Чем и как качественно скопировать аудио с DVD и BD.


Как известно, до последнего времени самым распространенным форматом распространения музыки в сети был MP3. При всех его достоинствах у него есть один существенный недостаток – потеря качества при сжатии. И если для одних это не критично, то для других является серьезной проблемой. К счастью для последних, сейчас в сети появилось много аудиофайлов в формате lossless – т.е. «сжатых» без потери качества. Что можно сделать с этими файлами? Можно прослушать на компе с помощью бесплатного проигрывателя Foobar2000 , можно записать CD-audio в оригинальном качестве, а можно создать DVD-audio , поместив на него сразу несколько альбомов. О том, как создать DVD-audio из lossless и посвящена данная статья.

Что потребуется для этого? Во-первых, уже упомянутый выше проигрыватель Foobar2000 . Во-вторых, программа для создания DVD-audio . И в-третьих, DVD-плеер, поддерживающий формат DVD-audio.

Сначала надо перекодировать материал для записи в формат wav. Для этого запускаем Foobar2000 и загружаем файл с расширением .flac.cue . Затем выделяем нужные треки, кликаем левой кнопкой мышки и в появившемся контекстном меню выбираем "Convert" -> "…" .

В появившемся окне выбираем "Outpot format – WAV" и жмем OK . Программа предложит вам выбрать папку, в которую будут сохранены извлеченные файлы. В качестве примера раскодируем альбомы группы "Rainbow" .

Теперь запускаем программу Minnetonka Discwelder Chrome II .

Теперь начинаем по одному (в нужной последовательности) перетаскивать треки в нижнее окно. При переносе первого трека автоматически создастся раздел "Group #1" . Это раздел для первого альбома. Второй и последующий треки первого альбома перетаскивайте именно в эту строку - "Group #1" . Если вы попробуете перетащить трек в строку "Unnamed" , то автоматически будет создана папка для второго альбома. А если «потащите» новый трек на уже существующий, то программа предложит вам заменить существующий. Итак, первый трек альбома тащим на строку "Unnamed" , все последующие треки – на строку "Group #..." .

Таким образом вы должны перетащить все треки из всех альбомов. В итоге треки первого альбома должны оказаться в группе "Group #1" , второго – "Group #2" и так далее.

Теперь укажем общие настройки для диска. Для этого выбираем пункты меню "File" -> "Album Properties" :

В поле "Album Title" пишем общий заголовок диска, в разделе "Track Defaults" выбираем "Stereo (L, R)" . После этого жмем кнопку "CPPM" :

В этом разделе настраиваются виды защит диска от копирования, их лучше все выключить. Жмем дважды «ОК» и закрываем вкладки.

Мы оказались в главном окне программы. Теперь наш проект называется не "Unnamed" , а "Rainbow" . Далее нам надо переименовать "Group #..." на названия альбомов. Делается это просто – кликаем левой кнопкой мышки на нужный нам "Group #" , выбираем "Rename Group" и вводим нужное нам название.

После того, как все группы переименованы, начинаем работать с треками. Кликаем на надписи "Track #..." левой кнопкой мыши, в появившемся контекстном меню выбираем пункт "Track Properties" .

Здесь в поле "Track Title" указываете название композиции, в "Channel Format" уже должно стоять "Stereo (L, R)" . Убираете галочку в поле "Gapless" и ставите значение «2000» в графу "Pause" .

Gapless означает, что треки будут воспроизводится без пауз (например, это необходимо при записи миксов или концертных альбомов). Если же вы пишите обычный студийный альбом, то этот режим лучше выключить и поставить стандартную задержку в 2 секунды (2000 ms).

Итак, с альбомами и треками мы разобрались. В итоге получили что-то вроде этого:

Теперь приступим к созданию меню. Для этого опять выбираем пункты меню "File" -> "Album Properties" и видим знакомую картинку:

Сначала нажмите "Still Image Properties" .

В открывшемся окошке выберите "Aspect Ratio" 4:3 или 16:9 (в зависимости от того, какой у вас телевизор – обычный или широкоформатный). Поставить точку в 625/50 (это соответствует стандарту PAL). Нажимаем «ОК» и попадаем в предыдущее меню. Тут жмем "Edit Generated Menu" .

В появившемся окне в разделе "Background Image" жмем кнопку "Browse" и выбираем файл "ChromePAL.jpg" . Это мы задали фон для экранного меню. Теперь начитаем настраивать по своему вкусу:

"Menu Layout" (тип меню):

Можно выбирать из Continuous (последовательное) или Heirarchical (иерархическое). Другими словами, если вы хотите, чтобы все треки выводились в меню друг за другом, то выбирайте Continuous. Если предпочитаете, тобы сначала были выведены названия альбомов, а после выбора одного из них на экран вывелся список треков из этого альбома – то выберите Heirarchical.

"Menu Columns" (количество столбцов в меню)

Укажите, из скольки столбцов должно состоять меню.

"Text Properties" (свойства текста)

Здесь можно настроить шрифт, его размер и цвет для всех элементов меню. Все интуитивно понятно, можно только сказать, что сначала надо выбрать тип элемента, который вы хотите настроить (в разделе Apply To: All (сразу все), Album Title (заголовок всего диска), Group Names (названия альбомов) или Track Names (названия песен)), а уже потом задавать ему нужные характеристики.

