Значение иконы недремлющее око. Икона "всевидящее око божие". Видео: икона божией матери «всех скорбящих радость»


Довольно сложно понять Значение иконы Всевидящее око, этой мистической православной иконы. Но символ этот с древних пор используется не только в христианстве, а во многих религиях странах и народах. Загадочная символика несет в себе глубинный смысл и, надеемся, вам интересно будет проследить с нами ее значение в разных культурах и эпохах.

В частных домах святые сцены были в виде больших рамных литографий, иллюстрированных журналов, католических газет и календарей, вплоть до маленьких карточек, которые были даны детям в катехизисе и в школе, и распространялись семьям дома. первых причастий и годовщин умерших. В Эзъяоге, на месте видений, на сувенирных стендах были проданы священные открытки. И провидцы стали получать сообщения, самые известные святые, чьи образы они видели в магазинах.

Две из этих фотографий могут быть идентифицированы. Один из провидцев имеет некоторое сходство с образом Священного Сердца Иисуса, проданного в Эззёоге. На фотографиях некоторых провидцев также упоминаются известные древние произведения искусства, такие как Зурбаран, Мурильо и Рубенс. Кажется, в любом случае произошли изменения в отношении веков прецеденты. Раньше те, кто пытался узнать, были ли видения божественными, дьявольскими или ложными, учитывали чувства провидца - будь то радость или ужас - и физические доказательства, которые оставило ему божественное существо, - скрученной рукой или ртом, который больше не может быть открыт.

Символизирует всеведение, всевидящее око, способность к интуитивному видению. Глаз олицетворяет всех солнечных богов, обладающих оплодотворяющей силой солнца, которая воплощается в боге-царе.

Всевидящее Око Божие значение

Значение Всевидящего ока Божия. Платон называет глаз главным солнечным инструментом. С одной стороны, это мистический глаз, свет, озарение, знание, ум, бдительность, защита, стабильность и целеустремленность, но с другой — ограничение видимого. Десять тысяч небесных глаз — это звезды, глаза ночи, олицетворяющие всеведение, неусыпную бдительность.

Но они мало интересовались состоянием провидца во время видения, за исключением того, что он проснулся или мечтал, художники проиллюстрировали эту тенденцию в своих представлениях святых, и, несомненно, их фотографии помогли тем, кто практиковал транс, чтобы знать, как они должны выглядеть. Именно в начале современной эпохи европейцы узнали, что в Средней Азии или Сибири, Африке, на Ближнем Востоке и в Северной и Южной Америке существуют другие менее ортодоксальные трансы - люди, служащие посредники с другим миром, в которых часто использовались музыка и наркотики.

Применительно к ритуальной архитектуре, глаз — это направленное к небесам отверстие в своде храма, собора, постройки или любого другого традиционно созданного центра мира, представляющее собой солярную дверь, открывающую доступ к небесным мирам.

Глаз сердца — это знак духовного озарения, интеллектуальной интуиции. Глаз также может олицетворять андрогина, сформированного из овального женского символа и круглого мужского. Один глаз может символизировать зло, как в примере с Циклопом и чудищами-разрушителями. Глаз в центре треугольника — всевидящее око Господа, символ всеведения и вездесущия.

В Европе существовали традиции запрещенных экстазов, называемых колдовством и богослужением дьявола, и каждый задается вопросом, внесли ли эпидемии колдовства и новую информацию из-за рубежа некоторые обходы человеческого мозга, для оценки или подтверждения «хороших» трансов.

Возможно, это было потому, что художники нарисовали эти трансы и транспорты настолько убедительно, что ученые также подошли к этому вопросу визуально, через очень юную фотографию. Оба они были не только заинтересованы в религиозном экстазе, но и переосмыслили весь спектр трансов. В двадцатые годы Пьер Джанет попытался сделать более тонко, в работе под названием «От тревоги до экстаза, где также были воспроизведены фотографии психических пациентов», чтобы подчеркнуть нюанс между религиозным экстазом и беспокойством.

