Эксперты рассказали о ближайших перспективах российского телевидения. Каким будет телевидение будущего


Гость «Вечерней мясорубки» — директор Днепропетровского филиала НТРК Украины Валентин Чангли. Что происходит на телевидении и около него, договорятся ли кабельщики и телевизионщики, как происходит превращение государственного телевидения в общественное? Именно эти вопросы ведущие программы Ольга Палий и Сергей Шишкин задали Валентину.

— Добрый вечер! На прошлой неделе, как известно, мы попрощались. Но – нет! Календарная ошибка. Сегодня – бонус. Продолжаем веселиться. А вынудил нас выйти в эфир вопрос о том, что будет с телевидением в 2017 году. Все вокруг ходят и спрашивают, а телевизор, может, уже и не покажет совсем ничего. Все очень этого боятся, поскольку долгие новогодние выходные – это еда, питие и ТВ, без которого и праздника-то нет. И потому наш гость — директор Днепропетровского филиала НТРК Украины Валентин Чангли.

Валентин Чангли : Добрый! Начнем с предыстории. Прошлый раз, когда вы вышли в эфир, я после него зашел к вам и сказал: ребята, стоп, у вас еще одна программа! И, я так понимаю, теперь вы решили мне сделать алаверды. Мол, если у нас еще одна программа, то и у тебя еще одна программа.

— А тут как раз объявили, что у «плюсов» забирают лицензию, что IPTV резко перестанут всех транслировать. Короче говоря, blackout – с первого января. Давайте разбираться.

Валентин Чангли : Сразу тогда – для юристов: то, что я буду говорить – мои собственные мысли, размышления, которые базируются на той информации, в том числе инсайдерской, которая у меня есть.

— Все – по-простому, в нашей манере. Последнее время по «ящику» видим заставку: насчет, дескать, канала спросите у провайдера. Чего это они вдруг?

Валентин Чангли : Несколько изменилось законодательство в отношении каналов, попадающих в основной пакет кабельного вещания. Если раньше у «кабельщиков» должны были быть те телеканалы, которые выходят в зоне эфирного вещания – и национальные, и региональные – аналоговые и цифровые, то сейчас иная ситуация. В обязательном порядке должны быть эфирные региональные каналы, плюс – общественные. Кроме этого, есть ограничение, что это каналы – аналоговые, а не цифровые. И кроме этого, в лицензиях их не должно быть прописано понятие ретрансляции. То есть эти каналы в обязательном порядке попадают в кабельное ТВ, если они находятся в уверенной зоне приема.

— Кроме 51 канала, какие еще?

Валентин Чангли : В Днепре это понятно, Первый национальный – общественный канал, 34 канал, у которого в лицензии, насколько я знаю, нет такого понятия как ретрансляция. У 11 канала она есть, но я не думаю, что это будет проблема для кабельных операторов и их самих. Ибо решается вопрос просто – путем подписания соглашения о том, что канал разрешает безвозмездно ретранслироваться в сетях кабельного ТВ.

— А 1+1, СТБ, ICTV и все другие?

Валентин Чангли : Там другая ситуация. По инсайдерской информации, именно большие медиа-группы инициировали продвижение этих изменений.

— Они собираются с кабельщиков брать деньги за свое присутствие в их сетях?

Валентин Чангли : Если у вас были кредиты в банке, и вы сталкивались с людьми, которые занимаются выбиванием долгов, когда по утрам звонят и спрашивают насчет здоровья, то происходящее с телеканалами – примерно то же самое: легкий шантаж путем намека зрителям о том, что любимый канал может отсутствовать.

А глобальная цель?.

Валентин Чангли : Вы правы – монетизирование. Правда, возможно, пошло не так, как кто-то планировал, потому что когда большие медиа-группы сказали примерное следующее: мы производим контент, он стоит денег, вы нас показываете и на этом зарабатываете – поделитесь проданным товаром. А кабельные операторы сказал, мол, подождите, все так, но мы же и увеличиваем вашу зону трансляции. Вы же за спутник платите, когда даете свой сигнал. Также платите и когда даете сигнал эфирными или цифровыми передатчиками. То есть, дескать, вы должны заплатить и нам.

В разных областях подобный диалог проводится либо мягче, либо жестче. В Одесском регионе, например, это на сегодня достаточно жесткая проблема.

— Так что решили? Кто кому должен платить?

Валентин Чангли : Такой информации у меня нет по одной простой причине – мы филиал общественного телеканала. Мы в обязательном порядке попадаем в группу каналов, которые должны транслироваться. А тут речь идет о коммерческих переговорах двух сторон: крупной медиа-группы и кабельного оператора. Причем каждая медиа-группа договаривается отдельно – и этой тайной, к сожалению, я не владею.

По опять-таки инсайдерской информации, наибольший кабельный оператор Днепропетровской области уже договорился с тремя из четырех медиа-групп. С кем конкретно и на каких условиях, я не в курсе. Думаю, это скрытая информация, которой владеют только две стороны.

— Больше волнует другое. Если сейчас эти группы заставят кабельщиков платить «поабонентно» за свое присутствие, доставку сигнала, контент, в итоге возрастет нагрузка на конечного зрителя – он будет платить дороже?

Валентин Чангли : Чтобы получить ответы на все ваши вопросы вот эти, в студию надо было бы пригласить представителей Нацсовета, медиа-групп и кабельных операторов.

— Они же не придут!

Валентин Чангли : Я прекрасно понимаю, что сейчас, наверное, большая их часть уже отдыхает с праздничным настроением.

В остальном… Либо кабельные операторы примут решение поднять расценки и будет вопрос другой – согласятся ли потребители. А в Днепре такие услуги предлагают несколько операторов. За счет конкуренции мы можем получить приемлемые расценки. А может, они не повысятся вообще. Раньше медиа-группам никто ничего не платил.

Больше нуля – в любом случае: плюс деньги?

Валентин Чангли : Тоже не факт. Зависит от договорных условий. Может, они сойдутся на том, что группа берет за свой показ, а платит за трансляцию аналогичную сумму, и в конечном итоге они разойдутся по нулям.

— Как говорил Вини Пух, это «ж-ж-ж» неспроста. Раз такие разговоры есть, то рано или поздно монетизация стартует. При этом топ-10 каналов содержат платную рекламу. За производство контента платит рекламодатель, а теперь они хотят получить деньги с другой стороны. Не слишком ли это много денег? Зачем это вдруг стало им нужным? Раньше всегда хватало, а теперь вдруг перестало. Не станут ли каналы сверхприбыльными?