Цвета:

Normal – в обычном состоянии, Hilite – выделенный пункт меню, Active – воспроизводимый в данный момент.

Вот собственно и все. Теперь осталось только записать диск с помощью кнопки "Record" .

ДОПОЛНЕНИЕ:

Часто задают вопрос, что не получается записать готовый диск - невозможно выбрать рекордер. Решить проблему можно попробовать двумя путями:

  • Создайте и сохраните образ диска. В итоге должен получиться файл с расширением.DIM. Поменяйте это расширение на.ISO и выполните запись диска с помощью любой программы, поддерживающей запись образов дисков (например, Nero).
  • Скачайте и установите драйвера Gear . Перегрузите компьютер - программа должна увидеть Ваш рекордер.

Не смотря на то, что формат 24/48 и выше - явный оверкилл, записи в high-res форматах всё же обрели некоторую популярность в среде так называемых «цифровых аудиофилов». Впрочем, с другой стороны, получить DVD-Audio из студийной записи несколько легче - например, не надо отягощаться проблемой выбора алгоритма дезеринга для качественного понижения разрядности.

Так или иначе, в этой статье я хочу рассказать о формате DVD-Audio. А точнее, о том, как правильно извлечь из него аудио и привести его к удобоваримому виду.

Для примера я взял пару образов DVD-Audio. Первый - ISO образ диска с Седьмой симфонией Шостаковича в формате 5.1.

Итак, у нас есть файл *.iso. Для работы с ним мы будем использовать плеер foobar2000 с установленным плагином DVD-Audio Decoder , а также консольными кодерами - или любого другого формата. Для удобства вы можете скачать мою сборку foobar2000 , где всё это уже установлено.

Имеющийся образ мы можем открыть непосредственно в foobar2000, либо же смонтировать его и открыть в проводнике файл AUDIO_TS/AUDIO_TS.IFO:

Примечание: данный DVD является гибридным и содержит также файлы в папке VIDEO_TS. Это позволяет воспроизводить его на обычных DVD плеерах, как видео (аудиодорожка записана в формате AC3 5.1 448 kbps).

В плейлист добавятся найденные на диске треки:

Как правило, на диске имеется многоканальная дорожка и стерео дорожка. Обратите внимание: загрузку в плейлист стерео даунмикса, а также ненужных коротких аудиофайлов можно отключить в настройках плагина:

Нам понадобятся именно многоканальные треки. В данном случае они имеют формат, указанный в поле Title - левый, правый, левый боковой, правый боковой, центральный и НЧ каналы в формате 24 бит/48 кГц. Обратите внимание: некоторые диски могут содержать запись с разной частотой дискретизации у фронтальных и тыловых динамиков. Например, диск «Invaders Must Die» The Prodigy имеет формат Lf-Rf 24/96000 + C-LFE-Ls-Rs 24/48000 - т.е. фронтальные каналы имеют более высокую частоту дискретизации.

Теперь нам нужно определиться с форматом, в который мы будем кодировать аудио. Это может быть как lossless, так и lossy. В качестве формата без потерь я рекомендую FLAC или WavPack (энтузиастам могу также порекомендовать TAK , но воспроизвести его скорее всего удастся только на своём компьютере). Для кодирования во FLAC можно использовать FLACCL , что несколько повысит скорость кодирования и степень сжатия.

Если же вы не маньяк и не преследуете цель сохранить исходное аудио бит-в-бит, то можете воспользоваться lossy кодированием. В таком случае рекомендую использовать QuickTime AAC .

Теперь насчет частоты дискретизации. Если у каналов она оказалась разной, то при кодировании следует преобразовывать всё в более низкую, иначе получите в СВЧ области отражение более низких частот (т.к. декодер выполняет повышение частоты дискретизации по самому простому алгоритму, с использованием интерполяции нулевого порядка) - а это вовсе ни к чему. Так что в цепочку DSP следует установить SoX Resampler и выбрать в его настройках нужную частоту.

В моём случае, для симфонии Шостаковича результирующий средний битрейт FLAC (FLACCL, level 11) составил 4019 кбит/с против 6912 кбит/с у исходного MLP аудио. Теперь в полученные файлы легко можно записать теги.

Информация от спонсора

WaveSystems: интернет в автомобиле. Компания WaveSystems предлагает Вашему вниманию уникальную разработку, позволяющую пользоваться интернетом в автомобиле совершенно без перебоев.

48

* DVD-A *


При помощи какой программы можно записать оцифровку винила
в формате DVD-AUDIO ?

(не путать с псевдо форматом AUDIO-DVD, который можно слушать на любом DVD плеере)

==================================

1. Для прослушивания DVD-A необходим проигрыватель, поддерживающий данный формат.
(В моём случае - это Denon DVD-1930)
2. Для записи нам нужны исходные файлы в формате WAV.
Если оцифровка в формате Lossless, её необходимо разжать до WAV,
для этого вполне подойдёт
3. Нужна программа, которая поможет нам создать диск в формате DVD-AUDIO и прожечь его на болванку
для дальнейшего прослушивания на "железном плеере", поддерживающим этот формат .
Для меня важно было создать диск, который при запуске проигрывался бы от начала до последнего трека
без дополнительных переключений через пульт с простейшей навигацией без использования монитора,
так как мой плеер предназначен именно для прослушивания музыки, а не просмотра фильмов.
Соответственно выбор пал на простую в обращении программу, на которой можно быстро и просто
создать проект и записать диск.

