Психологическая стабильность. Они ограничивают потребление кофеина



Одной из самых характерных особенностей современной жизни является не что иное, как повышенное воздействие на человека стрессовых ситуаций. Они, притаившись, поджидают его в любой сфере жизни и выражаются всегда по-разному. Это может быть недопонимание в семье, задержка зарплаты, конфликт с негативно настроенным продавцом в магазине, сорвавшийся контракт с партнёром по бизнесу или ещё какая-нибудь неурядица. Но порой удивляет совсем не это, а то, что, попадая в подобные ситуации, одни люди моментально поддаются воздействию эмоций: вступают в резонанс со стрессовой ситуацией, переживают, нервничают, у них портится настроение и т.д. А другие, оказавшись в подобных (и даже в более худших) условиях, словно уже давно готовы к подобному развитию событий: воспринимают всё легко и не напрягаются, сохраняют самообладание, остаются, если уж не в позитивном, то хотя бы в нейтральном состоянии. В чём же заключается разница между теми и другими? Сегодня мы поговорим об одной из психологических характеристик человека – устойчивости.

Психологическая устойчивость

Психологическая устойчивость представляет собой процесс сохранения наиболее оптимального режима работы психики человека в условиях постоянно изменяющихся обстоятельств и их стрессового воздействия. Интересно то, что это формируется у человека в процессе его развития и не является генетически обусловленным. Оно зависит от таких факторов как нервная система человека, его воспитание, опыт, уровень развития и т.д. Это значит, что, к примеру, если человек, как говорится, «прошёл через многое», то его психика будет гораздо устойчивее психики того, кто рос, «держась за мамину юбку». Но и это ещё не окончательный показатель, т.к. человек, постоянно подвергавшийся стрессовым воздействиям, будет реагировать болезненно на каждую проблему, ведь его нервы изрядно расшатались со временем. Это – две стороны одной медали.

К тому же, психологическая устойчивость – это не стопроцентная гарантия устойчивости вообще ко всему. Психологическая устойчивость является скорее гибкостью психики человека, нежели непоколебимостью и стабильностью его нервной системы. А основополагающей характеристикой психологической устойчивости является именно мобильность психики в постоянно меняющихся условиях. Психологическая устойчивость так же, как и неустойчивость, всегда «работает» по схеме.

Схема работы психологической устойчивости/неустойчивости

Психологическая устойчивость: сначала появляется задача, порождающая мотив, влекущий за собой выполнение определённых действий, направленных на его реализацию. Затем осознаётся трудность, вызывающая негативное эмоциональное состояние. После происходит поиск способа преодоления этой трудности, вследствие чего происходит снижение уровня негативных эмоций и улучшение психического состояния.

Психологическая неустойчивость: сначала появляется задача, порождающая мотив, влекущий за собой выполнение определённых действий, направленных на его реализацию. Затем осознаётся трудность, вызывающая негативное эмоциональное состояние. После происходит хаотический поиск способа преодоления этой трудности, вызывающие её усугубление, вследствие чего происходит возрастание уровня негативных эмоций и ухудшение психического состояния.

Основными причинами подверженности стрессовым состояниям является отсутствие действенных способов преодоления сложных ситуаций и ощущение личностной угрозы. Психически неустойчивые люди часто обладают такой особенностью: хаотичное поведение вызывает стрессовое состояние и усиливает его, а это состояние, в свою очередь, привносит ещё больше хаоса во внутренний мир человека, результатом чего является ощущение полной беспомощности в отношении сложных ситуаций и своего собственного поведения. Таким образом, напрашивается вывод, что психологическая устойчивость – это, в первую очередь, самоконтроль.

Важно помнить и о том, что стрессовые ситуации никогда не удастся полностью исключить из жизни, т.к. они являются её полноценной составляющей. И целью любого человека должно быть не избавление от этих ситуаций, а воспитание и культивирование в себе именно психологической устойчивости к ним.

