Подводные камни для будущих владельцев.


12 августа 2004 года на конференции QuakeCon в Техасе свершилось очередное громкое событие, сильно всколыхнувшее всю IT-индустрию, и так не дремлющую в последние месяцы. Калифорнийская компания NVIDIA Corporation представила новые решения линейки GeForce 6 Series - GeForce 6600 и GeForce 6600GT. Казалось бы, после презентации 6800 и первых результатов тестирования удивить общественность чем-то еще - задача невероятная. Однако NVIDIA это оказалось по силам. На сей раз полигоном для сенсации явился middle-end сектор рынка видеоакселлераторов.

Из нововведений следует отметить переход на 0,11 - мкм техпроцесс (против 0,13 у 6800 Series), 128Bit шину памяти, уменьшенное количество пиксельных и вершинных конвееров - до 8-ми и 3-х соответственно, также сокращенное до 146 млн число транзисторов, и интерфейс PCI-Express x16. Кстати, стоит отметить, что это первые карты NVIDIA, у которых реализована нативная поддержка PCI-Express. Что же касается поддержки AGP 8Х, то для этого потребуется оснащение плат мостом HSI, что, собственно, в полной мере оправдает данную разработку. По поводу технологий следует отметить то, что новая линейка поддерживает все радости GeForce 6800 Series - и Intellisample 3.0, и UltraShadow II, и пиксельные и вершинные шейдеры 3.0 версии, впрочем, ниже мы приведем полную таблицу.

Читайте так же: Abit AA8 DuraMax: Intel 925X MSI 915P Neo2: Intel 915P Asus P5AD2 Premium: Intel 925X Asus P5GD2 Deluxe: Intel 915P GBT 8GPNXP-Duo: Intel 915P Kingmax DDR2-533 Intel Pentium4 LGA775 PCI-E VGA Roundup MSI RX600XT и PCX5750 GBT GeForce PCX 5900

Пока же рассмотрим ситуацию внутри самой линейки. Основные отличия 6600GT от 6600 - это, в первую очередь, используемый стандарт памяти - на 6600GT установлена GDDR3; штатная частота GPU, которая у 6600GT составляет 500MHz против 300 MHz у 6600; и поддержка технологии NVIDIA SLI, которая присутствует на GeForce 6600GT. Последнее можно отдельно обозначить как особенно привлекательную сторону нового решения, ибо теперь SLI доступна не только в секторе high - end; так что покупатели, изначально нацеливающиеся на middle, смогут вкусить все прелести сией технологии.

Что же касается цены, а именно это всегда очень сильно волнует любого потребителя продукции mainstream - сектора, то и здесь все очень и очень радужно. Рекомендованная цена составляет 150 у.е на GeForce 6600 и 200 у.е. на GT версию.

То есть, мы получаем прекрасную производительность за более чем скромные вложения - настоящее раздолье для геймеров (не зря презентация новых решений прошла под девизом "Play DOOM3 The Way It’s Meant To Be Played" - впрочем, насколько это соответствует истине, мы подробно выясним в процессе нашего тестирования), и компьютерных энтузиастов!

Сегодня мы будем рассматривать флагмана новой линейки - GeForce 6600GT.

Карта NVIDIA GeForce 6600GT
Кодовое наименование чипа NV43
Техпроцесс 0,11
Число транзисторов 146 млн
Шина памяти 128 Bit (GDDR3) / 16 Гб/с
Интерфейс PCI-Express x16
Память 128Mb
Частота чипа 500MHz
Частота памяти 500MHz(1000MHz DDR)
Число вершинных конвейеров 3
Число пиксельных конвейеров 8
Версия вершинных программ 3.0
Версия пиксельных программ 3.0
Поколение DirectX 9.0+
Поддержка SLI +
Число выходов на дисплей 2
Общие оптимизации 32-битная точность вычислений с плавающей запятой,
64-битная текстурная фильтрация и смешение,
MPEG4/WMV-декодирование,
Адаптивный деинтерлейсинг,
встроенный видеопроцессор;
поддержка технологий:
CineFX 3.0,
Intellisample 3.0,
UltraShadow II,
NVIDIA® nView,
DVC 3.0,
NVIDIA HPDR,
VMR,
MRT.
RAMDAC 2x400 MHz

Среди уже анонсированных на сегодняшний день PCI-E решений middle-end сектора рынка видеопроцессоров конкурентами 6600 Series можно назвать PCX5900/5750 и RX600XT/PRO от компании ATi Technologies. Впрочем, эти видеокарты следует рассматривать лишь как "первый блин" PCI-E, на котором компании обкатывали новую технологию. Насколько этот "блин" вышел комом - будет видно в процессе тестирования.

"За компанию" в список тестируемых видеокарт была включена и RX300 SE - "привет из low-end сектора" :-) Т.е. мы включили в тестирование абсолютно все анонсированные PCI-E карты.

Напомним вам краткие характеристики вышеобозначенных видеокарт:

Карты ATI RX600XT ATI RX600Pro NVIDIA GeForce PCX5750 NVIDIA GeForce PCX5900
Кодовое название RV380 RV380 NV36 NV35
Технология чипа 256 бит
Техпроцесс 0,13 мкм low-k 0,13 мкм
Шина памяти 128 бит (DDR) 128 бит (DDR) 128 бит (DDR) 256 бит (DDR)
Шина PCI-Express x16
Память 128/256 Мбайт
Частота чипа 500 МГц 400 МГц 425 МГц 350 МГц
Частота памяти 330 МГц
(660 DDR)
300 МГц
(600 DDR)
250 МГц
(500 DDR)
275 МГц
(550 DDR)
Число пиксельных конвейеров 4 4 4 4(8)
Число текстур на конвейер 1 1 1 2(1)
Число текстур на текстурный блок 16 16
Версия вершинных программ 2.0 2.0+
Версия пиксельных программ 2.0 2.0+
Поколение DirectX 9.0
Число выходов на дисплей 2

А теперь пришла пора произвести детальный осмотр новинки.