Валентин Чангли : В Древнем Риме, когда начали брать плату за пользование уличными туалетами, говорили, что деньги не пахнут.

— То есть больше денег – не меньше, а наши каналы скоро станут уличными туалетами. Неплохая перспектива.

Валентин Чангли : Это уже вы аналогию такую провели.

— Телевидение, которое можно ловить при помощи антенны, остается?

Валентин Чангли : Разумеется. Сегодня сигнал можно получить несколькими способами. Через комнатную антенну – это аналоговые передатчики. Через ТВ-тюнер – цифровой сигнал, который транслируется через передатчики. Кроме этого сигнал можно получить через спутниковую антенну. Кто-то за нее честно платит, за декодер, а кто-то его ломает и получает сигнал хакерским способом. Также можно получить сигнал из Интернета, где есть платные и взломанные хакерские сети.

— Выбор большой. Особенно если учесть новые пиратские платформы, где за 5 долларов – сразу все. Слышали про такие? А можно и бесплатно – со всего мира.

Валентин Чангли : Возможно, и так.

— Поговорим о вас. Господин Стець в декабре сказал, что общественное ТВ будет работать с 1 января. А сейчас его нет? Что меняется? Раньше была Днепропетровская государственная областная ТРК. Сейчас это филиал НТКУ. Как теперь все устроено?

Валентин Чангли : В течение года у нас шла трансформация. А Стець сказал о конечной точке – акционировании общественного телеканала. Все 100 процентов акций, по закону, будут принадлежать государству и продаваться не будут.

— Зачем тогда этот тюнинг в зоопарке, если акции все равно сконцентрированы в одних руках?

Валентин Чангли: Акционирование помогает уходить от многих норм, которые ранее мешали развитию общественного ТВ. Не буду вдаваться в технические подробности. Но никто не уходит от «Прозорро», закона о госзакупках. Есть общие законы, которых придерживаются абсолютно все, тем более, что деньги – государственные.

Та модель была устаревшей, полна анахронизмов. В свое время – да, она здорово помогала развитию государственного ТВ, а сейчас – тормозит. И та новая форма опробована теми же ВВС.

— А чем будет отличаться новое общественное ТВ от старого государственного?

Валентин Чангли : В первую очередь, принципами, идеологией и подходами к ТВ. В принципе, какая бы модель ни была, ей можно навязать определенные шаблоны. И сегодня задача – уйти от шаблонов и рамок, в которых был канал.

— Решительно невозможно врубиться в суть происходящих процессов. Очевидно, что все сели в корыто и куда-то в нем едут. Было плохо, а теперь якобы станет хорошо. Явно у госТВ не лучшие времена. Хотелось бы больше интересного контента и качества. Хочется, чтобы влияние росло. Будет ли это?

Валентин Чангли : Видно, что вы – интернетчики, а я – телевизионщик, и потому мы разговариваем несколько на разных языках. Да, хотелось бы, чтобы производилось контента больше. Но уже сейчас ни одна телекомпания в области не производит больше, нежели та, где мы сейчас находимся.

Когда мы говорим о качестве контента, мы имеем ввиду его социальное наполнение. Частные каналы живут по принципу «пипл хавает», их основная задача – монетизация.

— ГосТВ получало деньги из госбюджета. А если это общественное ТВ? ВВС, скажем, получает деньги от телезрителей. А вы откуда?

Валентин Чангли : ВВС – не единственный общественный канал и форм получения средств несколько. Первое – полное финансирование за счет госбюджета, это то, что прописано сейчас в законах Украины: когда у нас есть четкий процент, который должен получить канал. Кстати, это то из-за чего уволился Зураб Аласания, когда были некоторые проблемы с этим бюджетом. Вторая форма – часть из бюджета, часть – за счет передатчиков.

Два года назад в Днепр приезжали руководители региональных филиалов ВВС, «Франс насиональ», итальянский общественный канал был. Так вот с британцами говорили насчет того, что из себя представляет общественный ТВ-канал. А он представляет, по сути, то же самое, что 51 канал – и по количеству людей, и по зоне покрытия. Но бюджет регионального ВВС составляет столько же, сколько годовой бюджет НТКУ.

— Чтобы ваш канал жил, сколько ему нужно денег? Какова часть там государственных денег и других средств – откуда, к слову, они идут, из чьего кармана?


Валентин Чангли : Бюджет складывается из двух частей: спецфонд и государственное финансирование. Плюс есть грантовая система, хотя, сори, ее можно больше отнести к спецфонду, несмотря на отдельные статьи расходов.

— Что за спецфонд?

Валентин Чангли : Это те деньги, которые мы сами зарабатываем – и они тоже государственные. В целом за текущий год – порядка 13 млн. грн.

— То есть примерно миллион в месяц. Этого хватает?

Валентин Чангли : Эти деньги идут на зарплату, создание контента, оплату передатчиков – цифровых и аналоговых, путей транспортировки сигнала, коммунальных услуг и прочих расходов. В начале года – не могу сказать, что досконально – но мы расписали систему модернизации 51 канала. Не скажу, что по суперсовременным технологиям, потому что они слишком быстро развиваются, новое быстро морально устаревает. Производятся новые «примочки», продукты, которые намного более интересные…

— Система требует апгрейда – это естественно.

Валентин Чангли : … так вот мы прикинули сколько надо на модернизацию в ближайшие, условно, 5-6 лет, учитывая специфику развития ТВ в Украине. Без прокладки кабелей и обновления канализации – только о компьютерах, камерах, ПТС и т.п. Вышло около 350 тысяч долларов. Это много или мало?

— Сумма подъемная. Она сопоставима с годовым бюджетом.

Валентин Чангли : Но если мы говорим об общественном вещании, не стоит забывать, что там есть два национальных канала и третий, который будет на их базе развиваться.

Валентин Чангли: Нет. Основные – во время выборов.

Валентин Чангли: Да, но по обычной рекламе мы никогда не сможем тягаться с 34 или 11 каналами. У нас разный контент абсолютно. У нас во главу угла ставятся разные вещи. Они не покажут программу, не дающую рейтинг, а мы – будем.

— Но в прайм-тайме у вас много общего: сидят в студии местные деятели о обговаривают проблемы региона .

