Компьютер в автомобиль. Комплектация и подключение
Что мы знаем про автомобильные компьютеры? Они позволяют воспроизводить MP3 и фильмы, а также осуществляют GPS-навигацию. И встречаются, как многие полагают, в дорогих машинах богатых и знатных людей. Но если приложить немного усилий, то можно собрать собственный автомобильный компьютер.
За последние три года лаборатория THG собрала уже три автокомпьютера, так что мы можем оценить прогресс технологий. В 2003 году у нас под рукой не было готового или доступного блока питания, поэтому тогда пришлось прибегнуть к помощи ноутбука и преобразователя напряжения, который работал через прикуриватель. Мы настроили уход компьютера в режим сна при выключении питания, а также пробуждение при включении. Для воспроизведения музыки мы использовали Windows Media Player, но этот вариант оказался не идеальным.
С момента сборки первого автокомпьютера технологии не стояли на месте. Сегодня на рынке можно встретить разные программные и аппаратные решения, которые прекрасно подойдут для автомобильного ПК.
Второй автокомпьютер
Впрочем, уже второй компьютер оказался намного удачнее. Для него мы взяли материнскую плату VIA M10000 с интегрированным 1-ГГц процессором C3, блоком питания M1-ATX и 7" сенсорным экраном tView. Мы хотели сделать съёмный компьютер, чтобы его можно было легко и быстро доставать из "бардачка" и брать с собой, поэтому изготовили корпус самостоятельно из оргстекла. Для питания компьютера и экрана мы использовали 9-контактную вилку Molex, сделав разъём стыкуемым, чтобы компьютер можно было легко доставать из отсека. Экран мы установили в приборную доску вместо двух вентиляционных отверстий. Слева и справа от экрана вырезали небольшие щели, чтобы вентиляция всё же работала.
Это был второй автокомпьютер, мы уже обладали определённым опытом, но на доводку всё равно ушёл месяц. Но это того стоило! Мы получили все функции автокомпьютера, от навигации до воспроизведения MP3 и других форматов. Конечно, можно вполне обойтись GPS-навигатором или MP3-плеером, но автокомпьютер универсален и, что более важно, выглядит намного "круче". Система без проблем работала примерно полтора года, пока мы не продали машину вместе с автокомпьютером. Будем надеяться, что у нового владельца всё по-прежнему работает.
Следующей в нашем гараже появилась машина Volkswagen Golf GTI 1.8T, которую мы купили "с нуля". К данному моменту мы посчитали себя уже аксакалами в деле создания автомобильных компьютеров и решили всё тщательно продумать и спланировать.
Мы начали с установки критериев, которым должен соответствовать наш автомобильный компьютер. А именно.
- Выглядеть как готовое заводское решение и вписываться в приборную панель.
- Мы не хотели проводить с машиной какие-либо модификации. То есть решили обойтись без сверления, вырезания и т.д. и не делать ничего, что могло лишить нас гарантии.
- Компьютер должен использовать установленные на заводе колонки и усилитель, но не автомагнитолу.
- 7" сенсорный ЖК-экран должен вмещаться в приборную панель.
- Все провода должны быть скрыты.
- Компьютер должен управлять ХM-магнитолой машины.
- У автокомпьютера должен быть слот PCMCIA для выхода в Интернет через мобильный телефон.
- Корпус должен быть такого же размера, что и стандартные заводские автомагнитолы.
С подобным списком критериев мы сразу же поняли, что придётся очень аккуратно отнестись к планированию. Конечно, если мы намерены уложиться во временные и денежные рамки проекта: $1400 и одна неделя.
Мы начали с измерения расстояний, чтобы грамотно проложить провода:
- питание компьютера;
- сигнал зажигания (говорит компьютеру, когда следует включаться);
- два USB-кабеля;
- питание ЖК-дисплея;
- VGA-кабель с тройным экранированием для подключения ЖК-дисплея.
Суммарная длина кабелей составила около шести метров. Мы предусмотрели также и дополнительную изоляцию проводов, защищающую от излома. Из собственного опыта: в нашей старой машине провод под ковриком переломился. Поэтому в новой сборке мы не хотели бы подобных неприятностей.
Мы "одели" провода в дополнительный слой изоляции.
Для нашей системы мы взяли следующие комплектующие:
- материнская плата VIA EPIA MII10000 Mini-ITX;
- 512 Мбайт памяти;
- автомобильный блок питания M1-ATX 90 Вт;
- 2,5" 80-Гбайт жёсткий диск Western Digital WD800 Scorpio на 5400 об/мин;
- привод Panasonic DVD-ROM/CD-RW Combo CW-8124-B (24x24x24) с щелевой загрузкой;
- 7" сенсорный VGA-экран Lilliput 619GL-70NP.
Мы использовали следующее программное обеспечение:
- Windows XP Professional;
- Street Deck.