Дискретные видеокарты в ноутбуках - не новинка, однако решают множество проблем. Например, пользователь желает не только работать в ноутбуке, но и играть в различные компьютерные игры. Для этих целей необходима дискретная карта, так как встроенные графические процессоры не имеют ресурсов справляться с подобными нагрузками.

AMD Radeon 6600m and 6700m series: характеристики (общие)

Приставка "М" в конце названия каждой видеокарты означает "мобильная", то есть может использоваться только в ноутбуках. Обе видеокарты обладают 40-нанометровым технологическим процессом, ядро которого носит название Turks. Интерфейс подключения PCI Ex 2.1х16. Оба графических процессора способны поддерживать до шести мониторов, причем для этого не нужны специальные программы или драйвера - все зависит от поддержки аппаратного обеспечения. 128-битная шина позволяет поддерживать высокую пропускную способность.

По типу видеопамяти обе поддерживают формат GDDR5, а оперативная память идет в формате DDR3. Частота памяти ОЗУ составляет 900 мегагаерц, а скорость около двух гигабит в секунду. У видеопамяти частота работы достигает 800 мегагерц, а 128-битная шина увеличивает пропускную способность памяти до 57,6 гигабит в секунду. AMD Radeon 6600m and 6700m series, характеристики которых демонстрируют разгон скорости видеопамяти до 3,6 гигабит в секунду, только в паре с мощной оперативной памятью могут показать качественное изображение.

Отличия в характеристиках

ATI Radeon 6600m and 6700m series: их характеристики расходятся в частоте графического ядра. У модели 6600m она составляет 500 мегагерц, а у 6700m она чуть больше - 725 мегагерц.

Математический блок

AMD Radeon 6600m and 6700m series: характеристики, касательно математического блока - обе карты выдают около 800 потоковых процессоров. Имеется текстурные блоки в количестве 40 штук, а также 16 цветовых блоков растеризации.

Графические возможности

AMD Radeon 6600m and 6700m series: характеристики, поддерживаемые DirectX 11, заключают в себе новую версию "Модель Шейдеров" пятой версии и Direct Compute 11. Также есть поддержка программирования блока аппаратной тесселяции, которая позволяет насладиться более реалистичным изображением, нежели без него. Есть возможность ускоренной многопоточности и усовершенствования обработки текстур. Также имеется прозрачность, которая независима от порядка.

Видеокарта AMD Radeon 6600m and 6700m series, характеристики которой обладают технологией OpenGL 4.1, имеет возможность повышенного качества изображения. Такая технология включает в себя 24-кратную возможность сглаживания объектов и адаптированную обработку.

Технология AMD Eyefinity у AMD Radeon 6600m and 6700m series по характеристикам поддерживает до шести мониторов, обладающих общим разрешением, частотой обновления кадров, цветовой гаммой и видеоналожением. Есть возможность выставить мониторы таким образом, чтобы они выглядели, как один экран, тогда изображение будет поделено на шесть мониторов, так группа мониторов будет выглядеть как один большой дисплей.

Видеокарта AMD Radeon 6600m and 6700m series, характеристики которой демонстрируют наличие технологии CrossFireX, позволяет использовать несколько графических процессоров, одним словом - это аналог SLI от NVidia. Также имеется поддержка OpenCL 11.

AMD Radeon 6600m and 6700m series: описание поддерживаемых технологий

Первая технология, которая стала новой для серии видеокарт данного производителя - это ускоренная кодировка, перекодирование и растяжение видеоряда.

Оба графических процессора воспроизводят видео во всех современных форматах и Adobe Flash Player девятой версии.

Технологии усовершенствованного качества изображения включают в себя улучшенную постобработку и масштабирование, также можно отметить цветокоррекцию и автоматическую настройку контрастности. Повышенная яркость белого цвета и расширенный диапазон синего. Независимая технология постепенного перехода от одного тона к другому. Постоянное автоматическое регулирование диапазона видео. Поддерживает одновременно два потока воспроизведения в 1080 точек.

Следующая технология именуется AMD 3D, в которой идет полная поддержка стереоочков и трехмерного изображения на мониторе. Также обладает поддержкой трехмерных игр, и может работать с ПО стерео других производителей с 3D-системами.

Стоит отметить технологию автоматического регулирования питания AMD PowerPlay, которая экономит электроэнергию за счет автоматического распределения питания в покое. Грамотно распределяет нагрузку при работе со множеством карт.

Последняя технология - это встроенный контроллер, который называется HD-аудио. Через канал HDMI можно наслаждаться объемным звуком с защищенного выходного канала 7.1, который не требует подключения дополнительных кабелей. Эта технология воспроизводит аудио во всех известных форматах высокого качества.

Как и десктопные видеокарты, мобильные тоже подвергаются износу и загрязнениям. По этим причинам стоит раз в несколько месяцев заменять термопасту, так как она влияет на нагрев чипа видеопамяти. Далее необходимо прочищать кулер видеокарты не реже, чем раз в полгода, потому что скопление пыли может негативно сказаться на температуре чипа. Драйвера на данную видеокарту лучше устанавливать с диска или скачивать с сайта производителя.

Начало осени… Как и 5 лет назад, когда прозвучал анонс первого продукта с аппаратной поддержкой T&L - GeForce256, сегодня мы встречаем новинки от NVIDIA. Конечно, это не High-End, но менее интересным анонс от этого не становится. Собственно, анонс был еще в августе, однако тогда были представлены лишь характеристики видеокарт, а теперь мы, как и многие другие СМИ, имеем возможность показать, на что способны новейшие изделия для Middle-сектора трехмерных акселераторов.