Валентин Чангли : Есть много схожих форм. Взять хотя бы покупной контент, который транслируем мы и другие каналы.

Валентин Чангли : Им интереснее размещать свой контент на коммерческих каналах, потому что рейтинг у них значительно выше, чем у общественных.

Валентин Чангли : Понимаете, для этого надо доказать то, что канал можно смотреть. Мы сейчас в стадии реформирования из государственного в общественное ТВ. Сейчас именно то время, когда мы своими программами должны доказывать: если вы хотите видеть непредвзятую информацию, сглаженную за счет «папы», финансирующего канал, политика, влияющего на этого «папу», других сторонних сил, власти, еще чего-то, то вы можете посмотреть именно общественного вещателя.

— А они сразу скажут: «Так это ж государство, партия, президент!»

Валентин Чангли: Принцип финансирования государственного от общественного отличается тем, что первый подавал бюджет, его корректировали, причем очень часто за счет того, насколько канал вылизывает власть. То есть, чтобы получить на систему больше денег, мы должны показать максимальную лояльность к власти, вылизать, зацеловать… А кроме того, есть такое понятие как освещение работы местных органов власти. И мы должны прийти туда и сказать: «Мы вас поцелуем та-а-ак! Дайте за это денег!»

Был случай во время встречи журналистов с губернатором Резниченко, который сказал открыто: «Ребята, денег на освещение не дам. Я не хочу, чтобы вы меня выцеловывали за бабки. Сделали что-то хорошо – покажите, если сочтете нужным. Не хотите – не показывайте». В это момент практически все, кто там был, в первую очередь посмотрели на меня и такие: А-а-а-ах…». А я сижу и улыбаюсь. Говорю: а мне Зураб запретил в этом году деньги на освещение работы власти брать. И, кстати, в этом году мы не подписывали договоров ни с горсоветом, ни с облсоветом, ни с администрацией – ни с кем. Хотя до этого – да, мы работали, и это была хорошая статья доходов государственного канала. Но принципы меняются и подходы к общественному ТВ. Чем больше бюджет, тем больше процент, который государство обязательно должно выделить ОТВ. И это не зависит от того – поцеловали или нет.

— Чем богаче страна, тем богаче журналисты? Порочный круг! Но пришло время для нашей традиционной рубрики «Минута славы». Ваше обращение, пожелание или, может быть, просьба к жителям города и области, вашим телезрителям?


Валентин Чангли : Хочу пожелать, чтобы следующий год был намного лучше. Чтобы мы прожили его вместе и нам было интересно. Нам – как журналистам – рассказывать о происходящих в городе, области и стране событиях. Вам – как зрителям – было интересно смотреть наш канал! Спасибо!

— И вам спасибо! С наступающим! Добробуту вам! Встретимся в 2017 году!

Так как до часа «Х» осталось менее недели, мы обратились к медиаэксперту за разъяснениями по поводу сложившейся ситуации в медиапространстве.
— Александр, что за изменения намечаются с 1 января в украинском телевизионном бизнесе?

1 января в Украине вступает в силу законопроект №3504 «О внесении изменений в Закон Украины «О телевидении и радиовещании» (относительно уточнения условий распространения программ телерадиоорганизаций в составе универсальной программной услуги)» и .

Таким образом, с нового года договоренности между кабельными операторами и медиагруппами становятся сугубо коммерческими. Изменения касается ТОЛЬКО провайдеров/операторов и никоим образом не затрагивает эфирное и спутниковое ТВ!

— Как простому обывателю простыми словами объяснить какие изменения вносит закон в его жизнь?

До 1 января 2017 г. Закон Украины ретранслировать в своей сети все телеканалы, которые есть в аналоговом эфире. В зависимости от региона, количество телеканалов варьировалось от 10 до 14-18. Оплата бралась только за техническую доставку сигнала, но никак не за сами каналы. Со стороны кабельщика это выглядело, как «обязаловка» бесплатно ретранслировать то, что есть в эфире. Теперь же с Нового года в сети у оператора/провайдера в обязательном порядке должны быть ТОЛЬКО государственные каналы, каналы общественного ТВ, местные. Со всеми остальными каналами отношения сугубо коммерческие. Так что громкие заявления о том, что выключает все телеканалы и останется только ТРИ канала – это некорректная интерпретация закона и нагнетание обстановки. В Украине более 60 телеканалов, украинских, которые работают с кабельщиками. Без всего телевидения зритель не останется. Повторюсь, речь идет исключительно о кабельном ТВ, IPTV. Эфир и спутник этот закон не регулирует!

— Подорожают ли услуги кабельного ТВ?

В начале декабря медиагруппами была , при заключении договоров в декабре этого года:

  • 1+1 media (6 каналов: «1+1», «2+2», «ТЕТ», «ПлюсПлюс», «Униан ТВ» и «Бигуди») – 0,75 грн за 1 абонента в месяц.
  • StarLightMedia (6 каналов: «СТБ», «ICTV», «Новый канал», «QTV», «М1» и «М2») – 0,75 грн за 1 абонента в месяц. Предложение действительно до 1 января, с 1 января стоимость дистрибуции составит 1,5 грн за абонента.
  • «Медиа Группа Украина» (3 канала: «Украина», «НЛО TV» и «Индиго TV») – 0,45 грн за 1 абонента в месяц.
  • Inter Media Group (9 каналов: «Интер», «НТН», «Мега», «Enter-фильм», «Пиксель», «K1», «K2», «Zoom» и «EuroNews») – 3 грн за 1 абонента в месяц.
  • 5 канал – 0,10 грн за 1 абонента в месяц.

В ходе переговоров, как правило, цена уменьшается и в результате получается 2,5-3 грн с абонента.

При договоренностях включить каналы всех медиагрупп в состав предложения, кабельное ТВ может как подорожать, так и нет. Все зависит от существующей цены, маржинальности бизнеса провайдера и его личных возможностей. Если подорожает, гривен на 5-10-15 за базовый, самый дешевый пакет. Скажу очень непопулярную правду для потребителя, и интернет, и ТВ в Украине живут в ценах 2013 г, когда курс был 8 грн за доллар. Так как большая составляющая в бизнесе теле и телеком-провайдеров – импорт (контент, оборудование…), то подорожание услуг неизбежно, в минус работать никто не будет. При помощи медиагрупп, без их помощи, кабельное ТВ и интернет рано или поздно подорожали бы. Ну не может в стране дорожать всё, кроме ТВ и интернет.