Как вы понимаете, всё "железо" нужно запаковать в очень компактный корпус, шириной около 18 см, глубиной около 25 см и высотой около 5 см. Из-за малого объёма корпуса все подключения периферии пришлось делать внутри его, а не через внешние порты, как у обычного ПК. На иллюстрации ниже показан установленный в машину компьютер, а также и закрытый панелью вариант
Установленный в машину компьютер.
Компьютер, закрытый панелью.
Нам подошла материнская плата VIA EPIA MII10000: она очень компактная (43 см²) и у неё есть слот PCMCIA. Кстати, на момент сборки это была единственная плата с таким размером и слотом PCMCIA!
M1-ATX оказался идеальным вариантом блока питания: он давал мощность 90 Вт и содержал встроенный контроллер включения/выключения. При цене $75 перед нами самый дешёвый блок питания, и у него есть очень полезная для машины функция: мониторинг напряжения. Поскольку компьютер всегда будет находиться в режиме ожидания (для быстрого запуска), он будет постоянно потреблять немного энергии.
Благодаря мониторингу напряжения систему можно смело оставлять в режиме ожидания: как только заряд аккумулятора упадёт ниже безопасного уровня, компьютер автоматически выключится до тех пор, пока уровень заряда не восстановится. Блок питания M1-ATX имеет ширину 16 см, глубину 4,5 см и высоту около 2,5 см. Режимами работы блока питания можно управлять с помощью четырёх перемычек.
Контроллер и перемычки выставления режимов блока питания.
Использование 2,5" мобильного жёсткого диска даёт множество преимуществ, в частности, сниженную чувствительность к вибрации и ямкам на дороге. По информации популярного сайта MP3car.com, если вы будете использовать стандартный 3,5" жёсткий диск, то он, скорее всего, выйдет из строя через 6-12 месяцев из-за чрезмерной вибрации и тряски. Кроме того, 3,5" жёсткий диск потребляет слишком много энергии, и блок питания M1-ATX может не справиться с повышенной нагрузкой.
В качестве оптического привода мы взяли модель Panasonic DVD-ROM/CD-RW Combo с щелевой загрузкой, которая показалась нам наиболее интересной.
Все эти четыре элемента нам пришлось умещать в компактном корпусе, который мы вырезали из пластика в ближайшей мастерской. За оргстекло и клей нам пришлось заплатить около $15. Поскольку акриловые панели были вырезаны в мастерской, нам осталось лишь склеить их и просверлить отверстия в нижней части для проводов.
ЖК-экран мы смонтировали на место расположения штатной автомагнитолы. Мы извлекли её, провели точные измерения, после чего аккуратно вырезали из оргстекла кусок, соответствующий отверстию в приборной панели. Экран прекрасно вписался и стал выглядеть так, будто его установили на заводе.
Затем мы прикрепили к другим частям панели "ушки" с резьбой, дабы можно было при необходимости легко снять ЖК-дисплей.
Наконец, мы сняли переднюю рамку дисплея, после чего приклеили его к куску оргстекла. Чтобы оргстекло и панель автомобиля выглядели как единое целое, мы использовали наполнитель Bondo. Конечно, наполнитель пришлось ещё полировать и красить.
Наполнитель Bondo (розовый) позволил придать панели соответствующий вид и форму.
ЖК-монитор на месте.
Все провода прокладывались со стороны водителя. Чтобы скрыть их, нам пришлось снимать части приборной панели и другие элементы. Затем мы проложили провода рядом с другими кабелями, установленными ещё на заводе. После возвращения панелей на место от клубка проводов не осталось и следа. Всё выглядело красиво и чисто.
Мешанина проводов в машине.
Которая теперь исчезла.
Кабель, идущий к компьютеру в "бардачке".
Мы стянули лишний кабель на всякий случай.
Чтобы получить питание без обрезания существующих линий, мы установили предохранитель на 10 А для линии +12 В и взяли линию зажигания.
Подключение питания.
Предохранители вблизи.
"Землю" мы взяли там, где и полагается, под рулём.
Отсюда мы взяли "землю".
В большинстве автомобилей вместе с автокомпьютером приходится использовать отдельный усилитель на два или четыре канала. Есть и другой вариант: оставить автомагнитолу с линейным входом, к которому и подключить компьютер. В нашем автомобиле была установлена звуковая система Monsoon, к которой мы и подключились.
Примечание: следующее верно только для машин со звуковой системой Monsoon.
Чтобы включить усилитель, необходимо подать 5-6 В напряжения на отрицательную звуковую линию. Поскольку в мини-джеке звукового кабеля отрицательный контакт всё равно общий, мы соединили вместе отрицательные входные линии усилителя Monsoon. Но чтобы задействовать встроенный в машину усилитель, нам пришлось сделать небольшой входной модуль.
Входной модуль для усилителя Monsoon.
Входной модуль в открытом состоянии.
