Шаблоны к какому типу си относятся. Функции-шаблоны


Шаблоны функций, своими словами,- это инструкции, согласно которым создаются локальные версии шаблонированной функции для определенного набора параметров и типов данных.

На самом деле, шаблоны функций -это мощный инструмент в С++, который намного упрощает труд программиста. Например, нам нужно запрограммировать функцию, которая выводила бы на экран элементы массива. Задача не сложная! Но, чтобы написать такую функцию, мы должны знать тип данных массива, который будем выводить на экран. И тут нам говорят — тип данных не один, мы хотим, чтобы функция выводила массивы типа int , double , float и char .

Как оказалось, задача усложнилась. И теперь мы понимаем, что нам нужно запрограммировать целых 4 функции, которые выполняют одни и те же действия, но для различных типов данных. Так как мы еще не знакомы с шаблонами функций, мы поступим так: воспользуемся .

// перегрузка функции printArray для вывода массива на экран void printArray(const int * array, int count) { for (int ix = 0; ix < count; ix++) cout << array << " "; cout << endl; } void printArray(const double * array, int count) { for (int ix = 0; ix < count; ix++) cout << array << " "; cout << endl; } void printArray(const float * array, int count) { for (int ix = 0; ix < count; ix++) cout << array << " "; cout << endl; } void printArray(const char * array, int count) { for (int ix = 0; ix < count; ix++) cout << array << " "; cout << endl; }

Таким образом, мы имеем 4 перегруженные функции, для разных типов данных. Как видите, они отличаются только заголовком функции, тело у них абсолютно одинаковое. Я написал один раз тело функции для типа int и три раза его скопировал для других типов данных.

И, если запустить программу с этими функциями, то она будет исправно работать. Компилятор сам будет определять какую функцию использовать при вызове.

Как видите, кода получилось достаточно много, как для такой простой операции. А что если, нам понадобится запрограммировать в виде функции. Получается, что для каждого типа данных придется свою функцию создавать. То есть, сами понимаете, что один и тот же код будет в нескольких экземплярах, нам это ни к чему. Поэтому в С++ придуман такой механизм - шаблоны функций.

Мы создаем один шаблон, в котором описываем все типы данных. Таким образом исходник не будет захламляться никому ненужными строками кода. Ниже рассмотрим пример программы с шаблоном функции. Итак, вспомним условие: «запрограммировать функцию, которая выводила бы на экран элементы массива».

#include < count; ix++) cout << array << " "; cout << endl; } // конец шаблона функции printArray int main() { // размеры массивов const int iSize = 10, dSize = 7, fSize = 10, cSize = 5; // массивы разных типов данных int iArray = {1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10}; double dArray = {1.2345, 2.234, 3.57, 4.67876, 5.346, 6.1545, 7.7682}; float fArray = {1.34, 2.37, 3.23, 4.8, 5.879, 6.345, 73.434, 8.82, 9.33, 10.4}; char cArray = {"MARS"}; cout << "\t\t Шаблон функции вывода массива на экран\n\n"; // вызов локальной версии функции printArray для типа int через шаблон cout << "\nМассив типа int:\n"; printArray(iArray, iSize); // вызов локальной версии функции printArray для типа double через шаблон cout << "\nМассив типа double:\n"; printArray(dArray, dSize); // вызов локальной версии функции printArray для типа float через шаблон cout << "\nМассив типа float:\n"; printArray(fArray, fSize); // вызов локальной версии функции printArray для типа char через шаблон cout << "\nМассив типа char:\n";printArray(cArray, cSize); return 0; }

// код Code::Blocks

// код Dev-C++

#include #include using namespace std; // шаблон функции printArray template void printArray(const T * array, int count) { for (int ix = 0; ix < count; ix++) cout << array << " "; cout << endl; } // конец шаблона функции printArray int main() { // размеры массивов const int iSize = 10, dSize = 7, fSize = 10, cSize = 5; // массивы разных типов данных int iArray = {1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10}; double dArray = {1.2345, 2.234, 3.57, 4.67876, 5.346, 6.1545, 7.7682}; float fArray = {1.34, 2.37, 3.23, 4.8, 5.879, 6.345, 73.434, 8.82, 9.33, 10.4}; char cArray = {"MARS"}; cout << "\t\t Шаблон функции вывода массива на экран\n\n"; // вызов локальной версии функции printArray для типа int через шаблон cout << "\nМассив типа int:\n"; printArray(iArray, iSize); // вызов локальной версии функции printArray для типа double через шаблон cout << "\nМассив типа double:\n"; printArray(dArray, dSize); // вызов локальной версии функции printArray для типа float через шаблон cout << "\nМассив типа float:\n"; printArray(fArray, fSize); // вызов локальной версии функции printArray для типа char через шаблон cout << "\nМассив типа char:\n";printArray(cArray, cSize); return 0; }

Заметьте, код уменьшился в 4 раза, так как в программе объявлен всего один экземпляр функции - шаблон. В main я объявил несколько массивов - четыре, для типов данных: int , double , float , char . После чего, в строках 26, 28, 30, 32, выполняется вызов функции printArray для разных массивов. Результат работы программы показан ниже.

Шаблон функции вывода массива на экран Массив типа int: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Массив типа double: 1.2345 2.234 3.57 4.67876 5.346 6.1545 7.7682 Массив типа float: 1.34 2.37 3.23 4.8 5.879 6.345 73.434 8.82 9.33 10.4 Массив типа char: M A R S

Как видите программа корректно работает, и для этого нам понадобилось всего один раз определить функцию printArray в привычном для нас виде. Обратите внимание, что перед объявлением самой функции, в строке 5, стоит следующая запись template . Как раз эта запись и говорит о том, что функция printArray на самом деле является шаблоном функции, так как в первом параметре printArray стоит тип данных const T* , точно такой же как и в строке 5.

Все шаблоны функций начинаются со слова template , после которого идут угловые скобки, в которых перечисляется список параметров. Каждому параметру должно предшествовать зарезервированное слово class или typename .