На Западе правый глаз означает Солнце, день и будущее, левый глаз — Луну, ночь и прошлое.

На Востоке ситуация обратная. Символизм глаза может принимать на себя перо фазана.

У американских индейцев глаз сердца видит все. Это глаз Великого Духа и всеведения.

У буддистов глаз символизирует свет и мудрость. Третий глаз Будды, пылающая жемчужина, — это духовное сознание и трансцендентная мудрость.

Давайте проследим шаги, которые привели огни сфотографированных выглядеть святым в трансе. процесс идентичен армированный консенсус, медленно формирующиеся на том, что «было святое место, его расположение, и божественные существа, которые» вы можете увидеть на их особенностях и о. мы находим тот же тип социального отбора действительности в этих двух процессах. Это присоединение к славе гораздо предшествовал деятельность фотографов и обеспечивает показатели, которые должны были так уже выбраны. Качество, которые позволили им достичь известность включала «посещаемость, красоту, факт», имеющие чрезвычайно убедительные трансы и общаться наиболее соответствующие сообщения.

В кельтском эпосе злой глаз, символизирущий злые намерения и зависть, противопоставляется доброму сердцу, благородству и состраданию.

В китайской и японской символике левый глаз — Солнце, правый — Луна.

В христианстве глаз символизирует всевидящего Бога, всеведение, силу, свет. Свет тела — это глаз (Матф, 6:22). Семь глаз Апокалипсиса — это семь Божьих духов. Глаз в треугольнике олицетворяет Главу Божью; а в треугольнике, окруженном сияющим кругом, — ее бесконечную святость. Глаза являются эмблемой святых Люси и От-тилии.

Был культурный уклон в отношении замужних женщин, и уклон для девочек-подростков, юношей и детей обоих полов. В этих привилегированных категориях, некоторые светодиоды отличились довольно быстро после начала видения. Внезапный подъем среди многих зрячих детей, «звезды», как Бенита Агирре является примером этого процесса. Но, во втором месяце, самые изощренные наблюдатели уже заметили сходство некоторых известных показателей с произведениями искусство. Ну, это точно то же самое. Забота о захвате этого сходства в фильме принималась тремя фотографами, которые были полностью убеждены видениями и провидцами и пришли к Эзёкио, предрасположенным к ним.

У египтян глаз имеет чрезвычайно сложный символизм — Глаз Гора, Атшет, всевидящий. Предполагалось, что это Полярная звезда и символ озарения, глаз разума. Глаз и бровь Гора означают силу и мощь. Два крылатых глаза — это Север и Юг как два раздела небес, Солнце и Луна, небесное пространство. Правый глаз — это Солнце, Ра и Озирис, левый — это Луна и Изида. Глаз Pa — это также Урей. Глаз Гора мог быть связан с луной и ее фазами и, в то же время, символизировать приношения богам в храмах.

Двое из них были преобразованы десяток лет назад в Лимпию, Хосе Мартинес из Сантандера работал там до этого, и его открытки из Лимпиа были проданы на его стенде в Эзжиоге. Продав свои фотографии в Эзёйоге в течение трех лет, он стал картезианцем. Третий посвященный фотограф, Раймонд де Ринь, был романистом Тур, который восхищался Гюисманом, защищал нудизм и имел мистический опыт в Лурде. В Эззиога он встретил нескольких провидцев, которые подтвердили ему от имени Девы Марии, что ее второй брак, который не отмечался в церкви, тем не менее был признан Богом.

В Древней Греции глаз символизирует Аполлона, наблюдателя небес, Солнце, которое также является глазом Зевса (Юпитера).

У индусов третий глаз Шивы (жемчужина в середине лба) представляет собой духовное сознание, трансцендентную мудрость. Глаз Варуны — это солнце.

В иранской мифологии Добрый Пастырь Йима обладает солнечным глазом и секретом бессмертия.

