Что означает слово рав в фотографиях. Почему фотографы выбирают формат RAW для фотографирования? Основные альтернативы для Лайтрума


Современный человек буквально опутан разнообразными стереотипами. Это справедливо практически для любой сферы деятельности, и, увы, цифровая фотография не является исключением.

Приходится лишь сожалеть о том, что многие начинающие фотографы, решившие обзавестись более­менее серьезной техникой, недооценивают возможности, открывающиеся при сохранении снимков в формате RAW, и по старой привычке продолжают записывать кадры исключительно в JPEG. Вкратце распространенный в среде фотолюбителей стереотип можно сформулировать следующим образом: да, теоретически сохранение снимков в формате RAW позволяет получить определенные преимущества в процессе обработки изображений, однако на практике это создает целый ряд дополнительных сложностей и проблем для фотографа. Попав в паутину данного стереотипа (самостоятельно или под влиянием более «опытных» и «продвинутых» коллег), многие даже не пытаются разобраться, так ли это на самом деле, и ничтоже сумняшеся настраивают камеру на сохранение фотографий в формате JPEG.

Преимущества формата RAW

Начнем с рассмотрения принципиальных преимуществ, которые фотограф получает, сохраняя отснятые кадры в виде RAW-образа. Пожалуй, важнейшим из достоинств данного формата является возможность вмешаться в процесс «проявки» цифрового снимка и изменить те или иные настройки по собственному усмотрению уже после съемки. При этом фотограф может испробовать множество вариантов и в конце концов выбрать из них оптимальный. В случае сохранения снимка в JPEG такой возможности уже не будет: в процессе преобразования исходного образа снимка в готовый файл к нему будут применены настройки, выставленные в меню камеры на момент съемки.

Кадр, сохраненный в JPEG, можно сравнить с приобретенным в супермаркете готовым блюдом. Достаточно его разогреть, и вы получите желаемое. В свою очередь, снимок в формате RAW - это, образно говоря, кусок сырого мяса (да простят читатели невольный каламбур). При грамотном подходе из него можно приготовить десятки разных блюд, а при достаточно высоком качестве исходного материала (и соответствующей квалификации повара) - даже настоящие кулинарные шедевры. Конечно, возможен и другой вариант: закономерным итогом неумелых действий дилетанта нередко становится малопривлекательная кучка углей.

В результате ошибки в выборе настроек экспозиции снимок (слева)
получился немного передержанным, в результате чего была утрачена часть деталей в светах.
В процессе обработки файла, сохраненного камерой в формате JPEG, восстановить детали в светах так и не удалось (в центре).
Желаемый результат был достигнут только после обработки RAW-образа снимка (справа)

То же самое происходит и с фотографиями. При хорошем освещении, правильном выборе ракурса, экспозиции и других настроек кадр, сохраненный в JPEG, обычно не требует дальнейшей доработки (за исключением разве что кадрирования и масштабирования) и может быть сразу же сохранен в виртуальном фотоальбоме, отправлен друзьям, опубликован в Интернете, отпечатан на принтере и т.д.

Здесь уместно провести параллели с любительской фотографией доцифровой эпохи. Кадр, сохраненный камерой в формате JPEG, во многом напоминает моментальный снимок «поляроида». В свою очередь, образ снимка в формате RAW можно сравнить с негативом. Даже если при съемке были допущены какие­либо ошибки, влияние многих из них можно исправить (или, по крайней мере, минимизировать) в «темной комнате» в процессе печати фотокарточек.

К сожалению, данное сравнение не в полной мере отражает ту пропасть, которая пролегает между снимками, сохраненными в JPEG и в RAW. Ведь в отличие от классической пленки RAW-файлы предоставляют фотографу гораздо бо льшую свободу действий: один и тот же снимок можно «проявить» множество раз, используя разные программные средства и комбинации настроек, а следовательно, получая на выходе совершенно разные результаты.

Снизу показана гистограмма исходного изображения,
сверху - ее вид после коррекции уровней
по цветовым каналам.
Вид последней напоминает расческу,
что свидетельствует о потере части
полезной информации в процессе обработки

Еще один важный аспект - обеспечение более комфортных условий в процессе съемки. Сохраняя кадры в RAW, фотограф может не обращать внимания на многочисленные настройки меню камеры, что позволяет ему сконцентрироваться на решении творческой задачи. Достаточно уделить внимание правильному выбору величины экспозиции, ГРИП и точки фокусировки. Остальные параметры можно будет поправить задним числом. Это особенно ценно при фотографировании движущихся объектов или при быстром изменении погодных условий, когда манипулировать множеством настроек просто некогда. Тем более что далеко не во всех камерах до них можно добраться «в одно касание».

Разумеется, файл формата JPEG тоже можно обработать после съемки в графическом редакторе для того, чтобы скорректировать нежелательные последствия ошибочно установленных настроек. Однако в этом случае придется смириться с неизбежной потерей части полезной информации, содержащейся в исходном снимке.

Дело в том, что фотоаппараты записывают файлы JPEG в цветовой модели RGB с разрядностью 8 бит на канал. После обработки изображение будет сохранено с точно такими же параметрами. Как следствие, в процессе изменения настроек черной и белой точки, формы тональных кривых, а также яркости, контраста, насыщенности будет безвозвратно потеряна часть полезной информации, содержавшейся в исходном изображении. Следствием таких потерь становятся характерные артефакты на обработанном снимке, такие как явно выраженная ступенчатость на плавных тональных переходах, нарушение цветового баланса (наиболее заметное на областях с нейтрально-серыми и телесными оттенками), увеличение уровня цифрового шума в тенях и т.п.

Исходный снимок (слева) сделан при естественном освещении,
однако по недосмотру фотографа в меню камеры была выбрана настройка баланса белого,
соответствующая лампам накаливания.
К сохраненному фотоаппаратом файлу JPEG в графическом редакторе Adobe Photoshop
были применены функции Auto Levels и Auto Color, однако полностью устранить последствия ошибки не удалось (в центре).
В случае обработки RAW-образа для ликвидации последствий ошибки без малейшего ущерба
для технического качества изображения понадобилось лишь изменить настройку баланса белого в RAW-конверторе (справа)

Если воздействие на исходное изображение было не очень существенным и потери относительно невелики, то подобные артефакты будут малозаметны и неискушенные пользователи вряд ли обнаружат их невооруженным глазом. Однако это вовсе не означает, что в процессе обработки изображения не была утрачена часть полезной информации. Те, кто не верит своим глазам (или мнению других), может убедиться в этом при помощи беспристрастного измерительного инструмента - проще говоря, просмотреть гистограммы обработанных изображений. Характерным признаком потери части полезной информации является исчезновение отдельных полутонов: вид гистограммы в этом случае напоминает расческу.

В отличие от JPEG, в RAW-файле образ кадра записывается с той разрядностью, с которой он был оцифрован аналого­цифровым преобразователем (АЦП) камеры. В современных моделях цифровых фотокамер применяются 12-, 14- либо 16-битные АЦП, а следовательно, образ кадра в формате RAW содержит гораздо больше информации об изображении, нежели стандартный JPEG. Именно поэтому даже после весьма серьезных манипуляций с настройками из RAW-файла можно получить на выходе 8-битное изображение без характерных артефактов, которые неизбежно возникли бы при аналогичных воздействиях на снимок, сохраненный в формате JPEG. Например, величину экспозиции снимка, записанного в виде 12-битного RAW-образа, можно задним числом скорректировать в пределах ±2 EV без потери деталей. Соответственно при сохранении RAW с разрядностью 14 бит «свобода маневра» увеличивается до ±3 EV. Согласитесь, впечатляющая возможность.

Пример использования программных градиентных фильтров для обработки RAW-образа снимка.
Слева: исходный кадр с настройками по умолчанию.
Справа - примененные к изображению градиентные фильтры
позволили выровнять тональный баланс снимка, а также тщательно проработать
форму и фактуру балясин парапета на переднем плане

Одним из наглядных примеров, иллюстрирующих разницу в возможностях постобработки снимков, сохраненных в форматах JPEG и RAW, является коррекция изображения, сделанного с неправильной настройкой баланса белого. Если изображение было сохранено в формате RAW, то для исправления этой ошибки достаточно выбрать в настройках RAW-конвертора значение баланса белого, соответствующее условиям съемки. Идеальный результат в этом случае достигается одним простым действием.

В случае если снимок с ошибочно выставленной настройкой баланса белого был сохранен камерой в JPEG, то в процессе обработки этого изображения придется изрядно потрудиться. Хорошо, если «промах» был невелик и его последствия можно исправить сдвигом черной и белой точек в цветовых каналах (как правило, для этого достаточно воспользоваться функцией Auto Levels в Adobe Photoshop или аналогичной в других графических редакторах). Гораздо сложнее исправить ошибку, если фотография была сделана на улице в погожий день, а настройка баланса белого была установлена, к примеру, для съемки в свете ламп накаливания. Конечно, опытный пользователь и в этом случае, скорее всего, сумеет получить на выходе вполне приемлемый результат, однако достигнут он будет ценой существенных потерь полезной информации.

Весьма ценной возможность сохранения снимков в формате RAW оказывается при съемке высококонтрастных сцен, а также объектов, окрашенных в яркие цвета. В подобных ситуациях легко ошибиться с выбором правильной величины экспозиции, и запас по безопасной коррекции этого параметра в процессе обработки снимка окажется как нельзя кстати.