До последнего времени в этом сегменте рынка лидерство держали продукты от ATI: RADEON 9600/PRO/XT, X600PRO/XT, обходя своих соперников в лице NVIDIA GeForce FX 5700/Ultra, PCX5750/5900 по скорости в современных играх с активным использованием шейдерных технологий. И только лишь спущенный «сверху» в этой сегмент FX 5900XT смог стать популярным и потеснить гегемонию канадских изделий. И вот теперь…

«Налу уже в пути за главным призом… Руби придется держать оборону… »

Да, не случайно в качестве героинь были взяты русалка и отважная девушка из соответствующих демо-программ NVIDIA и ATI, демонстрирующих новые технологии (SM3.0 от NVIDIA и 3Dc/SM2.0b от ATI). Новинки от калифорнийской компании, которые мы будет сегодня изучать, поддерживают шейдеры версии 3.0 в полном объеме, как и свои старшие собратья.

Отдаст ли Руби свой королевский алмаз нагоняющей ее Налу? Ведь вскоре предстоит анонс и новинок от ATI в этом же секторе видеокарт. Каков будет исход битвы? - Пока не знаем. Думаю, что материал по RV410 будет не менее интересным и захватывающим. Но пока мы абстрагируемся от этого и рассмотрим NV43 (GeForce 6600GT/6600) так, как если бы эти карты уже вышли в широкую продажу. Соответственно, конкурентами им станут те акселераторы, что имеют ныне популярность в сегменте цен от 150 до 200 долларов США. И, конечно, те видеокарты, на замену которым идут новинки.

Забегая вперед, отметим, что NV43 имеет встроенную поддержку интерфейса PCI-Express (далее PCX), поэтому AGP-продукты без комплекта с мостом HSI невозможны. А следовательно, они будут дороже в производстве и выйдут позже своих PCX-аналогов (если выйдут - ведь все будет зависеть от спроса). Это является существенным минусом новинок на сегодня, поскольку PCX-сектор только-только начинает свое развитие, и спрос на такие платформы пока минимален. Поэтому, каким бы замечательным ни был новый продукт, он обречен с самого начала на относительно малый спрос в Retail рынке виду того, что апгрейд с AGP-платформы на PCX пока имеет сомнительные выгоды. С другой стороны, OEM рынок и сборщики ПК, особенно зарубежные, не преминут наладить выпуск моделей с не такими дорогими, как топовые, но по прежнему полностью соответствующими современным потребностям DirectX PCX решениями.

Кроме того, кто знает, может как раз выход интересных и выгодных с точки зрения соотношения цена-скорость видеокарт может подстегнуть интерес к PCX в целом. В общем, время покажет. И не будем забывать, что у ATI ее RV410 выйдет также с родной поддержкой только PCX, а у канадской компании нет собственных двусторонних мостов AGPPCX, и поэтому ей будет практически невозможно реализовать новинки на AGP-шине. Впрочем, в этом секторе уже и так тесно, и есть много различных сходных по производительности решений из ранее выпущенного или выпускаемого ныне.

Нам было весьма интересно сравнить не только карты на одном интерфейсе, но и AGP- и PCX-варианты между собой. Это сделать, конечно же, очень сложно, поскольку платформы значительно отличаются. Однако мы помним, что находимся в секторе Middle-End, где современным процессорам вполне по плечу вызвать 100%-ную загрузку ускорителя, и производительность после определенного разрешения не так сильно зависит от платформы. Ниже вы узнаете, что вышло из наших кросплатформенных исследований.

А теперь вернемся к объектам сегодняшнего анализа: NVIDIA NV43 или GeForce 6600GT/6600 (линейка пока состоит из двух карт, отличающихся между собой лишь частями).

Официальные спецификации GeForce 6600GT/6600 (NV43)

  1. Кодовое имя чипа NV43
  2. Технология 110нм (TSMC) (!)
  3. 146 миллионов транзисторов
  4. FС корпус (перевернутый чип, без металлической крышки)
  5. 128 бит двуканальный интерфейс памяти (!)
  6. До 256 мегабайт DDR/GDDR2/GDDR3 памяти
  7. Встроенный в чип PCI Express16х шинный интерфейс
  8. Возможность трансляции интерфейса в APG 8х с помощью двустороннего PCI ExpressAGP моста HSI
  9. 8 Пиксельных процессоров, по одному текстурному блоку на каждом с произвольной фильтрацией целочисленных и плавающих текстур (анизотропия степени до 16х включительно).
  10. 3 Вершинных процессора, по одному текстурному блоку на каждом, без фильтрации выбираемых значений (дискретная выборка)
  11. Вычисление, блендинг и запись до 8 полных (цвет, глубина, буфер шаблонов) пикселей за такт (эксперимент показывает - до 4-х)
  12. Вычисление и запись до 16 значений глубины и буфера шаблонов за такт (если не производятся операции с цветом) (эксперимент показывает - до 8-х)
  13. Поддержка "двустороннего" буфера шаблонов
  14. Поддержка специальных оптимизаций прорисовки геометрии для ускорения алгоритмов теней на основе буфера шаблонов (т.н. технология Ultra Shadow II) в частности широко используемых в движке Doom III
  15. Все необходимое для поддержки пиксельных и вершинных шейдеров версии 3.0, включая динамические ветвления в пиксельных и вершинных процессорах, выбор значений текстур из вершинных процессоров и т.д.
  16. Фильтрация текстур в плавающем формате
  17. Поддерживается буфер кадра в плавающем формате (включая операции блендинга)
  18. 2 RAMDAC 400 МГц
  19. 2 DVI интерфейса (требуются интерфейсные чипы)
  20. TV-Out и TV-In интерфейс (требуются интерфейсные чипы)
  21. Программируемый потоковый видеопроцессор (для задач компрессии, декомпрессии и постобработки видео)
  22. 2D ускоритель с поддержкой всех функций GDI+
  23. Встроенный мониторинг температуры и энергопотребления