Риньо был уверен, что его фотографии задокументировали божественное вмешательство и подумали, что они были «составлены самой Девой», чтобы служить доказательством для расследований епархией. По этой причине он отправил отпечатки на епископом Витории. Риньо явно имел в виду определенные художественные модели. Он написал об одном из портретов Бениты Агирре: Мурильо гордился тем, что преуспел в одном из своих Непорочном Завете это выражение невыразимого обожания.

Селективность фотографов

Отношение этих набожных фотографов отражается на всех этапах фотографического процесса: в выборе предмета, позе, вне кадра и на фотографиях, которые они выбрали для продажи. В то время как самые известные провидцы уже были выбраны, фотографы сделали свой выбор среди многих, которые были менее известны. Вполне вероятно, что среди провидцев, которые не были отобраны, были те, у кого не было профиля, чьи трансы были менее убедительными или просто не были фотогенными. Работа репортера -фотограф французского фотожурнала Ву - скептик, с которым Риньэ посетил Эззёогу - это как-то доказательство.

В исламе глаз сердца является духовным центром, местом абсолютного интеллекта и просветления.

У японцев правый глаз Иза-наги породил бога Луны.

У народов Океании солнце — это большое глазное яблоко. Платон считал, что у души имеется глаз, и ему одному видима Истина.

В шумеро-семитской мифологии глаз олицетворяет Владыку Священного Глаза Эа или Энки, где он символизирует мудрость, всезнание, бодрствование.

Ни его лицо, ни его отношение не вызвали портрет святого. Вероятно, она была не единственной, кого исключили излюбленные фотографы, и что другие, подобные ей, тоже были исключены. Выражение, которое эти фотографы предпочли захватить у конкретного провидца, соответствует другому уровню этого выбора. Риньэ хорошо знал эту фазу: «Эти сверхъестественные моменты были очень беглыми, и мне пришлось долго смотреть это лицо в восторге, чтобы уметь это понять в самый прекрасный момент».

Ринье и скептический фотограф выделяют еще одну сравнимую фазу процесса отбора, которую фотограф исключает из поля. На фотографии ниже, сделанной скептиком, есть отец, который держит своего ребенка. Ринье ждала, пока мать не возьмет маленького на руки, больше как Дева Мария, и подавила своего мужа с поля, вероятно, потому что последний, похоже, не был частью Священного Семейства. Риньэ написал о картине, которую он сделал, воспроизведенной на левой странице, сверху: «Неужели Рафаэлю удалось бы лучше разрисовать Деву в экстазе?».

У финикийцев Кронос имел два открытых и два закрытых глаза, что означает постоянное бодрствование.

Всевидящее Око - в иконописи сложная символико-аллегорическая композиция, символизирующая Всевидящего Бога. Появляется в русской иконографии с конца XVIII века под западным влиянием.
Также Всевидящим Оком может называться символическое изображение Всевидящего Божьего глаза, вписанное в треугольник - символ Троицы.

Одной из его любимых тем была «Три девушки», стереотипная картина исторических представлений о Страсти. В последовательности, сфотографированной как Сикаром, так и Риньо, Сикарт впервые принял Иисуса Элькоро в трансе под взглядом других провидцев и их помощников.

Эта картина не казалась ему убедительной, поскольку, насколько мне известно, он никогда не использовал ее, тогда Эвариста Галдос была поймана с видением в то же самое время, что Элкоро, а Сикарт и Риньи сфотографировали пару. и подошел ближе, чтобы сделать серию крупным планом, которые распространяются на открытом воздухе с поля, по-видимому, воспроизводя трех женщин с провидцем Эвариста как скорбящей Богородицы. Фотографии сделали их окончательный выбор, когда они отобрали фотографии, которые они собирались рисовать и продавать.