Повышение психологической устойчивости

Основным законом повышения психологической устойчивости является принятие того факта, что если человек не способен изменить обстоятельства, то он в силах изменить своё отношение к ним. В качестве примера можно привести ситуацию с лающей собакой: идя по улице и видя неподалёку лающую на кого-то собаку, вы вряд ли будете раздражаться по этому поводу, а просто спокойно продолжите свой путь, погружённые в свои мысли, верно? Так и со сложными ситуациями: их нужно воспринимать не как что-то, что происходит во вред лично вам, но как что-то просто имеющее место быть. Как только человек позволяет событиями идти своим чередом, не заостряя на них своего внимания и не реагируя эмоционально, они так и проходят – своим чередом; проходят мимо вас. Если же человек начинает ко всему «цепляться», то и это начинает «цепляться» за него. Если вы побежите орать и всячески оскорблять лающую собаку, то вероятность того, что вы станете объектом её пристального внимания, существенно увеличивается. Конечно, это лишь один из способов. И он не является универсальным.

На повышение психологической устойчивости оказывают непосредственное влияние условия, в которых живёт человек. Например, если человек от природы обладает реактивным типом нервной деятельности, т.е. ему по душе интенсивный образ жизни, частая смена обстановки, повышенная активность и т.п., то, скорее всего, ему не будет комфортно жить в маленьком городишке или сидеть на одном месте в офисе без возможности выплеснуть свою энергию. Чтобы психика человека была более устойчивой, нужно чтобы образ его жизни соответствовал его природным предрасположенностям.

Систематическая разгрузка нервной системы – ещё один способ повысить свою психологическую устойчивость. Постоянное давление и занятие чем-то не совсем любимым (что является, к слову сказать, яркой особенностью работы многих людей) оказывают крайне отрицательное влияние на психику человека. От этого он становится раздражительным, нервным, постоянно уставшим. Повлиять на это может только полноценный отдых. Нужно регулярно уделять время занятию любимыми делами, поездкам за город, расслабленному чтению книг, в общем, занятию всем тем, что на самом деле хочется делать. Или можно вообще ничего не делать – просто отдыхать и снимать напряжение.

На психологической устойчивости очень хорошо сказывается воспитание человеком в себе философского отношения к жизни. Психическое здоровье человека тесно взаимосвязано с такими качествами его личности как юмор, позитивное мышление, умение посмеяться над собой, самокритичность. Только если человек может посмотреть на происходящие события и на себя самого без излишней серьёзности, не считая себя «центром Вселенной» и тем, кому жизнь или кто-то другой что-то должны, только тогда всё происходящее не будет казаться таким болезненным и перестанет постоянно задевать за живое.

Ещё одним эффективным методом для формирования психологической устойчивости является позитивный образ самого себя. Здесь имеется в виду, что человек должен культивировать в себе положительное отношение к своей личности, принимать себя таким, какой он есть, быть для самого себя положительным и позитивным персонажем. Но нужно быть осторожным и не перейти грань, которая приводит к саможалению и восприятию мира с , иначе психологическая неустойчивость только усугубится.

В непосредственной близости с позитивным образом самого себя находится внутренняя целостность человека. Этот вопрос достоин написания отдельной книги, но, если вкратце, человек должен, во-первых, жить в гармонии с самим собой, своими принципами, убеждениями и мировоззрением. Во-вторых, он должен заниматься тем, что ему по душе: работа, спорт, отдых, общение – всё должно быть в максимальном соответствии с видением человека. В-третьих, он должен стремиться к саморазвитию и духовному самосовершенствованию, т.к. это оказывает прямое конструктивное воздействие, как на личность человека, так и на его жизнь.

Если задаться вопросом формирования психологической устойчивости более детально, то можно отметить, что человек должен обращать своё внимание на следующие составляющие своей жизни:

  • Социальная среда и ближайшее окружение
  • Самооценка и отношение к самому себе
  • Самореализация и самовыражение
  • Независимость и самодостаточность
  • Соответствие между собой-настоящим и собой-желаемым
  • Вера и духовность
  • Наличие позитивных эмоций
  • Наличие смысла жизни и целеустремлённость и т.д. и т.п.

Естественно, что здесь перечислена только часть тех факторов, которые положительно влияют на психологическую устойчивость. Наличие и развитие их в жизни любым человеком будет оказывать огромное влияние на его мировосприятие, поведение, развитие, деятельность, психическое состояние и настроение. Отсутствие же их, наоборот, оказывает прямо противоположное воздействие и способствует психологической неустойчивости.