— Может ли провайдер отключить каналы одной из медиагрупп?

Конечно, может. В Украине около 60 телеканалов, которые работают с провайдерами. Коммерция – это договоренности и поиск компромиссов. Кто-то договорился, кого-то условия не устроили. Откройте список телеканалов своего провайдера и посмотрите, есть ли там, например, канал «Телевсесвіт» или «Трофей» либо «Малятко ТВ». Ведь это существующие каналы, с лицензией, с вещанием на спутнике, с передачами. Если у вас в сети нет какого-то из этих телеканалов – не договорились. Такая же история может случиться и с телеканалами медиагрупп. Считайте, что у нас их пять. 1 января могут исчезнуть из кабельной сети, например, каналы какой-то из групп. Вполне могут. Это значит, что ваш оператор не договорился. Значит, их место займут другие каналы. Благо, предложений на рынке больше, чем возможности сетей (аналоговых). Заявления, который муссируются в СМИ о том, что украинцы вообще останутся без ТВ – это неправда. В кабельных сетях , но никак не все каналы. В сетях провайдер вынужден будет ретранслировать каналы: Первый национальный, Культура, Рада, каналы Областного ТВ, местные. Доступ к этим вещателям по умолчанию должен быть у всех. К каналам, которые работают по коммерческой схеме – только за деньги. Такая практика во всем цивилизованном мире.

— Что делать абоненту кабельного ТВ, если отключили любимые каналы?

Надеюсь до этого не дойдет, и правообладатели договорятся с провайдерами. Благо, дело движется, и игроки на рынке идут на диалог, договариваются между собой.

После 1 января с вступлением Закона в силу, за каналы либо нужно платить, либо выключить и не нарушать закон и права:

  • ваш кабельный оператор не договорился и вынужден выключить основные украинские телеканалы в своей сети;
  • ваш кабельный оператор договорился не со всеми медиагруппами, каналов стало меньше, абонентская плата увеличится;
  • ваш кабельный оператор договорился со всеми медиагруппами и абонентская плата за кабельное ТВ с 1 января станет значительно больше.

Если уж случился такой форс-мажор и телеканалы отключили, то вариантов для потребителя несколько:

  • отключиться от кабельного ТВ вообще (книги, театр, кино, интернет, спорт – намного полезней телевизора);
  • подключиться к конкурентам, которые договорились, и платить им;
  • установить эфирную антенну и смотреть телеканалы медиагрупп в аналоговом качестве либо в цифровом через приставку Т2 – БЕСПЛАТНО;
  • установить спутниковую антенну и смотреть телеканалы медиагрупп БЕСПЛАТНО;
  • подключиться через интернет к одному из легальных телевизионных сервисов интернет ТВ (Megogo, Oll.TV, Divan.TV, Trinity TV, Starcards.TV) и платить им.

В любом случае, без ТВ с творением Казимира Малевича ни в одном из вариантов зрители не останутся. Если зритель, потребитель, считает, что он не должен платить за ТВ, у него есть возможность ТВ не смотреть, не пользоваться услугами многоканальных сетей и не платить за то, что он не хочет. Всегда есть бесплатная урезанная альтернатива.

В Москве закончила работу 20-я международная выставка-форум CSTB . Telecom & Media ’2018.

3 дня напряженной работы отрасли телевидения и телекоммуникаций – несколько десятков презентаций и громких заявлений международных и российских мейджеров, запоминающиеся стенды международных экспонентов, сотни встреч с партнерами и конкурентами, насыщенная деловая программа – этим запомнится участникам и гостям 20-я юбилейная выставка-форум CSTB. Telecom & Media 2018, которая завершила свою работу 1 февраля. Более 270 брендов, среди которых мировые и российские производители и дистрибьюторы контента, ведущие операторы многоканального цифрового телевидения и связи, кабельные и спутниковые компании, медиахолдинги и телеканалы, зарубежные и российские контент-провайдеры, производители и поставщики оборудования и услуг, и немногим более 25 000 посетителей – профессионалов ТВ и телеком индустрии.

CSTB.Telecom&Media встретила свое двадцатилетие торжественным открытием, участие в котором приняли генеральный директор "Мидэкспо" Ирина Недумова, президент АКТР Юрий Припачкин, генеральный директор "Триколор ТВ" Алексей Холодов, вице-президент Huawei Russia Чжэн Синь, генеральный продюсер "Первый канал. Всемирная сеть" Дмитрий Борисов и заместитель генерального директора ВГТРК Дмитрий Медников. Поздравление с юбилеем в адрес организаторов направил также Герман Клименко, советник Президента РФ по развитию Интернета. Выступающие сошлись во мнении, что выставка-форум CSTB.Telecom & Media уже 20 лет является главным ежегодным событием отрасли.

CSTB.Telecom&Media’2018 еще раз доказала, что это не только выставка, но и универсальная платформа для бизнес-коммуникации телеком-сообщества. Существенная часть проекта – многопотоковый международный форум, который в этом году включил в себя беспрецедентное количество тематических мероприятий – 20 секций, дискуссий и семинаров.

Деловая программа началась с круглого стола "Стратегии развития бизнеса эфирных и неэфирных каналов в различных средах распространения" , где лидеры отрасли обсудили фундаментальные изменения в сфере дистрибуции контента и поделились своим мнением о том, как меняется путь пользователя при просмотре линейного и нелинейного телевидения. Среди выступавших: Яна Чурикова, VIACOM, Юрий Припачкин, АКТР, Алексей Волин, Минкомсвязи РФ, Михаил Силин, АКТР, Дмитрий Медников, ВГТРК, Валентина Удалова, Первый канал, Кирилл Лыско, Цифровое телевидение, Михаил Ковальчук, Сигнал Медиа, Чжэн Синь, Huawei Russia, Алексей Холодов, Триколор ТВ, Наталья Братчикова, МТС, Романчук Виктор, Ростелеком, Михаил Демин, НТВ-ПЛЮС, Кирилл Махновский, Орион Экспресс, Николай Орлов, Eutelsat S.A., Жаркын Турсынов, ЛайфСтрим, Ксения Ачкасова, MediaScope, Александр Лигер, НСК.