В состав модуля вошли два ключевых элемента.
1. Стабилизатор напряжения на 5-6 В (см. иллюстрацию ниже). Мы использовали 5-В стабилизатор Radio Shack 7805 (#276-1770) стоимостью $1,59.
Стабилизатор напряжения.
2. Изолирующий контур Ground Loop Isolator (GLI) (см. иллюстрацию ниже). Мы использовали Radio Shack GLI (#270-054) стоимостью $16,99.
Ground loop isolator.
Изолирующий контур служит двум целям. Во-первых, вы же не хотите, чтобы прямой ток напряжением 5-6 В поступал обратно на источник звука (звуковую карту), поэтому GLI изолирует звуковую карту от напряжения. Во-вторых, GLI фильтрует различные шумы (скажем, от зажигания), так что звук будет всегда чистый. Схема подключения звуковой системы Monsoon показана ниже.
Схема подключения звуковой системы Monsoon.
Теперь, когда мы собрали систему подачи 5 В, можно подключать её к усилителю Monsoon. Конечно, усилитель Monsoon не оснащён разъёмами "тюльпан". В нашем автомобиле вообще использовались специальные разъёмы: те же самые, что применяются в блоке управления двигателем нашего "Фольксвагена". Найдя номера запчастей, мы заказали их у дилера. Пришлось выложить около $25 за следующие детали.
- 1 штука 1J0-962-624-A. Серый разъём без проводов.
- 6 штук 000-979-131. Провод с контактами "мама", вставляющийся в разъём. Потребовалось только 4 штуки.
Питание мы взяли от 12-В 4-контактной вилки Molex. Следует помнить, что "землю" нужно подключать всегда , иначе усилитель не выключится, а ваш аккумулятор высадится за несколько часов.
Теперь, когда мы позаботились об усилителе, позвольте подключить магнитолу XM к последовательному порту (COM) компьютера.
Когда XM анонсировала XMPCR, то сразу же решила проблемы пользователей автомобильных ПК, касающиеся прослушивания станций XM. К сожалению, устройства XMPCR быстро исчезли из продажи, так как слушатель с навыками программирования мог включить запись музыки, вещаемой по радио, в формат MP3 - вместе со всеми тэгами. После жалобы RIAA устройство исчезло из продажи в течение суток.
Так как же можно управлять блоком XM? На сайте iHacked.com можно познакомиться с тем, как сделать подключение XM к компьютеру через последовательный порт. Да, придётся поработать руками, но это того стоит.
Вам понадобятся следующие комплектующие:
- 8-контактный кабель Mini-DIN (он используется у старых принтеров Mac);
- разъём "мама" DB9 с кожухом;
- 4-контактный разъём Molex;
- красные и чёрные провода.
Понадобятся следующие инструменты:
- цифровой вольтметр;
- припой и паяльник;
- отвёртка.
Раскладка контактов кабеля с 8-контактного разъёма Mini-DIN на DB9
Ножка 1 - ножка 3 - приём данных
Ножка 2 - ножка 2 - передача данных
Ножка 3 - ножка 5 - "земля"
Ножка 6 - 12 В
Ножка 7 - 12 В
Ножка 8 - "земля"
Кабель XM Commander с сайта I-hacked.com.
Раскладка контактов.
Теперь, когда всё готово, нужно озаботиться интерфейсом и управлением.
Интерфейс автокомпьютера
На сайте MP3car.com, а именно в форуме Software & Software Development , можно обнаружить немало интерфейсов (front end), разработанных как пользователями, так и компаниями.
Наверное, у вас возник вопрос, почему для управления нельзя использовать Windows XP? Ответ прост: Windows была разработана с учётом экранов с большим разрешением, да и поддержка сенсорных экранов в ней сделана не слишком хорошо. Спросите сами у пользователей Windows XP на планшетных ПК. Наконец, охота ли вам возиться с Explorer во время езды по трассе?
Поэтому для автомобильного ПК лучше взять специальный интерфейс, поддерживающий сенсорные экраны, с большими клавишами и простой структурой меню. Поскольку у автокомпьютера нет клавиатуры, то в интерфейсе должна присутствовать экранная клавиатура для ввода навигационной информации и каких-либо настроек.
Некоторые интерфейсы обладают возможностью управления магнитолой XM. Есть даже интерфейсы, которые запрещают воспроизводить DVD, если автомобиль двигается выше предписанной скорости (используя сигнал GPS-приёмника или соответствующий кабель). Возможности навигации тоже встроены в большинство интерфейсов, есть и возможность использования модулей сторонних разработчиков. Наконец, не мешает найти скин, соответствующий стилю приборной панели вашего автомобиля.