Конечно, чтобы научиться всё это поддерживать, нужно целенаправленно активизировать каждую структуру своей личности и всегда помнить о своей цели – развитии психологической устойчивости. Однако, несмотря на всю кажущуюся сложность этого процесса, он имеет неоценимое практическое значение, т.к. именно психологическая устойчивость способна придать любому человеку состояние удовлетворённости жизнью и ощущение гармонии, нормализовать психику и повысить работоспособность, подарить новые стимулы, спокойствие и способность стать цельной и сильной личностью.

Напишите в комментариях о том, как вы повышаете свою психологическую устойчивость, что помогает вам быть в позитивном настроении, и что вы делаете в тех случаях, когда кажется, что всё идёт не так. Мы будем рады узнать ваши мысли по этому поводу!

Психологическая устойчивость - это способность сохранять привычный уровень работоспособности при постоянно изменяющихся условиях труда и воздействии негативных факторов. Основной её характеристикой является мобильность - способность быстро адаптироваться к новой ситуации. При психологической неустойчивости стрессовое воздействие влечет за собой хаотичный и эмоциональный поиск возможных решений, и этот хаос несет еще больше негатива. Нервная система истощается, человек теряет самообладание.

Как развить психологическую устойчивость?

  1. Помните, что далеко не всегда ситуация зависит от вас самих. И если вы никак не можете исправить сложившееся положение, вы можете изменить своё к нему отношение. Как только вы научитесь не зацикливаться на проблемах и не ощущать груз собственной вины за чужие поступки, вы заметите, как жизнь станет легче и проще.
  2. Учитывайте свои врождённые особенности. При выборе рода своей деятельности нужно внимательно прислушиваться к себе. Интровертам, например, публичные выступления часто кажутся невыносимо сложными. Стоит ли ему выбирать профессию, в которой ему всё время придется выступать перед огромным количеством зрителей? Вряд ли это хорошо скажется на его физическом и психическом здоровье. Возможно, он сможет прийти к этому постепенно, развивая в себе навык публичных выступлений, но нужно здраво оценивать свои черты характера, иначе ничто не защитит от ежедневного стресса. Неплохой способ развития психологической устойчивости - не подвергать ее сознательным и постоянным испытаниям.
  3. Развивайте уверенность в себе. Положительное восприятие себя и своих способностей очень выручает при навалившейся горе замечаний и критики. Жалость к себе, напротив, работает крайне отрицательно и подталкивает человека к неадекватным реакциям на ситуацию. Живите в гармонии с собой, своим характером и способностями, любите и цените свою работу.
  4. Отдыхайте. Посвящайте время спорту, расслаблению и медитации. Качественная и регулярная разгрузка нервной системы позволяет более стойко принимать все жизненные удары. Регулярный, даже самый незначительный стресс, может довести любого человека до раздражительной слабости и нервозности, поэтому полноценный отдых необходим для психологического и физического здоровья человека и его устойчивости.

Важно помнить, что от стрессовых ситуаций не застрахован никто. Целью развития психологической стабильности является не избегание этих ситуаций, а их эффективное разрешение с минимальным сопровождением отрицательных эмоций.

И.В.Заборская /психолог-консультант/ отмечает * , что не смотря на большой интерес к проблеме психической устойчивости в науке, говорить о ее теоретической разработанности мы не можем. Даже в словарях (психологических, философских, медицинских и др.) определение этого понятия либо не дается, либо рассматривается слишком ограниченно и односторонне. Лишь в некоторых частных исследованиях можно встретить попытки выяснить содержание понятия психической устойчивости. В работах ведущих психологов (Л.С.Выготский, Л.Г.Дикая, Б.Ф.Ломов, В.А.Пономаренко, В.Э.Чудновский и др.) устойчивость, зрелость личности связывается с умением человека ориентироваться на определенные цели, с характером временной перспективы, организацией своей деятельности. В психологическом смысле психическая устойчивость - это поведенческие реакции, которые сменяясь, сопровождают жизнь и деятельность человека в его взаимоотношениях с объектами труда, людьми и др. /В.А.Чудновский/