Среди важных тем для обсуждения - проблема пиратского контента и способы борьбы с ним. Сегодня уже заблокированы основные пиратские ресурсы по распространению видеоконтента. Кроме этого, Минкомсвязи заблокировало и более 500 "зеркал" пиратских платформ. Спикеры пришли к выводу, что для рядового пользователя первичен контент, а не способ его потребления, а участники рынка должны вместе работать над созданием ценности контента в глазах потребителя. Кроме того, эксперты отметили, что нелинейное смотрение набирает обороты, при этом абонент в удобное для себя время смотрит продукты, созданные для линейного телепросмотра. Много говорили об ОТТ сервисах,например о том, что развитие OTT зависит от того, как телеканалы будут выстраивать свои платформы по легальному распространению контента. При этом традиционное эфирное распространение не будет свернуто, скорее в данном вопросе стоит говорить о сегментации. Участники обсудили отношения телеком-операторов с производителями контента, которые во многом до сих пор существуют в серой зоне: телеком-операторы работают в неконкурентной среде, где нет индустриальной статистики – нет данных по телесмотрению и распределению платежей абонентов.

О легальном распространении и монетизации телевизионных каналов в интернет-среде говорили на презентации , в которой представители компании НСК, Первого канала, SPB TV, МТС и Витрины ТВ вместе с Алексеем Волиным, заместителем Министра Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, обсудили, какие драйверы и барьеры существуют для вещания телевизионных каналов в интернет-среде. На данный момент не существует единого платформенного решения, однако технологии шагнули далеко вперед, что позволяет ведущим игрокам рынка максимально легализовать свое присутствие в ОТТ. Эксперты сошлись во мнении, что вещание в ОТТ сопряжено с технологическими сложностями, телеканалам стоит сотрудничать с платформами, которые предлагают современные решения, например, показывать таргетированную рекламу конкретному пользователю в зависимости от устройства.

Впервые на CSTB.Telecom&Media 2018 состоялась "Стратегическая сессия российских ассоциаций производителей", в рамках которой представители Минпромторга России, ВГТРК, АРПАТ, АИВ, AVRA, АРПЭ, РАТЭК, АТРП, GS Group, РВК и TPV CIS детально обсудили стимулы для развития отечественного производства. Среди главных – налоговое стимулирование, государственные закупки, таможенно-тарифное регулирование, государственное субсидирование и стандартизация. В ходе дискуссии участники пришли к выводу, что все стандарты должны быть гармонизированы с международной практикой, в противном случае отечественное производство не сможет составить конкуренцию зарубежному.

Еще одна дискуссия "ULTRA HD – новый глобальный этап развития телевидения?" собрала за одним столом представителей ТМТ Консалтинг, Триколор ТВ, Dolby в России и СНГ, GS Group, Eutelsat S.A, Лайфстрим ("Смотрёшка"), Irdeto, "Первый ТВЧ" и компании Huawei. Эксперты обсудили изменения, произошедшие на российском и международном рынках UHD в 2017 году, перспективы развития абонентской базы UHD-телевидения в России, драйверы роста и проблемы развития технологий. Уже каждый третий продаваемый в мире телевизор поддерживает формат Ultra HD. В России эта цифра пока несколько ниже – порядка 16% устройств, но цена на технику снижается. На сегодняшний день ни технических, ни коммерческих проблем для развития 4К в России не существует. Единственный вопрос – это вопрос контента, важно отметить, что отечественного контента на рынке сейчас практически нет. Однако перспектива радует – компания "Первый ТВЧ" начинет снимать собственный контент в формате Ultra HD уже в ближайшее время.

В Форуме региональных операторов, соорганизатором которого выступила Ассоциация Ростелесеть, приняли участие представители операторов со всей России, среди них Уфанет, Ордерком, Видикон, Ланта, КЭТИС, Ореол, Sevencom, а также Контур-М и Первый ТВЧ. Речь шла, в частности, о "законе Яровой" и возможных путях его реализации в контексте хранения операторами данных. Участники форума были едины во мнении, что закон не удовлетворяет ожиданиям операторов и мешает их деятельности, а вот в оценке постановления Правительства об изменении срока необходимого хранения данных до 1 месяца участники разошлись. Кроме того, были затронуты вопросы оптимизации контентного наполнения каналов, необходимость определения единых параметров для оценки просмотра канала и развития мобильных приложений для спутниковых операторов, а также продвижение мобильного телевидения для "поколения планшетов".

Еще одна новинка выставки – конференция CONTENT SUMMIT RUSSIA. "Российский контент: тенденции и перспективы" , организованная компанией "Мидэкспо" при поддержке Reed MIDEM в сотрудничестве с Expocontent. Ведущие продюсеры, дистрибьюторы, селлеры и байеры контента в ходе дискуссий обсудили маркетинговые исследования национального рынка контента в РФ, перспективы его выхода на международный рынок и развитие отечественных телеканалов за пределами РФ, а также новые технологии и тренды будущего медиаотрасли (360° и VR). Кроме того, эксперты обсудили проблемы выхода на зарубежные ТВ-рынки российских телеканалов и теледистрибьюторов, диагностировав стагнацию и даже уменьшение аудитории российских каналов за границей. В мероприятии приняли участие Александр Цекало, кинокомпания "Среда", Влад Ряшин, Star Media, Василий Соловьев, российский ТВ и кинопродюсер, Алексей Троцюк, Yellow Black and White, Гевонд Андреасян, Большое кино, Александра Модестова, "Экспоконтент", Вера Оболонкина, Первый канал. Всемирная сеть, Нина Ромодановская, Proficinema, Яна Бельская, Кабельщик, Евгений Борисов, Vortex.Pictures, Кирилл Танаев, Mordern Media Research Institute, Юлия Юзбашева, ValidataKIDS, Екатерина Филатова, AVRA и многие другие.

О событийном маркетинге как эффективном способе промотирования телеканалов и операторов говорили на кейс-марафоне "Маркетинговая активность операторов и вещателей". Эта сессия собрала вместе представителей вещателей и операторов из разных регионов России, которые в формате ярких 10-минутных выступлений делились своим опытом по проведению различных мероприятий для привлечения внимания и повышения лояльности целевой аудитории. Соорганизатором и модератором сессии выступила Яна Бельская, главный редактор интернет-портала "Кабельщик". Были представлены масштабные и креативные маркетинговые кейсы операторов и телеканалов, ориентированные на зрителей и подписчиков, реализованные как в Москве при участии крупных операторов, так и в регионах и других странах. Среди них: опыт региональных операторов - "Телеплюс" из города Дубны, "Телемир" из Липецка ("Неделя российского кино"), РИКТ из Междуреченска, Уфанет из Уфы и Кэтис из Владимира; Большой квест по "Игре престолов" от Дом.ру. Живой интерес вызвали кейсы вещателей: "Живые мертвецы" от телеканала Fox, первая телевизионная премия фокусников от телеканала Trick, рыболовный фестиваль от "Первый ТВЧ", родительские вебинары от Lagardere, федеральная кампания "Смотрёшка", розыгрыш поездки операторов на Каннский кинофестиваль от ПКВС, запуск сериала Медичи от Viacom, работа с блогерами и вирусное видео от телеканала Discovery.