На Windovs 7 64 устанавливается без проблем, запуск в режиме совместимости с пред. версиями Windovs.
*** Для полноценной работы на семёрке так же нужно скачать и установить
драйвера Gear
иначе программа не сможет увидеть ваш рекордер.

ВАЖНО!
1.Прога сохраняет проект в образ, если объём данных не превышает 4 ГБ .

2.Образ сохраняется с расширением DIM. Что бы иметь возможность прожечь
образ любой другой программой рекомендуется расширение DIM поменять
на расширение ISO
Как поменять расширение,

3.Прежде, чем прожигать проект, необходимо вставить чистый DVD-R (W) диск в дисковод,
иначе при нажатии кнопки "запись" появится сообщение об ошибке.
Тоже самое относится и при открытии сохранившегося образа для дальнейшего прожига.

4.Если созданный проект прожигать сразу, без предварительного сохранения образа,
объём информации можно довести и до 4,5 -4,6 ГБ, вот только тут вариант 50х50,
что диск будет записан без ошибок....
Поэтому надёжнее, когда запись 24-192 не превышает 60 минут звучания,
а 24-96 соответственно 2 часа .

5.Если вам нужно запустить диск и слушать его от первого до последнего трека не
отвлекаясь на менюшку для выбора между альбомами, имеет смысл создавать единый поток треков,
не разбивая их на группы по названию альбомов.

6. На компьютере воспроизводить образ можно при помощи плеера
поменяв расширение образа DIM на ISO

СОЗДАЁМ И ЗАПИСЫВАЕМ НАШ ПРОЕКТ:

Открываем Minnetonka Discwelder Chrome II.



В примере выше мы создали проект из двух винилов ULTRAVOX-BRILLIANT 2012 2LP
+ добавили "дописку" из альбома ULTAVOX-LAMENT 1984.
Далее займёмся настройками диска и пропишем все названия.
Открываем меню "File" -> "Album Properties":

Пишем в "Album Title" название проекта и в строчке "Track Defaults" выбираем режим воспроизведения STEREO (L,R) .
Далее открываем "CPPM" , отключаем все виды защит от копирования:

Нажимаем «ОК» и закрываем вкладки с сохранёнными параметрами.

Все названия прописаны и наш проект теперь имеет вот такой вид:

Создаём меню. Снова выбираем пункты "File" -> "Album Properties" и для начала жмём "Still Image Properties" :

В открывшемся окошке выберите "Aspect Ratio" 4:3 или 16:9 (в зависимости от того, какой у вас телевизор – обычный или широкоформатный). Поставить точку в 625/50 (это соответствует стандарту PAL).


Нажимаем «ОК» и попадаем в предыдущее меню. Тут жмем "Edit Generated Menu" .










=====================================

*** Несколько дней назад ко мне "прибыл" DENON DVD-1930 в идеальном состоянии,
давно имел желание записывать и слушать фонотеку в формате DVD-AUDIO, который
по качеству звучит ближе всего к оригиналам винила. Конечно, представленная в релизе
программа старая и наверняка имеются более хорошие, но эта программа позволила мне
без лишних "заморочек" создать для начала несколько дисков и послушать формат
24-192 и 24-96 реально оторванным от компьютера, разница звучания вдохновляет
на дальнейшее создание своей фонотеки на DVD болванках, образами которой
готов делиться со всеми, кому это будет интересно.

Для начала "забрал" на рутрекере ВИНИЛ-РИПЫ ULTRAVOX,
на основе которых и записал пробные болванки. Результатом
остался доволен.

1.ULTRAVOX-BRILLIANT 2012 2lp
автор - offset23

Жанр: New Wave, Synth-pop
Носитель: LP
Год выпуска: 2012
Лейбл: Chrysalis ?– 6242551
Страна-производитель: Europe
Формат записи: 32/192
Формат раздачи: 24/192
Продолжительность: 25:24 + 27:30

Код класса состояния винила: VG+
Устройство воспроизведения: Technics1210
Головка звукоснимателя: AT440
Предварительный усилитель: YamahaC4
АЦП: Juli@
Программа-оцифровщик: Au
Обработка: -

2.1980 Vienna, 1981 Rage In Eden, 1982 Quartet, 1984 Lament
автор - Dymokust

Ultravox - Коллекция (4 LP)
Жанр: Synth-pop, New Wave
Носитель: LP
Год выпуска: 1980-1984
Формат записи: 32/192
Формат раздачи: 24/192
Страна-производитель: Japan
Источник оцифровки: автором раздачи
Устройство воспроизведения: Technics SL-1200 MK5G
Головка звукоснимателя: Denon DL-S1
Предварительный усилитель: E.A.R./Yoshino
АЦП: RME HDSP 9632
Программа-оцифровщик: iZotope RX3
Обработка: iZotope RX3 (Deklick ручное удаление)

На их основе созданы пробные DVD-AUDIO диски:
1.ULTRAVOX 2021 2 LP BRILLIANT
формат: 24-192 wav
12 treak
time - 52:50 min.
вес архива: 3,48gb
Скачать:


==============

2.ULTRAVOX VIENA 1980, RAGE IN EDEN 1981, QVARTET 1982 (дописка 5треков)
формат: 24-96 wav
вес архива: 3,73gb
Скачать:

Внимание! У вас нет прав для просмотра скрытого текста.