Template

Template

Template

Ключевое слово typename говорит о том, что в шаблоне будет использоваться встроенный тип данных, такой как: int , double , float , char и т. д. А ключевое слово class сообщает компилятору, что в шаблоне функции в качестве параметра будут использоваться пользовательские типы данных, то есть классы.

У нас в шаблоне функции использовались встроенные типы данных, поэтому в строке 5 мы написали template . Вместо T можно подставить любое другое имя, какое только придумаете. Давайте подробно рассмотри фрагмент кода из верхней программы, я его вынесу отдельно.

// шаблон функции printArray template void printArray(const T * array, int count) { for (int ix = 0; ix < count; ix++) cout << array << " "; cout << endl; } // конец шаблона функции printArray

В строке 2 выполняется определение шаблона с одним параметром - T , причем этот параметр будет иметь один из встроенных типов данных, так как указано ключевое слово typename .

Ниже, в строках 3 — 8 объявлена функция, которая соответствует всем критериям объявления обычной функции, есть заголовок, есть тело функции, в заголовке есть имя и параметры функции, все как обычно. Но что эту функции превращает в шаблон функции, так это параметр с типом данных T , это единственная связь с шаблоном, объявленным ранее. Если бы мы написали

Void printArray(const int * array, int count) { for (int ix = 0; ix < count; ix++) cout << array << " "; cout << endl; }

то это была бы простая функция для массива типа int .

Так вот, по сути T - это даже не тип данных, это зарезервированное место под любой встроенный тип данных. То есть когда выполняется вызов этой функции, компилятор анализирует параметр шаблонированной функции и создает экземпляр для соответственного типа данных: int , char и так далее.

Поэтому следует понимать, что даже если объем кода меньше, то это не значит, что памяти программа будет потреблять меньше. Компилятор сам создает локальные копии функции-шаблона и соответственно памяти потребляется столько, как если бы вы сами написали все экземпляры функции, как в случае с перегрузкой.
Надеюсь основную мысль по шаблонам функций до вас довел. Для закрепления материала, давайте рассмотрим еще один пример программы, с использованием шаблона функции.

#include "stdafx.h" #include #include < size; ix++) if (max < array) max = array; return max; } int main() { // тестируем шаблон функции searchMax для массива типа char char array = "aodsiafgerkeio"; int len = strlen(array); cout << "Максимальный элемент массива типа char: " << searchMax(array, len) << endl; // тестируем шаблон функции searchMax для массива типа int int iArray = {3,5,7,2,9}; cout << "Максимальный элемент массива типа int: " << searchMax(iArray, 5) << endl; return 0; }

// код Code::Blocks

// код Dev-C++

#include #include using namespace std; // шаблон функции для поиска максимального значения в массиве template T searchMax(const T* array, int size) { T max = array; // максимальное значение в массиве for (int ix = 0; ix < size; ix++) if (max < array) max = array; return max; } int main() { // тестируем шаблон функции searchMax для массива типа char char array = "aodsiafgerkeio"; int len = strlen(array); cout << "Максимальный элемент массива типа char: " << searchMax(array, len) << endl; // тестируем шаблон функции searchMax для массива типа int int iArray = {3,5,7,2,9}; cout << "Максимальный элемент массива типа int: " << searchMax(iArray, 5) << endl; return 0; }

Вот вам еще один пример использования шаблонов функций. Шаблон функции объявлен в строках 5-13. Функция должна возвращать максимальное значение массива, поэтому возвращаемое значение типа T , ведь тип данных массива заранее не известен. Кстати внутри функции объявлена переменная max типа T , в ней будет храниться максимальное значение массива. Как видите, тип данных T используется не только для спецификации параметров функции, но и для указания типа возвращаемого значения, а также может свободно использоваться для объявления любых переменных внутри шаблона функции.

Максимальный элемент массива типа char: s Максимальный элемент массива типа int: 9

Шаблоны функций также можно перегружать другими шаблонами функций, изменив количество передаваемых параметров в функцию. Еще одной особенностью перегрузки является то, что шаблонные функции могут быть перегружены обычными не шаблонными функциями. То есть указывается то же самое имя функции, с теми же параметрами, но для определенного типа данных, и все будет корректно работать.

До настоящего момента обсуждались вопросы построения шаблонных классов на основе предопределенных (включенных в состав библиотеки классов) шаблонов классов. В этом разделе на простом примере обсуждается техника объявления собственных шаблонов классов и шаблонов функций.

Шаблонный класс обеспечивает стандартную реализацию дополнительной функциональности на основе ранее объявленных подстановочных классов.

Эта дополнительная функциональность может накладывать дополнительные ограничения на подстановочный класс . Например, для успешной работы объекта шаблонного класса подстановочный класс должен наследовать определенному интерфейсу. Иначе функциональность шаблонного класса просто невозможно будет реализовать.

Для формирования ограничений на подстановочные классы в C# используется механизм ограничителей параметров шаблона - он вводится при объявлении шаблона с помощью ключевого слова where , за которым могут располагаться имя параметра типа и список типов класса или интерфейса либо конструктор – ограничение new() :