В ряде случаев запись снимков в формате RAW позволит обойтись без дополнительных приспособлений. Например, для съемки пейзажей фотографы часто применяют оптический градиентный фильтр, обеспечивающий проработку деталей на небе без ущерба для тонального баланса изображения в целом. Сохранив снимок в формате RAW, воздействие градиентного фильтра нетрудно сымитировать в том же Lightroom. При этом фотограф получает возможность точной настройки положения и ширины градиентного перехода, а также ряда других параметров.

Ограничения RAW

В предыдущем разделе мы рассмотрели ряд примеров, наглядно иллюстрирующих преимущества формата RAW в области коррекции и постобработки снимков. Тем не менее нельзя забывать о том, что пределы этих манипуляций небезграничны. Хотя RAW-образ содержит гораздо больше информации об исходном изображении по сравнению с JPEG, ее количество все же конечно. Хотя, строго говоря, это ограничение обусловлено уже не форматом записи данных, а техническими возможностями используемого фотоаппарата - и прежде всего характеристиками установленного в нем светочувствительного сенсора.

В фотоаппарате Fujifilm X-M1
имеется встроенная функция преобразования снимков,
сохраненных в виде RAW-образов, в файлы формата JPEG
с возможностью управления настройками различных параметров

Благодаря стремительному развитию технологий в области производства полупроводниковых компонентов, сенсоры современных фотоаппаратов способны фиксировать изображения с весьма широким динамическим диапазоном. Тем не менее если ошибка при выборе настроек экспозиции в процессе съемки высококонтрастных сюжетов окажется слишком большой, то возникнет так называемый эффект ограничения (clipping). Это означает, что некоторые области изображения окажутся слишком темными или, напротив, чересчур яркими для того, чтобы элементы светочувствительного сенсора могли зафиксировать на них какие­либо детали. В результате такие участки будут восприняты сенсором (а следовательно, зафиксированы в RAW-образе кадра) как однородно закрашенные черным или белым пятна. Понятно, что никакие программные средства не помогут «проявить» те детали, которые не были зафиксированы сенсором камеры - а следовательно, отсутствуют в исходном цифровом образе кадра.

Еще один аспект, о котором не стоит забывать, - влияние цифрового шума. В процессе обработки недоэкспонированных кадров нередко приходится «вытягивать» детали в тенях путем установки довольно большого положительного значения эскпокоррекции либо осветления теней в настройках RAW-конвертора. Нередко побочным результатом такой обработки становится значительное увеличение уровня цифровых шумов на получаемом изображении, которые наиболее заметны в тенях и на однородно закрашенных участках. Естественно, многое зависит как от характеристик светочувствительного сенсора камеры, так и от алгоритмов обработки, реализованных в используемом приложении. Справедливости ради необходимо отметить, что при попытке выполнить аналогичные манипуляции с кадрами, сохраненными в JPEG, конечный результат будет выглядеть гораздо хуже.

Обработка RAW - это несложно

Среди пользователей цифровых камер широко распространено мнение, что обработка RAW-файлов требует значительных затрат времени и усилий. На самом деле это не более чем заблуждение. Контролировать процесс преобразования каждого RAW-файла вовсе не обязательно: в большинстве современных RAW-конверторов есть функция сохранения копий снимков в JPEG (равно как и в файлы других распространенных графических форматов) в пакетном режиме. При этом конвертация изображений производится с настройками по умолчанию с учетом записанной в EXIF информации о настройках камеры на момент съемки. Таким образом можно получить точно такие же файлы JPEG, которые были бы сохранены камерой на карту памяти. Учитывая производительность современных ПК, это займет совсем немного времени. Кроме того, в процессе пакетной конвертации можно выполнить и ряд других действий - масштабировать исходные изображения под требуемый размер и/или объем файлов, встраивать «водяные знаки», информацию о дате и времени съемки, различные надписи и т.д.

В процессе просмотра изображений, полученных после пакетной конвертации, можно отобрать те фотографии, которые представляют определенную ценность благодаря удачно «пойманному» сюжету, но в силу тех или иных обстоятельств были сняты с техническим браком. Разумеется, над подбором оптимальных настроек для этих кадров придется поколдовать вручную, однако и конечный результат в этом случае будет выгодно отличаться от того, который можно было бы получить после обработки этих же снимков, записанных камерой сразу в JPEG.

Также нельзя не упомянуть о том, что в ряде современных цифровых фотоаппаратов (к примеру, в модели Fujifilm X-M1) реализована встроенная функция преобразования снимков, сохраненных в виде RAW-образов, в файлы формата JPEG с возможностью управления настройками различных параметров. Таким образом, владельцам подобных фотокамер для конвертации RAW-образов не потребуется компьютер, а выполнить эту процедуру можно даже в мобильных условиях.

Размер имеет значение

Один из камней, которые неискушенные фотолюбители любят бросать в огород RAW, - это большой объем файлов. Действительно, объем RAW-образа снимка в несколько раз больше по сравнению с его копией в формате JPEG даже при выборе максимально возможного качества (то есть минимальной степени сжатия). Однако, как уже было упомянуто, RAW-образ содержит гораздо больше информации об исходном изображении, нежели JPEG. И то, что файл формата RAW имеет больший объем, вполне закономерно. Есть и еще один аспект, который многие неопытные фотографы не принимают в расчет.

В сложных ситуациях - например, когда фотограф не уверен в правильности выбора параметров экспозиции, - вполне логичным решением является съемка в режиме брекетинга по экспозиции. При выборе этого режима камера вместо одного снимка делает серию из трех кадров формата JPEG с разными настройками экспозиции. Если же сохранять изображение в формате RAW, то вполне хватит и одного кадра: как уже было упомянуто, даже 12-битный образ позволит скорректировать величину экспозиции в пределах ±2 EV без потери деталей в светах и тенях. Таким образом, в рассматриваемой ситуации разница в объеме файлов (один RAW против трех JPEG) будет уже не столь значительной.

Нельзя не отметить, что во многих форматах RAW-файлов, используемых в современных фотоаппаратах, применяются алгоритмы сжатия без потери данных (наподобие ZIP). Благодаря этому удается значительно уменьшить объем сохраняемых снимков без малейшего ущерба для качества изображения. К тому же при нынешнем уровне цен на карты флэш­памяти даже не очень обеспеченный фотограф вполне может позволить себе приобрести носитель, способный вместить несколько сот снимков в формате RAW.

Проблема совместимости

Еще один аспект, о котором неизменно заходит речь при сравнении достоинств и недостатков форматов RAW и JPEG, - это совместимость с различными устройствами и приложениями.

Бесспорно, формат JPEG на данный момент является фактическим стандартом хранения изображений в электронном виде - причем и в сфере компьютеров, и в сфере бытовой техники. Фотографии, записанные в этом формате, можно открыть практически в любом веб­браузере, графическом редакторе и множестве других приложений, поддерживающих работу с графическими файлами. Большинство фотографий и рисунков в Интернете хранится именно в формате JPEG. И наконец, работу с изображениями данного формата поддерживают многие устройства: мобильные телефоны, смартфоны, планшеты, принтеры и МФУ с функцией автономной печати, портативные и стационарные цифровые медиапроигрыватели, SmartTV и т.д.

Штатный файловый браузер ОС Windows 8 (Проводник)
позволяет отображать миниатюры RAW-файлов различных форматов

Иными словами, одним из важных достоинств формата JPEG является его универсальность. Имея цифровую фотографию в JPEG, вы можете практически на 100% быть уверены в том, что ее удастся без проблем открыть штатными средствами ОС различных компьютеров и мобильных устройств, опубликовать на личной страничке социальной сети, распечатать на принтере или в мини-лабе и выполнить множество других действий.

То, что формат RAW является гораздо менее распространенным и универсальным по сравнению с JPEG, - вполне очевидный факт, и спорить с этим бессмысленно. Проблема совместимости с различными приложениями усугубляется еще и тем, что в настоящее время существует множество разновидностей RAW-файлов. Фактически у каждого из крупных производителей фототехники есть фирменные форматы записи RAW-образов: CRW и CR2 у Canon, NEF у Nikon, SR2 и ARW у Sony, RAF у Fujifilm и т.д. И дело здесь даже не столько в амбициях крупных компаний, сколько в чисто технических различиях, касающихся алгоритмов обработки сигнала и внутреннего представления данных об изображении в фотокамерах разных серий и производителей. Кроме того, по мере совершенствования цифровой фототехники возникает потребность модифицировать уже существующие форматы записи RAW-образов, что еще больше усугубляет проблему совместимости.

Как следствие, ни один универсальный RAW-конвертор (или иное приложение, рассчитанное на работу с файлами данного формата) не способен открыть абсолютно любой RAW-файл. Именно поэтому к фотокамерам с функцией сохранения снимков в виде RAW-образа, как правило, прилагается специальное ПО для работы с RAW-файлами именно того формата, который используется в данной модели. Это могут быть как фирменные утилиты (обычно рассчитанные на обработку RAW-файлов, записанных камерами только этого производителя), так и специальные версии универсальных RAW-конверторов, таких как Adobe Photoshop Lightroom, SILKYPIX Developer Studio и др.

Попытку решить данную проблему в глобальном масштабе предприняла компания Adobe. В 2004 году она представила открытый формат для записи RAW-образов цифровых снимков, который получил название DNG (сокращение от Digital Negative - дословно «цифровой негатив»). Однако производители фотоаппаратов восприняли эту инициативу весьма прохладно: ведущие игроки рынка и по сей день используют собственные RAW-форматы. Одним из редких исключений является Leica, однако при всем уважении к истории и философии этого без преувеличения легендарного бренда нельзя не отметить, что занимаемая ее продукцией доля рынка в настоящее время крайне мала и, как говорится, погоды не делает.