==============

3.ULTRAVOX BRILLIANT 2LP 2012, QVARTET 1982, LAMENT 1984 (дописка)
формат: 24-96 wav
вес архива: 3,68gb
Скачать:

Внимание! У вас нет прав для просмотра скрытого текста.


==============

4.ULTRAVOX LAMENT 1984, QVARTET 1982, (дописка)
формат: 24-192 wav
вес архива: 3,77gb
Скачать:

Внимание! У вас нет прав для просмотра скрытого текста.


==============
Все образы проверены на работоспособность,
данной программой записываются без проблем.

Статистика пока что не очень благоприятна для новых форматов высокого разрешения. (Recording Industry Association of America) в 2003 году продано 0,4 млн. копий DVD-Audio, 1,3 млн. SACD, 1,5 млн. LP и 745,9 млн. CD. Продажи CD достигли пика в 2000 году и в настоящее время испытывают сильный спад. Возможно, интерес к CD ослабел благодаря феноменальному устойчивому росту формата DVD-Video - 369,6 млн., включая музыкальные DVD в 2003 году.

Даже в наши дни часто случаются курьезы: в 2004 году продавцы в специализированном магазине электроники спрашивают, а имеется ли у клиента в наличии специальный плеер для проигрывания только что купленного SACD диска (это при том, что на обложке диска написано Hybrid, то есть диск содержит и стандартную запись в формате CD-DA).

Каждому понятно, что возможностей для передачи качественного сигнала у форматов высокого разрешения больше. Вопрос лишь в том - насколько больше возможностей и где взять этот качественный сигнал? Всегда ли он присутствует на дисках с красивыми лейблами SACD или DVD-A? Немало споров о качестве форматов лежит именно в этой плоскости.

Рождение форматов

Производители настолько спешили представить потребителям новые форматы, что совершили очень много ошибок на этапе их внедрения, создав тем самым определенную позицию неприятия новых носителей. А именно:

  1. Первые SACD были , наиболее распространенного аппаратно-программного профессионального комплекса, работающего в PCM формате. Для обработки DSD потока на этапе мастеринга нужно было обязательно сконвертировать его в PCM, сделать изменения и снова сконвертировать в DSD. Если при должном качественном пересчёте DSD в PCM запись и не сильно страдает, то по крайней мере все рекламируемые теоретические преимущества Direct Stream Digital (т. е. прямой путь сигнала от микрофона в студии до колонок слушателя) явно ставятся под сомнения. К тому же, комплекс ProTools в те годы базировался главным образом на аппаратной обработке, с алгоритмами, рассчитанными по качеству на выходной формат CD-DA. Если же как мастер-фонограммы использовались 16 битные 44100 кГц PCM исходники, качество звучания такого SACD диска могло быть хуже подобной же записи на CD.
  2. Первые DVD-A также не могли продемонстрировать чудес качества. Несмотря на то, что большинство из них создавались в разрешении 24 бит 48 кГц, часть была и в 20 бит 48 кГц. Но формат развивался, появились сначала 24 бит 96 кГц стерео дорожки на DVD-A, а потом и мультиканальные дорожки 24 бит 96 кГц.

    Интересное практическое исследование качества DSD SACD и PCM DVD-A . Несмотря на то, что он пришел к выводу о преимуществе PCM 24/192 по точности представления сигнала, на осциллограмме меандра 10 кГц можно видеть идентичность результатов для форматов PCM и DSD. Размытие формы сигнала DSD объясняется наличием ультразвуковых шумов, осреднение картинки по времени произошло благодаря латентности пикселей экрана осциллографа.

    Трудности обработки

    Нужно учесть, что формат DSD более сложен для обработок в отношении управления басом (bass management) и регулировки задержки по фазе для выравнивания звучания в точке расположения слушателя, а также для акустической калибровки системы акустика-помещение для прослушивания. Все ждали DSP процессора для DSD стрима в бытовой технике, SONY анонсировала некоторые новые чипы (CXD9776Q и CXD9722Q), использующие алгоритмы DSD процессинга в своей брошюре в отношении STR-DA9000ES, но… в итоге согласно сервис мануалу все эти регулировки проводятся в PCM (в 9000 модели). Как известно, данная топовая модель не имеет калибровки акустической реакции помещения, хотя вполне могла бы, учитывая обработку в PCM и наличие подобных функций у ближайших конкурентов Pioneer, Yamaha и Denon (подобная регулировка присутствует в 3805 модели, и уже известна новая топовая модель 5805 с подобной регулировкой).

    Таким образом, на данный момент формат DSD с точки зрения наличия необходимых современных решений для производителей аппаратуры менее интересен, и даже сама Сони пока не готова представить рынку полный комплекс обработки DSD сигнала в своей оригинальной форме на уровне потребительских товаров непрофессионального назначения.

