Спутниковые навигационные системы. Способы работы с приемником GPS


Предположим, вы уже убедились, что купить навигатор автомобильный - дело нужное. Теперь встает вопрос о том, какой именно гаджет лучше выбрать. Расскажем вкратце.

Характеристики автонавигаторов

  • Размер и разрешение дисплея. Качество изображения и удобство в его восприятии напрямую зависит от этих характеристик, поэтому важно обратить на них свое внимание. Размер экрана варьируется по диагонали от 2,7 до 7 дюймов, разрешение – от 320x240 пикс. до 800x480 пикс.;
  • Процессор (чипсет). Осуществляет вычисления с целью определить координаты и установить точный прием сигнала. На сегодняшний день в автонавигаторах чаще всего используются чипы SiRF Star III, SiRF Atlas III и SiRF Atlas IV и SiRF 3i+ 600 Мгц;
  • Карты. Фактор, который отвечает за эффективность выполнения основных функций навигатора - правильной ориентации на местности и точной прокладки маршрута. Имеет смысл заблаговременно решить, карты каких регионов для вас актуальны. Лидером по количеству представленных на картах регионов России сегодня являются автонавигаторы Garmin;
  • Учет пробок. Крайне актуальная функция, которая позволяет находить объездные пути и избежать утомительного стояния в пробках. Навигатор выходит на связь с себе подобными через интернет и получает информацию о текущих заторах на дорогах;
  • Программное обеспечение. Большинство автонавигаторов на сегодня имеют сходный функционал и отличаются только программным обеспечением. ПО для автомобильных GPS навигаторов сегодня существует немало, однако мы выделим Garmin, поскольку компания уже давно является во всем мире лидером в производстве навигационных устройств и создании к ним программного обеспечения. Garmin имеет в своем запасе карты множества городов и различных стран всего мира.

Доп. функции навигаторов:

  • Handsfree (громкая связь) позволяет осуществлять и принимать телефонные вызовы, не отвлекаясь от процесса вождения;
  • Голосовые подсказки. Способность навигатора информировать пользователя о ближайших поворотах, съездах и пр.;
  • MP3-плеер предоставляет возможность прослушивать в дороге музыку и аудиокниги;
  • Видео. Предоставление пользователю возможности смотреть на дисплее навигатора различные видеозаписи;
  • Фото. Отображение на экране навигатора фотографий, сохраненных в различных форматах (JPEG, GIF, BMP и TIFF);
  • FM-трансмиттер дает возможность передавать звук на штатную магнитолу (музыку, аудиокниги, голосовые подсказки навигатора).

Где взять?

Итак, если после прочитанного у вас в сознании пронеслась мысль "Да, я действительно куплю автонавигатор" - эта мысль верная. Но тут возникает еще один вопрос - где найти автонавигаторы, цена на которые приятно порадует? А вот здесь стоит остановиться поподробнее. Потому что стоимость такого высокотехнологичного прибора не может быть неоправданно низкой. Скупой платит дважды - народная мудрость права и в случае автонавигаторов, цена на которые определяется исходя из качества его комплектующих, сборки, уровня "продвинутости" ПО и гарантий, которые предоставляет производитель на свою продукцию.

Сеть фирменных магазинов Garmin предлагает любые навигаторы: автомобильные, цены на которые являют собой разумное сочетание качества продукции и отсутствия дополнительных "накруток" стоимости от ритейлера.

Надеемся, что ваше желание "куплю автонавигатор" после прочтения этой статьи трансформировалось в "хочу только Garmin", потому что мы действительно гордимся уровнем качества создаваемого нами ассортимента и искренне желаем вам приобрести гаджет своей мечты!

Мобильный морской GPS-навигатор - штука необходимая. Он не заменяет стационарной яхтенной навигации . Но позволяет чувствовать себя уверенно на перегоне лодок, на арендованных судах и т.п.

Мобильный морской GPS-навигатор - это:
- планирование маршрута вне судна, на берегу, задолго до выхода в море;
- быстрый перенос подготовленных параметров маршрута в яхтенную навигационную систему ;
- контроль работы бортовых инструментов судна.