Мы взяли платный интерфейс Street Deck , созданный владельцами MP3car.com. Он интуитивный и очень простой в использовании. Интерфейс прост и понятен - на экране практически отсутствуют клавиши. Вместо них используются жесты. Например, для включения спутникового радио достаточно начертить пальцем на экране большую букву "S", а для навигации - букву "N". Жестами можно управлять и мультимедийными функциями. Например, если провести пальцем линию с левого края экрана до правого, то можно пропустить дорожку или переключить радиостанцию. Вертикальная линия останавливает музыку и т.д. Если нужно, можно настроить жесты под ваши персональные предпочтения.
Для навигации Street Deck использует данные Microsoft MapPoint, причём поддерживается и голосовое управление. На экране навигации можно как ввести адрес, так и выбрать точку на карте. Определённый адрес можно сделать домашним для облегчения навигации. Тогда достаточно будет начертить пальцем букву "H" и вы вернётесь к указанному месту.
Заключение
Сборка автомобильного ПК, как нам кажется, является одним из самых интересных и увлекательных занятий. Да и результат хорош: получить в машину компьютер, который отнюдь не выглядит таковым (за исключением дисплея), но выполняет все привычные компьютерные функции. Надеемся, наша статья смогла "зажечь" ваш энтузиазм.
Ну и совет напоследок: если вы ведёте машину, не отвлекайтесь на просмотр DVD или на что-либо другое. Безопасность должна быть на первом месте!
Компьютер в машинеПредыстория
У меня toyota corolla 2003 года, с завода на официальные машинки ставили только кассетные магнитолы. Конечно, кассеты в магнитолу я не ставил ни разу, обходился радио и фм модулятором.
Не сказать, что я особо притязателен к музыке, но конечно хотелось чего-то более. Какие были варианты:
1. Поставить рамку на 1 или 2 дин и поставить обычную магнитолу.
2. Купить за 70$ родную, на eBay но уже с дисками. Но без мп3:)
3. Купить за 600$ крутую, прямо под мою машину, со всем…Но не один мне особо не нравился…
1. обычные магнитолы лишали бортового компьютера.
2. Шило на мыло:)
3. Дороговато и не очень нравились…Вот и пришло решение поставить компьютер в машину. Вот что было ДО и ПОСЛЕ. Интересно? Добро пожаловать под хабракат =)
До:После:
Основная часть
Сразу, конечно же, я не бросился все делать, а довольно долго собирал все необходимое:)
Оказалось, что 60% у меня уже было или легко доставалось у друзей и родственников.
Немного опишу комплектацию - Конечно все началось с материнки:
Это PCM-9386. Основное преимущество это пассивное охлаждение, и очень маленький размер. Но процессор всего 600мгц. Память 512 мб.
Цена: все трофейное, уже было до начала проекта.Как носитель инфы стоит флэшка КФ 4гиг на ней стоит система, и винчестер 40гиг 2,5.
Цена: тоже все было.Питание.
Маленький блок питания от 12v. В машине не стоит, не каких преобразователей на 220в максимальное напряжение 12в.Цена: около 20 - 30$ (мне достался бесплатно) :)
Звук
Конечно, нельзя подключить автомобильные колонки прямо к компу, пришлось выдумать звуковую схему:
USB звуковая + фильтр по питанию ДАЛЕЕ еще аудио фильтр (изолятор земли:) ДАЛЕЕ Усилитель ДАЛЕЕ колонки.
Не было задачи сделать супер звук, как я уже говорил до этого я ездил с фм модулятором:) и колонки остались родные.USB Sound 5.1
Цена: 16$ на eBay
Платка реально выдает 5.1, но в машине используется только стерео. Плата бралась на вырост и с надеждой избавится от помех. Кстати помехи это отдельная тема - перед установкой о них даже не задумываешься, но при тестовом включении понимаешь, что это жесть, слышишь все: как включается винчестер и работает камп, обороты двигателя - генератор.Долго игрался с разными фильтрами, полностью от помех избавил только этот:
Цена:8$ все тамже:)
По поводу этого фильтра, а точнее подобных ему, много обсуждений в интернете, что он искажает звук, но особых искажений я не заметил.Усилитель:
Китайское чудо на 4 канала, и якобы огромную мощность. Вместо штатной магнитолы хорошо играет, по моему мнению…
Цена: 26$ ebayКупил рамку под 2 дин.
Цена: 15$Самая дорогая часть это монитор:
Цена: 320$
Это монитор для ленивых. Он точно под 2 дин, с точскрином, 2 ав входами, автоматическим включением(не надо каждый раз включать ручками), и автоматическим переключением на заднюю камеру.Также был куплен юсб хаб с внешним питанием.
Цена:19$И беспроводная клавиатура с трекболом.
Фотки не нашел.
Цена: 40$ вроде…USB GPS - уже был, спрятал под торпедой, принимает нормально.