Таким образом, решение проблемы совместимости RAW-файлов камер разных производителей ложится главным образом на плечи разработчиков программного обеспечения. И речь в данном случае идет не только о компаниях, выпускающих универсальные RAW-конверторы. Постепенно увеличивается количество графических редакторов и программ для просмотра цифровых изображений, в которых реализована возможность отображения и обработки RAW-файлов (в качестве одного из примеров можно привести популярную в нашей стране утилиту ACDSee). В ОС Windows 7 и 8 штатный файловый браузер позволяет отображать миниатюры RAW-файлов различных форматов. В общем, с каждым годом количество программных продуктов, поддерживающих работу с RAW-файлами, увеличивается.

Впрочем, есть предельно простой способ раз и навсегда решить дилемму «JPEG или RAW». В большинстве современных фотоаппаратов, позволяющих записывать снимки в формате RAW, предусмотрен режим сохранения фотографии одновременно и в RAW, и в JPEG. Последний удобен для «бытовых» целей и для предварительного просмотра (в качестве своего рода «контрольного отпечатка»), а RAW-образ пригодится на тот случай, если понадобится исправить технические ошибки, допущенные в процессе съемки.

Конечно, у такого подхода есть свои недостатки. Один из них - увеличение занимаемого снимками объема (по сравнению с записью только в RAW). Однако поскольку файл JPEG гораздо компактнее RAW-образа, то снижение максимального количества умещающихся на носитель кадров будет незначительным, и этим вполне можно пожертвовать ради открывающихся возможностей и удобства.

Второй недостаток - это снижение скорости серийной съемки. У большинства современных фотокамер максимальная частота съемки и длина серии в большей или меньшей степени зависят от формата, в котором сохраняются изображения. Сохранение кадров только в JPEG обычно позволяет достичь более высокой скорости и сохранить больше снимков в одной серии, чем при записи в RAW (и тем более в обоих форматах одновременно). Таким образом, при выборе режима серийной съемки фотографу придется решать, что в данный момент важнее: скорость или возможности постобработки.

Заключение

Напоследок вкратце сформулируем основные мысли, изложенные в данной статье.

Принципиальным преимуществом RAW-образа является то, что в нем сохраняется вся информация об изображении, зафиксированная сенсором фотокамеры в момент съемки. При сохранении кадра в формате JPEG значительная часть этой информации будет безвозвратно потеряна. Именно поэтому в процессе обработки RAW-файла фотограф располагает гораздо более широкими возможностями по исправлению как собственных просчетов, так и ошибок, допущенных автоматикой камеры.

Функция сохранения RAW-файлов является несомненным достоинством цифрового фотоаппарата, поскольку позволяет фотографу наиболее полно реализовать потенциальные возможности камеры даже в том случае, когда были неверно установлены настройки или была допущена ошибка при выборе экспозиции.

Хотя формат RAW позволяет сохранить гораздо больше информации об изображении по сравнению с JPEG, возможности манипуляции RAW-образами имеют свои ограничения, обусловленные техническими характеристиками камеры, - в частности, реальным диапазоном чувствительности элементов сенсора, разрядностью АЦП и т.д. Поэтому в тех случаях, когда во время съемки были допущены грубые ошибки в выборе настроек, даже наличие RAW-образа кадра не позволяет гарантировать получение удовлетворительного результата.

Работа с RAW-файлами не так сложна, как это может показаться на первый взгляд (особенно человеку неискушенному). Кадры, сделанные без технических ошибок, обычно не требуют дополнительной обработки и могут быть преобразованы в JPEG (или в файлы других графических форматов) в пакетном режиме с настройками по умолчанию.

Наряду с существенными недостатками у формата JPEG есть и неоспоримое преимущество: гораздо лучшая совместимость с программными продуктами, а также с компьютерным и бытовым оборудованием. Именно поэтому оптимальным вариантом является сохранение каждого снимка и в виде RAW-образа кадра, и в формате JPEG (благо, в большинстве современных фотоаппаратов такая возможность предусмотрена). А если вас смущает уменьшение количества кадров, помещающихся на имеющуюся карту памяти в этом режиме, купите еще одну. В конце концов, близится Новый год, и каждый имеет право сделать себе хотя бы небольшой подарок.

RAW или Jpeg - в чем разница и в каком формате лучше снимать?

Как обеспечить качественную цветопередачу - этот вопрос волнует, наверное, любого фотографа. Регулировать цветопередачу можно двумя способами:

  • Снимать в формате JPEG и использовать настройки фотоаппарата - баланс белого, насыщенность, яркость, контрастность изображения
  • Снимать в формате RAW (если аппарат дает такую возможность) и настраивать цветопередачу при обработке фотографий на ПК

Оба эти способа имеют свои плюсы и минусы, попытаюсь вкратце о них рассказать. Но прежде чем приступать к практике, давайте сначала определимся, в чем же разница между форматами JPEG и RAW.

Формат JPEG

Формат получил свое название от сокращения Joint Photographic Experts Group - организация, которая этот формат создала. JPEG на сегодняшний день наиболее популярный формат хранения фотографий, поэтому все без исключения фотоаппараты умеют сохранять изображения в этом формате, а все устройства воспроизведения картинок и видео (персональные компьютеры всех разновидностей, медиа-, DVD-, BlueRay-проигрыватели, цифровые фоторамки и другие устройства) умеют читать этот формат и воспроизводить изображение на экране. Совместимость с большим количеством воспроизводящих устройств - главное достоинство формата JPEG. К тому же, файлы JPEG имеют умеренный размер по сравнению с другими графическими форматами - BMP, TIFF.

Однако, у JPEG есть и недостатки. При кодировании картинки в формат JPEG происходит сжатие данных, в результате которого часть данных теряется. При большой степени сжатия качество картинки серьезно страдает, на ней видны так называемые артефакты, то есть искажения, вызванные потерей слишком большого количества информации при сжатии.

Картинка, я думаю, не нуждается в комментариях.

Разумеется, фотоаппарат имеет несколько уровней качества изображения, например, стандартное (standart, normal), хорошее (good), наилучшее (fine, superfine). В стандартном качестве фотографии имеют умеренный размер (на флешку при этом помещается очень много фотографий), но в некоторых случаях на фотографиях могут быть заметны артефакты. Наиболее подвержены ухудшению качества фотографии, изобилующие мелкими деталями - в этом случае сжатие способно существенно ухудшить детализацию снимка.

Фотографии, сделанные в наилучшем качестве имеют больший размер в мегабайтах, на флешку помещается меньше снимков, но детализация на них ощутимо лучше. На вопрос, в каком качестве лучше снимать в формате JPEG, я однозначно рекомендую использовать наилучшее качество. Флешки и жесткие диски не настолько дороги, чтобы экономить на качестве фотографий. Фотографии, снятые со "стандартным" качеством могут неплохо выглядеть на экране компьютера, но даже при незначительной обработке вас может ждать разочарование.

Коли разговор пошел о детализации при съемке в JPEG, нельзя не упомянуть настройку разрешения фотографии. Если аппарат имеет разрешение, например, 12 мегапикселей, то максимальное разрешение изображения у него примерно 4000 * 3000 пикселей (этого достаточно для печати 30 * 45 см). Однако, в настройках качества изображения разрешение фотографий можно изменить. Обычно, установки маркируются буквами:

  • S (англ. small - маленький) - самое маленькое разрешение, которого едва достаточно для печати 10*15 см. Как правило соответствует 2-3 мегапикселям.
  • M (англ. medium - средний) - среднее разрешение. Разрешение фотографии может варьироваться от 5 до 10 мегапикселей, что соответствует формату печати 20*30 см.
  • L (англ. large - большой) - максимальное разрешение, соответствующее разрешению матрицы в мегапикселях. У современных аппаратов - до 36 мегапикселей, формат печати - до 90*60 см.

Возможность печати фотографий на огромных холстах - сомнительное преимущество для рядового фотолюбителя. Однако, сохраняя фотографии в максимально возможном разрешении, мы получаем дополнительные возможности по кадрированию изображения без видимых потерь качества отпечатка. Это и является решающим фактором в пользу режима L, при котором фотографии сохраняются на флешку с максимальным разрешением.

Итак, чтобы получить максимальную разрешающую способность в совокупности с наилучшей детализацией, в настройках качества фото выбираем режим - максимальное разрешение (L) с минимальным сжатием (наилучшее, superfine) .

Иногда вместо словесного описания степени сжатия используются пиктограммы. Вот пример меню выбора качества у зеркалки Canon. Пока смотрим только на левую колонку:

Мы видим, что перед буквами L, M, S присутствуют пиктограммы с гладким левым краем и ступенчатым. Пиктограмма с гладким краем соответствует меньшему сжатию, со ступенчатым - большему. В правой колонке - разные варианты съемки в формат RAW, о котором речь пойдет чуть ниже.

Установить качество и степень сжатия - это еще полдела... Теперь нужно выполнить ряд настроек для обеспечения наилучшей цветопередачи. Цветопередача настраивается в два этапа:

  1. Установка баланса белого
  2. Настройка параметров изображения - контрастности, насыщенности, резкости.

Баланс белого

Вы наверно замечали, что источники разные света имеют разные цветовые оттенки. Свеча дает желтый свет, закатное солнце - красноватый, люминесцентная лампа - голубоватый. Наши глаза и мозг устроены таким образом, что при практически при любых условиях лист белой бумаги будет восприниматься белым - даже если он освещен с одной стороны свечой, с другой - люминесцентной лампой. Мозг "принудительно" сообщит сам себе, что глаза видят белый объект, поскольку он знает, что бумага имеет белый цвет.