Спецификации референсной карты GeForce 6600 GT

  1. Частота ядра 500 МГц
  2. Эффективная частота памяти 1 ГГц (2*500 МГц)
  3. Шина памяти 128 бит
  4. Тип памяти GDDR3
  5. Объем памяти 128 мегабайт
  6. Пропускная способность памяти 16 гигабайт в сек.
  7. Теоретическая скорость закраски 4 гигапикселя в сек.
  8. Теоретическая скорость выборки текстур 4 гигатекселя в сек.
  9. Один VGA (D-Sub) и один DVI-I разъем
  10. TV-Out
  11. Потребляет до 70 Ватт энергии (т.е. на PCI-Express карте разъем для дополнительного питания не нужен, рекомендован источник питания суммарной мощностью 300 или более Ватт)

Список карт, ныне выпущенных на базе NV43:

  • GeForce 6600GT: 500/500 (1000) MHz, 128MB GDDR3, PCI-Express x16, 8 пиксельных и 3 вершинных конвейеров ($199) - конкурент NVIDIA GeForce PCX5900, ATI RADEON X600 XT(?), а также будущих решений ATI (RV410);
  • GeForce 6600: 300/250-300 (500-600) MHz, 128/256MB DDR, PCI-Express x16, 8 пиксельных и 3 вершинных конвейеров ($149) - конкурент NVIDIA GeForce PCX5750, ATI RADEON X600 PRO (X600 XT?).

Общая схема чипа

Особые архитектурные отличия от NV40 не заметны, что, впрочем, не удивительно – NV43 является масштабированным (путем уменьшения числа вершинных и пиксельных процессоров и каналов контроллера памяти) решением, основанным на архитектуре NV40. Отличия количественные (на схеме выделены жирным), а не качественные – с точки зрения архитектуры чип практически не изменился.

Итак, в наличии 3 (было 6) вершинных процессоров, и два (было четыре) независимых пиксельных процессора, каждый из которых работает с одним квадом (фрагментом 2х2 пикселя). Интересно, что на сей раз, PCI Express стал нативным (т.е. реализованным на чипе) шинным интерфейсом, а AGP 8х платы будут содержать дополнительный двусторонний мост PIC-E AGP (показан пунктиром) уже подробно описанный нами ранее.
Кроме того, отметим очень важный ограничивающий момент – двухканальный контроллер и 128 битную шину памяти – этот факт мы подробно обсудим и исследуем далее.

Архитектура вершинных и пиксельных процессоров, видеопроцессора осталась прежней – эти элементы были детально описаны нами в обзоре GeForce 6800 Ultra (ссылка). А теперь, поговорим о потенциальных количественных и качественных изменениях по отношению к NV40:

Теоретические соображения о том, что и как было урезано

В целом, на данный момент, мы получаем следующую линейку решений на базе архитектур NV4X и R4XX:

Pixel/
Vertex

Полоса памяти

Fillrate
Mpix.

Частота ядра

256 (4 х 64)
GDDR3 1100

256 (4 х 64)
GDDR3 1000

256 (4 х 64)
DDR 700

256 (4х64)
DDR 700

128 (2х64)
GDDR 3 1000

128 (2х64)
DDR 500-600-700

256 (4 х 64)
GDDR3 1000

256 (4 х 64)
GDDR3 1100

256 (4 х 64)
DDR 700

256 (4х64)
DDR (?)

X 700 PRO / SE *

128 (2х64)
?

На базе предыдущего поколения архитектуры

*) данные основаны на непроверенных слухах (форум beyond3d и другие неофициальные сетевые источники), вскоре эти продукты будут анонсированы официально.

Если 6800 Ultra, GT и просто 6800 выглядят достаточно сбалансированными по соотношению полосы памяти и скорости закраски решениями, то 6800LE будет чаще упираться в недостаточную скорость закраски - полоса памяти там с избытком, а обе модели 6600 будут в первую очередь страдать из-за недостатка полосы пропускания. Пиковая скорость закраски 6600 GT составляет почти 2/3 от скорости 6800 Ultra, в то время как пропускная способность памяти более чем вдвое ниже, и это, без учета потенциально уменьшенных кэшей и двуканального контроллера памяти.

Таким образом, можно предсказать, что слабым местом семейства 6600 будут большие разрешения и режимы с полноэкранным сглаживанием, особенно на простых приложениях, а сильным - программы с длинными и сложными шейдерами и анизотропная фильтрация без одновременного MSAA. Далее, мы проверим это предположение игровыми и синтетическими тестами.

Сложно сейчас судить насколько оправданным был ход с 128 битной шиной памяти - с одной стороны это удешевляет корпус чипа и уменьшает число бракованных чипов, с другой стороны, разница в цене печатной платы для 256 бит и 128 бит не велика, и с избытком компенсируется разницей в цене обычной DDR и пока дорогой высокоскоростной GDDR3 памяти. Вероятно, с точки зрения производителей карт решение с 256 бит шиной было бы более удобным, как минимум, если бы у них была возможность выбора, а с точки зрения NVIDIA производящей чипы и зачастую продающей с ними в комплекте память, более выгодно 128 бит решение в комплекте с GDDR3. Другое дело, как это скажется на скорости - ведь на лицо потенциальное ограничение отличных возможностей чипа (8 конвейеров, 500 МГц частота ядра, и это еще не предел) из-за значительно урезанной пропускной полосы памяти:

DDR 700 × 256 бит = 22,4 Гигабайт против GDDR3 1000x128 бит = 16 Гигабайт.

Особенно беспокоит этот факт на фоне слухов о старшей модели X700, которая будет снабжена 256 битной памятью.

Впрочем, заметим, что и суффикс Ultra NVIDIA пока что приберегла - учитывая большой разгонный потенциал технологии 110 нм, можно ожидать появление карты с частотой ядра порядка 600 МГц или чуть менее, памятью 1100 или даже 1200 (в будущем) и названием 6600 Ultra. Вот только какова будет ее цена? В дальней перспективе, можно прогнозировать появление обновленного, 256 битного варианта Mainstream решения, мысленно назовем его NV46 оптимизированного по производительности, с 8 или даже 12 конвейерами и 256 битной шиной.