USB to OBD2 - купил за 10$ полгода назад, считывает показания датчиков в реальном времени и коды ошибок.Еще немного фоток:
Процесс установки
Работающая система
Ставим Винду на комп (кот в комплект поставки не входит =)
Вид на материнку сверху (видим карту памяти CF)
Cтавим драйвера на что-то… =)Заключение
Вот вроде и все. Еще всякие кнопочки, провода, предохранители, и прочая мелочевка…Корпус для материнки сделал из корпуса от 16 портового свича (железная коробка). Корпус находится прямо за монитором.
Усилитель расположился в бардачке между сидениями. Для этого его пришлось немного уменьшить…
Поставил оболочку для удобного управления с тачскрина.
Какие основные функции реализованы:
- Мультимедиа - музыка, клипы, фильмы…
- GPS - стоит iGo 8
- OBD - слежение за параметрами автомобиля.
- Интернет - можно следить, где находится машина по гугл картам, как из машины, так и из дома.Какие будут реализованы:
- Камера заднего вида (все готово чтоб поставить, но камеру я сломал)
- Видео регистрация
- Наблюдение за давлением в шинах - пока устройства под камп дороговаты ~ 250$, немного подождем.
- Радио, да радио пока нет:) купил фм радио, но оно плохо принимает.Уже много лет на рынке Car Audio присутствуют сформированные пакеты предложений для любых клиентов. Вы можете приехать в любую студию и «специально» для вас будет готов набор компонентов, который обеспечит наиболее правильное и качественное звучание системы в вашей машине. Какое отношение это имеет к компьютеру в автомобиле? А самое непосредственное! За последние годы аудиотюнинг автомобиля достиг небывалых высот, а привычная для нас «американизация нации» дошла и до автомобилей. На рынке появилось великое множество самой разнообразной техники, которая позволит вам выделить свой автомобиль из «толпы». Каким образом это происходит, мы постараемся рассказать в этой статье.
Истоки
Мы не зря упомянули car audio в самом начале, ибо первое цифровое устройство обладающее обратной связью, которое поселилось в автомобиле «на постоянной основе», была обычная магнитола. Посему полноценное развитие идей интеграции компьютера в автомобиль стало возможным только благодаря Car Audio, как наиболее массовому явлению и увлечению молодёжи. Данный сегмент рынка обновляется практически постоянно. Новые модели звуковых «железок» анонсируются практически каждый месяц – абсолютно любой автомобилист может подобрать себе звуковую систему по вкусу, однако практически никогда не знает, что же он получит в итоге. В общем, не верьте никому – настоящий прорыв компьютерам в автомобили положила обычная магнитола и любой энтузиаст, охваченный идеями компьютеризации машины, смотрел именно на «балалайку». Помимо звуковой системы, в каждом современном автомобиле присутствует система управления зажиганием, которую на сленге называют «мозгами». На деле это не совсем обычный компьютер, который имеет свою собственную шину и иногда может общаться c пользователем. В своё время на автомобилях стали появляться, так называемые «маршрутные компьютеры», которые, основываясь на показании датчиков и «мозгов», могли выдавать различную интересную информацию, например, расход топлива, время в пути, остаток горючего в баке. Разумеется, умные люди поняли, что если разработать программное обеспечение для настройки и программатор для прошивки автомобильного компьютера, можно добиться интересных результатов. Так в обиходе появился термин «чип-тюнинг», который до сих пор интересен большинству владельцев продукции АвтоВАЗа. В результате мы видим, что без компьютерной техники в автомобилях уже не обойтись, и резонно было бы предположить, что со временем появятся люди, которые захотят подключить ноутбук к компьютерной шине автомобиля, дабы «на лету» изменять параметры работы двигателя, либо управлять встроенной магнитолой и CD-чейнджером. Популярные show-car, которые можно видеть на различных выставках, наконец-то начали обзаводиться собственными компьютерными разработками. Вместо традиционной магнитолы, в торпеде автомобиля появляется ЖК-дисплей, с «тач-скрином». На самом дисплее, как правило, работает ОС Windows XP, на рабочем столе которой, в быстром доступе лежат наиболее известные всем компьютерщикам ярлыки: WinAmp, PowerDVD, OziExplorer. Теперь давайте попробуем разобраться с тем, как домашний персональный компьютер попадает в машину, и каким образом будет работать.
Как это работает?
Разобрались с историей, теперь самое время узнать, каким образом компьютер интегрируется в обычный автомобиль. Что для этого нужно и чем это может закончиться, а также попробуем разобраться, для какого автомобиля подобное решение будет гарантированно лишним. На данный момент существует только два постоянно развиваемых направления CarPC. Первое – это то, что создаёт производитель автомобиля. Возьмите любую новую Audi и просмотрите возможности её специально разработанного компьютера. Гарантируем – удивление это не то слово, которое стоит использовать в данном случае. Поскольку в системе управления машиной предусмотрено всё, начиная от климатической установки и заканчивая GPS навигацией и телевизором.
