Разница между патефоном и граммофоном.


Чем отличается граммофон от патефона?

"Патефон - переносная версия граммофона, механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок. В отличие от граммофона, у патефона рупор маленький и встроен в корпус, сам аппарат скомпонован в виде чемоданчика, переносится в застёгнутом виде за специальную ручку. Был широко распространён в первой половине XX века. С середины 50-х годов стал вытесняться электрофоном" (Википедия).

Информация из Википедии не совсем точна (а в чем-то даже неверна). Вот несколько уточняющих моментов:

Слово "патефон" происходит от названия фирмы-производителя: "Патэ", которая первой начала поставки таких устройств в Россию. Громкость патефона весьма велика - около 80-100 дБ, однако качество звука обычно было невысоким: звук был хриплым, с сильными искажениями. Качество звука зависело от изношенности иглы.

Патефон - это не переносная версия граммофона. Разница никак не в величине и размещении рупора и не в корпусе (чемодане). Патефон - неправильное название портативного граммофона, которое прижилось только в СССР неизвестно по каким причинам. На самом деле, даже "Граммофон" - это тоже запатентованное название звуковоспроизводящих аппаратов, выпускаемых определенными фирмами. В Америке, в принципе, не было граммофонов, а были "Графофоны", "Фонографы", "Говорящие машины" и т. п., по причине "патентных войн" с Э. Берлинером, "отцом" граммофона. Настоящий патефон , "изобретенный" и запатентованный братьями Патэ (и названный именно так в их честь), отличался от любых граммофонов не внешним видом (неважно, скрытый рупор или выносной), а методом записи - глубинным, а не поперечным, и, соответственно, адаптером. При проигрывании патефонных пластинок применялась сапфировая игла, рассчитанная на многократное использование, в отличие от граммофонной стальной иглы (смена после 3-4 минут, т. е. проигрывание 1-й стороны грампластинки). И еще один момент - патефонные пластинки играют от центра к краю, а граммофонные - от края к центру. На настоящем патефоне НЕВОЗМОЖНО прослушать граммофонную пластинку (и наоборот). А название "патефон" - оно, конечно, является частью советской "культуры", и так же неистребимо, как название "ксерокс" для всех копиров, неважно Canon, Xerox, или еще какой фирмы.

Выходит, те патефоны, на которых наши дедушки и бабушки слушали любимую музыку, на самом деле были не патефонами, а нелицензионными (пиратскими?) граммофонами советского производства в портативном исполнении. А лично от себя еще добавлю - как жаль, что времена граммофонов безвозвратно ушли в прошлое. Посмотрите ниже на фотографии этих аппаратов - ну разве они не прекрасны? Представляете, дома вместо мрачного черного прямоугольника телевизора - это чудное творение с большим сияющим цветком раструба...

Еще интересные факты:

1. Материал для первых грампластинок (шеллачная смола) не был создан специально, а позаимствован у фирмы, производившей пуговицы. Да-да, в XVIII веке из шеллачной композиции изготавливались пуговицы. Так что технологически грампластинка - это не что иное, как "большая пуговица". Спасибо индустрии моды за приобщение нас к великому и прекрасному.

2. В начале XX века существовало много фирм по производству грампластинок со сходными названиями, например: американская "Зонофонъ" ("International Zonophone Company") и ее российский клон - "Золофонъ" ("International Zolophone Record"). Наши "бизнесмены от музыки" делали просто: брали исходную "фирменную" пластинку, копировали содержимое и выпускали под своим лейблом. А прибыль, естественно, шла уже не в Америку. Так что пиратство характерно и для дореволюционной России. Это у нас "в крови".

3. Качество звучания стереофонической пластинки (отношение сигнал/шум в каждом канале) хуже по сравнению с монофонической пластинкой (на 3 дБ - в 1,414 раза по амплитуде или ровно в 2 раза по мощности). Проще говоря, если у вас есть две пластинки с одинаковой записью: монофоническая и стереофоническая, то шумы записи на монофонической будут меньше!

Многие ценители музыки предпочитают слушать любимые мелодии не на современных компакт-дисках, а на виниловых пластинах. Чтобы получить идеальное звучание, необходимы специальные проигрывающие устройства. Любители антикварной техники предпочитают для прослушивания винила патефон или граммофон. Есть ли какая-либо разница между этими старинными устройствами и в чем конкретно она заключается?

Граммофон - одно из новшеств XIX века

Этот аппарат с широким раструбом сегодня можно увидеть разве что в музеях или в кинофильмах времен молодости наших дедушек и бабушек. Он хоть и является далеким предком наших современных аудиосистем, но в начале своего развития представлял собой необычное устройство для записывания и извлечения записанных на пластинке звуков вручную.