    Аналог vs. Цифра

    Винил в качестве источника информации на этапе внедрения CD-DA был сознательно дискредитирован, как качественный источник информации, произошло массовое промывание мозгов за счет маркетинговых средств компаний, заинтересованных в продвижении формата CD-DA. Даже сегодня при правильном воспроизведении формат LP (винил) не просто готов конкурировать с точки зрения качества звука с CD-DA, а, по мнению многих, зачастую превосходит цифру. В чем же причина?

    Еще один важный момент - нельзя забывать, что аналоговые оригиналы для последующей записи на LP обрабатывались, как правило, на аналоговом оборудовании, практически достигшем пика своего развития. Цифровое оборудование для CD-DA было очень несовершенным - низкое разрешение DSP для обработки (часто только 24 бита для 16-битного сигнала CD-DA, что давало округление выходного 32-битного числа при операциях умножения, и, как следствие, цифровые артефакты в выходном сигнале), низкие частоты сэмплирования, отсутствие диттеринга и noise-shaping, лишь позднее добавленных в арсенал CD-DA, высокий уровень джиттера в цифровых аудио-магнитофонах. На аудиофильских студиях было даже принято решение вернуться к аналоговым системам мастеринга.

    Все проблемы подобного типа остались записанными на CD, потому их качество от экземпляра к экземпляру так отличается, хотя вроде бы «цифра есть цифра». Впрочем, такие же или близкие по сути недостатки связаны и с ранними DVD-A и SACD, как известно.

    Зачем нам частоты выше 20 кГц?

    Мы подошли к важному этапу. На разных форумах в спорах о форматах и их качестве, задавался один и тот же вопрос: если человек не способен слышать частоты выше 20-21 кГц то, имея частоту дискретизации 44.1 кГц для CD-DA в соответствие с теорией проблем быть не должно. Зачем нам нужны 50 кГц, 70 кГц и даже 96 кГц, если мы все равно их не услышим? И второе. Если наши колонки по паспорту имеют полосу пропускания 20 Гц - 20 кГц на уровне –3 дБ, то зачем нам DVD-A или SACD? Динамики колонок не смогут воспроизвести необходимый спектр, и, мало того, интермодуляционные составляющие ультразвуковых частот могут попасть в звуковую область и исказить исходный сигнал. Не лучше ли просто не иметь этих ультразвуковых составляющих?

    Вот что говорит об ультразвуковых компонентах спектра уважаемый член сообщества аудиофилов, талантливый инженер Нельсон Пасс:

    «Хотя возможности человеческого слуха крайне низки на частотах выше 20 килогерц, спад ультразвукового спектра создает фазовые и амплитудные эффекты в слышимом диапазоне, например, простой спад (6 децибел на октаву) на частоте 30 килогерц дает фазовый лаг порядка 9% и спад амплитуды сигнала на 0.5 дБ на частоте 10 кГц. Эффекты могут быть не такими значительными, но их заметность на слух нежелательна в оборудовании, качество работы которого оценивается по нейтральности звучания» (). Таким образом, зная о , можно предположить значительное снижение уровня таких искажений в системах с более широким спектром воспроизводимого сигнала (в том числе и при качественном воспроизведении LP).

    Второй момент - если, пытаясь записать (trumpet), в оригинальном сигнале ограничить анти-алиазинг фильтром для спектра CD сигнала в сравнении с таким же фильтром для DVD-A 24 бит 96 кГц сигнала, то разница в фазовых искажениях оригинала по сравнению с записью будет существенной еще до подачи его на колонки. Колонки (правильно спроектированные) имеют достаточно пологую характеристику спада сигнала на ВЧ, зависящую, в основном, от конструкции твитера, а потому вносят менее существенные фазовые искажения, чем фильтр с резким спадом АЧХ, каковым, в частности, является формат CD-DA для сигналов с широкополосным спектром.

    Всё это ставит под сомнение обоснованность выбора частоты дискретизации 44.1 кГц для точной передачи сигнала в полосе 20 кГц. В то же время повышение частоты дискретизации до 96 или 192 кГц и сохранение бОльшей полосы спектра для последующей плавной аналоговой фильтрации является примером хорошего инженерного решения и, к счастью, не являются хоть сколько-нибудь сложной задачей, так как современные преобразователи в большинстве случаев работают в режиме оверсемплинга. Кстати, в том числе эта идея очень активно использовалась компанией SONY при раскрутке формата SACD.

    Попытки анализа спектра DVD-A и SACD

    А что же говорит наука о разнице в звучании DVD-A и SACD по сравнению с CD-DA и причинах наличия или отсутствия такой разницы? Обратимся к , наряду с Jim Fosgate одного из главных «моторов» в теории многоканального звука, человека, подарившего миру Лексиконовскую систему Logic7.