Вершинные и пиксельные процессоры в NV43, судя по всему, остались неизменными, а вот внутренние кэши могли быть уменьшены, пропорционально числу конвейеров. Впрочем, число транзисторов не дает особых поводов для беспокойства - учитывая не столь большие размеры кэшей было бы разумнее оставить их такими же как у NV40, скомпенсировав тем самым заметный недостаток пропускной полосы памяти. Вполне возможно, что достаточно крупный по транзисторам массив ALU, осуществляющих постобработку, проверку, генерацию Z и блендинг пикселов для записи результатов в буфер кадра также был уменьшен на каждом конвейере по сравнению с NV40 - все равно уменьшенная полоса памяти не позволит записать 4 полных гигапикселя в секунду, и потенциал закраски (8 конвейеров на 500 МГц) будет полноценно использоваться только на более-менее сложных шейдерах, с более чем двумя текстурами и сопутствующими шейдерными вычислениями.

Все эти предположения мы проверим в ходе последующих синтетических и игровых тестов.

Перед изучением самой карты приведем список статей, посвященных изучению предыдущих новинок: NV40/R420. Ведь очевидно уже, что архитектура NV43 является прямой наследницей технологий NV40 (после мощности чипа были поделены пополам).

Теоретико-аналитические материалы и обзоры видеокарт, в которых рассматриваются функциональные особенности GPU ATI RADEON X800 (R420) и NVIDIA GeForce 6800 (NV40)

  • NVIDIA GeForce 6800 Ultra (NV40). Часть 1 - особенности архитектуры и синтетические тесты в D3D RightMark (одностраничный вариант)
  • NVIDIA GeForce 6800 Ultra (NV40). Часть 1 - особенности архитектуры и синтетические тесты в D3D RightMark (вариант разбит на страницы)
  • NVIDIA GeForce 6800 Ultra (NV40). Часть 2 - исследование производительности и качества в игровых приложениях (одностраничный вариант)
  • NVIDIA GeForce 6800 Ultra (NV40). Часть 2 - исследование производительности и качества в игровых приложениях (вариант разбит на страницы)
  • Бородинская битва между ATI RADEON X800 XT и NVIDIA GeForce 6800 Ultra - Картина Вторая: 450 МГц у второй и новые тесты у обеих карт (одностраничный вариант)
  • Бородинская битва между ATI RADEON X800 XT и NVIDIA GeForce 6800 Ultra - Картина Вторая: 450 МГц у второй и новые тесты у обеих карт (вариант разбит на страницы)
  • Бородинская битва между RADEON X800 и GeForce 6800: Картина третья - Трилинейная фильтрация (синтетические примеры)
  • Бородинская битва между RADEON X800 и GeForce 6800: Картина четвертая: тесты фильтраций на основе RightMark (одностраничный вариант)
  • Бородинская битва между RADEON X800 и GeForce 6800: Картина четвертая: тесты фильтраций на основе RightMark (вариант разбит на страницы)
  • Бородинская битва между ATI RADEON X800 и NVIDIA GeForce 6800 - Картина Пятая: тесты фильтраций на основе игр (одностраничный вариант)
  • Бородинская битва между ATI RADEON X800 и NVIDIA GeForce 6800 - Картина Пятая: тесты фильтраций на основе игр (вариант разбит на страницы)
  • Обзор PowerColor RADEON X800 PRO Limited Edition, аппаратная переделка X800 PRO в X800 XT Platinum Edition (одностраничный вариант)
  • Обзор PowerColor RADEON X800 PRO Limited Edition, аппаратная переделка X800 PRO в X800 XT Platinum Edition (вариант разбит на страницы)
  • Обзор Leadtek WinFast A400 TDH, Leadtek WinFast A400 Ultra TDH на базе NVIDIA GeForce 6800/6800 Ultra (одностраничный вариант)
  • Обзор Leadtek WinFast A400 TDH, Leadtek WinFast A400 Ultra TDH на базе NVIDIA GeForce 6800/6800 Ultra (вариант разбит на страницы)
  • Бородинская битва между ATI RADEON X800 и NVIDIA GeForce 6800 - Картина Шестая: Фильтрации в играх (продолжение) (одностраничный вариант)
  • Бородинская битва между ATI RADEON X800 и NVIDIA GeForce 6800 - Картина Шестая: Фильтрации в играх (продолжение) (вариант разбит на страницы)
  • Краткий отчет о тестировании FarCry v.1.2 и о первом воплощении Shader 3.0 в реальность
  • Краткий отчет об оперативном тестировании современных 3D-карт в DOOM III (X800PRO/XT, GF6800/GT/Ultra, 9800XT/5950U)
  • Chaintech Apogee GeForce 6800 Ultra на базе NVIDIA GeForce 6800 Ultra - Тестирование в DOOM III с «оптимизациями»

Подчеркну еще раз, что сегодня только 1-я часть, посвященная производительности новинок. Качественные составляющие мы рассмотрим позже во второй части (3D-качество и воспроизведение видео).

Теперь поговорим о карте. Почему у нас в заголовке указаны две карты, а рассматриваем мы фактически одну? Дело в том, что 6600GT и 6600 отличаются друг от друга лишь частотами работы, поэтому мы можем с большой вероятностью сделать эмуляцию GF 6600 путем уменьшения частот у 6600GT. Что мы и сделали. Разумеется, учитывая то, что на серийных GeForce 6600 будет стоять не GDDR3 память, а простая DDR (кроме частот еще и тайминги разные), а также то, что NVIDIA жестко не декларирует частоты работы памяти у таких карт, и могут встречаться клокинги от 250 до 300 МГц по памяти; мы не можем говорить о 100%-ном совпадении наших результатов с теми, что покажут финальные GeForce 6600. Но прикинуть можно. И даже полезно. И поэтому в наших результатах будет показана и GeForce 6600 300/300 (600) МГц (взят предельный случай). Всем понятно, что реальные 6600 покажут производительность НЕ ВЫШЕ той, что у нас на диаграммах, и можно примерно прикинуть, в каких пределах она будет находиться.

Итак, reference card GeForce 6600GT.