Using System; using System.Collections; using System.Collections.Generic; namespace PatternArrays { //========== Это заголовок шаблона класса W ========== // Шаблон класса своими руками. T – параметр шаблона. // Шаблонный класс – это класс-шаблон, который детализируется // подстановочным классом. // При создании шаблонного класса вхождения параметра шаблона // (в данном случае это T) замещаются именем подстановочного // класса. Разработчик шаблона класса может выдвигать требования // относительно характеристик подстановочного класса. // Для этого используются специальные языковые конструкции, // называемые ОГРАНИЧИТЕЛЯМИ ПАРАМЕТРА ШАБЛОНА. // ОГРАНИЧИТЕЛЬ ПАРАМЕТРА ШАБЛОНА формулирует требования для // подстановочного класса. class W where T: IComparable, new() // Ограничитель параметра шаблона new() – особый // ограничитель. // Во-первых, в списке ограничителей шаблона // он всегда последний. // Во-вторых, этот ограничитель НЕ ограничивает. // Он ОБЕСПЕЧИВАЕТ обязательное выполнение явно // заданного конструктора умолчания для // подстановочного класса в шаблонном // классе. Это единственный способ заставить // выполниться конструктор умолчания // подстановочного класса при создании // объекта шаблонного класса. // Ограничитель подстановочного класса. // Шаблонный класс строится на основе шаблона и множества // подстановочных классов, которыми замещаются параметры // шаблона. Таким образом ограничители подстановочного // класса формулируют требования по поводу "родословной" // подстановочного класса. // В данном случае претендент на замещение параметра T // в шаблоне W обязательно должен наследовать интерфейс // IComparable. { // Вот место, которое предназначено объекту подстановочного класса. // Объект - представитель шаблонного класса включает объект, // представляющий подстановочный класс. public T t; // Конструктор шаблона. // Вот по какой схеме производится встраивание объекта-представителя // подстановочного класса. Всего лишь для того, чтобы эта схема // построения объекта - представителя шаблонного класса работала, // в объявлении шаблона должен присутствовать ограничитель параметра // шаблона new(). Его отсутствие приводит к возникновению ошибки // компиляции. С каких это пор необходимое требование стали // называть ограничением? public W() { t = new T(); } // Сравнение объектов в шаблоне. Обращение к функциям сравнения // регламентировано стандартными интерфейсами. // Полиморфизм через интерфейсы в действии. public int wCompare(T t) { return ((IComparable)this.t).CompareTo(t); } // А вот замечательный шаблон функции. // Он реализован в рамках класса-шаблона W. // Эта функция предназначена для формирования шаблонных очередей // из входных массивов объектов - представителей подстановочного // класса, представленного параметром шаблона Z. // Между прочим, такое обозначение параметра ничуть не хуже любого // другого. Более того, если бы здесь было использовано старое // обозначение параметра, транслятор выступил бы с предупреждением // по поводу того, что две разных сущности (параметр шаблона для // шаблона класса и параметр шаблона для параметра функции) // в рамках одного и того же объявления имеют одинаковые обозначения. public void QueueFormer(Queue queue, params Z values) { foreach (Z z in values) { queue.Enqueue(z); } } } //=============================================================== // Вот классы-кандидаты на подстановку в шаблон. // Первый класс подходит, а второй – не подходит! // Все решается на этапе трансляции. //=============================================================== class xPoints: IComparable { // Объект-генератор "случайных" чисел. static Random rnd = new Random(); public int x; public int y; public xPoints() { x = rnd.Next(0, 100); y = rnd.Next(0, 100); } // Ничто не может помешать классу иметь // различные версии конструкторов! public xPoints(int x, int y) { this.x = x; this.y = y; } // Вычисляется расстояние от начала координат. public int R { get { return (int)(Math.Sqrt(x * x + y * y)); } } // После реализации соответствующего интерфейса объект-КОМПАРЕР // обеспечивает реализацию алгоритма сравнения. public int CompareTo(object p) { return (this.R - ((xPoints)p).R); } } class yPoints { // Объект-генератор "случайных" чисел. static Random rnd = new Random(); public int x; public int y; public yPoints() { x = rnd.Next(0, 100); y = rnd.Next(0, 100); } // Шаблон функции в рамках объявления "обычного" класса. // Функция предназначена для формирования шаблонных магазинов // из входных массивов объектов - представителей подстановочного // класса, представленного параметром шаблона T. public void StackFormer(Stack stack, params T values) { foreach (T t in values) { stack.Push(t); } } } //============================================================== class Class1 { static void Main(string args) { W xw0 = new W(); W xw1 = new W(); // Объекты - представители шаблонного класса можно сравнивать // в результате // реализации интерфейса IComparable. if (xw0.wCompare(xw1.t) == 0) Console.WriteLine("Yes"); else Console.WriteLine("No"); // В силу ограничений параметра шаблона T, следующий код // для подстановочного // класса в принципе нереализуем.============================= //W yw0 = new W(); //W yw1 = new W(); //if (yw0.ww(yw1.t) == 0) Console.WriteLine("Yes"); //else Console.WriteLine("No"); //===================================================== // Демонстрация использования шаблона функции. // На основе подстановочного класса сформировали // шаблонную функцию для подстановочного класса, // которая обслуживает шаблонные очереди, формируемые на основе // предопределенного шаблона класса Queue<...>. Queue xpQueue = new Queue(); xw1.QueueFormer(xpQueue, new xPoints(0, 9), new xPoints(1, 8), new xPoints(2, 7), new xPoints(3, 6), new xPoints(4, 5), new xPoints(5, 4), new xPoints(6, 3), new xPoints(7, 2), new xPoints(8, 1), new xPoints(9, 0)); // Шаблоны классов и шаблоны функций концептуально не связаны. // В C# это самостоятельные и независимые конструкции. // Шаблон функции может быть объявлен где угодно - // в шаблоне класса и в рамках объявления "обычного" класса. // При объявлении шаблона функции ограничения на свойства // подстановочного класса, представленного параметром шаблона, // не упоминаются. // В силу ограничений на параметр шаблона класс yPoints в принципе // не может быть использован для построения шаблонного класса // на основе шаблона class W. // Однако этот же самый класс может быть использован для построения // шаблонной функции в шаблонном классе, созданном на основе // подстановочного класса xPoints! Queue ypQueue = new Queue(); xw1.QueueFormer(ypQueue, new yPoints(), new yPoints(), new yPoints(), new yPoints(), new yPoints(), new yPoints(), new yPoints(), new yPoints(), new yPoints(), new yPoints()); // А вот применение шаблона функции, объявленного в "обычном" классе. // Создали объект класса, содержащего шаблон функции // по обслуживанию очередей. yPoints yp = new yPoints(); // Ссоздали шаблонный стек и воспользовались шаблоном функции, // объявленной yPoints в классе. Stack xpStack = new Stack(); yp.StackFormer(xpStack, new xPoints(), new xPoints(), new xPoints(), new xPoints(), new xPoints(), new xPoints(), new xPoints(), new xPoints(), new xPoints(), new xPoints()); } } } Листинг 13.2.