С матрицей фотоаппарата, к сожалению, такой номер не пройдет. Фотоаппарат не знает, какой цвет имеют привычные нам объекты, поэтому в необычных условиях освещения возможно существенное искажение цветов. Наиболее типичный пример - при съемке без вспышки в помещении, освещенном лампами накаливания, фотографии часто уходят в желтизну.

Чтобы избежать подобного искажения цветов, в наших силах "помочь" фотоаппарату определиться, какой из объектов должен "считаться" белым. Это делается при помощи функции установки баланса белого.

Самый простой способ установить баланс белого - выбрать одну из предустановленных программ. Как правило, фотоаппарат имеет несколько предустановок. Обычно они следующие:

  • Солнечно
  • Пасмурно
  • Закат/рассвет
  • Лампа накаливания
  • Люминесцентная лампа
  • Вспышка
  • Пользовательский баланс белого

В режиме автобаланса белого фотоаппарат сам пытается определить тип источника освещения и в соответствии с этим настроить цветопередачу. Чаще всего ему это удается, но 100% полагаться на эту функцию не стоит. Особенно любит она ошибаться при смешанном освещении, например - в помещении горит лампа накаливания (желтоватый оттенок), а из окна проникает дневной свет (голубоватый оттенок). В этом случае никто не застрахует от появления на фотографии желтых, или, наоборот, синих лиц.

На этой фотографии показана ошибка автоматического баланса белого при смешанном освещении. Чтобы избежать подобных ошибок, в ряде случаев требуется прибегнуть к принудительной установке баланса белого в соответствии с преобладающим типом освещения. В данном случае помогла бы установка баланса белого "лампа накаливания". Пейзаж за окном бы чуть посинел, но желтизна на переднем плане исчезла бы, сделав цветопередачу более приближенной к реальности. Выход, разумеется, есть - каждый раз устанавливать баланс белого в соответствии с источником основного освещения. Вошли в помещение, освещенное лампами накаливания - установили баланс белого "лампа накаливания". Вышли на улицу - установили, в зависимости от погоды, "солнечно" или "пасмурно".

В случаях со смешанным освещением, когда с одной стороны свет от окна, с другой - свет от лампы, часто помогает вспышка. Если она имеет достаточную мощность, то способна "задавить" другие источники освещения и, осветить снимаемую сцену однородным светом. Баланс белого при этом нужно выставлять либо "вспышка", либо "авто" (при включенной вспышке аппарат сам определит ее как основной тип источника освещения). Наилучший результат достигается при использовании внешней вспышки, но для любительской "бытовой" фотографии в большинстве случаев достаточно встроенной вспышки.

Ручной (пользовательский) баланс белого

Предустановленные режимы баланса белого хоть и охватывают большинство часто применяемых источников освещения, но случаются ситуации, когда ни один из предлагаемых режимов не подходит. Взять к примеру, лампу накаливания. Мощные лампы (75-100 Вт) дают свет более близкий к белому, в то время как слабые лампы (25-40 Вт), имеющие свет желтоватого оттенка. Особый случай - энергосберегающие лампы, особенно дешевые, спектр у которых такой, что даже человеческий глаз порой не в состоянии адекватно оценить цветовую картину.

У некоторых аппаратов есть возможность тонкой настройки баланса белого, относительно предустановленной, однако, чтобы оптимально настроить цветопередачу для данных условий освещенности нужно сделать несколько кадров с разными настройками и выбрать ту установку, с которой цветопередача максимально близка к реальности. Это долго и не всегда эффективно, поскольку приходится ориентироваться на картинку, выводимую на ЖК-экран, цветопередача которого не всегда идеальна.

Гораздо проще воспользоваться функцией "ручной баланс белого". Для этого нужно сфотографировать какой-то белый объект (или просто лист белой бумаги), а потом указать фотоаппарату этот снимок как образец, по которому следует выставлять баланс белого. Не вижу смысла подробно расписывать, каким образом это делается - у разных аппаратов своя последовательность действий, поэтому рекомендую воспользоваться инструкцией, там все расписано по шагам конкретно для вашего аппарата.

Большинство фотоаппаратов умеют сохранять одну или несколько пользовательских настроек баланса белого. Если вам регулярно приходится фотографировать при специфическом освещении, есть смысл сохранить установку баланса белого, чтобы потом не мучиться с фотографированием белого листа.

Чтобы проиллюстрировать возможности ручного баланса белого, предлагаю сравнить цветопередачу на двух фотографиях:

Автоматический ББ

Ручной ББ (в качестве пробы белого цвета использовался белый пиджак левого персонажа)

Результат заметен - в первом случае фотография ушла в желтизну, во втором цветопередача близка к реальности.

Настройка стиля изображения

Функция "стиль изображения" есть, наверно, во всех фотоаппаратах. С ее помощью можно настроить яркость, контрастность, насыщенность цветов, четкость картинки, а также "заставить" аппарат снимать в режиме ч/б, сепия.

Как правило, аппарат уже имеет набор предустановленных стилей изображения - пейзаж, портрет, натуральные тона, точная передача тонов и так далее, а так же несколько "пустых" ячеек для пользовательских настроек. Вот пример пункта меню "выбор стиля изображения у фотоаппарата Canon EOS 5D:

Все предустановки представляют собой комбинацию параметров:

  • резкость
  • контрастность
  • насыщенность
  • цвет тона

Чем-то напоминает функцию настройки картинки у телевизора:) С контрастностью, насыщенностью и цветом тона, я думаю, все понятно. Под резкостью понимается программное "усиление" контуров объектов, за счет чего, картинка будет казаться более резкой. Ключевое слово - "казаться". На самом деле, программное увеличение резкости не увеличивает детализации снимка. Если объект на фотографии чуть изначально размыт (не в фокусе, либо объектив не смог передать всех его нюансов), никакой программный алгоритм не сможет "придумать" недостающие детали. Не стоит в надежде на улучшение качества фотографии выкручивать "регулятор" резкости на полную.

Как вы видите, настроить фотоаппарат для съемки в формате JPEG для получения наилучшего результата не так уж и просто, как может показаться на первый взгляд. Именно это является главным недостатком JPEG перед другим форматом - RAW - о котором пойдет речь далее...

Формат RAW

Для чего нужен формат RAW и чем он лучше формата JPEG?

Формат получил свое название от английского слова "raw", что в обозначает "сырой, необработанный". В принципе, это вполне соответствует сути дела. При использовании формата RAW, сигнал, снятый с матрицы пишется в виде файла на флешку (расширение у файла может отличаться у разных камер). Никакой обработки фотоаппарат при этом не делает, предоставляя возможность пользователю обрабатывать информацию на ПК при помощи специальной программы - RAW-конвертора. Это дает огромное преимущество - фотографу не нужно заботиться о балансе белого, яркости, контрастности, насыщенности изображения - все это можно будет отрегулировать потом на хорошем мониторе. "Сырые" данные несут большое количество избыточной информации, которая в случае необходимости позволит отрегулировать все эти параметры изображения максимально точно и корректно.

В формате JPEG все "лишние" данные ликвидируются, чтобы обеспечить наименьший объем файла, что серьезно ограничивает возможности обработки. Если яркость и контраст еще можно отрегулировать, то неправильный баланс белого исправить значительно сложнее, особенно, если ошибка велика. В этом случае приходится жертвовать натуральностью цветов. Вот пример, когда фотография, ушедшая в желтизну вытягивалась из JPEG и из RAW.

Исходный вариант

Откорректированный вариант (JPEG)

Откорректированный вариант (RAW)

Как видно из приведенных примеров, при попытке исправить баланс белого в JPG картинка приобрела несколько неестественный оттенок, как будто фотография была снята на дешевую негативную пленку, которая была отсканирована на бытовом сканере. Отмечу, что в данном случае я не прилагал особых усилий, чтобы приблизить цвета к реальным, однако для этого понадобилось совершить несколько операций в Adobe Photoshop. Подробнее о правке баланса белого в JPEG можно почитать в этой статье /article45.html. Суть статьи сводится к тому, что исправление незначительной ошибки баланса белого в JPEG возможно, но это довольно нетривиальная задача. При серьезной ошибке баланса белого восстановить цветопередачу без видимой потери качества, работая с форматом JPEG, увы, невозможно.

Основные возможности RAW

Вместо того, чтобы расписывать здесь о возможностях RAW я покажу пример, как была спасена одна изначально неудачная фотография. Во время летней поездки в Питер, мы с женой посетили Эрмитаж, естественно, взяв с собой фотоаппарат. Как и во всех музеях, в Эрмитаже съемка со вспышкой запрещена. Предвидя эту ситуацию я взял светосильный объектив Canon EF 50mm f/1.8. Но основная беда крылась в том, что в разных залах было разное освещение - в одних дневное из окон, в других - искусственное освещение. Если бы я вел съемку в формате JPEG, я бы замучался выставлять баланс белого. Забегая вперед скажу, что съемка велась в RAW и имелась возможность смоделировать ситуацию, какой был бы результат при тех или иных установках ББ в JPEG. Итак, начнем с начала:

Автоматический баланс белого:

Ужасная смесь желтизны с краснотой! Такие фотографии часто получаются тогда, когда помещение освещено большим количеством ламп накаливания относительно небольшой мощности, в этом случае фотография окрашивается в желтый оттенок. Что же, попробуем установить баланс белого "Лампа накаливания"... Вот что получилось:

Чуть лучше. Желтизны стало меньше, зато появилась непонятная зелень. Результат тоже неудовлетворительный.