В течение последних 15 лет в качестве мобильной я использовал самые разные устройства.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ НОУТБУК

Сначала это был просто ноутбук с установленной картографией и внешним GPS .

Мобильный GPS-навигатор-картплоттер на базе универсального ноутбука


Плюс: кроме навигационных функций, ноут отлично справлялся со всеми иными задачами: офис, почта, интернет, работа с фото- и видеоматериалом.

Минусы: громоздкость; влагонезащищенность и, соответственно, неудобство или невозможность использовать в кокпите; высокое энергопотребление; частая смена ноута на новый ввиду агрессивной внешней среды.

НЕТБУК, СПЕЦИАЛЬНО СКОМПАНОВАННЫЙ ТОЛЬКО ПОД НАВИГАЦИЮ

После путешествия вокруг Австралии и Новой Зеландии очередной универсальный ноут пришел в негодность и уступил место маленькому нетбуку с внешним GPS , где не было никакого лишнего софта: только навигационные картографические программы .

Нетбук, специально скомпанованный только под морскую навигацию


Плюс: мизерное энергопотребление; повышенная надежность ввиду установки лишь конкретного софта и отсутствия выхода в интернет.

Минусы: необходимость второго ноутбука для прочих универсальных задач; влагонезащищенность и, соответственно, неудобство или невозможность использовать в кокпите.

НЕТБУК В РУБКЕ ПЛЮС ПЛАНШЕТ В КОКПИТЕ

Со временем нетбук был дополнен Android-планшетом в кокпите. Планшет связывался с нетбуком по RDP и был «отражением» экрана картографической системы.

.
Плюс: удобство планшета в кокпите; повышенная надежность системы ввиду установки лишь конкретного софта на нетбуке и отсутствия выхода с него в интернет.

Минусы: забавные коллизии протокола RDP; необходимость второго ноутбука для прочих универсальных задач.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЗАЩИЩЕННЫЙ НОУТБУК-ТРАНСФОРМЕР

И, наконец, сегодняшнее решение: универсальный защищенный ноутбук-трансформер, пригодный для всепогодного использования в кокпите.


Трансформер Panasonic CF-19 . Планшет


.
.

Мобильный морской GPS-навигатор. Мечта и реальность

Развлекаясь с различными комплектами оборудования, я постоянно смотрел в сторону защищенных ноутов. В какой-то момент появились модели, способные выполнять роль морского навигатора . Но их цена заставляла рассматривать подобное решение лишь в качестве абстрактой сказки. Это же касалось и моделей «б-у»: при нормальной цене они были слишком слабы, а при вменяемой конфигурации подтягивались к стоимости своих новых «братьев».

В начале лета 2015 года я в очередной раз полюбовался достижениями военных компьютеростроителей, убедился в том, что четверть миллиона рублей за ноут - глупость, и было перешёл к насущным делам, как…

Как нашлась омская компания «Ант-55» (www.ant55.ru/) , где комплект «нафаршированного» защищенного ноута в отличном состоянии вместе с пересылкой обошелся мне дешевле 60 тысяч родных свободно конвертируемых рублей! Так я стал обладателем мобильной морской GPS-навигационной системы на основе защищенного планшета -транформера.

Трансформер Panasonic CF-19 . Планшет и ноутбук «в одном флаконе».


.
.

Мобильный морской GPS-навигатор. Комплект.

Хочу сказать спасибо Антону Панфилову, руководителю компании «Ант-55» , который возился со мной долгий месяц, отвечал на вопросы, предлагал варианты.

Результат устроил полностью. Трансформер Panasonic CF-19 имеет всё, что я хочу:
- процессор i5;
- SSD;
- встроенный GPS ;
- 4 USB-порта;
- Wi-Fi и Bluetooth;
- слот для SIM-карты;
- com-порт;
- сетевой и модемный разъемы;
- выход VGA;
- вход для микрофона и наушников.
И все это при сенсорном экране и всерьез защищенном от влаги и пыли корпусе.