Око Ра, главного божества древних Египтян, также называвшегося Глазом Гора (Уаджет)


Богиня Мудрости Исида и Два Глаза Бога Хора.
картина символизирует единство мужского и женского принципов Вселенной

Что значит икона Всевидящее Око

Что значит икона Всевидящее око? Египетский символ, раскрашенное изображение глаза со спиралевидной линией под ним – эмблема сокологолового бога неба Гора, символ как его всевидящей власти, так и единства космоса, целостности мироздания. В западной традиции правый глаз считается символом активного и солнечного начала, а левый – пассивного и лунного (система, противоположная восточной традиции).

Оригинальные пластины Хоакина Сикарта находятся на чердаке басковской фермы. Колючая проволока над ее головой укрепляет тема Страсти, настоящие Арзуага и Гальгани как жертвенные жертвы, и пробуждают Христа и терновый венец. В отличие от этого типа документальных фотографов, скульпторы, художники и художественные кинематографисты значительно влияют на их представление реальности и гораздо более способны изображать продукт своего воображения. Кажется, что то, что они создали на протяжении веков, питало воображение фотографов Эзёкио, которые стремились подвергнуть художественные модели чрезвычайно податливой реальности или захватить движущееся изображение, когда оно проходило через фильм. стереотипная поза.

Согласно древнеегипетскому мифу, лунный глаз Гора был вырван Сетом в битве за первенство среди богов, однако после победы Гора в этом сражении вырос снова. Этот миф стал причиной чрезвычайной популярности глаза Гора в качестве отводящего зло амулета. Око также часто изображали или высекали на египетских надгробных камнях – для помощи мертвым в загробной жизни. Изображения глаз с крыльями в древнеегипетской иконографии тоже обозначали север и юг.

Их конечная цель заключалась в том, чтобы пробудить благочестивые эмоции, которые соответствуют позам. Эти чувства были очень ценны в экономике Спасения, и драматические выступления Страстной недели и практики, подобные Крестовым постам, были организованы, чтобы спровоцировать их. Для Риньи тот факт, что его фотографии, скорее всего, вызвали такие эмоции, а не фотографии, свидетельствовал о сверхъестественном происхождении. По его мнению, это было почти чудесно, что фотографы, которым приходилось работать с реальные субъекты, которые не принимали позы в формальном смысле этого слова, имели лучшие результаты, чем великие художники.


Небесное око бога Хора

Алхимическая гравюра на дереве, показывая всевидящие око Бога, плавающее в небе

Мистический третий глаз, иногда называемый «глазом сердца», символизирует духовное зрение, которое в различных религиях связывают с разными понятиями: в индуизме с могуществом Шивы и синтезирующей силой огня; в буддизме – с внутренним зрением; в исламе – со сверхъестественным ясновидением. Третий глаз, изображенный на лбу Шивы, также называется внутренним глазом.

По словам Риньи: Художники утомительны, чтобы спровоцировать в своих моделях возвышенные выражения, когда они хотят сделать мистические картины. Не принимайте заявления этого фотографа буквально. Задолго до появления этих чудотворных фотографий сами викторины создавали чувства умиления, пыла и обожания среди своих зрителей. До прихода фотографов провидцы уже были священная драма, своего рода регулярный сверхъестественный «звук и свет», в котором была уверена аудитория, направляемая специальными поездами и десятками автобусных служб.

Христианская версия Ока провидения, заключённого в треугольник, символизирующий Троицу.

«Всевидящее Око» Ахенского собора


Эта аудитория, как греческий хор, активно участвовала в предоставлении музыки, молитв и религиозных объектов, чтобы благословлять и задавать вопросы о Марии и святых. Семьи, соседи, приходские священники и незнакомые люди активно, если не бессознательно, активно, отбирали, исправляли и вознаграждали провидцев, поощряя их брать на себя священную роль. Сами провидцы разделяли ту же религиозную культуру, которая составляла общий репертуар высочайших жестов и взглядов. Фотографы не создавали сцен, которые они снимали, но приложили все усилия, чтобы улучшить их.

«Всевидящее Око» украшает бронзовый барельеф на пьедестале Александровской колонны. Оно находится наверху барельефа лицевой стороны пьедестала (обращённая к Зимнему Дворцу) в окружении дубового венка.