Большой успех среди посетителей имела секция "OTT.Future", которая объединила представителей сервисов и операторов. Генеральный директор Ассоциации Интернет-видео Алексей Бырдин отметил эффективность принятого в прошлом году закона о "зеркалах", нацеленного на борьбу с пиратством. Статистика показывает, что благодаря закону, количество пользователей нелегальных сайтов удалось снизить до 37 млн. При этом число пользователей легальных ресурсов возросло до 2 млн. Кроме того, в 2017 году в силу вступили законы о контрольно-кассовых терминалах, об анонимайзерах и об онлайн-кинотеатрах. В рамках секции участники подвели итоги по мировому рынку VOD/OTT, анализ которого выявил увеличение доли SVOD до 50%, уменьшение доли AVOD и транснациональную экспансию, и выход нового игрока рынка профессионального видео – соцсетей. Представители независимых OTT-сервисов положительно оценили перспективы интеграции OTT-сервисов и операторов. Для повышения качества работы платформ была предложена формула, базирующаяся на "трех китах": маркетинг, контент, техническая доработка. Главными трендами будущего года, по мнению экспертов, станут цифровая трансформация ТВ, умное производство контента, власть цифровых платформ, а также процессы слияний и поглощений. В секции приняли участие представители ТМТ Консалтинг, J’son&Partners Consulting, TelecomDaily, РАЭК, IKS-Consulting, ivi, Megogo, OKKO, PeersTV, Мегалабс, Орион Экспресс, Триколор ТВ, Ростелеком, МГТС и другие.

На ежегодной секции "Мультисервисные спутниковые сети и VSAT. Перспективные спутниковые технологии связи и вещания в приложении к российскому рынку" (соорганизатор: журнал "Теле-спутник") уделили внимание потенциалу использования спутниковой связи в непривычных для России средах и поделились инновационными проектами в этой отрасли. В ходе секции с докладами выступили представители Триколор ТВ, ГК "Орион", Спутниковое ТВ МТС, STV, Лайфстрим, Евтелсат Нетворкс, ФГУП "Организация "Агат", ТМТ Консалтинг, ГК AltegroSky, Государственной Думы РФ, Northern Sky Research, J"son & Partners Consulting, Хьюз Нетворк Системс, ЗАО "Рэйс Телеком", НЕБО ГК, ФГУП "Космическая связь", НИИАС, Иридиум Коммьюникешенс, ФГУП Морсвязьспутник, Информационный Космический Центр "Северная Корона", Д.К.Орбитал.

Обсудили новые проекты, направленные на создание "диджитал лайфстайл" платформ, выполняющих мультифункциональный сервис для абонентов. Например, проект компании "Триколор ТВ", позволяющий организовать трансляцию пакетов телеканалов на пользовательские гаджеты в публичных местах, или новую гибридную интерактивную приставку от ГК "Орион", сочетающую в себе технологии спутникового и IP-вещания, способную поддерживать большинство известных стандартов воспроизведения медиаконтента. Современные технологии привели рынок к тому, что уже не оператор решает, что будет смотреть абонент, а потребитель сам выбирает интересующий его контент и интерактивные возможности телесмотрения.

Отдельного внимания заслужила тема развития спутникового интернета и К- диапазона. По мнению большинства, спутниковый интернет не является конкурентом операторов, но во многом становится решением для покрытия "белых пятен", которых много даже в Московской области. Что касается потенциала развития спутниковой связи для подвижных объектов (автомобилей, поездов, самолетов), успешные кейсы реализации данной идеи уже существуют и были представлены на секции, хотя технология нуждается в субсидировании и развитии.

Секция "HIGH-TECH DATACASTING: инновационные технологии в телепроизводстве и вещании", контент-партнером которой выступило издательство "Телеспутник", разделилась на две сессии. Большой интерес вызвала дискуссия, в которой приняли участие представили телеканала RT и Первого канала. Эксперты рассказали о важности внедрения инновационных технологий для продакшна телеканалов. В частности, они отметили опыт производства контента в форматах VR и Video 360°. Несмотря на первые успехи, такой контент может стать массовым не в ближайшем будущем, а лишь с появлением более удобных и доступных абонентских устройств для его просмотра. Вторая часть секции состояла из докладов разработчиков технологических решений для нужд телевещательной отрасли, которые рассказали про инновационные решения и технологии в телепроизводстве и вещании. В секции приняли участие представители медиа-группы "Звезда", ТПО Ред Медиа, ФГУП "ТТЦ "Останкино", VIDAU Systems, ООО "Бродвью Рашша", EVS Broadcast Equipment, НСК, ФКОО "Хармоник Делавэр ЛЛК", ООО "ДжойМех", Виртуальные Студии ЦТПО РГГУ, HP Inc.

На секции "Мастерство создания и развития тематического канала" совместили теоретическую часть с рассмотрением реальных примеров из ТВ практики. Модераторами секции стали Яна Бельская, Кабельщик, и Регина Юркина, МедиаБренд. Мероприятие с участием экспертов в области рекламы, продюсирования и диджитал-маркетинга состояло из пяти тематических блоков, посвященных производству новостей, телевизионному промо и дизайну, интернет-продвижению, конструированию реалити-шоу. На секции обсудили тренды эфирного промо, дали рекомендации по созданию эффективного ролика, уделили внимание факторам успеха вирусной рекламы, рассказали о том, как делать рейтинговое реалити. Завершилась секция подробным разбором разножанровых программ, ставших номинантами 9-ой национальной премии "Большая цифра". Свои презентации и доклады представили Регина Юркина, "Медиабренд", Анастасия Бацуева, телеканал "Супер", Мария Винарская, независимый продюсер, Илья Золотаревский, независимый эксперт, Александр Железняков, Panasonic.