Очевидно, что дизайн GF 6600GT уникальный и не похож ни на один предшествующий. Прежде всего, это уменьшение размеров самой карты, что позволяет отсутствие 256-битной шины, влияющей все же на размеры PCB. А также сильное упрощение силового блока способствовало снижению площади PCB (ведь для PCX-карт, потребляющих менее 75Вт, уже не требуется наличия внешнего питания, а это упрощает дизайн). Наш объект при самой максимальной нагрузке потребляет менее 75Вт, поэтому никакие подключения напрямую к БП не требуются.

Несмотря на огромные частоты для 8-ми конвейерного чипа, кулер довольно примитивен.

Можно предположить, что производители таких карт будут проводить эксперименты с использованием своих собственных кулеров, или воспользуются теми наработками, что были ранее сделаны для GeForce4 Ti (GeForce FX 5600/5700).

Сам GPU имеет относительно небольшие размеры своей площадки (понятно, ведь 128-битная шина), и вообще внешне очень похож на GeForce FX 5700. И размеры кристалла почти такие же. Но если у NV36 в эти размеры помещалось всего 4 пиксельных и 3 вершинных конвейера, то в данном случае пиксельных вдвое больше. Все же 0.11 мкм…

Видеокарта обладает важной особенностью, рассчитанной на будущее, а именно поддержкой SLI (то есть, как во времена Voodoo2, существует возможность увеличения суммарной мощности 3D-графики за счет добавления аналогичного акселератора). Для этого на плате в верхней части есть соответствующий разъем для подключения специального шлейфа (или соединителя) к двум видеокартам для синхронизации их работы:

Заканчивая изучение самой карты, отметим, что она обладает поддержкой VIVO, реализованной через Philips 7115 (с таким кодером мы ещё не встречались, поэтому наш бессменный исследователь мультимедийных дополнений или особенностей видеокарт Алексей Самсонов уже в нетерпеливом ожидании протестировать новинку).

Теперь скажем о разгоне. Благодаря оперативности автора RivaTuner Алексея Николайчука, эта утилита уже умеет работать с NV43.

У карты определяется число конвейеров (и пиксельных, и вершинных). На втором скриншоте видим, что у карты работают два quad-а (четверки пиксельных конвейеров).

Так вот, плата смогла работать устойчиво на частотах 590/590 (1180) MHz! . Небывалый потенциал! Я даже могу предположить, что после выхода ATI RV410 NVIDIA выпустит GeForce 6600 Ultra (не зря у старшей модели ныне только суффикс GT).

Карта на таких частотах работала, обдуваемая внешним вентилятором. И вот какие температуры мы увидели:

Да, подчас нагрев ядра достигал 88 градусов, но, как известно, для таких чипов это явно не предел (они могут нагреваться и до 100 градусов). Интересно заметить, что внешний вентилятор практически охлаждал только память, ибо его изъятие не привело к какому-либо росту температуры на ядре.

В фокусе данной статьи одна из лучших видеокарт, популярность которой не снижается на протяжении нескольких лет - GeForce 6600. Буквально за несколько лет технологии в области игровых приложений шагнули так далеко, что большинство пользователей уже и не помнят об устройствах такого класса. Однако есть категория людей, которые предпочитают использовать компьютеры до первой поломки, не подвергая их усовершенствованиям. Именно для этой целевой аудитории и предназначена данная статья.

Читатель узнает, чем так популярен данный видеоадаптер среди пользователей, познакомится с представителями рынка, построенными на базе GeForce 6600, и получит полную информацию тестирования производительности и данные о разгоне данной видеокарты.

Историческая справка

Всё дело в том, что видеоадаптер 6600 был произведён в момент перехода производителей компьютерных комплектующих с одной технологии на другую (шина для видео AGP сменялась на PCI разъём). Соответственно, производитель попытался сесть на два стула: сделать самое быстрое устройство для старой технологии AGP и, не зная тенденций нового рынка, внедрить все доступные на момент изготовления технологии в устройства с новой шиной PCI. Принято считать, что именно с видеоадаптера GeForce 6600 началась эпопея с разгоном графического ядра и шины памяти.

Нельзя сказать, что спустя несколько лет видеоадаптер продолжает занимать топовые позиции, скорее, наоборот, его производительность ничтожно мала для современных игр. Зато с уверенностью можно заявить, что 6600 является самым лучшим решением для владельцев старых компьютеров.

Если говорить о чипсете

Чипсет имеет кодовое название NV43 и существует в нескольких модификациях. Первое разделение идёт по платформам: PCI и AGP. А второе касается непосредственно технических характеристик. Так производитель создал недорогое решение под названием GeForce 6600 LE, наделив его слабыми характеристиками. Выпустил множество базовых модификаций, которые в маркировке не имеют никаких букв, и сделал топовую линейку GT, обеспечив её высокой мощностью. Причём эта самая мощность достигается за счёт увеличения частот памяти и графического ядра - обычный разгон, только выполненный руками производителя.

В средствах массовой информации достаточно много отзывов ИТ-специалистов, которые уверяют, что на самом деле разделение видеоадаптеров по модификациям, отвечающим за производительность, является обычной отбраковкой. Если чипсет способен стабильно работать в жёстком режиме, его маркируют как GeForce 6600 GT. Если чип нестабильно работает, он никак не маркируется, а если при разгоне происходит сильный нагрев, то быть ему недорогой LE модификацией.

Технические характеристики

Технология изготовления чипа NV43 соответствует стандарту 256 бит, имеет техпроцесс 0,11 мкм и включает в себя 143 миллиона транзисторов. Производитель на базе Nvidia GeForce 6600 представил модификации с шиной памяти GDDR и GDDR3. Естественно, такое различие отразилось на производительности видеоадаптеров (фактически разница в пропускной способности у GDRR3 выше в 1,5 раза). устройства составляет 256 Мб, хотя иногда встречаются экземпляры и с 128 мегабайтами на борту.