Пример использования шаблонов: сортировка

Старая задача, новые решения с использованием предопределенных шаблонов классов и интерфейсов...

Using System; using System.Collections; using System.Collections.Generic; namespace PatternArrays { // Данные для массива элементов. // Подлежат сортировке в составе шаблонного массива методом Sort. class Points { public int x; public int y; public Points(int key1, int key2) { x = key1; y = key2; } // Вычисляется расстояние от начала координат. public int R { get { return (int)(Math.Sqrt(x * x + y * y)); } } } // ...ШАБЛОННЫЙ КОМПАРЕР на основе шаблона интерфейса... class myComparer: IComparer { // Предлагаемый ШАБЛОННЫЙ метод сравнения возвращает разность расстояний // двух точек (вычисляется по теореме Пифагора) от начала координат // – точки с координатами (0,0). Чем ближе точки к началу координат // – тем они меньше. Не требуется никаких явных приведений типа. // Шаблон настроен на работу с классом Points. int IComparerCompare(Points p1, Points p2) { return (p1.R - p2.R); } } // После реализации соответствующего ШАБЛОННОГО интерфейса // объект-КОМПАРЕР обеспечивает реализацию стандартного алгоритма // сортировки. class Class1 { static void Main(string args) { // Объект-генератор "случайных" чисел. Random rnd = new Random(); int i; // Очередь Points. QueueQP = new Queue(); // Шаблонный перечислитель. Предназначен для обслуживания // шаблонной очереди элементов класса Points. IEnumeratorEnP; // Сортировка поддерживается классом Array. Points pp; // Создали Компарер, способный сравнивать пары // объектов - представителей класса Points. myComparer c = new myComparer(); Console.WriteLine("========================================"); // Проинициализировали массив объектов - представителей класса Points. for (i = 0; i < 10; i++) { qP.Enqueue(new Points(rnd.Next(0, 10), rnd.Next(0, 10))); } enP = ((IEnumerable)(qP)).GetEnumerator(); for (i = 0; enP.MoveNext(); i++) { Console.WriteLine("{0}: {1},{2}", i, enP.Current.x, enP.Current.y); } // Сортируются элементы массива типа Points, который формируется на // основе шаблонной очереди. // Условием успешной сортировки элементов массива является // реализация интерфейса IComparer. Если Компарер не сумеет // справиться с поставленной задачей – будет возбуждено исключение. // На основе очереди построили массив. pp = qP.ToArray(); // А саму очередь можно почистить! qP.Clear(); try { Array.Sort(pp, c); } catch (Exception ex) { Console.WriteLine(ex); } // Сортировка произведена, очередь восстановлена. for (i = 0; i < 10; i++) qP.Enqueue(pp[i]); Console.WriteLine("========================================"); enP = ((IEnumerable)(qP)).GetEnumerator(); for (i = 0; enP.MoveNext(); i++) { Console.WriteLine("{0}: {1},{2}", i, enP.Current.x, enP.Current.y); } Console.WriteLine("========================================"); } } } Листинг 13.3.

Nullable-типы

Nullable-типы (простые Nullable-типы) представляют собой расширения простых типов. Их объявления принадлежат пространству имен System.Nullable .

Это шаблонные типы, то есть типы, построенные в результате детализации шаблонов. Шаблон Nullable<> используется для расширения простых типов, которые по своей сути являются структурами. Для обозначения Nullable шаблонных (построенных на основе шаблона) типов используются две нотации.

10.1. Определение шаблона функции

Иногда может показаться, что сильно типизированный язык создает препятствия для реализации совсем простых функций. Например, хотя следующий алгоритм функции min() тривиален, сильная типизация требует, чтобы его разновидности были реализованы для всех типов, которые мы собираемся сравнивать:

int min(int a, int b) {

return a b ? a: b;

double min(double a, double b) {

return a b ? a: b;

Заманчивую альтернативу явному определению каждого экземпляра функции min() представляет использование макросов, расширяемых препроцессором:

#define min(a, b) ((a) (b) ? (a) : (b))

Но этот подход таит в себе потенциальную опасность. Определенный выше макрос правильно работает при простых обращениях к min(), например:

min(10.0, 20.0);

но может преподнести сюрпризы в более сложных случаях: такой механизм ведет себя не как вызов функции, он лишь выполняет текстовую подстановку аргументов. В результате значения обоих аргументов оцениваются дважды: один раз при сравнении a и b, а второй – при вычислении возвращаемого макросом результата:

#include iostream

#define min(a,b) ((a) (b) ? (a) : (b))

const int size = 10;

while (min(p++,ia) != ia)

cout "elem_cnt: " elem_cnt

" expecting: " size endl;

На первый взгляд, эта программа подсчитывает количество элементов в массиве ia целых чисел. Но в этом случае макрос min() расширяется неверно, поскольку операция постинкремента применяется к аргументу-указателю дважды при каждой подстановке. В результате программа печатает строку, свидетельствующую о неправильных вычислениях:

elem_cnt: 5 expecting: 10

Шаблоны функций предоставляют в наше распоряжение механизм, с помощью которого можно сохранить семантику определений и вызовов функций (инкапсуляция фрагмента кода в одном месте программы и гарантированно однократное вычисление аргументов), не принося в жертву сильную типизацию языка C++, как в случае применения макросов.

Шаблон дает алгоритм, используемый для автоматической генерации экземпляров функций с различными типами. Программист параметризует все или только некоторые типы в интерфейсе функции (т.е. типы формальных параметров и возвращаемого значения), оставляя ее тело неизменным. Функция хорошо подходит на роль шаблона, если ее реализация остается инвариантной на некотором множестве экземпляров, различающихся типами данных, как, скажем, в случае min().