Вариант с ручной установкой баланса белого очень трудоемок, поскольку придется проводить эту процедуру в почти каждом новом зале. К счастью, есть файл RAW, который позволяет на компьютере выставить правильный баланс белого за 1 клик мыши.

Для обработки RAW использовалась программа Digital Photo Professional, которая шла в комплекте с фотоаппаратом Canon EOS 5D (на диске с ПО). Что касается других аппаратов, более чем уверен, что и к ним дается что-то подобное.

Программа имеет очень простой интерфейс, поэтому разобраться в ней не составит особого труда. По сути, она дублирует настройки фотоаппарата, касающиеся цветопередачи, а также имеет ряд других функций.

Чтобы установить баланс белого берем пипетку (показана красной стрелочкой) и тыкаем ей в то место фотографии, которое должно выглядеть белым или светло-серым. В данном случае - это была моя кофта. Какие стали цвета на фотографии, видно по картинке. Полученный результат не идет ни в какое сравнение с тем, что получен только стандартными настройками фотоаппарата.

Программа Digital Photo Professional позволяет выставить "задним числом" настройки цветопередачи картинки, которые доступны через меню фотоаппарата. Таким образом, вы получаете возможность во время съемки не тратить время на установку баланса белого, выбор стиля изображения. Особенно это актуально при репортажной съемке, где каждая секунда бывает на счету. Программа позволяет делать некоторые вещи, которые просто недоступны через меню, например - настройка подавления шумов, настройка резкости, коррекция хроматических аберраций и дисторсии (искажения прямых линий по краям кадра). Единственное условие, при котором все это работает - фотография сделана в формате RAW. С JPEG большинство функций недоступно.

Надо сказать, что программа Digital Photo Professional имеет относительно небольшой функционал по сравнению с популярной программой Adobe Photoshop Lightroom, однако стоит учитывать тот факт, что лицензионный Adobe Photoshop Lightroom стоит около 200 долларов, причем обновления до новых версий у этой программы платное (около 100 долларов). Digital Photo Professional достается нам совершенно бесплатно и столь же бесплатно обновляется до более новых версий. Однако, есть нюанс - саму программу скачать нельзя, она должна быть установлена с диска. С сайта Canon можно скачать лишь обновление до свежей версии.

Не вижу смысла писать здесь руководство по Digital Photo Professional по двум причинам - во-первых, оно будет интересно только владельцам аппаратов Canon, во-вторых, такое руководство уже есть - http://www.ixbt.com/digimage/canon_dppix.shtml

Даже если в JPEG-овском варианте установлен правильный баланс белого, скорее всего, вариант фотографии, полученной из формата RAW будет иметь лучшее качество. Причина простая. Производительность процессора компьютера намного больше производительности фотоаппарата и ему "по зубам" более сложные алгоритмы обработки изображений - улучшения детализации, фильтрации шумов, и прочей обработки. Даже если обработка займет некоторое время, для компьютера это не страшно -пользователь может и подождать. При фотосъемке же каждая секунда бывает на вес золота. Как следствие - алгоритмы, используемые фотоаппаратом для обработки снятого с матрицы изображения, зажаты в жесткие временные рамки, чтобы не снижать скоростных характеристик фотоаппарата. Например, те действия, которые компьютер может делать 10 секунд, аппарат обязан выполнить не более чем за 1 секунду. Это неизбежно сказывается на качестве обработки, особенно, когда аппарат имеет не самый современный и скоростной процессор. Именно поэтому результат съемки в JPEG практически всегда хуже, чем правильно обработанный RAW.

Нельзя не упомянуть еще один технический аспект. При съемке в JPEG информация о цвете пикселя кодируется 24 битами, при съемке в RAW - от 30 до 42 бит. Нетрудно представить, насколько большее количество цветовых оттенков можно закодировать в 42 бита вместо 24.

Основные недостатки формата RAW?

RAW доступен далеко не на всех фотоаппаратах. Владельцы зеркалок и "топовых" мыльниц могут быть спокойны, но те у кого относительно недорогие компактные аппараты могут быть разочарованы - в них, скорее всего, поддержки формата RAW нет.

Файлы RAW невозможно открыть ни на одном устройстве, кроме ПК с установленным специальным ПО. Медиаплееры, цифровые фоторамки, планшетные компьютеры фотографии в формате RAW показывать не будут. Для этого их нужно переконвертировать в формат JPEG (на ПК, с использованием программного обеспечения для обработки RAW).

Программа для обработки RAW, идущая в комплекте с фотоаппаратом на диске имеет достаточно скудный набор возможностей. Более функциональное программное обеспечение чаще всего платное.

Размер файла примерно в 2 раза превосходит JPEG в наилучшем качестве. Если отправляетесь в длительное путешествие, в котором намерены фотографировать в RAW, запаситесь флешкой увеличенного объема.

Что за формат RAW+JPEG?

В большинстве аппаратов возможен выбор такого режима, когда на флешку фотографии записывается в виде 2 файлов - один RAW, другой - JPEG. Это бывает полезно в тех случаях, когда основная съемка идет в формате JPEG, но нужно перестраховаться, чтобы в случае чего можно было "вытянуть" неправильно сделанный снимок из RAW.

В случае, если результаты в формате JPEG удовлетворяют фотографа (или заказчика), RAW-файлы можно безболезненно удалить. Как видно на картинке, для варианта в JPEG можно выбрать различное разрешение и качество. Имейте в виду, что при съемке в RAW+JPEG, флешка будет заканчиваться быстрее, чем просто в RAW.

В каком формате снимать?

Если вы заинтересованы в получении максимальной отдачи от вашего фотоаппарата, которая выражается в максимально возможном качестве фотографий, я настоятельно рекомендую снимать в RAW. Все дальнейшие главы учебника будут предполагать, что съемка ведется именно в этом формате.

Вопросы для самоконтроля

Если ваш фотоаппарат умеет снимать в RAW:

1. Установите на свой компьютер программу для обработки RAW (если она еще не установлена). Если не знаете, где ее взять - ищите на диске, который шел в комплекте с фотоаппаратом.

2. Сделайте несколько снимков в формате RAW+JPEG. Если съемка происходит в помещении, постарайтесь обойтись без вспышки.

3. Скачайте результат съемок на ПК и обработайте файлы RAW в установленной программе. Установите правильный баланс белого (по белому участку изображения), яркость, контрастность, уровень шумоподавления. Сравните полученные результаты с картинками в формате JPEG.

Если ваш фотоаппарат не поддерживает RAW

1. Проверьте, какое у вас выбрано качество изображения. Установите максимальное разрешение с минимальным сжатием.

2. Поэкспериментируйте со стилями изображения - меняйте яркость, контраст, насыщенность, цветовой оттенок. Сохраните наиболее понравившиеся настройки как пользовательский режим. Как это сделать - читайте в инструкции к фотоаппарату.

3. Научитесь выставлять баланс белого по листу белой бумаги.

Приветствую Вас на своем блоге вновь. С вами на связи, Тимур Мустаев. Как только начинающий фотограф освоит управление своего фотоаппарата, он начинает интересоваться, что такое RAW формат фотографии. В этой статье вы узнаете, что это, почему лучше фотографировать в формате RAW и какие преимущества можно из этого для себя получить? Приступим к разбору по порядку.

Определение понятия

Начнем с самого простого вопроса. Что такое raw формат?

RAW (от англ. слова raw – сырой) – один из форматов данных, содержащий необработанную информацию, которая получается прямо с фотоматрицы. То есть файл хранит полную информацию об изображении.

В мире фотографии «сырой» формат является совершенным, поскольку только серьезные фотоаппараты позволяют использовать данный формат.

Важно! RAW – это обиходное название формата. Но стоит знать, что в Nikon формат RAW – это NEF, а в Canon – CR2.

Плюсы и минусы данного формата

Преимущества:

  • Разрядность файлов варьируется от 12 до 14 бит, в то время как у JPEG лишь 8 бит. Что дает данный параметр? Он предотвращает появление пастеризации – проявляющиеся скачки цветов при изменении яркости вместо плавных переходов.
  • может быть настроен или перед съемкой, или после нее, иными слова, может быть позже обработан в редакторе.
  • Многие параметры съемки становятся сырым материалом для «лепки» идеального изображения. Их можно с легкостью изменять. Какие это параметры?
  1. Цифровой шум (устранение его гораздо проще, чем в других форматах);
  2. Наличие резкости (повышение показателя);
  3. Яркость;
  4. Насыщенность;
  5. Цветовой контраст.
  • Коррекция может исправить даже трудные недостатки оптики, например, виньетирование или аберрации.
  • Использование всех возможностей позволит нормализовать фотографии в плане яркости, то есть избегать пересветов или затемненных областей, в которых информация о деталях полностью отсутствует.
  • Исходная информация при редактировании остается нетронутой, вы всегда можете приступить к новой конвертации файла.
  • Различные конвертеры представляют RAW-файл по-разному, поэтому фотограф может с легкостью отыскать для себя подходящий как по управлению, так и творческим критериям.
  • Фотографическая широта RAW-файла значительно выше, чем у JPEG. Это помогает в контрастной съемке и при съемке в яркий солнечный полдень.

Недостатки формата:

  • Скорость записи на карту памяти фотоаппарата медленная, поэтому съемка больше 6 кадров/сек не удастся.
  • Занимает большее количество памяти по сравнению с JPEG, поскольку имеет больше информации об изображении.
  • Быстрый просмотр данных снимков не получится, поскольку открывается только через конвертер – особая программа, которая читает данный формат.
  • «Сырой» файл нельзя отправить в социальные сети, в блог, иногда не удается даже отправление по электронной почте. Это станет доступно только после конвертации файла.
  • Нужно попробовать несколько программ для просмотра «сырых» файлов, чтобы выбрать для себя наилучший вариант.