Расширить возможности такой системы очень сложно, но именно этим занимается второе направление CarPC. Самодельные системы управления, которые позволяют интегрировать в транспортное средство практически любую функцию. Поскольку на дисплее автомобильного компьютера помимо штатной системы появляется возможность увидеть рабочий стол знакомой всем «винды», такой поворот событий кардинально меняет обычные взаимоотношения водителя с машиной. Начнём с того, что при постоянно подключенном компьютере к шине автомобиля появляется возможность использования популярных программ, которые при грамотном использовании способны полностью облегчить жизнь потребителя. Например, упоминавшийся ранее Ozi Explorer позволяет использовать навигацию по родным дорогам в любом удобном месте. Всё, что вам необходимо – загрузить нужные карты на жёсткий диск компьютера. Но ведь и это ещё не всё. Мы можем соединить звуковой тракт компьютера по оптическому выходу с центральным процессором автомобильной аудиосистемы, что в свою очередь открывает новые мультимедиа возможности машины, после чего понятие «домашний кинотеатр» плавно перетекает в «автомобильный». И как всегда, возможности хранения данных целиком и полностью зависят от объёма используемой памяти. У компьютера есть USB-входы, следовательно, мы можем подключить к системе клавиатуру и мышь, а это позволит работать в автомобиле не хуже, чем дома или в офисе. А, так как хорошая Wi-Fi антенна выглядит стильно, её можно отлично разместить под задним стеклом, и у вас появляется возможность использовать незащищенные «хот-споты». А если подключиться к автомобильному компьютеру через диагностический разъём и скачать нужное программное обеспечение, у вас появиться возможность считывать ошибки системы без участия автосервиса. Программа CarSoft вам в этом поможет.
Проблемы и перспективы
Самая большая сложность в создании такой системы, это даже не её подключение к машине (с этим проблем меньше всего), а подбор правильно работающих компонентов, которые не боятся суровых российских реалий. Под «реалиями» мы подразумеваем перепады температуры и влажности, а также кривые руки сервисменов. Затем важен выбор операционной системы, ведь Windows XP это хорошо, но стабильность работы всё же остаётся за Unix системами. Использование последних лишает пользователя возможности выбора win-софта, что в конечном итоге превращает идею CarPC в бесполезное действо. Кроме того, аппаратная часть CarPC должна быть выполнена на основе компонентов, которые не будут бояться тряски, следовательно, применение обычных жёстких дисков становится невозможным, т.к. они просто будут постоянно осыпаться. Выход в использовании flash-памяти видится очевидным, однако и здесь всё не так просто. При резких перепадах температур образуется конденсат, вы можете видеть его на стёклах автомобиля зимой, а упоминание можно найти в инструкции к любому hi-tech устройству. Так как электропроводность воды ни у кого не вызывает вопросов, необходимо найти решение проблемы и нам кажется, что одним из способов может быть установка предпускового подогревателя Webasto или его аналогов. Обычный CD/DVD-привод боится тряски, следовательно, нам нужно либо не использовать его вообще, либо подключать при необходимости через USB или FireWire внешнее устройство. Зато в остальном вопросов практически не возникает, процессор подойдёт любой, но желательно с невысоким энергопотреблением: материнская плата форм фактора «mini ATX», блок питания и преобразователь постоянного напряжения. Разумеется, многие понимают, что идеальным CarPC в данном случае является «баребон», оборудованный жёстким диском от ноутбука и имеющий гигантский запас flash-памяти на борту. Обилие внешних USB-портов и размеры, делают Barebone системы самыми перспективными в в этой области. Если в вашей машине нет монитора, то никаких проблем это также не вызывает. Достаточно приобрести ЖК-панель небольшого размера и оборудовать её «touch screen» сенсором, разумеется, на рынке есть и готовые решения, только их стоимость может напугать любого. А теперь поговорим о том, к чему всё это может привести. Кроме шуток, относительного того, что финалом работ послужит полное исчерпание финансовых запасов, мы можем добавить следующее: скорее всего, вам придётся оставить затею, ибо одна только «вебаста» будет стоить не менее тысячи долларов, а сам баребон ещё столько же. Кроме того, вам придётся штудировать документацию по автомобильным шинам, коих на рынке просто нет. Производители транспортных средств стараются скрыть от любопытствующих умов любую информацию о своих цифровых решениях. Во многих современных автомобилях, таких как Audi, уже не первый год применяются оптические шины, несущая в данном случае не требует использования ЦАП (цифро-аналоговый преобразователь). Вы можете представить себе, какой уровень знаний и техники потребуется для внедрения компьютера в цифровую шину автомобиля. С аналоговой шиной всё намного проще, поскольку существующие адаптеры от упомянутого ранее CarSoft подойдут ко всем автомобилям вне зависимости от того, какой тип диагностического разъёма они поддерживают. Здесь ещё помогает то, что большинство автомобилей последних 10 лет оборудованы разъёмом OBD и OBD2, информацию о которых можно найти в сети.