Следующая выставка-форума, 21-я по счету, пройдет через год, с 29 по 31 января 2019 года, в Крокус Экспо.

Три масштабных доклада "Российское телерадиовещание и интернет. Состояние, тенденции и перспективы развития в 2017 году", подготовленные, подготовленные факультетом журналистики Московского государственного университета под общей редакцией Е. Л. Вартановой и В. П. Коломийца. Заказчиками для доклада о телевизионной отрасли выступили Роспечать и Национальная ассоциация телерадиовещателей.

Готовил доклад "Телевидение в 2017 году" большой коллектив авторов, в нем использовались данные аналитического центра НСК, Фонда "Общественное мнение", Российской телевизионной и радиовещательной сети, Ассоциации коммуникационных агентств России, исследовательских компаний J’son and Partners Consulting, KVG Research, "ТМТ Консалтинг", Mediascope, информагентства Integrum и - нам об этом особенно приятно говорить! - портала "Кабельщик". (Авторский состав источников других двух докладов несколько отличается).

Сегодня мы публикуем выдержки из этого доклада.

Телевидение в 2017 году

1.1. Реализация федеральной цифровой программы. Итоги года

В результате мер, принятых РТРС по выполнению задачи строительства объектов первого мультиплекса и обеспечению населения цифровым вещанием в предусмотренные Программой сроки, по состоянию на 31 декабря 2017 года завершено строительство и выведено в эфир 5 019 объектов связи первого мультиплекса (в том числе 5 011 - программных и 8 - социально значимых объектов с большим охватом населения в регионах 2-й, 3-й, 4-й очередей: Ростовская область, Орловская область, Республика Башкортостан, Республика Коми).

Также было организовано строительство на 17 объектах в Республике Крым, срок ввода которых запланирован Программой в 2018 году.

Ключевой индикатор "Доля населения Российской Федерации, имеющего возможность приема эфирных цифровых телеканалов" превысил плановое значение 2017 года на 0,1% и достиг уровня 98,3%. В 83 из 85 субъектов охват цифровым вещанием составил более 95%.

Подсистемы технического учета и оперативного управления внедрены во всех филиалах РТРС.

В период до конца 2018 года оплата части затрат РТРС по вещанию телеканалов и радиоканалов, входящих в состав первого вещательного мультиплекса, осуществляется за счет субсидий федерального бюджета. Вещание телеканалов, входящих в состав второго мультиплекса, осуществляется РТРС на коммерческой основе в соответствии с условиями договоров с вещателями.

1.2 Развитие законодательства и регулирования

В 2017 году изменения, касающиеся нормативного регулирования телевидения, появились во всех четырех основных для медиаотрасли законах - "О средствах массовой информации" (1991), "О связи" (2003), "О рекламе" (2006) и "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (2006).

Поправки к статье 35 закона "О средствах массовой информации" и к статье 66 закона "О связи" внесли уточнения в обязанности телеканалов и телеком-операторов по передаче в эфир официальных сообщений органов исполнительной власти, содержащих экстренную информацию об опасностях, возникающих при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий, по правилам поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите. Такие сообщения (сигналы оповещения) должны распространяться редакциями СМИ на соответствующих территориях вещания незамедлительно и на безвозмездной основе. Передача в эфир данных сообщений оператором не считается прерыванием оказания услуг связи вещателю.

Поправки к ряду статей закона "О средствах массовой информации" внесли изменения в процедуру регистрации СМИ, в том числе электронных (т. е. и телевизионных каналов). С 2018 года прекращается выдача бумажных свидетельств о регистрации СМИ, а датой регистрации будет считаться дата внесения записи в реестр Роскомнадзора. Услуга должна оказываться в течение 30 рабочих дней с момент подачи заявления. Величина госпошлины за регистрацию СМИ зависит от территории распространения. При расчете пошлины сохраняются повышающие и понижающие коэффициенты в зависимости от специализации СМИ. Смена учредителя, изменение состава соучредителей, наименования (названия), языка (языков), примерной тематики и (или) специализации СМИ, территории распространения продукции СМИ, а также формы и (или) вида периодического распространения массовой информации должны быть оформлены внесением официальных изменений в запись о регистрации СМИ в реестре регулятора, полной перерегистрации в данных случаях не понадобится. Редакция, временно приостановившая, прекратившая или возобновившая распространение СМИ, обязана уведомлять об этом Роскомнадзор.

Установлено также, что главным редактором СМИ не может быть гражданин, отбывающий наказание в местах лишения свободы либо имеющий судимость за совершение преступлений с использованием СМИ или информационно-телекоммуникационных сетей, или за совершение преступлений, связанных с осуществлением экстремистской деятельности, а также гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста или признанный судом недееспособным.

Поправки к статье 27 закона "О рекламе" допустили в телевизионный эфир новую товарную категорию. Теперь разрешено распространение рекламы основанных на риске игр, пари, осуществляемых организаторами азартных игр в букмекерских конторах, и (или) средств индивидуализации организаторов азартных игр в букмекерских конторах во время трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований. Для вещателей установлено ограничение, что общая продолжительность такой рекламы должна составлять не более 20% общего допустимого времени трансляции рекламы во время спортивных соревнований.

Особенно важным новвоведением стало появление в законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" статьи 10.5. Обязанности владельца аудиовизуального сервиса. Установлен статус аудиовизуальных сервисов (АВС) - ОТТ-сервисов, в том числе онлайн-кинотеатров, которые монетизируют свои услуги за счет платной подписки или размещения рекламы.

В случае если посещаемость АВС в течение суток составляет более 100 тыс. российских пользователей, он вносится в специальный реестр, создание и ведение которого возложено на Роскомнадзор. Владельцем АВС должно выступать российское юридическое лицо или гражданин России, не имеющий гражданства другого государства. Закон устанавливает ограничение в 20% доли иностранного капитала во владении сервисом. Владелец АВС обязан установить одну из предлагаемых регулятором программ для подсчета количества пользователей своего ресурса, а также обязан не допускать его использование в целях нарушения закона или распространения запрещенного в стране контента. Определена также административная ответственность за нарушение введенных норм. Сетевые издания, поисковые системы и видеохостинги с пользовательским контентом АВС не признаются.

Параллельно поправками к статье 15.6 того же закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" были уточнена процедура и сроки блокировки Роскомнадзором и операторами связи сайтов, на которых неоднократно и неправомерно размещалась информация, содержащая объекты авторских и (или) смежных прав, и доступ к которым был органичен по решению суда.