Когда следует снимать в «сыром» формате?

  1. У вас есть большее количество времени для обработки фотографии.
  2. Вы не имеете ограничений памяти для хранения фотографий.
  3. У вас есть желание и уверенность в том, что вы видите и можете передать мир лучше, чем бездушный фотоаппарат.
  4. Вы любите глубокие длительные творческие обработки своих изображений. В этом случае избыток информации вам будет выступать в качестве вспомогательного материала.
  5. Вы хотите использовать все возможности фотокамеры и использовать динамический диапазон. Те объекты, которые не входят в динамический диапазон выступают или пересвеченными, или сильно затемненными, то есть лишаются всех деталей.
  6. Вам не нравятся снимки, полученные в формате JPEG. Вы уверены в получении лучшего качества фотографий в формате RAW.

Открытие «сырого» файла

Как открыть файл?

Один из самых простых методов – двойной щелчок мышью по данному файлу. В этом случае Windows должен сам выбрать программу для открытия подобных файлов по умолчанию.

Если файл не открывается, что делать? Основная причина – отсуствие прикладной программы для просмотра и обработки подобных «сырых» расширений. Поэтому нужно ее установить!

Программы-конвертеры

Чем открыть формат RAW?

Самая простая программа для открытия и обработки должна предоставляться самим производителем зеркальной фотокамеры в комплекте на диске. Так, у Nikon – Nikon Imaging и Capture NX, а у Canon – Canon Utilities RAW Image Converter.

Если говорить о более профессиональных программах, то самая популярная утилита – Adobe Photoshop Lightroom. Он поможет не только обработать фотографию, но и отправить на публикацию для продажи.

Второй по популярности считается всем известный Photoshop. Хочется заметить, что одной установкой программы не отделаться. Необходимо установить вспомогательный плагин Adobe Camera RAW, который будет переводить информацию для фотошопа на доступный язык.

На сегодняшний день данный плагин уже по умолчанию входит графический редактор фотошоп, так что можете не беспокоиться о дополнительных закачках.

Главный недостаток и «Лайтрума», и «Фотошопа» ‒ цена лицензии.

Хочу теперь составить список бесплатных программ, которые встречаются реже:

  • «Пакет кодеков для фотокамер Майкрософт » – официальный файл, подходит только для ОС Windows! Включает в себя много форматов. Легко скачивается с официального сайта и позволяет просматривать любое фото.
  • XnView – бесплатная утилита, поддерживающая 500 форматов и имеющая некоторые функции простой обработки, например, изменение яркости и разрешения изображения.
  • IrfanView – бесплатная программа для просмотра и малого редактирования. Имеет пакетное преобразование изображений. Чтобы расширить возможности программы существует множество плагинов.
  • ACDSee – платная программа, стоимостью 99,99 долларов. Применяется не только для просмотра, но и для редактирования и даже сортировки изображений. В придачу ко всему вы получите собственное облачное хранилище.

  1. Фотографируйте в формате RAW с учетом последующей обработки в графическом редакторе.
  2. Вы получаете лишь материал для вашей будущей фотографии – помните это!
  3. Настройку баланса белого установите при помощи имеющихся режимов, то есть приблизительно. Более точную настройку можно настроить позже.

Лично я фотографирую в 2-х форматах одновременно, это RAW+JPEG хорошего качества. В чем данное преимущество? Все просто. После сотни отснятых снимков, необходим просмотр и отбор. Поэтому, в формате JPEG я просматриваю все сделанные фотографии и удаляю ненужные (в том числе и сырые). После чего с оставшимися, можно работать, то есть обрабатывать и доводить до ума.

Важно! Знайте, любая фотография, сделанная либо любительской зеркальной фотокамерой, либо профессиональной, нуждается в обработке.

Напоследок, мой вам такой совет. Если вы действительно хотите научиться делать качественные фотографии и правильно их обрабатывать, развивайтесь и совершенствуйтесь в этой области, не стойте на месте. Это принесет вам больше эмоций и положительных впечатлений от фотосъемки.

Вот несколько видео курсов, с которых начать свое развитие:

  1. или Моя первая ЗЕРКАЛКА . Этот видеокурс, большая шпаргалка, для освоения всех нюансов фотографирования и освоения зеркалки. Это ваш помощник в мир качественных фотографий. Курс очень простой, и содержит практические примеры.
  2. Lightroom — незаменимый инструмент современного фотографа . Хорош видеокурс тем, что рассказывается все в деталях на примерах, очень простым и понятным языком. Все примеры обработки, показываются именно в формате RAW. Очень рекомендую, особенно начинающим!
  3. Фотошоп с нуля в видеоформате VIP 3.0 . Для людей, которые хотят научиться работать в Photoshop. Все азы, для становления профессионалом в обработке.
  4. Photoshop для фотографа 3.0. VIP . Это курс именно для фотографов, которые не стоят на месте, а хотят получить из своих фотографий шедевры. Обработка, ретушь и многое другое вы найдете в этом видеокурсе. Все секреты обработки фотографий в одном курсе.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для любителей фотокамеры CANON.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для любителей фотокамеры NIKON.

На этом я заканчиваю свою подробную статью на тему «сырого» формата. Помните, что профессиональные фотографы выбирают формат RAW, поскольку он является материалом для преобразования их творческих идей! Делитесь в социальных сетях, а также подписывайтесь на дальнейшее обновление моего блога.

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

Что такое RAW?

RAW - это то, как увидел снимаемую сцену ваш фотоаппарат.

Это сырой слепок снятой сцены с матрицы фотоаппарата без какой-либо обработки внутри камеры.

Вы видите снимок таким, каким видит его матрица камеры:

  • Менее контрастным
  • Менее насыщенным
  • С большим динамическим диапазоном

Каждый производитель использует свое расширение для файлов для RAW формата. У Canon это cr2, у Nikon - nef, а у Pentax - dng.

Но всё это RAW.

Для чего нужна съемка в raw

Она позволяет исправить ошибки съемки при конвертации, не нанося большого ущерба техническому качеству фотографии.

Вы можете легко подправить экспозицию или баланс белого, не добавляя шумов и артефактов сжатия. Исправить искажения объектива или наложить виньетку.

Формат RAW содержит большой массив данных, что позволяет программам вносить серьезные изменения, не ухудшая исходного качества кадра.

Как будто вы просто пересняли кадр с другими параметрами съемки.

Съемка в RAW не отменяет правильную композицию, экспозицию и умение все это делать.

Не считайте, что можно вытянуть любой кадр из RAW и исправить любые огрехи съемки. Хороший кадр с убитой экспозицией вытянуть сложно.

Зачастую и невозможно, если говорить о технически качественной фотографии.

Нужно ли снимать только в RAW формате

Не нужно впадать в крайность.

Если глубокое редактирование снимка не планируется, то съемка в RAW избыточна.

Формата JPG хватает для обычной фотосъемки в домашний альбом или для социальных сетей при умении экспонировать снимок и строить кадр.

Вы правильно экспонируете кадр, фотоаппарат добавляет насыщенности и резкости при конвертации RAW в JPG внутри себя.

На выходе вы получаете вполне пригодный снимок для домашнего альбома или печати в формате jpg.

При съемке в критичных условиях для фотоаппарата, формат RAW предоставит больше возможностей при исправлении проваленных теней, пересветов, баланса белого и контраста.

Он обеспечивает большее качество итоговой фотографии при глубоком редактировании и ретуши снимков.

Стоит ли фотографировать в RAW?

Да, но нужно понимать его плюсы и минусы в конкретных условиях съемки.

Профессиональная же коммерческая ретушь и обработка немыслима без raw формата.

Почему RAW серый и блеклый


Файл RAW это слепок с матрицы фотоаппарата, который не подвергся никакой обработке внутри камеры.

На экране фотоаппарата вы видите JPG версию снятого RAW файла. Фотоаппарат же сохранит снимок на флешку в том формате, который указан в настройках камеры.

Поэтому многие начинающие теряются, увидев серенькие бледные фотографии вместо тех сочных снимков, что показывал фотоаппарат на своем дисплее.

И для возврата былой сочности RAW нужно сконвертировать в JPG, TIFF или передать для глубокой обработки в фотошоп.

Предвосхищая вопрос.

Ручная конвертация RAW на голову превосходит ту, что делает камера автоматически. Но для этого нужно уметь использовать программы RAW конвертации.

Конвертация RAW формата


Рав это формат сырого изображения, и для дальнейшей работы его переводят в более удобные форматы jpeg или tiff, применяя программы - конвертеры.

На фотографии вы видите переведенный на скорую руку raw файл с наложенной имитацией пленки. При обработке RAW был исправлен баланс белого, осветлены тени и добавлена резкость.

Фотоаппарат с подобный качеством конвертировать не умеет.

Чем открыть RAW для конвертации?

Программ конвертации множество, но наиболее известны в среде профессионалов:

  • Adobe Camera RAW (ACR)
  • Adobe Lightroom
  • Capture One

Модуль Camera RAW встроен в фотошоп, и автоматически запускается при попытке открыть RAW через фотошоп.

Также модуль ACR можно использовать как фильтр, накладываемый на слой с изображением при работе в фотошопе.

В этом сила, брат.

Lightroom это рабочая лошадка коммерческих фотографов, снимающих на потоке.

Легкость обработки кучи фотографий одним пакетом и одним пресетом выводят ее на первый план при потоковой съемке.