Ю.Е. Сосновикова доказала, что психическая устойчивость - это относительно устойчивое конкретное проявление всех компонентов психики, имеющих определенную направленность, выражающую степень уравновешивания человека с внешней средой за данный период времени. Психическая устойчивость зависит от отражаемой объективной ситуации и определяется психическим складом человека: это наш психологический стержень, крепость духа, несгибаемость. Исследователи применяют различные термины: «устойчивость к стрессу» (Б.В.Кулагин,1984), «психическая готовность» (1974, М.Н.Рудный), «психическая устойчивость» (М.А.Матова, 1972), «психологическая устойчивость» (1984, И.Н.Грызлова, Е.Н.Евстафьев, В.К.Калин) - общее число больше 20. В работах большинства авторов не представлено обоснование для использования этих терминов и практически не рассматривается их содержание

Но все обращают внимание, что речь идет о способности субъекта успешно противостоять условиям, которые могут отрицательно повлиять на его работоспособность.

В своей работе мы принимаем рассмотрение понятия психологической устойчивости как более полное рассмотрение его в предъявлении Г.С.Никифорова (С-Пб).

Человек постоянно преодолевает какие-либо трудности, однако далеко они не все оказывают разрушительное воздействие на психику. Не каждая личностная проблема, внутриличностный или межличностный конфликт, ощущение кризиса приводят к стрессу. Сохранять ровное настроение и внутреннюю гармонию позволяет психологическая устойчивость личности. Без сохранения психологической устойчивости реализация физических и духовных потенций невозможна. Следовательно, невозможно и удовлетворение от процесса самореализации, невозможно ощущение умственного и социального благополучия.

Вопросы психологической устойчивости личности имеют огромное практическое значение, поскольку устойчивость охраняет личность от дезинтеграции личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности. Дезинтеграцию личности понимают как потерю организующей роли высшего уровня психики в регуляции поведения и деятельности, распад иерархии жизненных смыслов, ценностей, мотивов, целей. Психологическая устойчивость индивидуума непосредственно определяет его жизнеспособность, психическое и соматическое здоровье .

Понятие «психологическая устойчивость»

Слово «устойчивый» во многих языках мира означает «стабильный, стойкий, твердый, прочный, крепкий». В «Словаре синонимов русского языка» дается два синонима этого слова: «стабильность, равновесие».

Термин stability переводится как: 1) устойчивость, стабильность, состояние равновесия; 2) постоянство, твердость; а mental stability - психическая стабильность (устойчивость).

В словаре А Ребера «устойчивый» понимается как характеристика индивида, поведение которого относительно надежно и последовательно. Его антоним - термин «неустойчивый», имеющий в психологии несколько смыслов. Два основных таковы:

индивид, демонстрирующий беспорядочные и непредсказуемые модели поведения и настроения;

индивид, склонный демонстрировать невротические и психотические или просто опасные для других модели поведения.

«Стабильный» в этом словаре объясняется как черта (в теориях личности), характеризующаяся отсутствием чрезмерных эмоциональных изменений.

В английском, немецком, французском и испанском языках слово «устойчивость» - синоним слова «стабильность».

Возможны различные подходы к трактовке психологической устойчивости.

Она может быть понята как соразмерность постоянства и изменчивости личности. Речь идет о постоянстве главных жизненных принципов и целей, доминирующих мотивов, способах поведения, реагирования в типичных ситуациях. Изменчивость проявляется в динамике мотивов, появлении новых способов поведения, поиске новых способов деятельности, выработке новых форм реагирования на ситуации.

На фундаменте постоянства выстраивается жизненный путь личности, без него невозможно достижение целей жизни. Оно поддерживает и укрепляет самооценку, способствует принятию себя как личности и индивидуальности. Динамичность и приспособляемость личности теснейшим образом связаны с самим развитием и существованием личности. Развитие невозможно без изменений. В психологической устойчивости важен и такой аспект как соразмерность приятных и неприятных чувств, между ощущениями благополучия и переживания радости, счастья, с одной стороны, и ощущениями неудовлетворенностью жизнью и своими делами, с другой.