Новая статья 15.6-1. Порядок ограничения доступа к копиям заблокированных сайтов отдельно регламентирует процедуры выявления и борьбы с так называемыми "зеркалами" пиратских ресурсов со стороны Роскомнадзора, хостинг-провайдеров, операторов связи и поисковых систем. Все это в совокупности имеет существенное значение для деятельности российских телевещателей, являющихся правообладателями аудиовизуального контента, а также имеющих собственные легальные ресурсы на рынке АВС.

1.3 Главные события телевизионного года

Среди заметных событий 2017 года можно выделить появление в эфире в конце декабря развлекательного телеканала "Супер", принадлежащего "Газпром-медиа". Канал позиционируется как федеральный эфирный телеканал, перед его запуском были собраны (преимущественно у других каналов холдинга) эфирные частоты в восьми городах, включая Москву, Санкт-Петербург и Екатеринбург. Основу сетки составили повторы сериалов и программ других каналов группы "Газпром-медиа Развлекательное телевидение".

Еще два события телевизионного 2017 года связаны со сложностями в деятельности достаточно громких недавних проектов. Так, в декабре 2017 года прекратил телевизионное вещание канал "Царьград ТВ", который сохранился только в формате интернет-ресурса с видеоконтентом. Напомним, что "первый русский консервативный информационно-аналитический телеканал", как позиционировал себя вещатель, был создан в 2014 году бизнесменом и политиком К. Малофеевым. Оценки его деятельности, а также политических и идеологических позиций были разными, при этом видно, что самостоятельный, не связанный с крупными холдингами, нишевой неразвлекательный проект в системе телевизионного вещания закрепиться пока не смог.

В августе 2017 года было закрыто вещание информационного телеканала Life, который начал работу в 2013 году как LifeNews (переименован в 2016 году). Телеканал был создан в рамках холдинга News Media А. Габрелянова и выглядел как яркий профессионально амбициозный независимый проект. Достаточно резкому закрытию проекта полноценного объяснения со стороны руководства холдинга и телеканала дано не было. За все время его существования так и не были до конца прояснены источники его финансирования.

Место Life в эфире и частично в телевизионной системе довольно быстро занял новый телеканал IZ.RU, созданный на базе мультимедийного информационного центра (МИЦ) "Известия", в котором объединены редакционные ресурсы РЕН ТВ, "Пятого канала" и ежедневной газеты "Известия". Все эти организации принадлежат "Национальной Медиа Группе" (НМГ), которая путем создания МИЦ решает задачи оптимизации деятельности и выпуска конвергентных продуктов.

Еще в 2016 году был создан "Национальный рекламный альянс" (НРА), учредителями которого стали "Первый канал", ВГТРК, "Национальная Медиа Группа" и "Газпром-медиа". "СТС Медиа", не участвовал в создании НРА, но отдал ему продажи своих рекламных возможностей.

В 2017 году "Национальная Медиа Группа" и "СТС Медиа" создали три совместные компании (соотношение долей в каждой 51 на 49 % в пользу НМГ), при помощи которых совместно продаются возможности спонсорства и интернетреклама на телеканалах обоих холдингов и объединяются закупки контента.

В конце года была создана компания "Витрина ТВ", по 25 % в которой были распределены между "Национальной Медиа Группой", "СТС Медиа", "Первым каналом" и ВГТРК. Основным проектом в рамках "Витрина ТВ" стало создание и запуск общей для всех телеканалов холдингов-учредителей онлайн-платформы, базового плейера для трансляции их контента в интернете. Можно обратить внимание на то, что в проект не вошел "Газпром-медиа", однако исключать его появление в числе соучредителей в случае успешного начала проекта не стоит.

Продолжается рост показателей успешных нишевых эфирных телеканалов, растет совокупная доля тематического телевидения (кабельных и спутниковых телеканалов), которая по итогам года превысила 15%, а показатели трех каналов - "Дом кино", "Мульт" и "Русский роман" - оказались более 1% у каждого, что выше результатов, например, таких известных брендов, как "Че" или "Канал Ю". На этом фоне нельзя не отметить и продолжающее увеличение числа игроков в этом сегменте - по итогам года специалисты насчитали более 50 новых неэфирных проектов.

Фрагментация телевидения продолжается и за счет развития видеосмотрения в интернете. В контексте развития взаимодействия телевидения с интернетом необходимо отметить и окончательное закрепление ОТТ-видеосервисов, в России чаще называемых онлайн-кинотеатрами, в качестве полноценного сектора отечественной телевизионной системы.

На фоне положительных тенденций, наблюдающихся в других сегментах телевизионной системы, проблемной продолжает оставаться ситуация в региональном телевидении. Совокупная доля региональных телеканалов в 2017 году снова снизилась, уже до 3,2%, к тому же по-прежнему нет понимания того, как скажется на местных вещателях переход на цифру. В рамках поиска решений по поддержке региональных телеканалов Государственной Думой были приняты поправки в закон "О рекламе". Они разрешают каналам, которое в "соответствии с лицензией на вещание распространяются на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации", увеличивать время рекламы с помощью "бегущей строки", но не более чем на 15% сверх допустимого в течение часа в информационных и развлекательных программах и не более чем на 5% в других жанровых группах программ.

Нельзя не отметить, что с лета 2017 года операторы платного ТВ в 72 субъектах Российской Федерации запустили работу так называемой "21-й кнопки", на которой бесплатно вещают победители специального конкурса Федеральной конкурсной комиссии. Однако присвоение статуса "обязательного канала" помогло решить, хотя и частично, проблемы только семи десятков телеканалов, при том, что положение многих, включая значительное число "старожилов", работающих еще с 1990-х гг., остается неясным. Поиски решений приводят, в частности, к созданию нишевых профессиональных ассоциаций, нацеленных на решение отдельных конкретных вопросов. Так, летом 2017 года в Уфе была создана новая Ассоциация городских телерадиовещателей (АГТ), соучредителями которой выступили Национальная ассоциация телерадиовещателей (НАТ) и телеканал "Вся Уфа". Важнейшим направлением ее работы в прошлом году стала подготовка законодательных инициатив по созданию в пакетах операторов "22-й кнопки" для муниципальных вещателей.

Аудитория российского телевидения







2024 © gtavrl.ru.