ВСЕВИДЯЩЕЕ ОКО БОЖИЕ — из самых сложных символических иконографических композиций: Господь уподобляется солнцу, как источник света, а способ Божественного ведения — глазу.

Во-первых, это идея общего сценария, одного из многих мемориалов, внедренных сложными организациями. Это также было то, что мы видели как будущее: Апокалипсис и последнее суждение. Мы видели примеры различных визуальных моделей, которые питали эту воображаемую память. Все это плоды католической церкви, гибкой и децентрализованной организации, одной из старейших на Западе, с представителями и местами встреч во всех уголках Центральной и Южной Европы. В этом наступлении современные противники католицизма были неявно идентифицированы с теми, кто распял Христа и заставил Марию пострадать.

Круг первый, центральный, с четырьмя исходящими из него лучами, заканчивающимися за большим кругом изображениями евангелистов или их символов.

Круг второй представляет собой как бы лицо человека, на котором помещены четыре глаза, нос и уста. Надпись по окружности: «Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе Спасе Моем».

Над вторым кругом изображена с воздетыми руками Богородица. И третий круг пересекается множеством густых лучей, исходящих из центра главного — Солнца Правды-Иисуса Христа, направо и налево от Которого написано: «Очи мои на верныя земли посадити и с собою».

Надпись на окружности: «Угль Исайи проявляяй солнце из Девической утробы, возсия во тьме, заблудшим благоразумия просвещение подавая».

Круг четвёртый, самый большой, изображает звёздное небо с тремя серафимами и надписями: «Серафим слово Бог», или же в этом круге четыре ангела, из которых два внизу со свитками.

Венчает всю икону круг, усечённый внизу, в котором олицетворено «Небо небес» с тремя в нём серафимами, окружающими Господа Саваофа, благословляющего обеими руками; Св. Дух, от Него исходящий, спускается в виде голубя на главу Богородицы.

Фигура Бога Отца внизу отчасти закрыта и окружена ореолом, по краям которого надпись: «Бог с небесе сияния своего сподоби мя». На всей же окружности четвёртого круга надпись: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея». Господь, окружённый облаками, сидит на радуге, подножием ему служит серафим с распростёртыми крылами; на персях у Господа Св. Дух в виде голубя.

На углах — четыре круга евангелистов, от третьего круга — за четвёртый; на окружностях — имена и толкование: Матфей писан ангел, посол Господень; Марко писан орлим, возлете на небеса; Лука писан Телчим, Мир; Иоанн писан лев, во гробе положиша.

ВСЕВИДЯЩЕЕ ОКО БОЖИЕ 2004, Иван Дымов Дерево, левкас, темпера, масло.

Глаз (в треугольнике или овале) действительно встречался в древне-византийской иконографии (есть образцы VI в.) и являлся символом всеведения Божия. Некоторыми рыцарями (в частности, тамплиерами, то есть храмовниками — хранителями Гроба Господня), он был взят в качестве определенного символа «знания» или «ведения».

А потому, начиная с ХII в. стал появляться на некоторых западных иконах Св.Троицы. Оттуда он перешел на некоторые иконы в Российские храмы в XVIII столетии. И тоже именовался, как «Всевидящее Око». Однако от тамплиеров, этот знак перешел и в различную масонскую (даже до Великой Ложи Франции, чем и объясняется его появление на долларовой купюре), а в XXв — и в оккультную символику.

В христианстве «Всевидящее око» является неканоническим, хотя и устойчивым образом христианской иконографии. Этот символ ещё называют «Недреманным оком Господним». Представляет собою изображение глаза в треугольнике, от которого исходят лучи.

Всевидящее Око на долларе

Глаз в треугольнике использовали в качестве эмблемы магическое общество Алистера Кроули, Орден Восточного Храма, масонские ложи, вьетнамские буддисты, теософы, розенкрейцеры и т.д. Всевидящее око изображёно на Большой печати США и на однодолларовой банкноте.