Комплект, будучи «б-у», пришел ко мне в состоянии практически нового компьютера, разве что в нижней части корпуса были незначительные потертости, не играющие никакой роли. Зато, опять же на нижней панели, к ноуту оказались прикреплены нержавеющими винтами две прочные перекрещивающиеся стропы. Так что прицепить планшет к нактоузу оказалось плёвым делом.

Трансформер Panasonic CF-19 . Планшет и ноутбук «в одном флаконе».


Ходят слухи, что с этими машинками супостаты ходят на войну. Факт забавный. Точно знаю: если к нам придут вояки с панасониками, они никого не победят. Сами себя мы победим легко, коли устроим внутреннюю лажу по типу украинской. Но никакой импортный лишенец с панасоником в руках нам не страшен. А вот в качестве мобильной морской GPS-навигационной системы большего и желать странно!

Мобильный морской GPS-навигатор. Комплектующие.

Чуть остановлюсь на отдельных частях «фарша».

64-разрядный процессор, ОЗУ 4 Гб, SSD 240 Гб отлично справились со всеми перечисленными ниже задачами, плюс офис, плюс фото и видео, плюс интернет. Потенциально не помешали бы 8 Гб ОЗУ и SSD 480 Гб, но и без них неплохо.

Встроенный GPS , как ни странно, нареканий не вызвал. Впрочем, если он почему-то не будет устраивать, подключить по Bluetooth мой старый добрый внешний приемник - не проблема.

Два встроенных USB-порта имеют приличный запас по питанию. Два дополнительных USB-порта, полученных через PCMCI-карту, - маломощны и пригодны лишь для мышки-клавы.

Слот SIM-карты, imho, не нужен. Сотрудники «Ант-55» поделились кабалистикой настроек связи с МТС и Мегафоном. Настроил. Связался. Понял, что настаивал на этой «фиче» по собственной глупости. Звонить надо по маленькому смартфону. Для выхода в интернет - использовать тот же смартфон в качестве точки доступа. В общем, если бы я комплектовал систему сейчас, за слот для SIM платить бы не стал.

Выход VGA — для большого внешнего монитора. Это, наряду с сетевым разъёмом, позволяет чувствовать себя комфортно в домашних условиях на берегу.

Сенсорный экран отлично реагирует на палец. Порой удобнее работать стилусом, благо, он приделан к планшету на пружинке.

Яркость экрана - фантастическая, прекрасно справляющаяся с полуденным солнцем.

Аккумулятора хватает примерно на 5 часов при нормальной яркости экрана.

Апологетам компакт-дисков придется приобрести внешний дисковод. Также не будет помехой внешний HD для архивирования фотографий и видео.

Мобильный морской GPS-навигатор. ОС.

После некоторых раздумий, остановился на Windows 7 . Ставить восьмерку, imho, - бежать впереди паровоза. Тем более, что никаких преимуществ этой ОС перед семеркой для своих задач я не вижу. К десятке испытываю заведомую неприязнь, так как суетливый Гейтс заколебал ором во всех СМИ и навязчивым нытьём: «Ну поставь… ну на халяву… ну…»

Коллегам-пингвинщикам замечу: я долго колебался, ставить ли Windows . Ибо все навигационные задачи , которые я использую, прекрасно ходят под Linux . Но таки выбрал «форточки» из-за пары программ, не относящихся к навигации , Linux -аналоги которых меня не устраивают.

Естественно, для надежного функционирования Windows следует:
- грамотно настроить ОС;
- использовать портативный софт, не требующий «реджистри» и прочего шаманства;
- игнорировать «библиотеки» и иные гейтсовы примочки, рассчитанные на домохозяек и «поколение вау»;
- снять образ системы внешними средствами.