    Уважаемый профессор провел серьезные исследования и обнаружил, что зачастую на дисках DVD-A и SACD не присутствуют те самые широко разрекламированные ультразвуковые образы. Он предположил, что мы слышим разницу за счет интермодуляционных составляющих в ВЧ динамиках, попадающих в звуковую область. Профессор ссылается на работу Karou and Shogo «Detection of Threshold for tones above 22kHz». Да, действительно, мы не слышим ультразвуки выше 20кГц. Но вышеупомянутая работа была проведена в отношении сигналов с четными гармониками, и произведенными за счет нелинейности передачи в устройстве слышимыми нечетными гармониками. При ликвидации нелинейности и, соответственно, нечетных гармоник (а в реальности нечетные гармоники говорили лишь о появлении продуктов интермодуляции за счет данной нелинейности в звуковой области) ультразвуковые образы переставали быть слышными (то есть пропадали не только нечетные гармоники, но и интермодуляционные составляющие). Так и должно было быть, поскольку мы не слышим ультразвуковые сигналы синусоидальной формы.

    Профессор в презентации описывает свои мучения с аудиокартой для экспериментов, которая в итоге все равно оказалась не совсем пригодной, если взглянуть на уровень шумов в измерениях. Жаль, с хорошей специализированой картой результат по-видимому, был бы иным, позволив сделать и другие предположения.

    Сигналы уровнем –3 дБ и частотой 20 кГц и 25 кГц были поданы на колонки. Не ожидать на таких уровнях интермодуляции и в некоторых случаях клиппинга - это просто чудо, нужно устройство профессионального уровня (даже моя старая Audigy на уровнях –6 дБ и таких частотах дает клиппинг). Обратите внимание на видимый на спектрограммах шумовой порог (noise floor) в ВЧ-области. У связки плеер+аудиокарта профессора он достигает на спектре –90 дБ! Итог: вывод о слышимых продуктах интермодуляционных искажений от усилителя (не от колонок).

    Далее исследования профессора показали, что на взятых взаймы SACD и DVD-A дисках, в частности Diana Krall и Steely Dan, НЕТ ультразвуковых образов выше 23 кГц, причем что интересно, пороговый уровень шума в FFT анализе на DVD-A Steely Dan достигает -72 дБ (странный DVD-A, у которого шумы на несколько десятков децибел хуже ограничения для CD-DA), а для SACD уровень шумов чуть лучше, то все равно достигает -78 дБ! Как-то непонятно, мы то ведь СЛЫШИМ качественное звучание этих дисков. Работа уважаемого профессора натолкнула на идею проделать повторные измерения, взяв те же самые имеющиеся в наличии диски SACD и DVD-A, добавив к ним другие.

    Повторяем измерения

    Автором данной статьи были проведены качественные измерения профессиональной звуковой картой высшей категории Lynx L22 (двухканальный вариант звуковой карты ) как нельзя лучше подходящей для таких измерений (назначение «measurement» в частности ). Полученые результаты несколько отличаются от представленных в презентации доктора Гриесингера. Можно сделать некоторые предположения, в чем же причина отличий.

    В повторных измерениях для тех же самых DVD-A и SACD были получены не обнаруженые ультразвуковые образы в диапазоне от 25 кГц до >35 кГц и на уровнях до -50 дБ:


    Спектрограмма фрагмента DVD-A Steely Dan «two Against Nature»,
    голубым цветом - многоканальный режим, желтым - стерео



    Статистика DVD-A Steely Dan «two Against Nature»,
    слева - многоканальный режим, справа - стерео


    Спектрограмма и спектрограмма фрагмента SACD Diana Krall,
    На спектрограмме: синим - многоканальный режим, желтым - стерео
    На сонограмме: справа - многоканальный режим, слева - стерео

    Причем видимая на спектрограммах нижняя граница шума порядка -132 дБ для мультиканальной дорожки. Предположение о причине столь существенных отличий заключается не только в качестве аудиокарты, но и в фильтрации DVD-A/SACD плеером выходного сигнала, а также в разнице записанных сигналов на мультиканальных и стерео дорожках.

    Косвенным подтверждением данного утверждения являются измерения, в лаборатории журнала Stereophile и выявившие относительное сходство CD сигнала на гибридной дорожке и SACD стерео сигнала для известного мультиканального SACD «The Dark Side of The Moon». Видно, что они фактически идентичны, а вот мультиканальная дорожка уже ощутимо отличается от стерео (две картинки, иллюстрирующие сказанное):


    Спектрограмма фрагмента SACD «Dark Side of the Moon»:
    красным - многоканальный режим, желтым - стерео
    справа - многоканальный режим, слева - стерео


    На сонограмме: справа - многоканальный режим, слева - стерео
    На спектрограмме: красным - многоканальный режим, желтым - стерео

    Замеры были сделаны настолько возможно точно - сэмплы по соответственным пикам сигналов и уровням согласованы (то есть, усилен один из сигналов в Adobe Audition, с обработкой его с разрешением 32 bit floating point 96kHz) и затем сделано сравнение.

    Аналогичная ситуация для другого мультиканального SACD James Taylor «Hourglass» 1997, песня «Line ‘Em Up» и для всех других. На картинке видно, насколько разные сигналы на дорожках - начало того же самого фрагмента в канале соответствующего уровня:



    сравнение сигнала с линейных выходов плеера и ресивера,
    в многоканальном и стерео-режимах

    Поскольку трудно даже предположить, что THX-обработка добавляет какие-либо несуществующие ультразвуковые сигналы к реальным мультиканальным дорожкам, судя по всему, они все-таки присутствуют на дисках, протестированных дважды. Мы подходим к важному утверждению - проблема не в форматах, а в правильном их воспроизведении! Этот момент доказывают проведенные измерения.