Его изображения довольно часты на нательных крестах, как православных, так и иных конфессий, помещаясь в верхней части креста (как бы венчая его). Встречается также в храмовой архитектуре и убранстве (в росписях плафонов, украшениях алтаря вместе с голубем Св. Духа, на рипидах и т.п.).

Из таких изображений самое, пожалуй, известное — фронтон Казанского собора в Санкт-Петербурге. Появилось в России в 18 в., вместе с прочей масонской символикой и атрибутикой и был особо популярен в период царствования Александра II. Вместе с девизом «НЕ НАМ, НЕ НАМ, А ИМЕНИ ТВОЕМУ» помещался на множестве объектов, например медалях участникам войны 1812-года…

Встречается и в неканонических изображениях т.н. «Новозаветной Троицы» в качестве отдельного элемента, т.к. треугольник, обрамляющий глаз, истолковается в христианстве как символ Троицы. Самый древний вариант этого символа — с египетским «Око Ра» (правое), которое обозначает Бога. Именно он изначально подразумечается помещённым в треугольник…».


Севастополь, Музей Черноморского флота.

Медаль Елизаветы Петровны


Медаль на Коронацию Екатерины Второй 1762 года


медаль на коронацию Николая Первого


Медаль Екатерины Второй 1766 года.


Война против Наполеона 1812 года


Медаль «За взятие Парижа»


медаль Николая Первого1849 года «За Усмирение Венгрии и Трансильвании»


За защиту Севастополя

Великий Князь Николай Александрович


Венский католический Собор Святого Стефана.


Лютеранская церковь в Петербурге

Георгиевский зал Кремля


Горный Институт в Петербурге


Важнейший символ масонского храма всевидящее око или Лучезарная Дельта . Лучезарная Дельта обычно располагается в восточной части храма, а по обеим сторонам ее находятся Солнце (ближе к югу) и Луна (ближе к северу). Лучезарная

Дельта — треугольник, с помещенным внутрь него оком – знаком просвещенности или принципа сознания, иначе, всевидящее око В:. С:. В:., постоянно присутствующее на всех работах ложи, создающее энергетику присутствия В:. С:. В:. при проведении ритуальных работ, постоянное излучение утверждение бытия.

Математическая точка, не имеющая размеров, но находящаяся повсюду, заполняет безграничность пространства. Это также символ осознания и внимания, причем, внимания взаимного, внимания которое проявляет В:. С:. В:. к каждому из братьев и внимания, которое каждый брат должен проявлять по отношению к миру.

Лучезарная Дельта напоминает нам о том, что у каждого масона есть его собственная масонская звезда, которая светит ему в трудах и направляет в поисках. Лучезарная Дельта — главный масонский символ первого градуса, степени ученика.

На фотографии Всевидящее око на долларе:



Обратная сторона Большой Печати США

В 1782 Око провидения было принято как часть символики обратной стороны Большой Печати Соединенных Штатов. На печати, Око окружено словами «Annuit Cœptis» означающими «оно благосклонно к нашим начинаниям».

Оно помещено выше незаконченной пирамиды с тринадцатью уровнями, традиционно символизирующих 13 штатов первоначально входивших в состав США и будущий рост страны. Обобщающее значение — то, что Око, или Бог, одобряют процветание Соединенных Штатов. Возможно из-за его использования в проекте Большой Печати, око широко используется в других американских печатях и эмблемах.

БЛАГОСЛОВИ, ДУШЕ МОЯ, ГОСПОДА.

Икона "Всевидящее Око" – это Божественная защита Всевидящего Ока Господня!!!
На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых (Притч.15:3)

Всевидящее Око - в иконописи сложная символико - аллегорическая композиция, символизирующая Всевидящего Бога. Появляется в русской иконографии с конца XVIII века как купольное изображение в храмах: на вершине свода или какой-либо его части. Позднее из купольного изображения переходит в изображение, выполненное на иконописной доске, как икона. Изображение проникло из католической иконографии и является неканоничным. Догматическим основанием такого изображения являются слова: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Пс.32:18).