На последнем пункте остановлюсь подробнее:
1. Размечая диск ноутбука перед инсталляцией Windows , необходимо создать раздел «C:» для операционной системы и раздел «D:» для данных (логических разделов рекомендую избегать, оба - первичные, «C:» - активный).
2. На «C:» устанавливаем только ОС и инсталлируем приложения. На «D:» храним карты, справочную информацию, дистрибутивы и т.п.
3. Никогда не пользуемся шнягой типа «Мои документы», «Мои рисунки», и не размещаем данные на рабочем столе. Всё это Гейтс автоматом пихает в раздел «C:», и гибнущая ОС хоронит «нужность» под своими обломками.
4. Сформировав программную среду ноутбука и достоверно убедившись, что всё в порядке, специальной утилитой снимаем образ раздела «C:» и записываем его на «D:» . Образ - это низкоуровневая покластерная сжатая копия содержимого раздела «C:» и загрузочного сектора жесткого диска.
5. Утилита, снимающая образ, должна быть записана на внешний загрузочный том (CD, флэшка, внешний HD). С которого загружаемся, минуя ОС Windows .
6. Когда понадобится откатиться к гарантированно рабочему и чистому состоянию системы, снова загружаемся с того же CD и восстанавливаем раздел «C:» вместе с загрузочным сектором жесткого диска.

NTFSCOPY, NORTON GHOST, ACRONIS - приложения для работы с образом диска или раздела.

Для работы с образами существует различный софт. В своё время был неплох Norton Ghost (сейчас - не знаю). На одном из домашних компьютеров я использую Linux -утилиту ntfscopy. А на Panasonic CF-19 - утилиту Acronis True Image / Disk Director.

.

Мобильный морской GPS-навигатор. Софт.

Весь используемый навигационный софт не требует инсталляции. Достаточно разархивировать по месту, и - в бой.

Большинство подобного программного обеспечения я беру с репозитория portableapps.com . При этом никакими сервисами от самого репозитория не пользуюсь, никаких оболочек типа «PortableApps.com Platform» не ставлю, а качаю непосредственно продукт.

Фрагмент десктопа планшета

OpenCPN Portable

Мобильный морской GPS-навигатор. Что осталось на смартфоне.

Весь софт, оставленный мною на смартфоне , апологеты универсализации могут установить на планшет -трансформер. Я этого не сделал, и вот почему:

Мобильный интернет

Соединение с мобильным интернетом и раздача его точкой доступа оставлены за смартфоном . Причина - витиеватые настройки, требуемые для работы ноутбука-планшета в каждой отдельной стране, отбирают слишком много времени и сил на их понимание. Причем, в отсутствии помощи от продающих SIM-карты манагеров, которые восторженно смотрят на ноут с модулем мобильной связи, цокают языками, но ничего толкового сказать не могут.

Metarea Marine Weather

Качать здесь: play.google.com . Бесплатно (freeware) .

Metarea Marine Weather — Морской судовой прогноз погоды по Метзонам системы GMDSS Inmarsat (формат NAVTEX ).

Metarea Marine Weather — apk-приложение для Android


На ноутбуке-планшете те же данные можно получить через стандартный интернет-браузер. Однако, это требует, как минимум, серьезного трафика. Как максимум - ещё более серьезного трафика для понимания имени конкретного погодного региона.

Metarea Marine Weather оперирует лёгкими текстовыми файлами и содержит не требующую интернета карту-справочник погодных регионов по каждой Метзоне. Тыцнул пару раз, и прогноз - перед глазами. Удобно.

Локальные погодные и приливные приложения

Национальные погодные и приливные приложения по конкретным акваториям, выдающие более вменяемый прогноз , нежели вечно врущие «всезнающие глобальные» британские или североамериканские погодные сайты.

MarineTraffic AIS

Качать здесь: play.google.com . Бесплатно (freeware).

Остроумное приложение для тех, кто не имеет бортового AIS , но хочет видеть AIS -картинку на экране смартфона . Требует интернета. Ничего никому не гарантирует, но порой оказывается забавным.

Те же данные могут быть получены на планшете -трансформере через стандартный браузер. Но смартфон -приложение удобнее.

Offline Dictionaries

Качать здесь: play.google.com . Бесплатно (freeware) .