Для психологической устойчивости личности необходима способность к саморазвитию, формированию собственной индивидуальности.

Устойчивость не следует понимать как фиксированность психических качеств, застылость психических механизмов. Это совокупность адаптационных процессов, интегрированность личности в смысле сохранения согласованности основных функций личности, стабильности их выполнения. Стабильность выполнения не обязательно предусматривает стабильность структуры функций, но скорее предполагает ее достаточную гибкость.

Психологическую устойчивость личности можно рассматривать как сложное качество личности, синтез отдельных качеств и способностей . К составляющим психологической устойчивости необходимо отнести:

способность к личностному росту со своевременным и адекватным разрешением внутриличностных конфликтов

относительную (не абсолютную) стабильность эмоционального тона и благоприятного настроения

развитую волевую регуляцию.

Итак, психологическая устойчивость предстает как сложное качество личности, в котором объединены:

Уравновешенность (равновесие), соразмерность;

стойкость, стабильность (постоянство);

сопротивляемость (резистентность).

Уравновешенность - это способность удерживать уровень напряжения, не выходя за границы приемлемого (не доводя разрушительного стресса). Под стойкостью подразумевается способность противостоять трудностям, сохранять веру в ситуациях фрустрации, а под стабильностью - постоянный уровень настроения . Сопротивляемость - это способность сохранять свободу поведения и выбора образа жизни, это самодостаточность как свобода зависимости (химической, интеракционной или поведенческой, понимаемая как полная поглощенность некоторым видом активности.

В этом наборе составляющих представлены все уровни организации человека, уровни его бытия: биологическое, психологическое и социальное.

Регуляция напряжения, уравновешенность (согласованность) интенсивности мотивации и организменных ресурсов, удержание напряжения в пределах границ оптимума или хотя бы приемлемости - одна из важнейших сторон биологического бытия человека.

Стойкость в преодолении трудностей, сохранение веры в себя, уверенности в себе, своих возможностях, постоянный, достаточно высокий уровень настроения - неотъемлемая часть психической жизни. Способность сохранять постоянный уровень настроения без обращения к психоактивным веществам и быть отзывчивым, чувствительным к разным аспектам жизни, иметь разносторонние интересы, избегать одно-единственной мотивационной доминанты - также важная составляющая психологической устойчивости.

Наконец, нельзя не отметить постоянное межличностное взаимодействие, включенность во множество социальных связей, открытость воздействию, с одной стороны, а с другой - сопротивляемость излишне сильному взаимодействию. Последнее может нарушить необходимую личностную автономность, независимость в выборе формы поведения, целей и стиля деятельности, образа жизни, помешает слышать свое Я, следовать своим направлениям, выстраивая свой жизненный путь.

Говоря другими словами, в психологическую устойчивость входит способность находить баланс между конформностью и автономностью и удерживать этот равновесие.

Таким образом, психологическая устойчивость - это качество личности, отдельными аспектами которого являются уравновешенность, стабильность, сопротивляемость. Оно позволяет противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях.

Психологическую устойчивость поддерживают внутренние (личностные) ресурсы и внешние (межличностная, социальная поддержка). Это довольно большой перечень факторов, относящихся к личностным особенностям и социальной среде.

Факторы социальной среды:

поддерживающие самооценку

способствующие самореализации

поддерживающие адаптивные потенциалы и энергетические ресурсы организма

психологическая поддержка социального окружения (эмоциональная поддержка близких, друзей, сотрудников, их конкретная помощь в делах и т.п.)

Личность

сознание личности:

вера в разных ее формах и проявлениях (вера в достижимость поставленных целей, религиозная вера, вера в общие цели)

понимание, ощущение смысла жизни, осмысленность деятельности и поведения

достаточно определенное осознание социальной принадлежности к определенной группе.