Первый граммофон появился в 1887 году и выглядел как ящик с диском, на котором удерживается и крутится пластинка. Форма ящика могла быть самой разной - шестиугольной, квадратной или даже круглой. Внутри его был спрятан приводной механизм с пружиной, благодаря которому пластинка вращалась. По ее спиральным дорожкам «бежала» игла, укрепленная в звукоснимающей пластинке. Чтобы привести такое устройство в действие, необходимо было периодически вращать его рукоятку, расположенную сбоку ящика.

Но особенно эффектно смотрится у граммофона огромная труба-резонатор, основной задачей которой являлось усиление звука. Ее внешний вид зависел от фантазии производителей и был уникальным для каждой модели. Размер, форма, цвет, окантовка и даже чеканка граммофонной трубы - все эти параметры могли меняться с необычайным размахом.

И хотя первые проигрывающие устройства были большими и громоздкими, давали слабый звук низкого качества, а иглы часто ломались, и их постоянно приходилось менять, появление граммофонов было настоящим техническим прорывом. С развитием технологий эти первые звуковоспроизводящие аппараты постоянно совершенствовались, становились все более удобными, но их «активная» жизнь продлилась только до 50-х годов прошлого столетия. Тогда на смену устройству с механическим воспроизведением звука пришло более совершенно изобретение - патефон.

Патефон - достойное продолжение граммофона

Разницу между патефоном и граммофоном сложно не заметить, ведь даже визуально они отличались. И хотя оба прибора воспроизводили звук с граммофонных пластинок и имели металлические раструбы, на этом их внешняя схожесть и заканчивалась.

Патефон - это усовершенствованная разновидность граммофона, выпускаемого французской фирмой «Пате». Он был запатентован и стал массово выпускаться в 1907 году. Это был компактный портативный граммофон, не имеющий торчащей ручки и громоздкой трубы. Сначала в СССР новинку поставляла фирма-производитель, но позже у нас появились устройства собственного производства, хотя прежнее название так и осталось.

В свое время граммофоны имели интересный дизайн и широкий ассортимент, который приятно удивлял. Это могли быть как самые простенькие, так и более сложные модели разных размеров, с фигурным раструбом. Встречались звуковоспроизводящие устройства в виде ящичков или шкафчиков, специально созданные для детских комнат или для публичного использования. Патефоны имели более скромный дизайн, но зато у них было достойное преимущество - их можно было брать с собой в поездки. Они напоминали собой чемоданчик, в раскрытом виде представляющий собой небольшое по размерам устройство с рупором.

Рассматривая отличия патефонов более подробно, следует отметить, что они:

  • Имели компактные размеры, поэтому были удобными для перемещения.
  • Крупный раструб спрятан под крышку, а сама модель имела форму чемоданчика или переносного ящика.

Однако новое устройство имело и некоторые недостатки. Во-первых, оно воспроизводило более слабый звук, так как рупор находился внутри. Несмотря на использование долговечных материалов, патефонные иголки по-прежнему быстро изнашивались и ломались. Да и стоил патефон достаточно дорого, поэтому был в основном только у состоятельных, по тех меркам, людей. Но теперь профессиональная музыка стала более доступной, и люди могли слушать новые записи, когда и где захотят.

Теперь вы знаете, чем отличается граммофон от патефона. Хотя их быстро заменили электропроигрыватели, а потом и современные аудиосистемы, они стали первыми устройствами, открывшими нам возможность слушать музыку. Сегодня эти популярные в свое время аппараты для воспроизведения звукозаписи снова возвращаются в наши квартиры. Их часто выбирают любители «ретро», и на сайте сайт можно найти широкий ассортимент современной звуковоспроизводящей техники, внешне напоминающей своих далеких «прародителей».

Эти устройства сейчас можно повстречать либо в музеях, либо в старых фильмах - или в фильмах «о старой жизни». Они являются дальними предками современных аудиосистем, но питаются вовсе не электричеством, как привычные агрегаты. Старинные устройства всякий раз перед использованием заводили рукояткой, как механические часы.

Зачастую название некоей фирмы, очень популярной, превращается в имя нарицательное, и все мы знаем самый яркий пример с компанией «Ксерокс». Копировальные агрегаты от любого бренда зовут в народе «ксероксами», и неважно, какая фирма на самом деле была «родительницей» конкретного устройства. Продукция фирмы Кэнон, или любой другой, бездумно именуется «ксероксом». Нечто похожее произошло и с патефонами, хотя они - изначально, были граммофонами только одной торговой марки. Не очень грамотные люди считают, будто патефон и граммофон - синонимы. Но на деле это не так.