Протокол OBD вообще универсален и для инсталлятора CarPC может здорово облегчить жизнь.
Кому это не нужно?
Положа руку на сердце, мы полагаем, что внедрение CarPC в автомобиль нужно только владельцам относительно нестарых иномарок и нестареющих духом (Audi, BMW, Mercedes) начала 90х годов. В совсем современные автомобили установка CarPC скорее всего превратится в экстремальное удовольствие уже на стадии подключения компьютера к дисплею машины. Проводов много, права на ошибку нет. Производители аппаратных комплектующих не торопятся сделать что-то полезное для энтузиастов, а существующие решения очень дороги. Так что всем остаётся только ждать и продумывать варианты развития событий. Кое-кто, разумеется, не ждёт. В России известны два случая интересных цифровых решений и оба эти случая касаются автомобилей BMW. Речь идёт о BMW 850CSi и BMW M3, фотографии которых, обошли практически все известные компьютерные ресурсы.Заключение
Как вы уже наверняка поняли, CarPC целиком и полностью остаётся уделом обеспеченных энтузиастов. Каждый из вас может попробовать себя в этом хитром деле и мы думаем, что результат такой работы не заставит себя долго ждать. Вы как минимум узнаете намного больше о своём автомобиле, а как максимум сделаете его неповторимым. Для тех, кто считает тему слишком сложной и непонятной, мы предлагаем поподробнее окунуться в тему CarAudio, которая представлена на рынке куда шире, чем всё остальное. Напомним, что любой современный автомобильный DVD-плеер с ЖК-дисплеем поддерживает композитный AV-вход, так что дерзайте. Цифровая автомобильная электроника все громче заявляет о себе.Есть различные варианты автомобильных компьютеров, готовые решения на WinCE, решения на Android.
Под конкретную машину и не только. Но у всех готовых решений есть свои недостатки. Во первых все готовые решения по сути уже готовы, и сильных изменений в их конструкции уже не сделать, Во вторых цена зачастую довольно большая, в третьих они все не сильно мощные и по сути мало чего могут. Ну и четвертый аспект, главный с нашей точки зрения,встроенный в них звук ужасен.
Поэтому собрать CarPC своими руками, под конкретно свои задачи и нужды гораздо эффективней.
Есть несколько моментов которые следует учитывать в первую очередь.
1. Определитесь для себя что Вы хотите от CarPC . Хороший звук, видео, навигацию, может что то еще.. в этом моменте можно выдумывать и прикидывать самые невероятные вещи ведь компьютеры способно на многое. Когда я выбирал себе я поставил задачу. Хотелось что бы был звук от компьютера без каких либо оптических кабелей, при этом максимально качественный и с выходами для подключения трехполосного фронта и сабвуфера само собой поканально с задержками и прочим, одновременно что бы я мог смотреть видео на компьютере, запустить 3-4 навигационные программы и что бы они одновременно работали а я только переключался на нужную мне, одновременно что бы работала видеорегистрация вперед и назад, и что бы комп показывал данные с OBD2
Ни одно готовое решение не способно на такое, им просто не хватит мощности, а учитывая еще и поканалку которая работает за счет процессора по сути, готовые решения сразу отпадали. К тому же цена их была как то непомерно завышена.
2. Когда вы поняли что Вам надо от компьютера, можно подбирать комплектующие и одновременно прикидывать куда и как вы хотите поставить сам системный блок. Вопрос важный потому что например если вы хотите играть в игрушки в машине на компьютере Вам понадобится приличная видеокарта, а она уже никак не встанет в маленький плоский корпус. То же самое со звуком, хорошая звуковая карта не маленьких размеров. Так что получается что корпус под сиденье Вы уже не поставите, в торпеду тоже им просто не хватит места, остается багажник … Если Вам не надо звуки и видео а например надо максимум возможностей то уже можно выбирать небольшой корпус который встанет под сиденье.
Мне нужен был звук, поэтому был поставлен Asus Xonar HDAV1.3 Delux – выбор пал на эту звуковую карту потому что она имеет максимум нужных выходов за счет платы расширения, и достойным ЦАПом. Корпус само сабой уже был не маленький, высота уже была порядка 20 см. Установка под сиденье уже не возможна.
Компьютер должен был еще и вытягивать все что мне надо, понятно что просто материнской платой со встроеным процессором тут не обойдется, но и ставить плату ATX размера не нужно, материнские платы размера miniITX вполне способны на все что мне надо, я выбрал плату Asus P8H77 с процессором Intel i3 3.0 гц, 8 гб памяти.
Корпус для miniITX вполне доступны в магазинах, материнские платы процессоры и память тоже.
Вот что у меня получилось.
Блок питания для CarPC уже не редкость, они довольно не большие способны справится с любым компьютером.