Отношения личности (в том числе к себе)

оптимистическое, активное отношение к жизненной ситуации в целом

философское (иногда ироничное) отношение к трудным ситуациям

согласованность Я-воспринимаемого и Я-желаемого

достаточно высокая самооценка

уверенность, независимость в отношениях с другими людьми, отсутствие враждебности, доверие к другим

Когнитивная сфера:

понимание жизненной ситуации и возможность ее прогнозирования

рациональные суждения в интерпретации жизненной ситуации (отсутствие иррациональных суждений)

адекватная оценка величины нагрузки и своих ресурсов

структурированный опыт преодоления трудных ситуаций

Эмоциональная сфера:

доминирование стеничных позитивных эмоций

переживание успешности самореализации

желаемое эмоциональное насыщение от межличностного взаимодействия, переживание чувства сплоченности, единства

Поведенческая (и деятельностная) сфера:

поведенческая активность

эффективная волевая регуляция

использование эффективных способов преодоления трудностей

Коммуникативная сфера:

открытое общение, принятие других такими, какие они есть (терпимость)

устойчивые, удовлетворяющие индивида межличностные роли

удовлетворяющий статус в группе и социуме

выраженное чувство общности (в адлеровском смысле)

в этом списке перечислены положительные полюсы качеств и факторов. При благоприятном влиянии факторов (положительных полюсах качеств) доминирующее психическое состояние - резистентное, а доминирующее настроение - гармоничное (устойчивое, повышенное, оптимистичное). При неблагоприятном влиянии доминирующее состояние - состояние дезадаптации, стрессовое или депрессивное (апатия, уныние или высокое напряжение, тревога и т.д.) и дисгармоничное настроение (неустойчивое, сниженное, тревожное).

Например, если факторы социальной среды поддерживают самооценку, адаптивные потенциалы и энергетические ресурсы организма, способствуют самореализации, получению психологической поддержки, то все это в целом способствует возникновению гармоничного настроения и поддержанию состояния адаптированности. Если же факторы среды снижают самооценку адаптивные потенциалы и энергетические ресурсы организма, ограничивают самореализацию, лишают человека эмоциональной поддержки, то все это способствует возникновению дисгармоничного настроения и появлению состояния дезадаптированности.

Мы считаем, что непродуктивно рассматривать настроение как один из видов состояния. Настроение - относительно устойчивый компонент психических состояний, основное звено взаимосвязи структур личности с различными компонентами психических состояний (чувствами и эмоциями, переживаниями событий, происходящих в духовной, социальной и физической жизни личности, психическим и физическим тонусом индивида).

Перечисленные выше основные составляющие психологической устойчивости личности не охватывают весь базис психологической устойчивости. В ее поддержании так или иначе участвуют все сферы личности. На уровне темперамента особенностью, предрасполагающей к возникновению неустойчивости, является повышенная эмоциональность.

В эмоциональной сфере важны, кроме перечисленных, тревожность, склонность к агрессии, гневливость, гипотимность. Существенное влияние оказывает выраженность волевых качеств: настойчивости, энергичности, умения управлять собой.

Важная составляющая психологической устойчивости - позитивный образ Я, в котором, в свою очередь, существенную роль играет позитивная групповая идентичность личности. В период резких социально-экономических изменений значимость опор психологической устойчивости возрастает, в частности, это проявляется в том, что обостряется потребность в групповой принадлежности. Группы с разной степенью успешности выполняют ценностно-ориентационную и защитную функции для большинства людей.

Удовлетворить эту потребность в наибольшей степени способны межпоколенные общности - семья и этнос.

Семья играет особую роль в жизни каждого человека. Семейные отношения имеют огромное значение для развития личности, достижения социальной зрелости. Семейное воспитание в значительной степени определяет образ жизни детей на всю их будущую жизнь, стиль отношений в их собственных семьях. Оно закладывает внимательное или пренебрежительное отношение к вопросам психической саморегуляции, навыкам здорового образа жизни, умениям налаживать конструктивные, благоприятные межличностные отношения. Семья может оказывать целительное воздействие на каждого своего члена, давать эмоциональную поддержку, не заменимую ничем. Но атмосфера семьи может оказывать и негативное воздействие на душевное равновесие личности, снижать эмоциональный комфорт, усугублять внутриличностные конфликты, порождать дисгармонию личности, ослаблять ее психологическую устойчивость.