Свадебщики и любители пресетов за репост обожают лайтрум.

Capture One позволяет легко получать маски по цветовому диапазону, включая маску кожи.

Это существенно облегчает обработку и ретушь, но фанатов у программы сравнительно немного.

Вы легко найдете сотни часов обучающего видео по любой программе на Ютубе.

Суть проста, как два рубля одной монеткой.

Передвигая слайдеры тонового диапазона или настройки цвета, добейтесь соответствия изображения вашему замыслу, пониманию прекрасного или галлюцинациям.

Техническое описание процесса конвертации вы можете узнать на отличном ресурсе Cambridge In Color.

Когда нужно снимать и обрабатывать в формате RAW

Когда вам нужен качественный результат, а не скорость отдачи отснятого материала.

Если вы желаете снимать портреты, работать с предметкой или осваивать съемку интерьеров, то формат RAW обязателен.

Пытаясь обработать или отретушировать в фотошопе или лайтруме внутрикамерный jpg, вы будете работать с файлом, который уже претерпел программное сжатие и обработку внутри камеры.

Сжатие приводит к уменьшению плотности пикселей на снимке, уменьшению видимого количества цветов и их вариативности, и, возможно, артефактам сжатия или пикселизации изображения при сильном изменении кадра.

Ручная конвертация в лайтруме или Camera RAW позволяет отнестись к снимкам бережнее, что приводит к отсутствию вышеуказанных проблем.

Вы используете изначально больший динамический диапазон, что позволяет избежать проявления дефектов при редактировании снимка.

Иначе говоря, программную мощь лайтрума или фотошопа в фотоаппарат не затолкать.

Внутри фотоаппарата работают более примитивные алгоритмы конвертации, настроенные на некий усредненный результат, который устроит гипотетическую домохозяйку.

К слову сказать, некоторые профессиональные фотоаппараты не умеют снимать в jpg в принципе.

Угадайте почему?

Про то, что при ручной конвертации можно нарисовать маленький шедевр прямо в лайтруме или ACR, я говорить не буду.

Пример в видео.

Что выбрать

В интернете популярны споры о том, что лучше raw или jpg. Их нельзя сравнивать, поскольку это разные инструменты, служащие разным целям.

Если вы не знаете, какой формат съемки использовать, то выставите в настройках съемку в формате raw+jpg.

Снимая, вы получите два варианта одного кадра.

Многие отвергают этот способ, поскольку занимается большой объем карты памяти и запись кадра происходит несколько медленнее.

Однако карта памяти большого объема и высокого класса позволяет избежать этих проблем.

Карта 64 Gb 10 класса спасет любого начинающего фотографа при любом формате съемки.

Подробнее про плюсы и минусы каждого формата вы можете прочитать в статье: "

Если ваш фотоаппарат снимает в RAW - поздравляем. Вы сможете выжать из своих снимков гораздо больше, чем владельцы компактных камер, способных снимать только в JPEG.

Данная статья не претендует на полноценное руководство по обработке RAW, однако, на наш взгляд, окажется полезной для тех, кто пока не придавал значения потенциалу работы с RAW.

RAW и JPEG, что лучше?

Конечно, важно понимать, что RAW и JPEG изначально создавались для решения разных задач, поэтому утверждать, что RAW лучше, чем JPEG, нельзя.

Формат изображений JPEG был создан для того, чтобы демонстрировать максимально качественную картинку с минимальными затратами памяти. При съемке в JPEG у вас сразу получается готовая картинка, которую можно тут же отправить на форум, сайт, в социальную сеть, а может и в печать. JPEG-файлы занимают относительно мало места и являются негласным стандартом хранения изображений в пользовательских альбомах.

Цвета на ваших фотографиях будут именно такими, какими их видит система обработки изображений вашего фотоаппарата. В случае с RAW вам придется или прибегать к помощи родного RAW-конвертера, или использовать правильные профили в специально предназначенном для этого ПО. Если профилей не будет (такое возможно в краткосрочной перспективе, к примеру если ваша камера новая, а компания - производитель софта еще не успела подготовить правильные профили), параметры изображения нужно будет настраивать самостоятельно.

Важно знать, что в RAW снимают абсолютно все фотоаппараты. Просто сохранение в RAW у них заблокировано, и камера самостоятельно конвертирует сигнал в JPEG по собственному, известному только разработчикам алгоритму. Таким образом, JPEG - конечный результат обработки снимка фотоаппаратом, данный процесс протекает в несколько последовательных этапов. Этим занимается система обработки изображения - именно так производители называют сейчас связку из специального процессора, дополнительных микросхем и программных алгоритмов.

Зная любовь фотографов к съемке в JPEG, разработчики оснащают почти все современные камеры, включая зеркальные и гибридные модели, расширенными параметрами обработки JPEG. В зеркальных фотоаппаратах Canon это функция Picture Style, в зеркалках Nikon - Picture Control, в зеркалках Sony - стили изображения. Кроме нескольких часто используемых предустановок есть возможность настроить все параметры самостоятельно.

Конечно, вычислительная мощность и интеллектуальность систем обработки постоянно эволюционируют. К примеру, новая система обработки в камерах Lumix, именуемая Venus Engine VHD, и система обработки изображений в камерах Casio оснащаются трехъядерными процессорами; интегральная микросхема Canon DIGIC IV укомплектована быстрой памятью и обеспечивает многоканальное считывание с сенсора. Установка двух этих процессоров в фотоаппарат Canon EOS 7D позволила добиться скорости считывания данных в 144 Мп/с.

Трехъядерный процессор обработки Venus Engine FHD

Программная часть также важна, и она зачастую базируется на обширной базе типовых сюжетов съемки. Камера сравнивает яркостную композицию кадра с базой данных, в которую уже занесено несколько тысяч типовых сюжетов, и использует оптимальные настройки съемки. При распознавании определенного цвета в кадре, например голубого неба, фотоаппараты повышают насыщенность именно голубого цвета. Доходит до того, что камеры учитывают часовой пояс, а также дату и время съемки. Таким образом, ваш фотоаппарат может, к примеру, при съемке закатов автоматически поднимать насыщенность красных и желтых оттенков, делая кадр более «вкусным», а владельца камеры - более радостным.

К сожалению, часто автоматические программы дают сбои либо обеспечивают нежелательные эффекты, сильно завышая/занижая контрастность или насыщенность снимка.

Есть много ситуаций, в которых съемка в JPEG более приемлема. В этом формате имеет смысл снимать в том случае, если вы уверены, что фотографиям не нужна существенная обработка, при съемке больших серий (большим буфером для RAW обычно обладают не самые дешевые зеркальные модели, а у компактных фотоаппаратов и бюджетных зеркальных камер буфер для RAW традиционно не более 10 кадров в серии), а также тогда, когда карта памяти близка к заполнению.

Как протекает путь от момента съемки до сохранения изображения на карту памяти?

Сигнал, полученный с сенсора, интерполируется в RGB, процессор проводит цветокоррекцию в соответствии с установками баланса белого, а затем применяет цветокоррекцию, исходя из установок насыщенности, контраста и других настроек цвета.

После этого система обработки изображения применяет один из спецэффектов, если они были выбраны пользователем, например эффект миниатюры, имитации работы tilt-shift-оптики, искажений объектива типа «рыбий глаз». Если спецэффекты не задействованы, то, наоборот, проводится программная коррекция виньетирования, хроматических аберраций и оптических искажений.

Кстати, именно эти программные методы позволили уменьшить стоимость и размеры таких популярных фотоаппаратов, как Canon S90 и Lumix LX-3 . Чтобы снизить цену устройств и их габариты, компании-производители решили отказаться от сложной оптической схемы объективов, минимизирующей нежелательные искажения.

Малые габариты и высокое качество снимков в Canon S90
стали возможны благодаря программной коррекции искажений объектива

Наконец, камера применяет заданные пользователем настройки шарпинга (повышения резкости) или размытия, параметры шумоподавления на длинных выдержках или высоком ISO и только после этого конвертирует результат в 8-битное изображение, т. е. JPEG.

Самый печальный момент заключается в том, что каждая стадия преобразований приводит к необратимой потере информации в фотографии. И если снимки для вас представляют определенную ценность, то очень глупо отдавать все эти стадии на обработку фотоаппаратом.

Съемка в формате RAW позволяет редактировать изображение в недоступных для формата JPEG рамках. Исправить экспозицию, настройки баланса белого, повысить резкость и удалить шум на изображении можно после. Грубо говоря, все, что вам нужно при съемке в RAW, это получить технически удовлетворительный снимок. Остальное можно доработать.

RAW - это специфический формат, в котором хранится информация о сигнале, снятом напрямую со светоулавливающего сенсора без дальнейшей обработки камерой. Данные в RAW-контейнере могут быть как несжатыми, так и сжатыми, с потерями или без. Однако даже в самом худшем случае сжатия с потерями RAW-файл содержит существенно больше информации по сравнению с JPEG-изображением максимального качества: 12- или 14-битные RAW-файлы гораздо более лояльны к пользовательской обработке, чем сильно сжатые 8-битные JPEG.

Почти все производители имеют собственные форматы RAW: у Canon это *.acr и *.cr2, у Sony - *.arw, *.srf, *.sr2, у Nikon - *.nef, *.nrw, у Pentax - *.ptx и *.pef, а у Samsung - *.srw. Во многих новых моделях используется разработанный Adobe открытый формат DNG (Digital Negative, цифровой негатив).