Так определяется шаблон функции min():

template class Type

Type min2(Type a, Type b) {

return a b ? a: b;

// правильно: min(int, int);

// правильно: min(double, double);

min(10.0, 20.0);

Если вместо макроса препроцессора min() подставить в текст предыдущей программы этот шаблон, то результат будет правильным:

elem_cnt: 10 expecting: 10

(В стандартной библиотеке C++ есть шаблоны функций для многих часто используемых алгоритмов, например для min(). Эти алгоритмы описываются в главе 12. А в данной вводной главе мы приводим собственные упрощенные версии некоторых алгоритмов из стандартной библиотеки.)

Как объявление, так и определение шаблона функции всегда должны начинаться с ключевого слова template, за которым следует список разделенных запятыми идентификаторов, заключенный в угловые скобки " и ", – список параметров шаблона, обязательно непустой. У шаблона могут быть параметры-типы, представляющие некоторый тип, и параметры-константы, представляющие фиксированное константное выражение.

Параметр-тип состоит из ключевого слова class или ключевого слова typename, за которым следует идентификатор. Эти слова всегда обозначают, что последующее имя относится к встроенному или определенному пользователем типу. Имя параметра шаблона выбирает программист. В приведенном примере мы использовали имя Type, но могли выбрать и любое другое:

template class Glorp

Glorp min2(Glorp a, Glorp b) {

return a b ? a: b;

При конкретизации (порождении конкретного экземпляра) шаблона вместо параметра-типа подставляется фактический встроенный или определенный пользователем тип. Любой из типов int, double, char*, vectorint или listdouble является допустимым аргументом шаблона.

Параметр-константа выглядит как обычное объявление. Он говорит о том, что вместо имени параметра должно быть подставлено значение константы из определения шаблона. Например, size – это параметр-константа, который представляет размер массива arr:

template class Type, int size

Type min(Type (arr) );

Вслед за списком параметров шаблона идет объявление или определение функции. Если не обращать внимания на присутствие параметров в виде спецификаторов типа или констант, то определение шаблона функции выглядит точно так же, как и для обычных функций:

template class Type, int size

/* параметризованная функция для отыскания

* минимального значения в массиве */

Type min_val = r_array;

for (int i = 1; i size; ++i)

if (r_array[i] min_val)

min_val = r_array[i];

В этом примере Type определяет тип значения, возвращаемого функцией min(), тип параметра r_array и тип локальной переменной min_val; size задает размер массива r_array. В ходе работы программы при использовании функции min() вместо Type могут быть подставлены любые встроенные и определенные пользователем типы, а вместо size – те или иные константные выражения. (Напомним, что работать с функцией можно двояко: вызвать ее или взять ее адрес).

Процесс подстановки типов и значений вместо параметров называется конкретизацией шаблона. (Подробнее мы остановимся на этом в следующем разделе.)

Список параметров нашей функции min() может показаться чересчур коротким. Как было сказано в разделе 7.3, когда параметром является массив, передается указатель на его первый элемент, первая же размерность фактического аргумента-массива внутри определения функции неизвестна. Чтобы обойти эту трудность, мы объявили первый параметр min() как ссылку на массив, а второй – как его размер. Недостаток подобного подхода в том, что при использовании шаблона с массивами одного и того же типа int, но разных размеров генерируются (или конкретизируются) различные экземпляры функции min().

Имя параметра разрешено употреблять внутри объявления или определения шаблона. Параметр-тип служит спецификатором типа; его можно использовать точно так же, как спецификатор любого встроенного или пользовательского типа, например в объявлении переменных или в операциях приведения типов. Параметр-константа применяется как константное значение – там, где требуются константные выражения, например для задания размера в объявлении массива или в качестве начального значения элемента перечисления.

// size определяет размер параметра-массива и инициализирует

// переменную типа const int

template class Type, int size

Type min(const Type (r_array))

const int loc_size = size;

Type loc_array;

Если в глобальной области видимости объявлен объект, функция или тип с тем же именем, что у параметра шаблона, то глобальное имя оказывается скрытым. В следующем примере тип переменной tmp не double, а тот, что у параметра шаблона Type:

typedef double Type;

template class Type

Type min(Type a, Type b)

// tmp имеет тот же тип, что параметр шаблона Type, а не заданный

// глобальным typedef

Type tm = a b ? a: b;

Объект или тип, объявленные внутри определения шаблона функции, не могут иметь то же имя, что и какой-то из параметров:

template class Type

Type min(Type a, Type b)

// ошибка: повторное объявление имени Type, совпадающего с именем

// параметра шаблона

typedef double Type;

Type tmp = a b ? a: b;

Имя параметра-типа шаблона можно использовать для задания типа возвращаемого значения:

// правильно: T1 представляет тип значения, возвращаемого min(),

// а T2 и T3 – параметры-типы этой функции

template class T1, class T2, class T3

В одном списке параметров некоторое имя разрешается употреблять только один раз. Например, следующее определение будет помечено как ошибка компиляции:

// ошибка: неправильное повторное использование имени параметра Type

template class Type, class Type

Type min(Type, Type);

Однако одно и то же имя можно многократно применять внутри объявления или определения шаблона:

// правильно: повторное использование имени Type внутри шаблона

template class Type

Type min(Type, Type);

template class Type

Type max(Type, Type);

Имена параметров в объявлении и определении не обязаны совпадать. Так, все три объявления min() относятся к одному и тому же шаблону функции:

// все три объявления min() относятся к одному и тому же шаблону функции

// опережающие объявления шаблона

template class T T min(T, T);

template class U U min(U, U);

// фактическое определение шаблона

template class Type

Type min(Type a, Type b) { /* ... */ }

Количество появлений одного и того же параметра шаблона в списке параметров функции не ограничено. В следующем примере Type используется для представления двух разных параметров:

// правильно: Type используется неоднократно в списке параметров шаблона

template class Type

Type sum(const vectorType , Type);

Если шаблон функции имеет несколько параметров-типов, то каждому из них должно предшествовать ключевое слово class или typename:

// правильно: ключевые слова typename и class могут перемежаться

template typename T, class U

// ошибка: должно быть typename T, class U или

// typename T, typename U

template typename T, U

В списке параметров шаблона функции ключевые слова typename и class имеют одинаковый смысл и, следовательно, взаимозаменяемы. Любое из них может использоваться для объявления разных параметров-типов шаблона в одном и том же списке (как было продемонстрировано на примере шаблона функции minus()). Для обозначения параметра-типа более естественно, на первый взгляд, употреблять ключевое слово typename, а не class, ведь оно ясно указывает, что за ним следует имя типа. Однако это слово было добавлено в язык лишь недавно, как часть стандарта C++, поэтому в старых программах вы скорее всего встретите слово class. (Не говоря уже о том, что class короче, чем typename, а человек по природе своей ленив.)