Можно выделить индивидуальные особенности, предрасполагающие к снижению устойчивости:

повышенная тревожность

гневливость, враждебность (особенно подавляемые), агрессия, направленная на себя

эмоциональная возбудимость, нестабильность

пессимистическое отношение к жизненной ситуации

замкнутость, закрытость

Важную роль во всей совокупности явлений преодоления играет тревога. Приспособительное значение тревоги заключается в том, что она сигнализирует о непознанной опасности, побуждая к ее поиску и конкретизации. Поскольку отвлечение внимания влияет на осуществляемую деятельность, то активно побуждающая функция тревоги может лежать в основе «беспорядочного поведения» или дезорганизующего влияния тревоги на деятельность. (Вилюнас, Астапов, 1983) Тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальных при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному типу при повышенной тревожности. Тревожность - устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и константные формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлений. Как и любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающий когнитивный, эмоциональный и операциональный аспекты при доминировании эмоционального.

Возникновение и закрепление тревожности связаны с неудовлетворением ведущих возрастных потребностей ребенка, которые приобретают гипертрофированный характер. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте, опосредуясь особеностями «Я-концепции», отношения к себе. До этого она является производной широкого круга семейных нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму «замкнутого психологического круга», ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существую определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики тревожности» являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей.

Тревога и тревожность обнаруживают связь с историческим периодом жизни общества, что отражается в содержании страхов, характере «возрастных пиков» тревоги, частоте, распространенности и интенсивности переживания тревоги, значительном росте количества тревожных детей и подростков в нашей стране в последнее десятилетие.

Тревога как состояние оказывает в основном отрицательное влияние на результаты деятельности детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов, в старшем подростковом - раннем юношеском возрастах может носить также и мобилизующий характер.

Тревожность как личностное образование может выполнять в поведении и развитии личности детей и подростков мотивирующую функцию, подменяя собой действия по другим мотивам и потребностям. Влияние тревожности на развитие личности, поведение и деятельность ребенка и подростка может носить как негативный так и до некоторой степени позитивный характер, однако и в последнем случае оно имеет жесткие ограничения, обусловленные выраженной адаптивной природой этого образования.

Психологическую устойчивость снижают также затруднения самореализации, восприятие себя неудачником; внутриличностные конфликты; телесные расстройства. Существенным фактором в снижении устойчивости является тип А. (с.19 в док. «29С.»)

Поскольку социальная среда (макросреда и микросреда) - основная среда существования личности, то принципиально важной является психологическая устойчивость в межличностном взаимодействии. В плане межличностного взаимодействия на передний план выходит уверенность (ассертивность), способность к уверенному (самоутверждающему) поведению. Уверенность проявляется в умении выражать свои мысли и чувства в социально приемлемой форме, т.е. не унижая при этом достоинства других; в готовности принимать на себя ответственность за свои действия; в конструктивном подходе к решению проблем; в стремлении не ущемлять чужие интересы. Цель уверенного поведения - самоактуализация. Уверенный человек может высказывать свои пожелания или просьбы к другому человеку изменить что-либо, он способен говорить об этом прямо и выслушивать несогласие или возражения, не теряясь.

Дефицит уверенности проявляется в агрессивности или неуверенном поведении. Для агрессивного поведения характерна тенденция выражать свои мысли, чувства и желания в форме требований и приказов, обвинений и оскорблений; стремление перекладывать ответственность за свои действия на других, подавлять иные мнения и утверждать свою точку зрения как определяющую при решении проблем, делать выбор за других. Цель агрессивного поведения - принуждение и наказание. Неуверенное поведение чаще всего реализуется в форме пассивно-агрессивного поведения, которому свойственны:

неумение или нежелание прямо выразить свои мысли и чувства

непризнание ответственности за свои действия путем избегания выбора, предоставление этого права другим

жертвование своими интересами при решении проблем

боязнь задеть чужие интересы из-за внутренней, часто неосознаваемой убежденности во враждебности окружающего мира.