RAW - это своеобразный непроявленный цифровой снимок. Он хоть и распознается многими современными программами просмотра (со специальными плагинами или без), однако непригоден для печати, а сам файл разными редакторами может быть интерпретирован по-разному. К примеру, один и тот же RAW при просмотре в ACDSee и Picasa существенно отличается.

Формат RAW дает обширные возможности постобработки в некоторых пределах без потери качества. Все те операции, которые процессор фотоаппарата делает самостоятельно, нужно будет проводить вручную. Награда здесь одна - значительно более качественные и эффектные фотографии.

Однако RAW-файлы занимают значительно больше места, они в 3-6 раз крупнее, чем аналогичные JPEG-файлы, а для конвертации необходимы некоторые знания и время на обработку. К счастью, процесс этот достаточно увлекателен, и если у вас в исходнике хороший RAW, вы определенно порадуетесь конечному результату.

RAW-конвертация на примере Adobe Lightroom

Мы рассмотрим RAW-конвертацию на примере Adobe Lightroom версии 3.2. Эта программа заслуживает внимания по нескольким причинам: она достаточно проста в работе, регулярно обновляется и поддерживает почти все выпущенные камеры, способные выдавать RAW-файлы. Приложение хорошо интегрировано с семейством Photoshop и очень функционально, оно одинаково удобно при работе как с отдельными фотографиями, так и с большим числом изображений.

Из недостатков Lightroom стоит отметить требовательность к вычислительным ресурсам компьютера и необходимость ее покупки. Отсутствие русскоязычного интерфейса также зачастую отпугивает начинающих фотографов. Скачать программу можно на официальном сайте Adobe.

Несмотря на достаточно большое число программ такого типа, из которых мы бы отметили бесплатную RawTherapee, Apple Aperture, Phase One Capture One и Bibble Pro, приложение Lightroom, на наш взгляд, является золотой серединой.

Все эти программы заслуживают внимания, так как более сильны в определенных моментах. К примеру, Aperture очень проста в использовании, а Capture One дает лучшие возможности контроля цвета.

В вольном переводе слово lightroom трактуется как место для проявки снимков. В принципе, так оно и есть - это удобный и мощный интерфейс для проявки RAW-изображений и даже работы с JPEG. Приложение Lightroom представляет собой недеструктивный алгоритм обработки изображений. До момента конвертации внесенные в программу снимки остаются нетронутыми, а предварительный просмотр эффектов и настроек доступен из кэша приложения. Каждому файлу назначается документ с подробными пользовательскими изменениями, которые записаны в инструкции и затем исполняются при конвертации изображений из RAW.

Такой подход достаточно удобен, и благодаря ему реализована бесконечная история действий со снимком или снимками.

Программа Lightroom позволяет сихронизировать выбранные настройки для группы фотографий, что очень удобно, к примеру, если вы сделали много однотипных кадров и хотите перенести правку сразу на несколько снимков.

В модуле Library заключается особенность программы для каталогизации изображений. Мы не будем заострять на ней внимание. Отметим лишь, что кадры можно сортировать по времени создания, заголовку, координатам съемки, объективу, фокусному расстоянию и т. д. Есть возможность создавать динамические коллекции, автоматически пополняемые по выбранным критериям, и многое другое.

Модуль Library очень мощный и удобный, так же как и модули подготовки к печати (Print), создания слайд-шоу (Slide-show) и публикации в интернете (Web). Их описания хватило бы на еще одну статью, поэтому мы уделим внимание самому важному модулю - модулю обработки (Develop).

В самом верху находится гистограмма изображения по цветам и информация о съемке. Гистограмму можно двигать мышкой, ее определенные участки отвечают за контроль экспозиции, темных и светлых участков кадра. Гистограмма достаточно наглядна и позволяет провести быструю коррекцию кадров, которые изначально были не очень удачными.

Следует отметить, что все настройки следуют в логическом порядке, и если вы не совсем представляете, что желаете улучшить в снимке, можно двигаться по настройкам сверху вниз.

Панель Basic

White Balance (баланс белого). В данном окошке пользователь может выбрать одну из предустановок баланса белого, доступных в вашей камере, или же доверить выбор оптимальных настроек автоматике, обеспечивающей на удивление весьма качественный результат. Если вас не устроили вышеописанные настройки, можно воспользоваться ползунками Temperature (цветовая температура) и Tint.

Самый простой и удобный способ правильно задать баланс белого - это использовать инструмент White Balance Selector (пипетка), которым можно указать нейтральный тон на снимке, например белый или серый участок. При этом показывается сильно увеличенная область под пипеткой, чтобы можно было точнее выбрать правильный нейтральный участок на неоднородных текстурах.

Exposure - один из важнейших инструментов в конвертации. Именно с его помощью производится первичное «вытягивание» деталей из неправильно экспонированных снимков.

Параметр устанавливает общую яркость снимка и его белую точку. Если во время работы зажать Alt, подсветятся участки кадра, которые выбиты в света, т. е. в них не будет никакой информации, кроме чистого или почти чистого белого цвета. Если в этом нет художественной задумки, потерянные в светах детали стоит попробовать вернуть. Это применимо и к яркому белому свадебному платью, и к текстуре облаков на небе.

Инструмент Recovery призван нам в этом помочь. Он убирает пересветы именно в нужных местах, почти не затрагивая остальные участки фотографии. Если же вы до этого проводили цветокоррекцию, после применения Recovery на снимке может появиться легкая серая вуаль или могут немного измениться цвета.

Инструмент Fill Light (заполняющий свет), наоборот, увеличивает яркость темных участков, не затрагивая при этом светлые участки.

Если Recovery почти всегда можно выкручивать до максимума, то с Fill Light стоит проявлять аккуратность - неестественная яркость темных участков может придать даже хорошему снимку плоский и неестественный вид. Оба инструмента помогают попасть в гистограмму, а их разумное применение можно считать легкой вариацией HDR, изображений с расширенным динамическим диапазоном.

Параметр Blacks устанавливает черную точку изображения.

Параметр Brightness очень многие считают клоном инструмента Fill Light, однако это не так - он изменяет яркость для всего тонального диапазона вашего снимка.

Параметр Contrast отвечает за контрастность фотографии. Понижение контрастности делает тоновые переходы более мягкими, а повышение - более резкими.

Три интересных инструмента находятся в подблоке Presence (внешний вид), а их изменение очень сильно меняет саму фотографию.

Инструмент Clarity влияет на микроконтрастность снимка, а именно - на плавность контрастных переходов, таких как грани, контуры объектов. Повышение значения этого параметра создает ощущение резкого кадра, а понижение - эффект мягкого, почти расфокусированного изображения.

Инструмент Vibrance - это, пожалуй, один из самых эффектных, простых и любимых инструментов Lightroom. После его успеха Adobe внедрила аналогичный инструмент в Photoshop CS4. Vibrance - это умная функция повышения насыщенности. Она не затрагивает уже насыщенные цвета, а выборочно и не линейно повышает насыщенность тусклых оттенков. Такой подход позволяет избежать перенасыщения, потери оттенков и различных артефактов на изображении. Кроме того, Vibrance избирательно повышает насыщенность телесных тонов и не дает коже людей превратиться в желто-бежевую субстанцию.

Инструмент Saturation увеличивает насыщенность всех цветов сразу. Легкое повышение насыщенности вместе с применением Vibrance позволит получать еще более сочные и яркие цвета. Однако пользоваться Saturation стоит осторожно, выкручивать значение параметра на максимум не следует.

Следующий блок - кривые . Тональная кривая в Lightroom нужна для настройки контрастности в каком-то определенном диапазоне тонов. Несмотря на то, что это очень мощный инструмент в плане улучшения изображения, мы пока не будем его рассматривать, так как для начинающих он достаточно сложен, а лучший способ его изучить - это просто экспериментировать.

Блок цветокоррекции

Данный блок предназначается для коррекции оттенка, насыщенности и яркости (светимости) отдельных цветов. Цвета изначально разбиты на несколько оттенков: красный, оранжевый, желтый, зеленый, аква, голубой, фиолетовый, пурпурный.

На каждой вкладке параметров Hue (тон), Saturation (насыщенность), Luminance (яркость) имеется список с ползунками для контроля каждого цвета. Однако наиболее удобным способом избирательной цветокоррекции будет использование инструмента-точки. Все, что вам нужно, - переместить ее на необходимый цвет в кадре, к примеру на небо, и с зажатой клавишей мыши подвигать вверх-вниз. Результат применения сразу отображается на фотографии, а такой подход делает очень удобным метод работы на глаз.

В режиме Grayscale все цвета на снимке также можно варьировать и пользоваться инструментом-точкой.

Блок Split Toning

Этот блок будет интересен для людей, желающих добиться творческой обработки, сопоставимой с такими эффектами, как сепия или имитация пленочных цветов. Здесь доступно раздельное тонирование определенным цветом светлых и темных участков изображения. Предлагаем вам поэкспериментировать с блоком самостоятельно.

Блок Details (детализация) включает два весьма важных пункта - Sharpening и Noise Reduction.

Инструмент Sharpening ответственен за повышение резкости снимка. Он работает по тому же принципу, что и инструмент Unsharp Mask в Adobe Photoshop. В этой вкладке находится фрагмент изображения в масштабе 1:1 и параметры настройки алгоритма - Amount, Radius, Detail, Masking.

Параметр Amount отвечает за интенсивность работы алгоритма повышения резкости.

Параметр Radius отвечает за толщину области на границах объектов, в которых будет работать алгоритм. Для современных зеркальных камер с разрешением выше 10 Мп рекомендуемые значения - 0,8-1.







2024 © gtavrl.ru.