    Процессор: IntelPentium 4 или более поздней версии

    Объем памяти: от 512 Mb

    Операционная система: Windows XP с пакетом обновления 2 или более поздней версии; WindowsVista; Windows 7

    Допустимые конфигурации без возможности печати на спецпринтере:

    Процессор: Intel

    Объем памяти: от 512 Mb

    Свободное дисковое пространство: от 1 ГБ

    Операционная система: Mac OS X 10.5.6 или более поздней версииLinux

    Процессор: IntelPentium 3/Athlon 64 или более поздней версии

    Объем памяти: от 512 Mb

    Свободное дисковое пространство: от 1 ГБ

    Операционнаясистема: Ubuntu 10.04+; Debian 6+; OpenSUSE 11.3+; Fedora Linux 14





  • 

    2024 © gtavrl.ru.