    Большое спасибо профессору Гриесингеру за его труд, без которого не было бы и данной статьи. можно прочитать очень много полезного о теории мультиканального звука.

    Зависимость качества от способа воспроизведения

    И действительно, до сих пор бытовало мнение, усиленно поддерживаемое маркетинговыми людьми из лагеря SACD, что сигналы DSD наиболее корректно воспроизводятся через простой аналоговый фильтр (это позволяет избавиться от «ненужных» дополнительных преобразований из цифры в аналог), или с использованием дельта-сигма цифро-аналоговых преобразователей. Результат подобного качества воспроизведения, с использованием аналоговых фильтров в относительно высококачественных ЦАП PCM1738, виден на картинке:


    Фрагмент SACD James Taylor «Hourglass»,
    желтым и слева - сигнал в DSD формате напрямую на ЦАП плеера PCM1738,
    синим и справа - передача по i-Link и далее PCM и ЦАП ресивера PCM1704

    Высокочастотные шумы дают интермодуляционные помехи в звуковом диапазоне, плюс фазовые искажения за счет резкого среза спектра на 22 кГц позволяют при двойном слепом тестировании угадать разницу 19/19, то есть со 100% вероятностью. Заметим, что сигналы были совмещены по уровню и на частотах до 18 кГц визуально практически идентичны (на картинке показан тот же самый сэмпл).

    Таким образом, мы все-таки слышим ультразвуковые образы, и уровень шумов, который принято считать неслышимым для SACD-сигналов, играет свою роль, поскольку данные шумы высокого уровня, давая продукты от интермодуляции составляющих в звуковой диапазон (того же случайного порядка, как и сами шумы), могут влиять на прозрачность звучания и на восприятие сигналов отражения низкого уровня.

    Как правильно воспроизводить SACD?

    Как же правильно воспроизводить SACD? Можно согласиться с Дмитрием Андронниковым, высказавшим гипотезу о преобразовании DSD-сигнала в PCM и дальнейшем воспроизведении такого сигнала через мультибитные ЦАП. Именно такой подход реализован в ресивере AX10 (49TX) и в дальнейшем используется во всех топовых ресиверах Pioneer. В чем же дело, почему при, казалось бы, лишних «дополнительных преобразованиях» мы получаем лучшее качество? В снижении искажений (как ни парадоксально это звучит) за счет таких дополнительных преобразований. Реально суть в DSD->PCM конверторах (обычно для этой цели применяют SM5816 или в новых устройствах SM5819A), которые фактически представляют собой качественные цифровые фильтры и, работая на частотах 2Fs и 4Fs в известных нам устройствах, фильтруют все ВЧ-шумы SACD на уровне –130 дБ, не позволяя данным шумам создавать продукты интермодуляции в звуковом диапазоне а также «перегружать» ВЧ составляющими операционный усилитель в I/V цифро-аналогового преобразователя. Применяя до ЦАП цифровой фильтр, работающий в режиме оверсэмплинга, мы фильтруем остатки ВЧ помех от DSD потока, добиваясь для воспроизводимых SACD сигналов такого же качества, как и для DVD-A высокого разрешения. В качестве ЦАП в топовых Пионерах применяют мультибитные PCM1704, в топовом ресивере Yamaha Z9 новый мультибитный дельта-сигма ЦАП PCM1792, позволяющий сравнить режимы воспроизведения через DSD->PCM преобразование или через аналоговый фильтр, как это было сделано для PCM1738, но результат после проделанных измерений уже предсказуем.

    Подтверждением гипотезы Дмитрия является тот факт, что в новом цифровом топ-ресивере Сони STR-DA9000ES вся обработка сигнала идет в формате PCM, цепи DSD после преобразования DSD->PCM просто не используются и соответствующие ножки микросхем запаяны на землю (преобразованием DSD в PCM занимается конвертор SM5819A, перемаркированный Сони в ).

    Обратите внимание на разницу в уровнях шумов и спектрах при воспроизведении мультиканальных дорожек с тех же самых дисков и со стерео дорожек. Видно, что обычно стерео дорожки сделаны со стерео источников, зачастую с ограничением полосы пропускания на уровне 22 кГц и ощутимо более высоким уровнем шумов. Мультиканальные дорожки, обычно оригинальных мастер лент, отличаются совершенно другим уровнем качества сигнала. В свое время для многих было открытием существенная разница в качестве воспроизведения SACD multi-channel Dark Side of The Moon с использованием мультиканальных и стерео дорожек (SACD в обоих случаях), но после проведения измерений мы уже знаем, в чем дело.

    Таким образом, использование мультиканальных систем и конфигурации колонок по типу трифоника становится значительно более интересным мероприятием, чем считалось раньше, но об этом в другой раз.

    Прослушивание

    Сравнительное прослушивание широкого спектра записей DVD-A и SACD на комплексе оборудования достаточно высокого класса* не позволяют отдать предпочтение какому-либо из форматов, разница значительно зависит от качества мастеринга, и, фактически, не зависит от формата как такового. С учётом проведённого выше анализа и имеющегося у DVD-A теоретического запаса по динамическому диапазону, можно сделать предположение, что формат DVD-A еще не реализовал все свои возможности в современном оборудовании, в то время как SACD уже близок к максимуму своих способностей. И, тем не менее, на сегодняшний день эти возможности позволяют получить качество звука, вполне достаточное для удовлетвория запросов аудиофилов при корректном подходе.