Ключевое слово typename упрощает разбор определений шаблонов. (Мы лишь кратко остановимся на том, зачем оно понадобилось. Желающим узнать об этом подробнее рекомендуем обратиться к книге Страуструпа “Design and Evolution of C++”.)

При таком разборе компилятор должен отличать выражения-типы от тех, которые таковыми не являются; выявить это не всегда возможно. Например, если компилятор встречает в определении шаблона выражение Parm::name и если Parm – это параметр-тип, представляющий класс, то следует ли считать, что name представляет член-тип класса Parm?

template class Parm, class U

Parm::name * p; // это объявление указателя или умножение?

// На самом деле умножение

Компилятор не знает, является ли name типом, поскольку определение класса, представленного параметром Parm, недоступно до момента конкретизации шаблона. Чтобы такое определение шаблона можно было разобрать, пользователь должен подсказать компилятору, какие выражения включают типы. Для этого служит ключевое слово typename. Например, если мы хотим, чтобы выражение Parm::name в шаблоне функции minus() было именем типа и, следовательно, вся строка трактовалась как объявление указателя, то нужно модифицировать текст следующим образом:

template class Parm, class U

Parm minus(Parm* array, U value)

typename Parm::name * p; // теперь это объявление указателя

Ключевое слово typename используется также в списке параметров шаблона для указания того, что параметр является типом.

Шаблон функции можно объявлять как inline или extern – как и обычную функцию. Спецификатор помещается после списка параметров, а не перед словом template.

// правильно: спецификатор после списка параметров

template typename Type

Type min(Type, Type);

// ошибка: спецификатор inline не на месте

template typename Type

Type min(ArrayType, int);

Упражнение 10.1

Определите, какие из данных определений шаблонов функций неправильны. Исправьте ошибки.

(a) template class T, U, class V

void foo(T, U, V);

(b) template class T

(c) template class T1, typename T2, class T3

(d) inline template typename T

T foo(T, unsigned int*);

(e) template class myT, class myT

void foo(myT, myT);

(f) template class T

(g) typedef char Ctype;

template class Ctype

Ctype foo(Ctype a, Ctype b);

Упражнение 10.2

Какие из повторных объявлений шаблонов ошибочны? Почему?

(a) template class Type

Type bar(Type, Type);

template class Type

Type bar(Type, Type);

(b) template class T1, class T2

void bar(T1, T2);

template typename C1, typename C2

void bar(C1, C2);

Упражнение 10.3

Перепишите функцию putValues() из раздела 7.3.3 в виде шаблона. Параметризуйте его так, чтобы было два параметра шаблона (для типа элементов массива и для размера массива) и один параметр функции, являющийся ссылкой на массив. Напишите определение шаблона функции.

Из книги Microsoft Office автора Леонтьев Виталий Петрович

Выбор шаблона Как мы уже говорили, Publisher рассчитан на работу в «пошаговом» режиме – мы как бы собираем будущую публикацию по кусочкам. А еще точнее – создаем ее на основе одного из бесчисленных шаблонов. На компакт-диске с Publisher хранится более полутора тысяч шаблонов

Из книги Справочное руководство по C++ автора Страустрап Бьярн

R.7.1.4 Спецификация шаблона типа Спецификация шаблона типа используется для задания семейства типов или функций (см.

Из книги Эффективное делопроизводство автора Пташинский Владимир Сергеевич

Понятие шаблона Для упрощения работы по созданию и форматированию текстов, стандартизации расположения и оформления текста, графики, типизации операций обработки документов и прочего используются шаблоны документов. Пакет Microsoft Office дает различные определения шаблона

Из книги Обработка баз данных на Visual Basic®.NET автора Мак-Манус Джеффри П

Из книги Создание шаблонов Joomla автора Автор неизвестен

Структура директорий шаблона Теперь необходимо позаботится о кое-каких условиях. Как уже говорилось, шаблон должен иметь определенную структуру директорий:[ПутьКJoomla!]/templates/[НазваниеШаблона]/[ПутьКJoomla!]/templates/[ НазваниеШаблона]/css/[ПутьКJoomla!]/templates/[

Из книги XSLT автора Хольцнер Стивен

Структура шаблона Помимо специального заголовка, для шаблона необходима структура. Создать структуру можно при помощи таблиц или тегов

. Далее мы опишем создание табличной версии структуры. Если в Dremweaver все еще активирован режим разметки (layout mode), закройте

Из книги Технология XSLT автора Валиков Алексей Николаевич

Создание шаблона В главе 2 для выбора узлов в planets.xml и преобразования этого документа в HTML я создал основной шаблон. Шаблоны в таблицах стилей создаются при помощи элементов , задающих правила для требуемых преобразований. Мы создали шаблон, находивший корневой

Из книги Язык программирования Си для персонального компьютера автора Бочков C. О.