Offline Dictionaries


Отменный оффлайновый словарь с закачкой нужных языков.

Морской навигатор Navionics

Качать здесь: play.google.com . Хотят денег за каждый регион, при этом ничего не гарантируют.

Imho, малоприспособленная для реальных морских походов поделка, которая, тем не менее, существует. Если есть лишняя копеечка - почему бы и нет? Хотя бы из-за карт и требующих интернета фотографий портов и якорных стоянок.


Navionics — GPS-картплоттер для Android
Морской навигатор Navionics


2 метра под килем! :)

Костя ПУТЕВОДКА

В настоящее время на судах различного класса, на моторных лодках, катерах, моторных и парусно-моторных судах широко применяют приемоиндикаторы (ПИ) спутниковой радионавигационной системы GPS , позволяющие определять координаты судна и осуществлять плавание по намеченным маршрутам.

Разработки концепции NAVSTAR GPS (NAVigation Satellite Timing And Ranging Global Positioning System) начались в 1973 г. по инициативе военного ведомства США, т.к. действующие в это время радионавигационные системы (РНС), наземные «Loran-С» и «Отеда» и спутниковая (СНС) «Transit» перестали удовлетворять требованиям в отношении точности, всепогодности, кругло-суточной работы и зоны охвата. В феврале 1978 г. был запущен первый экспериментальный спутник GPS, а о гражданском применении системы широко заговорили в 1983 г. после катастрофы южнокорейского авиалайнера, сбитого над Курильскими островами.

Спутниковая радионавигационная система GPS (Global Positioning System - глобальная система определения местоположения) имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с другими системами навигации. К этим преимуществам относятся:

    высокая точность;

    всемирная зона действия;

    простота получения географических координат;

    возможность получения географических координат в любое время суток независимо от метеоусловий и по единой методике;

    неограниченное число одновременных пользователей;

Система GPS предоставляет два вида услуг один для гражданских, а другой для военных пользователей, которые отличаются между собой точностью определения места.

Состав системы

Система GPS состоит из трех частей: космической, наземной и пользовательского оборудования.

Космическая часть - это 24 спутника, вращающихся по 6-ти орбитам. Наклон орбит к земному экватору - 55°, угол между плоскостями орбит-60°. Высота орбит 20180 км, период обращения- 12 ч. Мощность спутникового передатчика 50 Вт. Спутники GPS способны, передвигаясь, заполнять бреши в системе (если один из них вышел из строя). Важным элементом спутника являются атомные часы, рубидиевые и цезиевые, по четыре на каждом. Каждый спутник имеет идентификационный номер PRN (Pseudo Random Number), который отображается на приемнике GPS, срок службы спутника около 10 лет.

Стационарные приемники GPS

Стационарные приемники предназначены для постоянной установки в рулевых рубках маломерных прогулочных судов морского района плавания, на приборных панелях катеров, в кокпитах яхт. Их характерной особенностью является наличие выносной антенны (хотя иногда встречаются приемники с встроенной антенной) и питание от внешнего источника постоянного тока. Они имеют, как правило, крупные жидкокристаллические монохромные экраны с алфавитно-цифровым и графическим отображением информации. ...

Способы работы с приемником GPS

Навигация по путевым точкам . Путевая точка - это какой-то представляющий интерес пункт на земной или водной поверхности, в который когда-либо нужно прибыть. Путевые точки создаются предварительно с помощью карты либо в процессе движения и записываются в память прибора с присвоенными им именами в цифровой, алфавитной либо алфавитно-цифровой форме. Такая процедура записи подробно описана в инструкции по эксплуатации ПИ GPS. ...


Теоретически на судне можно использовать любой GPS-навигатор — носимый, и так далее. С двумя основными задачами - определением координат и курсоуказанием к заданной точке он справится. Но особенности эксплуатации судовых GPS-навигаторов на море предъявляют специфические требования, в полной мере отвечать которым может только специально сконструированный морской прибор. Что это за особенности?