Сначала разберёмся, что представляет собой граммофон. Тот самый приборчик, который можно увидеть на лого довольно популярной музыкальной премии. Большинству из нас такой логотип знаком с давних пор. И граммофон с широким раструбом - тоже. Труба эта столь знаменита, что человек, не видевший никогда «живого», реального граммофона, как правило, знает, как она выглядит. Граммофон с трубой можно встретить в мультфильмах, в детских книжках, а любители старины могли встречаться с ним в музеях.

Но день рождения граммофона - известен ли он вам? В 1887 году, 26 сентября, патент на данное изобретение был получен Эмилем Берлинером. Получается, что граммофону уже почти 130 лет. Почтенный возраст, однако «активная жизнь» его продлилась лишь где-то до 1950-х годов, когда механические звуковоспроизводящие устройства вынуждены были уступить своё «место под солнцем» устройствам электрическим.

Классический граммофон (не патефон) выглядит, как ящик с диском, на котором крутится грампластинка. Сбоку из коробки торчит ручка, чтобы заводить ею устройство. А ещё у граммофона имеется забавный с виду звукосниматель с острой иголкой, он считывает информацию с пластинки. Ну, и знаменитая труба, которая по нынешним временам уже выглядит смешно. Она работает как усилитель звука. Честно скажем, не слишком-то эффективно. Звук у граммофонов был слабый. Особенно если сравнить с современными музыкальными центрами, орущими так, что соседи в постелях подскакивают.

Кстати, самый-самый первый граммофон приходилось приводить в действие вручную, вращая рукоятку и вместе с ней - грампластинку. То есть один человек обязательно был должен заниматься граммофоном, и ему не удавалось, например, потанцевать. К тому же следовало равномерно крутить ручку, а это получалось не у каждого. Пружина, которая сама крутила пластинку на диске, добавилась несколько позже.

Название «граммофон» произошло от двух греческих слов - буква (грамма) и звук (фон). Во время работы этого старинного агрегата пружинный механизм внутри него вращал по часовой стрелке диск с грампластинкой. Чтобы появился звук, на её звуковую дорожку опускали тонарм с острой иглой. Реагируя на форму канавок в диске грампластинки, игла совершала колебания, которые передавались мембране. А вибрации мембраны звучали как музыка или слова (смотря, что именно записано на диске).

Первые граммофоны, к сожалению, были очень громоздкими, давали слабое звучание, да к тому же и с низким качеством. А ещё слушатель был вынужден постоянно менять иглы - и, соответственно, постоянно покупать новые. С развитием технологий эти устройства становились несколько удобней, но всё-таки оставались пока примитивными. Хотя они, с другой стороны, по сравнению с фонографом уже были прорывом!

А потом был изобретён патефон - разновидность граммофона, от французской фирмы Пате. Он появился в 1907 году. Это портативный граммофон, более компактный, и без торчащего рупора. У него «рупор» скрыт внутри корпуса.

Подобные устройства были заметно удобней классических граммофонов, и оставались популярными в течение нескольких десятилетий. Прелесть их была, прежде всего, в их удобстве и компактности. Износ иголок преследовал их всё так же, хотя производитель старался использовать более долговечные материалы.

Звук тоже не был достаточно громким и качественным. Именно поэтому в середине ХХ века на смену им явились электрофоны - очень похожие на знакомые гурманам звука «проигрыватели винила». Запатентованы они были в 1925 году, причём, что интересно - всё тем же самым Берлинером. Он умер в 1929 году, и не застал расцвета последнего своего изобретения. Получается, что граммофонный век продлился примерно 60 лет. А у какого современного нововведения будет столь долгая жизнь?!

Сейчас эти музыкальные приборы можно встретит лишь в музеях. А когда-то они были завсегдатые приёмов и вечеринок.

Как всё начиналось?

А началось все с фонографа, изобретенного ещё в 1877 году Томасом Эдисоном. Фонограф первое устройство для записи и воспроизведения звука. Это сейчас для нас звук, льющийся из динамиков, - повседневная реальность, а в те времена воспроизведение звука было сродни магии.

Любое изобретение соответствует времени и несмотря на нереальность устройства оно получило развитие в качестве граммофона, а потом и патефона. Да и в наши дни принцип работы проигрывателя пластинок тот же, только для распространения звука используют электрические колонки. А ещё несколько веков назад Эдисона бы объявили бы еретиком и колдуном.