Тело шаблона Фактически, элемент xsl:template, определяющий шаблонное правило, задает не более чем условия, при которых это правило должно выполняться. Конкретные же действия и инструкции, которые должны быть исполнены, определяются содержимым элемента xsl:template и составляют

Из книги Язык Си - руководство для начинающих автора Прата Стивен

Определение функции Определение функции специфицирует имя, формальные параметры и тело функции. Оно может также специфицировать тип возвращаемого значения и класс памяти функции. Синтаксис определения функции следующий:[<спецификация КП>][<спецификация

Из книги Недокументированные и малоизвестные возможности Windows XP автора Клименко Роман Александрович

Определение функции с аргументом: формальные аргументы Определение нашей функции начинается с двух строк: space(number)int number;Первая строка информирует компилятор о том, что у функции space() имеется аргумент и что его имя number. Вторая строка - описание, указывающее

Из книги Как сделать свой сайт и заработать на нем. Практическое пособие для начинающих по заработку в Интернете автора Мухутдинов Евгений

Создание шаблона безопасности Чтобы создать шаблон безопасности на основе любого другого шаблона, необходимо в контекстном меню шаблона выбрать команду Сохранить как. Затем консоль управления Microsoft предложит вам указать имя нового шаблона, после чего он отобразится в

Из книги C++ для начинающих автора Липпман Стенли

Из книги автора

10.2. Конкретизация шаблона функции Шаблон функции описывает, как следует строить конкретные функции, если задано множество фактических типов или значений. Процесс конструирования называется конкретизацией шаблона. Выполняется он неявно, как побочный эффект вызова

Из книги автора

Из книги автора

10.11. Пример шаблона функции В этом разделе приводится пример, показывающий, как можно определять и использовать шаблоны функций. Здесь определяется шаблон sort(), который затем применяется для сортировки элементов массива. Сам массив представлен шаблоном класса Array (см.

Из книги автора

16.1. Определение шаблона класса Предположим, что нам нужно определить класс, поддерживающий механизм очереди. Очередь - это структура данных для хранения коллекции объектов; они помещаются в конец очереди, а извлекаются из ее начала. Поведение очереди описывают

Вы можете создать прототип шаблона функции в виде его предварительного объявления. Такое объявление информирует компилятор о наличии шаблона, а также сообщает об ожидаемых параметрах. Например, прототип шаблона функции Sort будет выглядеть так:

template void Sort(T array, Tsize size);

Имена формальных параметров шаблона могут не совпадать в предварительном объявлении и определении шаблона. Так, например, в следующем фрагменте и прототип шаблона, и определение шаблона относятся к одной и той же функции:

template T max(T, T);

template

Type max(Type a, Type b)

if (a > b) return a; else return b;

Использование шаблона функции

Шаблон функции описывает, как конкретная функция может быть построена на основании одного или нескольких фактических типов. Компилятор автоматически создает представитель тела функции для указанных в вызове типов. Такой процесс называется конкретизацией . Он происходит при вызове шаблонной функции.

Например, в следующем примере функция min() конкретизируется дважды: один раз типом int и один раз типом double:

template

Type min(Type a, Type b)

if (a < b) return a; else return b;

int x = 4, y = 5, z;

double t = 6.56, r = 3.07, p;

Специализация шаблонов функции

Специализированная функция шаблона – это обычная функция, имя которой совпадает с именем функции в шаблоне, но которая определяется для параметров специфических типов. Специализированные функции шаблона определяют в том случае, когда обобщенный шаблон не годится для некоторого типа данных. Например, функция шаблона min

template

Type min(Type a, Type b)

if (a < b) return a; else return b;

не может применяться для строк (для типа char*) , так как генерируемый компилятором код будет просто сравнивать их положение в памяти (адреса). Для корректного сравнения строк можно определить специализированную функцию:

char* min(char* s1, char* s2)

if (strcmp(s1,s2)>0) return s2; else return s1;

Тогда обращаться к такой функции можно так же, как и к функции шаблона:

int i1 = 3, i2 = 5;

cout << “max int = ” << max(i1, i2) << endl;

char* s1 = “Golden Eagle”;

char* s2 = “Perigrine Falcon”;

cout << “max str = “ << max(s1, s2) << endl;

Шаблоны классов

Шаблон класса дает обобщенное определение семейства классов, использующее произвольные типы или константы. Шаблон определяет данные-члены шаблона и функции-члены шаблона . После определения шаблона класса можно предписать компилятору генерировать на его основе новый класс для конкретного типа или константы.

Синтаксис шаблона класса

template <<список аргументов шаблона>>

class <имя класса>

<тело класса>

За ключевым словом template следуют один или несколько аргументов (параметров), заключенных в угловые скобки и отделяемых друг от друга запятыми. Каждый аргумент может представлять собой ключевое слово class, за которым следует идентификатор, обозначающий параметризованный тип. Список аргументов шаблона не может быть пустым.

Затем следует определение класса. Оно аналогично определению обычного класса, за исключением того, что использует список аргументов шаблона.

Параметры шаблона, состоящие из ключевого слова class и следующего за ним идентификатора, часто называют параметрами типа . Другими словами, они информируют компилятор, что шаблон предполагает тип в качестве аргумента.

При создании функций иногда возникают ситуации, когда две функции выполняют одинаковую обработку, но работают с разными типами данных (например, одна использует параметры типа int, а другая типа float). Вы уже знаете из урока 13, что с помощью механизма перегрузки функций можно использовать одно и то же имя для функций, выполняющих разные действия и имеющих разные типы параметров. Однако, если функции возвращают значения разных типов, вам следует использовать для них уникальные имена (см. примечание к уроку 13). Предположим, например, что у вас есть функция с именем тах, которая возвращает максимальное из двух целых значений. Если позже вам потребуется подобная функция, которая возвращает максимальное из двух значений с плавающей точкой, вам следует определить другую функцию, например fmax. Из этого урока вы узнаете, как использовать шаблоны C++ для быстрого создания функций, возвращающих значения разных типов. К концу данного урока вы освоите следующие основные концепции:

  • Шаблон определяет набор операторов, с помощью которых ваши программы позже могут создать несколько функций.
  • Программы часто используют шаблоны функций для быстрого определения нескольких функций, которые с помощью одинаковых операторов работают с параметрами разных типов или имеют разные типы возвращаемых значений.
  • Шаблоны функций имеют специфичные имена, которые соответствуют имени функции, используемому вами в программе.
  • После того как ваша программа определила шаблон функции, она в дальнейшем может создать конкретную функцию, используя этот шаблон для задания прототипа, который включает имя данного шаблона, возвращаемое функцией значение и типы параметров.
  • В процессе компиляции компилятор C++ будет создавать в вашей программе функции с использованием типов, указанных в прототипах функций, которые ссылаются на имя шаблона.