На твердой земле GPS-приемник создает массу удобств, но помимо него, как правило, есть неподвижные ориентиры, дорога, тропинка, элементы рельефа, по которым вы пусть не без труда, но сможете найти путь в случае его отказа или ошибки. На море же зачастую в поле вашего зрения только однообразные волны от горизонта до горизонта.

Далекие маяки, острова, береговая черта если и видны, то часто сливаются в едва различимую полоску, опознать которую и определить расстояние до нее непросто даже при большом опыте. В окулярах 7-кратного бинокля при качке эти объекты исполняют немыслимую пляску, иногда до полной невозможности наблюдения. В темноте же, в дождь, туман или шторм ваше поле зрения зачастую ограничивается ближними гребнями волн в десятке-другом метров. А навигационные опасности - рифы, мели, скалы, другие затонувшие суда и так далее, встречаются и в открытом море, вне видимости берегов.

Если в пешем походе или автомобильной поездке из-за навигационной ошибки вы всего лишь опоздаете к месту назначения, в худшем случае проведете ночь в лесу, израсходуете горючее и остановитесь на дороге, испытаете стресс и т.д., то на море ошибка в сотню метров может привести к гибели судна, грузов, людей, другим разрушительным последствиям. Поэтому морская навигация - одна из главных областей применения GPS - по ответственности может сравниться только с навигацией воздушной. Правила безопасности, морской практики, несения штурманской службы, выработанные многовековым опытом, написаны кровью.

От надежности ваших судовых GPS-навигаторов и других навигационных приборов, их удобства в работе, качества карт, ваших навигационных навыков, в прямом смысле может зависеть жизнь. Отсюда, помимо повышенных требований к самим GPS-навигаторам, вытекает требование их обязательного дублирования другими средствами навигации. Так, ни одно судно, какими бы электронными новшествами ни было оно оснащено, не может выйти в море без простого магнитного компаса.

Экстремальные условия эксплуатации морских и судовых GPS-навигаторов.

На судне, особенно небольшом, всегда повышенная влажность, качка, даже в хорошую погоду. В шторм, когда цена ошибки особенно велика, ваши приборы будет забрызгивать и заливать вода, вам придется быстро и безошибочно считывать их показания при ударах, крене, с занятыми руками. Усталость, страх, стресс, морская болезнь будут «помогать» вам совершить ошибку. На берегу в походе или поездке в случае проблем всегда можно остановиться на обочине, устранить неисправность, подумать, отдохнуть. В море обочины нет.

Как бы ни было вам плохо, остановиться вы сможете, только добравшись до гавани. Отсюда требования: надежность приборов и их электропитания, обязательно брызгозащищенное или герметичное исполнение, простая, без излишеств, но продуманная, интуитивно понятная система управления. Дисплей должен быть со шрифтом максимально большого размера. Конечно, предпочтение стоит отдать специализированным навигаторам известных фирм, имеющим опыт именно в морской области. Разумеется, придется смириться с тем, что любое оборудование с обозначением marine по объективным и субъективным причинам стоит дороже «сухопутных» аналогов.

Стационарное исполнение морских и судовых GPS-навигаторов.

Как правило, GPS-навигатор на судне устанавливается стационарно, работает многие часы подряд, часто круглосуточно, и питается не от батарей, а от внешнего источника. Носимый прибор можно оснастить кронштейном и адаптером внешнего питания, но за дополнительные деньги, а в стационарном навигаторе все это будет включено в стандартную комплектацию. Кроме того, выше уже говорилось о размере дисплея. Однако даже на больших яхтах часто держат переносной навигатор с питанием от батареек как резервный. Если приобретается переносной прибор, то он должен быть удобен для работы в стационарном варианте.

В этом отношении, например, серия Garmin еТгех с ее маленькими и тугими кнопками по бокам, хотя к ней выпускаются кронштейны, скорее всего, будет не лучшим выбором. Поэтому стоит предпочесть модели с большим экраном и кнопками на лицевой панели. Встроенный компасный датчик при стационарной установке, скорее всего, окажется бесполезен. Данные встроенных в навигаторы компасов, выпускаемых сегодня, не передаются по NMEA, и их не удастся использовать в других бортовых приборах. Напротив, информация встроенного барометра будет весьма полезна судоводителю.