Реальная частота работы улучшенной модификации составляет 500 МГц, а вот для дешёвых чипов предел установлен в 350 МГц. Все устройства поддерживают DirectX 9.0c, 10 бит на один канал цвета и оборудованы встроенным ТВ-кодером, который использует мощность видеопроцессора для своей работы. Не стоит забывать, что именно шестая модификация от Nvidia начала эпопею с внедрением особых функций в свои аппаратные решения: адаптивная, настоящая трилинейная фильтрация, UltraShadow и тому подобные дополнения.

Прямой конкурент чипсета

Благодаря тому что у компании Nvidia на рынке есть конкурент - ATI, у всех пользователей появилась возможность приобретать компьютерные комплектующие по доступной цене. Относится данное заявление и к видеокарте в обзоре - GeForce 6600, характеристики которой максимально приближены к ATi Pro. Видеоадаптер конкурента имеет меньшую частоту графического ядра (425 МГц) и заниженную частоту памяти (800 МГц), однако это вовсе не мешает ему показывать высокую производительность в работе.

Всё дело в технологиях, которые поддерживают адаптеры ATI. Давно отказавшись от гонок за увеличенными частотами, производитель начал внедрять в систему собственные разработки, которые и позволяют демонстрировать отличный потенциал в работе. В средствах массовой информации владельцы отмечают слабую техническую поддержку пользователей в плане драйверов, как это развито у GeForce 6600. Windows 7, обнаруживая дискретный видеоадаптер ATI Radeon X700 Pro, назначает ему интегрированный драйвер.

Лидер на рынке видеокарт

Самым производительным видеоадаптером на базе Nvidia GeForce 6600 GT принято считать продукт от компании Leadtek. Огромной мощностью она обязана высоким показателям частоты графического ядра (550 МГц) и шине памяти (1120 МГц). Высокую скорость для передачи видеоданных ей обеспечивают модули памяти от компании Samsung, время отклика которой составляет 1,6 наносекунд.

Абсолютный лидер по производительности на рынке имеет и несколько недочётов. Во-первых, система охлаждения. Она обеспечивает потоком холодного воздуха только графический чип, а вот модули памяти и другие важные компоненты устройства остались без внимания. Во-вторых, отсутствует видеовход, как это реализовано у всех конкурентов. Зато видеовыход имеет поддержку HDTV. На самом деле не понятно, что это - достоинство или недостаток. Кстати, многие потенциальные покупатели в буквальном смысле гонялись именно за видеоадаптером Leadtek, ведь в его комплектацию входили три лицензионные игры: Splinter Cell, Prince Of Persia и Pandora Tomorrow.

Золотая серия

Когда речь заходит об устройствах, которые построены навечно, то многие владельцы сразу же вспоминают о видеоадаптере GeForce 6600 GT компании Gainward. Видеокарта входит в золотую серию, а значит, наряду с высокой производительностью, гарантирует отказоустойчивость в работе. Производитель сделал интересный маркетинговый ход, установив в БИОСе видеокарты базовые настройки частот видеоядра (500МГц) и шины памяти (1000МГц), он дал на устройство пожизненную гарантию. Только при условии, что пользователь не будет разгонять его. Однако при установке фирменного программного обеспечения, поставляемого в комплекте на диске, видеодрайвер самостоятельно разгоняет графическое ядро до 540 МГц, а шину до 1150 МГц.

По сравнению с конкурентами, производительность видеоадаптера Gainward очень высокая. Аппаратная поддержка видеовхода и видеовыхода с HDTV является отличным дополнением к достойной покупке. Порадует будущего владельца и система которая эффективно охлаждает все установленные на плате модули.

Без шума и пыли

Если пользователь думает, что 6600 GT с пассивным охлаждением вряд ли сможет удивить любителей динамических игр, то он точно заблуждается, ведь компания Gigabyte никогда не допустит, чтобы все вокруг считали её продукты низкосортными. Медный радиатор обхватывает видеоплату с двух сторон, закрывая все установленные на ней чипы. Для нормализации температур между двумя радиаторами имеется достаточно широкая медная трубка.

И всё-таки она греется. Но недостаточно сильно для того, чтобы сработала защита, и компьютер ушёл в перезагрузку системы. Будущим владельцам специалисты рекомендуют подумать о наличии просторного системного корпуса с достойной вентиляцией. Высокую производительность адаптеру обеспечивает увеличенная частота памяти - 1120 МГц и модули Samsung 1,6 нс. В итоге именно этот продукт рекомендуется многим пользователям, для которых в приоритете высокая производительность и бесшумность в работе и играх - конкурентов у Gigabyte для чипа NV43 нет и не предвидятся.

Бриллиантовая серия

Легендарная 6600 AGP компании MSI запомнилась всем пользователям своей рекламой, ведь именно благодаря ей все любители динамических игр узнали о прекрасном шутере «Хроники Риддика». Сам герой фильма был изображён на коробке, а игрушка поставлялась бесплатно в комплекте к видеоадаптеру. О мощности устройства заявляла маркировка Diamond. Видеокарта для шины AGP имела огромнейший потенциал - 400 МГц по ядру и 800 МГц для памяти. Очень жаль, что разработчики компании MSI не сделали ещё один шаг вперёд, предоставив пользователю хоть какой-то инструмент для увеличения частоты графического ядра и шины. В тестах этого чуть-чуть очень не хватает.

Позаботился производитель и об охлаждении: кулер обдувает графический контроллер, а чипы памяти снабжены радиаторами. Судя по отзывам, пользователей смущает отсутствие медной накладки с обратной стороны видеоплаты, ведь рассеиваемая мощность как раз раскаляет именно эту часть платы. В целом отношение к продукту положительное, видеокарта красивая, сделана с умом и как для технологии прошлого века очень хорошо справляется с поставленными задачами.