    * Передача сигналов DVD-A и SACD по i-Link в полном разрешении, дальнейшее и далее (DSD сигнал преобразуется в PCM в SM5816 конверторах) через High-End цифровые фильтры DF1706 в режиме оверсэмплинга x8 (или х4 для 192 кГц сигнала) на мультибитные ЦАП PCM1704 с использованием высококачественных операционных усилителей OPA627 в преобразователе ток-напряжение и затем через усилитель мощности Pioneer AX10i (49TXi) на колонки M&K 150THX с сабвуфером M&K MX-350MkII.

    Перспективы форматов

    Итоги мы уже подвели, осталось сказать несколько слов о новых системах мастеринга, позволяющих добиться значительно более высокого качества как для SACD (DSD) так и для DVD-A. После выпуска системы , основанной на идее , весь мастеринг DSD стрима возможен без перевода в PCM, таким образом, исчезла проблема снижения качества дисков. Мы имеем крайне скудную информацию о данном чипе, но тем не менее общие принципы уже ясны. Для DVD-A авторинга используется, как правило, поддерживающий максимальное разрешение 24 бит 192 кГц и MLP-компрессию при наличии соответствующей программы (пока известна ), начальные музыкальные файлы могут быть подготовлены в любом профессиональном мультиканальном звуковом редакторе, таком, как , Steinberg Nuendo и других.

    С выходом относительно доступных DiskWelder Bronze и Steinberg Wavelab 5.0 формат DVD-A становится доступен значительно большему количеству пользователей, а, учитывая новые разработки в DSD (), работающие пока только на Macintosh платформе, скоро и SACD будет более или менее доступным форматом.

Вчера вечером удалось наконец конвертировать и причесать до конца остатки коллекции и загнать в iTunes (несколько обложек правда не видит, но это уже мелочи). Приложение XLD не очень понравилось по многим моментам:

1. Странно устанавливается - вроде бы поставилось и закрепил в Dock, но после перезагрузки на месте значка красовался знак вопроса. После повторного размещения и запуска все настройки слетели к базовым, запомнил слишком поздно (несколько альбомов конвертировал с именованием файлов по умолчанию).

2. Загружается все по одному альбому и конвертируется по одному альбому. Почти все другие программы позволяют сначала загрузить и скорректировать все, а потом скопом все обработать. Тут такого нет и самое главное нельзя выбрать папку в которой несколько альбомов, обязательно опускаться до уровня содержания альбома. Сильно снижает скорость работы (много накладных перемещений в проводнике).

3. Самый неприятный момент - ошибки при конвертации. Примерно один альбом из трех конвертировался с ошибкой. Оставалось одна-две песни, которым не были присвоены теги (это я исправлял прямо в Audirvana). Чуть реже возникала ошибка, что помимо тегов не была присвоена длительность и характеристика файла. Вот тут приходилось заново конвертировать (опять все манипуляции с загрузкой и получением сведений). Самое печальное, что заметил я сей баг поздно и к моменту обнаружения удалил исходники. Пришлось их заново перекачивать из основного компа по ТимВьюверу, которые периодически делал это очень медленно, хотя Миник воткнул в гигабитный порт.

4. Удаление. В настройках XLD есть галочка удаления после конвертации исходника. Вот когда без присвоения тегов конвертируешь она отрабатывает, а если предварительно загружаешь теги - нет. Это добавило геморроя еще на час примерно, ведь пришлось заходить в каждый альбом, чтобы вычистить WAV. Блуждать по удаленке по проводнику занятие то еще, поэтому я сжег чуток нервов на этой процедуре.

5. Труднее всего оказалось с разделением альбома на диски и со 2, 3 дисками. Концерт Стинга на DVD, например. Первый диск в базе найден и идентифицирован как первый диск, но второй пришлось нумеровать руками. Опять же из-за ошибке не присвоенных тегов при конвертации дисковое разделение не отрабатывало (если в альбоме хотя бы один трек не имеет номер диска - остальные Audirvana принадлежащими тому или иному диску не считает). Пришлось ползать по Audirvane и вручную перепахивать номера дисков и треков.

В общем: два вечера по несколько часов, немного нервов - и библиотека сформирована. На основной системе все играет через Audirvana с управлением по телефону, на портативе (кухня, ванная) играет через iTunes с самого телефона.

P.S. Забавно, но Audirvana видит мой BD проигрыватель как UPnP устройство вывода звука (а Dirac не видит, например). Правда при попытке что-либо отправить на экране устойчиво пишет, что "формат не поддерживается". Теоретически, если это решить, то у меня будет возможность кормить по сети BD проигрыватель, который будет уже по аналогу или коаксиалу выдавать на предусилитель сигнал (это к разговору в соседней ветке про худший звук с USB интерфейса по сравнению с BD).

Теперь можно вернутся к вопросу воспроизведения DVD и BD, буду искать привод для экспериментов.







2024 © gtavrl.ru.