А в чём же разница?

Что из себя представляет граммофон. Думаю все помнят картинки с огромной воронкой похожей на экзотический цветок. Как и фонограф граммофон воспроизводит звук, но только не с металлического цилиндра, а с диска. Такая модификация фонографа была запатентована Эмилем Берлинером. Диски в последствии назвали грампластинками, изготавливались они из каучука или шиллака, а первая пластинка была сделана из цинка. Огромная воронка служила усилителем и передатчиком звука.

Патефон же портативная версия граммофона. Как это бывает со многими предметами, название произошло от фирмы производителя, которая первой выпустила такое устройство, компании «Патэ». У патефона уже нет огромной воронки, раструб для усиления звука встроен в корпус. Это дало преимущество патефону над граммофоном. А компоновка в виде чемоданчика сделала его мобильным и удобным, патефон можно было переносить без особого труда и использовать где угодно. Смотря фильмы прошлых лет, мы можем убедиться в популярности патефона. Распространенная картина того времен (30-50-е годы): танцы под звуки патефона, выставленного в окно.

Любители ретро еще помнят, чем отличается патефон от граммофона, но для большинства это звучит как разные названия одной музейной редкости. «Утомленное солнце нежно с морем прощалось…» – мелодия знаменитого польского танго из фильма Никиты Михалкова, пожалуй, единственная ассоциация с почти уже старинным прибором, возникающая у современного человека.

Граммофон – устройство для воспроизведения звука с граммофонной пластинки.

Патефон – русское название портативного компактного граммофона, изначально поставляемого в Россию и СССР фирмой «Пате».

Как бывает с названиями зарубежных брендов, граммофон «Пате» породил эпоним «патефон»: изначально именно эта фирма поставляла свои аппараты в Россию и позже в СССР. Когда в 30-х гг. прошлого века в Союзе заработало собственное производство такого рода устройств, название их не изменилось.

Сравнение

Как выглядели популярные модели граммофонов в начале XX века? Небольшой ящик с огромным раструбом из металла, позволяющим воспроизводить звук с впечатляющей для того времени громкостью. Пластинка с записью размещалась в держателе, механический привод его раскручивал, и по спиральным дорожкам бежала игла, прикрепленная к звукоснимающей пластине.

Моделей было великое множество, производителям нельзя было отказать в фантазии, так что встречались граммофоны-шкафчики, граммофоны-ящики, граммофоны фигурные, граммофоны для детских комнат, граммофоны для публичных мест. Профессиональная музыка стала доступной для всех с развитием коммерческой звукозаписи. Популярность принесла новые запросы: люди хотели иметь возможность слушать записи когда и где захочется, а аппараты с огромной трубой можно было только перевозить.

На этих фотографиях вы сами можете увидеть основное отличие патефона от граммофона:

Братья Пате спрятали раструб под крышку, изменив форм-фактор граммофона на «чемоданчик» – так появился патефон. Его можно было переносить на любые расстояния, и прогресс дошел до буквально карманных моделей. Правда, выпускались они ограниченным тиражом. Но даже традиционные варианты позволяли меломанам почувствовать, в чем разница между патефоном и граммофоном, на себе: музыка теперь могла звучать отовсюду, громоздкая труба больше не мешала. Естественно, новые аппараты привлекли внимание оборонных ведомств, и автономность «чемоданчиков» позволила радовать служащих в полевых условиях.

Как обычно, компактность заставила идти на компромиссы, поэтому у патефонов звук получался менее чистым и менее громким, чем у граммофонов, но слушателей это не слишком смущало. Качество записи в те времена оставляло желать лучшего, однако помимо оперных арий и музыкальных пьес (как в начале эпохи грампластинок) популярной стала эстрада. В СССР замечательные аппараты использовались, кроме прочего, для воспроизведения агитационных материалов, и речи Ленина могли послушать даже в самых отдаленных селах. Значение портативности в этом случае сложно было переоценить.

Граммофоны на пике своей популярности были все же устройствами дорогими, хотя и более доступными, чем концерты и спектакли. Патефоны сменили их на прилавках магазинов, практически совсем вытеснив, и благополучно дожили до 50-х гг. XX в., когда появились электропроигрыватели. Стоимость «ящичков с музыкой» быстро снижалась, они стали доступны абсолютно всем, но электрический привод и значительно увеличившееся благодаря ему время прослушивания заставили потребителя сделать выбор в пользу прогресса.







2024 © gtavrl.ru.