Странный экстремал

Продукция компании ASUS всегда занимала топовые позиции во всех тестах, однако с видеокартой GeForce 6600 128Mb Extreme у лидера компьютерного рынка вышел конфуз. Тактовые частоты памяти и ядра, установленные на заводе, изменениям не подвержены. Чего хотел добиться производитель ASUS на рынке, остаётся загадкой. Убрав видеовход и разместив медленные модули памяти с откликом 2,5 нс, известный тайваньский бренд не удосужился даже снизить цену на свои продукты.

В средствах массовой информации многие владельцы уверяют окружающих, что ASUS является единственной компанией в мире, которая дополнила комплектацию лицензионной игрой «Joint Operations». В таких высказываниях не наблюдается логика, ведь игру можно приобрести отдельно, а в собственном компьютере всем хочется видеть производительную видеокарту, а не ширпотреб.

Последний герой

Продукт компании Albatron под названием Trinity GeForce 6600 AGP считается эталоном для многих видеокарт, ведь именно этот бренд на заре компьютерной эры задавал направление рынку всех комплектующих. Внешний вид устройств Albatron, будь то видеокарта, материнская плата или тюнер, всегда отличался от конкурентов подчёркнутой строгостью и консерватизмом.

В гонке за высокой производительностью лидер рынка решил не участвовать, направив весь свой потенциал на комплектацию и программное обеспечение, которое поставляется с видеокартой. Очень жаль, что многие производители на данный момент времени очень мало уделяют внимания программному обеспечению, поставляемому с видеоадаптером, ведь именно в этих продуктах и кроется привязанность пользователей к бренду.

Тестирование видеоадаптеров

Заставить устройство GeForce 6600 PCI, работающее по технологии DirectX 9.0, запустить более продвинутую игрушку в тестах вряд ли удастся, поэтому для сравнения видеокарт будут использоваться соответствующие приложения (The Chronicles Of Riddick, Half-Life 2 и Doom3). Естественно, ни о каком параметре FullHD не может быть и речи, используется стандартное разрешение 1024х768 точек на дюйм с 32 битами цветности.

Как и следовало ожидать, лидирующие позиции заняли устройства с максимальными частотами графического ядра и шины памяти: Leadtek, Gainward и Gigabyte. Из этого следует сделать один единственный правильный вывод, что в играх побеждает та видеокарта, которая имеет максимальный разгон. Внешний вид, красота и комплектация - это всё только для отвлечения потенциальных покупателей от высокопроизводительных видеоадаптеров.

Подводные камни для будущих владельцев

Производители всегда скрывают недостатки своей продукции от посторонних глаз. Так произошло и с чипом NV43, который уже успел отличиться от конкурентов и показать свою сверхвысокую прочность кристалла, при неосторожном обращении приводящую к плачевным результатам. Улучшив для GeForce 6600 характеристики производительности с размещением 143 миллионов транзисторов на чипе, производитель не подумал о безопасности, которая нарушается при неосторожном обращении с видеокартой.

Дело в том, что чип неплотно прилегает к поверхности видеокарты, а установленный сверху кулер для охлаждения не имеет выемки под графический чип. Соответственно, если нажать на один из краёв радиатора, то кристалл графического ядра лопается. Тут уже лотерея: отпадёт лишь уголок чипа или весь графический процессор расколется надвое. В первом случае видеоадаптер с высокой вероятностью может работать, а во втором - придётся идти в магазин за новой покупкой.

Проблемы с монтажом видеокарт

Многие владельцы несовременных компьютеров уже успели заметить странное расположение слотов памяти на материнских платах с установленным Такое чувство, что производитель пошутил над пользователями, разместив контакт для установки видеокарты в непосредственной близости от замков для крепления модулей памяти. Все владельцы видеокарт GeForce 6600 имеют шанс сломать пару кондиционеров на плате в процессе установки. И чтобы этого не произошло, нужно производить монтаж с максимальной ответственностью и при хорошем освещении.

В средствах массовой информации ИТ-специалисты рекомендуют сначала установить модули памяти и только потом вставлять видеокарту в разъём. Аккуратно опуская её вниз до упора, нужно пальцами другой руки отводить край платы в сторону от лапок для крепления модулей оперативной памяти. Если торец печатной платы видеоадаптера по какой-либо причине упирается в конденсатор на материнской плате, то пользователь без особых усилий может самостоятельно устранить проблему, аккуратно отогнув мешающее устройство в сторону.

Об эффективном разгоне

Любопытный пользователь непременно придёт к самостоятельным выводам, что производительность видеоадаптера можно увеличить путём разгона и дальше, если под рукой имеется соответствующее программное обеспечение, а видеокарта имеет прекрасное охлаждение. В средствах массовой информации, судя по отзывам за несколько лет, разгону GeForce 6600 уделено много времени не впустую. Владельцам удалось добиться рекордных на то время показателей: частота графического ядра 615 МГц и частота шины 1340МГц.

В первую очередь задачей пользователя является обеспечение видеокарты достойным охлаждением. Вариантов тут множество. Можно заменить штатный кулер каким-то профессиональным решением от Shuttle или Zalman, однако сомнения вызывает цена систем охлаждения. Проще поменять материнскую плату с процессором, чем отдавать круглую сумму за профессиональное решение. Второй вариант - это установка над штатным кулером дополнительного 12 мм вентилятора с потоком воздуха 90-140 CFM. Для разгона рекомендуется использовать официальное программное обеспечение, которое поставляется с драйвером Nvidia.

В заключение

Видеокарта GeForce 6600 - это единственное звено, которое пока что ещё связывает две эпохи персональных компьютеров, способных работать с динамическими играми. Уйдут с рынка переходные модели видеокарт - закончится время старых ПК. И если потенциальный покупатель стоит перед выбором, купить GeForce 6600 или сделать апгрейд всей системы, то стоит подумать над последней мыслью, ведь ничего в нашем мире не существует вечно. Рано или поздно старые технологии будут утеряны для человечества навсегда. Но если для усовершенствования неновой системы стоит выбор между самими видеоадаптерами, тогда однозначно по критерию «цена-качество» покупатель ничего не найдёт достойнее чипа GeForce 6600.







2024 © gtavrl.ru.