Удобства управления на морских и судовых GPS-навигаторах.

Лучше выбирать прибор с большим числом кнопок. Это обеспечивает более быстрый доступ к функциям через специализированные кнопки, а не последовательным выбором команд меню. При качке и в экстремальной ситуации это немаловажно. Удобный вариант — приборы с многофункциональными клавишами (Soft Keys), или/и с цифровой клавиатурой для прямого ввода числовых значений. Обязательна для морских и судовых GPS-навигаторов звуковая сигнализация ряда событий.

— Смещение с якорной стоянки (снос с якоря).
— Прибытие в пункт назначения.
— Отклонение от курса.
— Приближение к путевой точке.
— Будильник.
— Мелководье.
— Большие глубины.

Выносная антенна на морских и судовых GPS-навигаторах.

Если GPS-приемник устанавливается в кокпите, на мостике, в рубке или каюте из стеклопластика, кроме многослойного «сэндвича» с деревянными слоями, то, как правило, достаточно встроенной антенны. Во всех остальных случаях для судовых GPS-навигаторов потребуется выносная антенна. Некоторые навигаторы имеют съемную антенну на разъеме BNC, которую можно вынести на специальном кабеле-удлинителе ограниченной длины.

Но оптимальным выбором будет все-таки специальная морская активная антенна. Такие антенны грибовидной формы для судовых GPS-навигаторов выпускаются с внутренней резьбой: стандартное крепление морских радио и прочих антенн. Как правило, резьбовая нижняя часть выполняется съемной. Сняв ее, антенну можно установить плашмя на плоскую поверхность. По коаксиальному кабелю к антенне от GPS-приемника подводится питание постоянным током. У многих судовых GPS-навигаторов весь GPS-приемник собран в одном компактном корпусе с антенной.

Возможность интеграции других приборов с морскими GPS-навигаторами.

На судне часто возникает необходимость соединения разных приборов и обмена информацией между ними. Например, если катер имеет два поста управления, в рубке и на верхнем мостике, информация должна дублироваться на дисплеях обоих постов. На парусных яхтах часто штурман работает внизу, в каюте, а информация о курсе, направлении к путевой точке, скорости и глубине должна выводиться в кокпит перед рулевым на вспомогательный дисплей, так называемый репитер (повторитель).

Данные GPS передаются на радар, чтобы он мог ориентировать экран по странам света, определять не только курсовые углы и дальности, но и координаты целей, на радиостанцию с системой DSC (ЦИВ -цифрового избирательного вызова), автоматически подающую сигнал бедствия с координатами и т.д. Нередко GPS стыкуют с автопилотом. Для этого приборы должны иметь порты ввода-вывода данных, работающие или по стандартному протоколу NMEA, или по фирменным протоколам. В первом случае приборы совместимы с любыми устройствами, поддерживающими этот протокол, но функциональные возможности обмена информацией ограничены.

Второй вариант предоставляет больше возможностей, но требует покупать часть или все оборудование одной фирмы. С другой стороны, фирменные приборные комплексы могут быть оснащены адаптером с NMEA-портом, разумеется, за дополнительную плату. Устройства, даже работающие по NMEA, часто поддерживают не все типы сообщений; или только ввод, или только вывод.

Например, купив эхолот с NMEA-выходом, вы надеетесь подключить его к картплоттеру, чтобы на его дисплее также отображалась глубина, но это удастся, только если плоттер поддерживает не просто NMEA, а конкретно ввод сообщений о глубине (DBT или DPT). Имеет значение и количество NMEA-портов. Как правило, к одному порту можно подключить только одно NMEA-устройство. При выборе приборов надо учитывать совместимость и возможность будущего расширения вашей бортовой приборной сети.

По материалам книги «Все о GPS-навигаторах».
Найман В.С., Самойлов А.Е., Ильин Н.Р., Шейнис А.И.







2024 © gtavrl.ru.