Икона «Всевидящее Око Божие» находится в музее Императорской академии художеств. На ней изображен круг, концентрически слагающийся из четырех, различной величины, или трех кругов.

Круг первый, центральный и самый меньший, с четырьмя исходящими из него лучами к краям последнего круга. Здесь изображен Иисус Христос Эммануил, благословляющий обеими руками или, скорее, десницей, а в левой держит свиток; кругом головы нимб крещатый с надписью. Лучи, исходящие от круга с Иисусом Христом, кончаются вне большого круга, перед изображениями четырех евангелистов или их символов.

Круг второй, больший, представляет собою как бы лицо человека, на котором помещены четыре глаза, один нос и одни уста. Надпись на окружности: «Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе Спасе Моем».

Круг третий – более обширный. Над вышеописанным вторым кругом и надписью изображена с воздетыми руками Пресвятая Богородица с надписью над Нею «МР ФУ». Самый же круг пересекается множеством густым лучей, исходящих из центра главного Солнца Правды – Иисуса Христа, направо и налево от Которого написано: «Очи мои на верным земли посадите и с собою». Надпись на окружности: «Угль Исайи проявляли солнце из Девической утробы, возсия во тьме, заблудшим благоразумия просвещение подавая».

Круг четвертый, самый большой, изображает звездное небо с тремя серафимами и надписями на окружности против них: «Серафим слово Бог», или изображены четыре ангела на поле иконы, из которых два внизу имеют свитки. Над третьим кругом и главою Божией Матери находится еще как бы в венце всей иконы круг, усеченный внизу, в котором олицетворено «Небо небес» с тремя в нем серафимами, со страхом и трепетом взирающими на Господа Саваофа, который благословляет обеими руками; Дух Святой, от Него исходящий, спускается в виде голубя на главу Приснодевы Марии. Фигура Бога Отца внизу отчасти закрыта и окружена ореолом, по краям которого надпись: «Бог с небесе сияние своего сподоби мя». На всей же окружности четвертого круга надпись: «Свят, свят, свят, Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея».

На иконе Господь, окруженный облаками, сидит на радуге, подножием ему служит серафим с распростертыми крылами; Господь благословляет обеими руками; на персях у Него Дух Святой в виде голубя. На углах всей иконы расположены четыре круга, начинающиеся от третьего и выступающие за четвертый: в них изображены символы евангелистов с объяснительными на окружности надписями следующего рода: «Матфей писан ангел». Толкование: «посол Господень». «Марко писан орлим». Толкование: «возлете на небеса». «Лука писан телчим». Толкование: «Мир». «Иоанн писан лев». Толкование: «во гробе положиша».

Кроме сего, внизу помещены два ангела, поддерживающие рамку для надписи иконы. Как показывает само название иконы – Всевидящее Око, она выражает идею всеведения Господа, Который уподобляется солнцу, как источник света, а способ Божественного ведения – нашему высшему органу – глазу: Око Божие, это – ум Божий. Образ солнца, с лицом человека на иконе, имеет большое значение, ибо в его центре изображен Богочеловек Иисус Христос, это праведное солнце от недр Пречистой Девы, наитием Святого Духа; как человек, Он родился на земле, как Бог – рожден прежде век от Отца. Вочеловечение и Предвечное рождение от Господа и Отца светов выражены на иконе изображениями в не бесах Бога Отца и Святого Духа, сходящего на главу Пресвятой Девы, и образом Иисуса Христа, просвещающего весь мир и до скончания века вечно пребывающего с Церковью, Им основанною на земле.

Русский ученый Александр Виноградов писал об иконе "Всевидящее Око Божие": "Изображение двойного лица человеческого в виде четырех или двух глаз, одного носа и губ без сомнения указывает на тесное сближение солнца стихийного и Солнца Духовного - Иисуса Христа Богочеловека, в обоих же вместе макрокосмос и микрокосмос, ибо человек есть малый образ великого образа - мира".