Шаблоны функций имеют уникальный синтаксис, который может быть на первый взгляд непонятен. Однако после создания одного или двух шаблонов вы обнаружите, что реально их очень легко использовать.

СОЗДАНИЕ ПРОСТОГО ШАБЛОНА ФУНКЦИИ

Шаблон функции определяет типонезависимую функцию. С помощью такого шаблона ваши программы в дальнейшем могут определить конкретные функции с требуемыми типами. Например, ниже определен шаблон для функции с именем тах, которая возвращает большее из двух значений:

template Т mах(Т а, Т b)

{
if (а > b) return(а);
else return(b);
}

Буква T данном случае представляет собой общий тип шаблона. После определения шаблона внутри вашей программы вы объявляете прототипы функций для каждого требуемого вам типа. В случае шаблона тах следующие прототипы создают функции типа float и int.

float max(float, float);
int max(int, int);

Когда компилятор C++ встретит эти прототипы, то при построении функции он заменит тип шаблона T указанным вами типом. В случае с типом float функция тах после замены примет следующий вид:

template Т max(Т а, Т b)

{
if (a > b) return(а) ;
else return(b);
}

float max(float a, float b)

{
if (a > b) return(a) ;
else return(b);
}

Следующая программа МАХ_ТЕМР.СРР использует шаблон тах для создания функции типа int и float.

#include

template Т mах(Т а, Т b)

{
if (a > b) return(a);
else return(b);
}

float max(float, float);

int max(int, int);

{
cout << «Максимум 100 и 200 равен » << max(100, 200) << endl;
cout << «Максимум 5.4321 и 1.2345 равен » << max(5.4321, 1.2345) << endl;
}

В процессе компиляции компилятор C++ автоматически создает операторы для построения одной функции, работающей с типом int, и второй функции, работающей с типом float. Поскольку компилятор C++ управляет операторами, соответствующими функциям, которые вы создаете с помощью шаблонов, он позволяет вам использовать одинаковые имена для функций, которые возвращают значения разных типов. Вы не смогли бы это сделать, используя только перегрузкуфункций, как обсуждалось в уроке 13.

Использование шаблонов функций

По мере того как ваши программы становятся более сложными, возможны ситуации, когда вам потребуются подобные функции, выполняющие одни и те же операции, но с разными типами данных. Шаблон функции позволяет вашим программам определять общую, или типонезависимую, функцию. Когда программе требуется использовать функцию для определенного типа, например int или float, она указывает прототип функции, который использует имя шаблона функции и типы возвращаемого значения и параметров. В процессе компиляции C++ создаст соответствующую функцию. Создавая шаблоны, вы уменьшаете количество функций, которые должны кодировать самостоятельно, а ваши программы могут использовать одно и то же имя для функций,выполняющих определенную операцию, независимо от возвращаемого функцией значения и типов параметров.

ШАБЛОНЫ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЮТ НЕСКОЛЬКО ТИПОВ

Предыдущее определение шаблона для функции max использовало единственный общий тип Т. Очень часто в шаблоне функции требуется указать несколько типов. Например, следующие операторы создают шаблон для функции show_array, которая выводит элементы массива. Шаблон использует тип Т для определения типа массива и тип Т1 для указания типа параметра count:

template

{
T1 index;
for (index =0; index < count; index++) cout << array << ‘ ‘;
cout << endl;
}

Как и ранее, программа должна указать прототипы функций для требуемых типов:

void show_array(int *, int);
void show_array(float *, unsigned);

Следующая программа SHOW_TEM.CPP использует шаблон для создания функций, которые выводят массивы типа int и типа float.

#include

template void show_array(T *array,T1 count)

{
T1 index;
for (index =0; index < count; index++) cout << array “ ‘ ‘;
cout << endl;
}

void show_array(int *, int);

void show_array(float *, unsigned);

{
int pages = { 100, 200, 300, 400, 500 };
float pricesH = { 10.05, 20.10, 30.15 };
show_array(pages, 5);
show_array(prices, 3);
}

Шаблоны и несколько типов

По мере того как шаблоны функций становятся более сложными, они могут обеспечить поддержку нескольких типов. Например, ваша программа может создать шаблон для функции с именем array_sort, которая сортирует элементы массива. В данном случае функция может использовать два параметра: первый, соответствующий массиву, и второй, соответствующий количеству элементов массива. Если программа предполагает, что массив никогда не будет содержать более 32767 значений она может использовать тип int для параметра размера массива. Однако более универсальный шаблон мог бы предоставить программе возможность указать свой собственный тип этого параметра, как показано ниже:

template void array_sort(T array, T1 elements)

{
// операторы
}

С помощью шаблона array_sort программа может создать функции которые сортируют маленькие массивы типа float (менее 128 элементов) и очень большие массивы типа int, используя следующие прототипы:

void array_sort(float, char);
void array_sort(int, long);

ЧТО ВАМ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

Как вы уже знаете, использование шаблонов функций уменьшает объем программирования, позволяя компилятору C++ генерировать операторы для функций, которые отличаются только типами возвращаемых значений и параметров. Из урока 30 вы узнаете, как использовать шаблоны для создания типонезависимых, или общих, классов. До изучения урока 30 убедитесь, что вы освоили следующие основные концепции:

  1. Шаблоны функций позволяют вам объявлять типонезависимые, или общие, функции.
  2. Когда вашей программе требуется использовать функцию с определенными типами данных, она должна указать прототип функции, который определяет требуемые типы.
  3. Когда компилятор C++ встретит такой прототип функции, он создаст операторы, соответствующие этой функции, подставляя требуемые типы.
  4. Ваши программы должны создавать шаблоны для общих функций, которые работают с отличающимися типами. Другими словами, если вы используете с какой-либо функцией только один тип, нет необходимости применять шаблон.
  5. Если функция требует несколько типов, шаблон просто назначает каждому типу уникальный идентификатор, например Т, T1 и Т2. Позже в процессе компиляции компилятор C++ корректно назначит типы, указанные вами в прототипе функции.






2024 © gtavrl.ru.