Винчестеры от ноутбуков более чем способны перенести тряску в машине, а с появлением винчестеров SSD такая проблема как тряска ушла полностью
Предыстория
У меня toyota corolla 2003 года, с завода на официальные машинки ставили только кассетные магнитолы. Конечно, кассеты в магнитолу я не ставил ни разу, обходился радио и фм модулятором.
Не сказать, что я особо притязателен к музыке, но конечно хотелось чего-то более. Какие были варианты:
1. Поставить рамку на 1 или 2 дин и поставить обычную магнитолу.
2. Купить за 70$ родную, на eBay но уже с дисками. Но без мп3:)
3. Купить за 600$ крутую, прямо под мою машину, со всем…Но не один мне особо не нравился…
1. обычные магнитолы лишали бортового компьютера.
2. Шило на мыло:)
3. Дороговато и не очень нравились…Вот и пришло решение поставить компьютер в машину. Вот что было ДО и ПОСЛЕ. Интересно? Добро пожаловать под хабракат =)
До: После:Основная часть
Сразу, конечно же, я не бросился все делать, а довольно долго собирал все необходимое:)
Оказалось, что 60% у меня уже было или легко доставалось у друзей и родственников.
Немного опишу комплектацию - Конечно все началось с материнки:
Это PCM-9386. Основное преимущество это пассивное охлаждение, и очень маленький размер. Но процессор всего 600мгц. Память 512 мб.
Цена: все трофейное, уже было до начала проекта.Как носитель инфы стоит флэшка КФ 4гиг на ней стоит система, и винчестер 40гиг 2,5.
Цена: тоже все было.Питание.
Маленький блок питания от 12v. В машине не стоит, не каких преобразователей на 220в максимальное напряжение 12в.Цена: около 20 - 30$ (мне достался бесплатно) :)
Звук
Конечно, нельзя подключить автомобильные колонки прямо к компу, пришлось выдумать звуковую схему:
USB звуковая + фильтр по питанию ДАЛЕЕ еще аудио фильтр (изолятор земли:) ДАЛЕЕ Усилитель ДАЛЕЕ колонки.
Не было задачи сделать супер звук, как я уже говорил до этого я ездил с фм модулятором:) и колонки остались родные.USB Sound 5.1
Цена: 16$ на eBay
Платка реально выдает 5.1, но в машине используется только стерео. Плата бралась на вырост и с надеждой избавится от помех. Кстати помехи это отдельная тема - перед установкой о них даже не задумываешься, но при тестовом включении понимаешь, что это жесть, слышишь все: как включается винчестер и работает камп, обороты двигателя - генератор.Долго игрался с разными фильтрами, полностью от помех избавил только этот:
Цена:8$ все тамже:)
По поводу этого фильтра, а точнее подобных ему, много обсуждений в интернете, что он искажает звук, но особых искажений я не заметил.Усилитель:
Китайское чудо на 4 канала, и якобы огромную мощность. Вместо штатной магнитолы хорошо играет, по моему мнению…
Цена: 26$ ebayКупил рамку под 2 дин.
Цена: 15$Самая дорогая часть это монитор:
Цена: 320$
Это монитор для ленивых. Он точно под 2 дин, с точскрином, 2 ав входами, автоматическим включением(не надо каждый раз включать ручками), и автоматическим переключением на заднюю камеру.Также был куплен юсб хаб с внешним питанием.
Цена:19$И беспроводная клавиатура с трекболом.
Фотки не нашел.
Цена: 40$ вроде…USB GPS - уже был, спрятал под торпедой, принимает нормально.
USB to OBD2 - купил за 10$ полгода назад, считывает показания датчиков в реальном времени и коды ошибок.Еще немного фоток:
Процесс установки
Работающая система
Ставим Винду на комп (кот в комплект поставки не входит =)
Вид на материнку сверху (видим карту памяти CF)
Cтавим драйвера на что-то… =)Заключение
Вот вроде и все. Еще всякие кнопочки, провода, предохранители, и прочая мелочевка…
Корпус для материнки сделал из корпуса от 16 портового свича (железная коробка). Корпус находится прямо за монитором.
Усилитель расположился в бардачке между сидениями. Для этого его пришлось немного уменьшить…
Поставил оболочку для удобного управления с тачскрина.
Какие основные функции реализованы:
- Мультимедиа - музыка, клипы, фильмы…
- GPS - стоит iGo 8
- OBD - слежение за параметрами автомобиля.
- Интернет - можно следить, где находится машина по гугл картам, как из машины, так и из дома.Какие будут реализованы:
- Камера заднего вида (все готово чтоб поставить, но камеру я сломал)
- Видео регистрация
- Наблюдение за давлением в шинах - пока устройства под камп дороговаты ~ 250$, немного подождем.
- Радио, да радио пока нет:) купил фм радио, но оно плохо принимает.Напоследок:
Оригинальная идея - человек с ником Ivbar; cтатья опубликована мной с его разрешения =)