Символический лик окружают фигуры четырех евангелистов: это и четыре стихии, и четыре стороны света, и - если угодно - четыре человеческих темперамента. Ну, а звездное небо, на фоне которого изображен Христос, не нуждается в толковании: это "Небо небес", царство добра, истины, красоты.

Икона выражает идею всеведения Господа, который уподобляется солнцу, как источник света, а способ Божественного ведения - нашему высшему органу - глазу.

На иконе изображен круг, концентрически слагающийся из трех или четырех кругов:

Круг первый, центральный, самый меньший, с четырьмя исходящими из него лучами, заканчивающимися за большим кругом изображениями евангелистов или их символов.


(ВСЕВИДЯЩЕЕ ОКО БОЖИЕ со свв. архангелом Салафиилом(Селафиил - молитвенник, всегда молящийся Богу о людях и людей возбуждающий к молитве) и Спиридоном)

Круг второй, больший, представляет собой как бы лицо человека, на котором помещены 4 глаза, нос и уста. Надпись на окружности: «Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе Спасе Моем».

Над вторым кругом и надписью изображена с воздетыми руками Богородица.

Третий круг пересекается множеством густых лучей, исходящих из центра главного Солнца Правды - Иисуса Христа, направо и налево от Которого написано: «Очи мои на верныя земли посадити и с собою». Надпись на окружности: «Угль Исайи проявляяй солнце из Девической утробы, возсия во тьме, заблудшим благоразумия просвещение подавая».

Круг четвертый, самый большой изображает звездное небо с тремя серафимами и надписями на окружности против них: «Серафим слово Бог», или изображены 4 ангела, из которых два внизу имеют свитки.

Над третьим кругом и главой Богородицы венчает всю икону круг, усеченный внизу, в котором олицетворено «Небо небес» с тремя в нем серафимами, окружающими Господа Саваофа, благословляющего обеими руками; Св. Дух, от Него исходящий, спускается в виде голубя на главу Богородицы. Фигура Бога Отца внизу отчасти закрыта и окружена ореолом, по краям которого надпись: «Бог с небесе сияния своего сподоби мя». На всей же окружности четвертого круга надпись: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея». Господь, окруженный облаками, сидит на радуге, подножием ему служит серафим с распростертыми крылами; на персях у Господа Св. Дух в виде голубя.

На углах всей иконы расположены 4 круга евангелистов, начинающиеся от третьего круга и выступающие за четвертый; в них на окружностях приведены объяснительные надписи, содержащие имя и толкование: Матфей писан ангел, посол Господень; Марко писан орлим, возлете на небеса; Лука писан Телчим, Мир; Иоанн писан лев, во гробе положиша.

Кроме сего, внизу помещены два ангела, поддерживающие рамку для надписи названия иконы.


("ВСЕВИДЯЩЕЕ ОКО БОЖИЕ" Поволжье, первая половина - середина XIX в.)

Образы Бога Отца, Святого Духа, Богоматери и Эммануила, расположенные на вертикальной оси, объединяющей все уровни мироздания, отражают догмат Боговоплощения. Истоки этой загадочной иконографии с точностью не известны. Особенность представленной иконы - помещение "Ока" в восьмиконечную Cлаву. Образ "шестикрылой Богоматери" - редкая деталь, возможно, единственная в своем роде.


Философ князь Евгений Трубецкой в своих воспоминаниях детства показывает, как влияло на восприимчивость души сознание всевидящего, везде присутствующего ОКА БОЖИЯ, - "пронизывающего тьму, проникающего в душу, и в самые глубины морские", пишет кн. Трубецкой, - "навсегда оставшееся для меня одним из центральных - самых сильных - (религиозных) ощущений"

(цит. по книге Н.С.Арсеньев. ИЗ РУССКОЙ КУЛЬТУРНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ. Лондон, 1992)(а то ведь понаписано, что-де: и "масонский символ" и "чуждый" нашей культуре и пр.)







2024 © gtavrl.ru.