Кроме того, целью неуверенного поведения во многих случаях становится манипулирование, т.е. попытки скрыто управлять мыслями и чувствами окружающих и подчинять их интересы своим интересам. Неуверенность и агрессивность - не противоположные качества - это две разные формы проявления дефицита уверенности в себе. Эмпирические исследования показали, что пассивность и неуместная агрессивность связаны с тревогой и враждебной установкой по отношению к окружающим людям. Оба этих поведенческих паттерна негативно сказываются на психическом и физическом здоровье индивида, на благополучии и здоровье его семьи и другого близкого окружения. Психологически устойчивый человек способен удерживать баланс между силой собственного влияния и чувствительностью к влиянию со стороны. Вера в магические силы означает полное непринятие ответственности за себя, ожидание волшебных преображений и помощи магических сил в решении жизненных задач.

Доминантами активности в аспекте психологической устойчивости личности могут быть все виды активности: познавательная, деятельностная, коммуникативная. Каждая доминанта существует одновременно и как определенная направленность сознания. Можно выделить следующие виды направленности:

1. направленность на познание и самопознание. Она проявляется в готовности повышать свою психологическую компетентность, находить средства для самосовершенствования, обучаться приемам саморегуляции.

2. направленность на деятельность: трудовую, общественную, спортивную, поглощенность своим хобби. Достижения в различных видах деятельности - убедительное свидетельство успешности самореализации, они повышают самооценку и самоуважение. Состояние вдохновения производит саногенное влияние на многие сферы психики.

3. Интеракционная направленность - это направленность на межличностное взаимодействие или усиление социальных связей, социального влияния. Имеет два подвида: просоциальный (любовь, альтруизм, жертвенность, служение другим людям); асоциальный (эгоизм, иждивенчество, манипуляция другим (-и) , властвование без ответственности за судьбы других) Рассмотренные виды направленности (установки) различаются по степени ответственности, которую личность принимает на себя, - ответственность за свои поступки и свою жизнь в целом, за свою судьбу, за собственную индивидуальность, уникальность, неповторимость.

Все названные доминанты перестают быть опорой устойчивости, если акцент на них становится излишне сильным. Вера в себя становится самоуверенностью, отгораживает человека от других и неизбежно порождает внутриличностный конфликт. Фанатическая религиозная вера переводит всю активность в русло борьбы за чистоту веры, толкает к нетерпимости, ненависти к иноверцам, агрессивному поведению. Саморазвитие становится сверхценностью, человек начинает игнорировать другие стороны самореализации, забывает о том, что развитые личные качества должны быть для чего-то использованы, должны служить достижению значимых целей. Увлеченность деятельностью перерастает в трудоголизм. Альтруистическая интеракционная установка приводит к растворению в другом человеке и потере своего Я, манипулятивная интеракционная установка переходит в патологическое влечение к власти и тоже деструктивно влияет на личность. Заострение магической направленности сознания вызывает страх перед потусторонним, парализует волю, блокирует любое проявление самостоятельности.

Снижение психологической устойчивости увеличивает риск возникновения зависимости. Никифоров Г.С. выделяет три основных группы психологических зависимостей: химическая, акцентуированная активность, интеракционная зависимость.

Возникает зависимость при выходе эмоциогенных событий за границы оптимума - их дефиците или пресыщении. Понятно, что особо значимы положительные эмоции в плане их желательности и необходимости. Чем уже у данного человека границы оптимума (как индивидуальная характеристика), тем меньше психологическая устойчивость. Психоактивный препарат (алкоголь, наркотик, токсикант) оглушает и тем самым снижает значимость событий при их пресыщении. Переключаясь на эйфорические переживания, отвлекаясь от реальных событий, индивид субъективно отдаляет их от себя, уменьшая число значимых событий. Например, алкогольное опьянение облегчает совершение поступков, находящихся под гнетом самоконтроля. Алкоголь производит релаксационный эффект. Понижая уровень возбуждения в коре головного мозга, он ослабляет переживания тревоги, ослабляет страх, неудовлетворенность собой, удаляет чувства вины, зависти, стыда, обиды, снижает эмоциональный дискомфорт.

К интеракционной зависимости предрасполагают снижение самодостаточности, аутентичности при дефиците самоидентификации, ослабление чувства социальной принадлежности к определенной, достаточно отчетливо очерченной группе. Фрустрированная потребность принятия другими, недостаточный авторитет в значимом кругу, пониженное уважение и самоуважение подталкивают индивида к более глубокому погружению в интеракцию.







2024 © gtavrl.ru.